Вторник , 19 Март 2024
Домой / КНИГИ / Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье

Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье

Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение
Глава I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ.
Глава II. Праздники АПОЛЛОНА.
Глава III. Праздники АРТЕМИДЫ.
Глава IV. Праздники АФРОДИТЫ.

Глава V. Мистерии
Мистерии — праздник посвященных в таинства.
Элевсинские мистерии — панэллинский праздник.
Участие жителей Северного Причерноморья в Элевсинских таинствах.
Праздники на Боспоре и в Ольвии по образцу Элевсинских мистерий.
Мистерии Кабиров в Самофракии и в Северном Причерноморье.
Празднества Кибелы и других богов восточного происхождения.

Глава VI. Дионисийские праздники.
Афинские праздники Диониса.
Праздники Диониса в городах Северного Причерноморья.

Глава VII. Праздники в театре.
Древнегреческие театры.
Театральные представления в Афинах.
Театр в эпоху эллинизма.
Античные театры в городах Северного Причерноморья.
Изображения актеров и театральных масок на предметах искусства из Северного Причерноморья.

Глава VIII. Праздники Афины.
Праздники Афины в городах Северного Причерноморья.
Празднование Великих Панафиней и участие в них жителей Северного Причерноморья.
Иллюстрации Панафиней на предметах прикладного искусства из Северного Причерноморья.

Глава IX. Праздники разных богов и героев

Герои киммерийских и скифских легенд в греческой поэзии и вазовой живописи VII—VI вв. до н. э.

Глава X. Домашние праздники.
Свадьба, традиции.
Симпосион, традиции пира.

Глава XI. Венчание венком и объявления о наградах на праздниках.
Венок — символ античного праздника.
Вручение золотого венка — награда за гражданские и воинские доблести.
Призы за победы на праздничных агонах.
Объявление о постановке статуи.
Провозглашение почётного декрета с решением о постановке каменной стелы с текстом декрета.
Дарование права проэдрии.
Похвала и праздничное угощение.

Глава XII. Спортивные и музыкальные агоны.
О гимнасиях в Северном Причерноморье

Глава XIII. Музыка, пение и танцы во время празднеств.
1. Музыкальные инструменты и их изображения на предметах прикладного искусства из Северного Причерноморья.
2. Музыканты, певцы и танцоры на античных праздниках
3.Роль музыки, пения и танцев во время празднеств в честь разных божеств.

Глава XIV. Праздники, календарь и определение времени
Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Праздник — одна из важнейших форм общественной жизни и культуры любого народа. В древности регулярные и экстраординарные праздники играли гораздо более важную роль, чем в новое время. Теперь разнообразные светские праздники по большей части превратились в декоративный элемент быта города и деревни, а в античности любые праздники всегда так или иначе были связаны с религией. Они консолидировали людей перед лицом почитаемых отеческих богов и составляли структуро образующий фактор общественной жизни. Современные ученые признают, что изучение того, как проводились праздники и как относились к ним все члены общества, характеризует народ не меньше, чем исследование его политической, экономической или военной истории.1

Жизнь древних государств состояла из череды будней и праздников. О значении последних не раз писали античные авторы. Вот как об этом размышлял Страбон (X, 3, 9; С. 467): «Общим для греков и варваров является обычай совершать священные обряды, соединяя их с праздничным отдыхом… Ведь отдых отвлекает ум от человеческих занятий и обращает подлинно свободный ум к божественному».

У греков и римлян не существовало регулярных свободных от работы дней, какими стали воскресенья в христианских странах, а функцию отдыха выполняли праздники. Платон в «Законах» (II, 653 d) подчеркнул именно это их значение: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили в замен передышки от этих трудов божественные празднества».

Праздники выстраивались в определенный иерархический ряд, и главные отмечались всей общиной; участие в таких торжествах являлось важнейшим средством самоопределения гражданина греческого полиса.

Будни заполнялись работой, исполнением общественных обязанностей, домашними заботами; в такие дни все греки ели умеренно и носили простую одежду, в которой граждане не отличались от многих неполноправных жителей города.2 Праздник противостоял повседневности как время радости и перерыва в работе, как возможность отвлечься от жизненных трудностей и семейных неприятностей. Участники праздника получали психологическую разрядку, ощущали полноту жизни, надевали лучшие наряды, зачастую специально сделанные для этого (Dem. XXI, 16, 22), ели более обильную и вкусную пищу, пили лучшее вино, допускали большую свободу нравов.

Социальная роль праздника состояла в консолидации граждан, проявлявшейся в совершении разнообразных ритуалов в честь божеств. На время праздника создавалась иллюзия равенства членов общины благодаря совместному проведению шествий, жертвоприношений, участию в танцах, пении, коллективных застольях и активному общению всех собравшихся на торжество. Праздники напоминали о значимых событиях в жизни государства, например о военных победах, а также играли существенную роль передачи культурных традиций из поколения в поколение.3

В науке об античности тема праздников затрагивалась в основном в связи с исследованиями религии греков и римлян.4 Специально греческим праздникам посвящены монографии лишь об Олимпийских играх5 и о всевозможных торжествах в Аттике:6 в первую очередь о драматических агонах на праздниках Диониса,7 а также о праздновании Великих Панафиней8 и Элевсинских мистерий.9 Такой выбор объясняется наличием разнообразных сведений именно об этих праздниках в античной литературе, в надписях и в отражении памятников изобразительного искусства.

В отечественном антиковедении изучение праздников занимает скромное место. До сих пор лучшим обобщающим трудом в этой области остаются главы, посвященные праздникам, в написанной более столетия назад книге В. В. Латышева «Очерк греческих древностей»,10 в которой ученый использовал все достижения науки того времени. Кроме того, есть отдельные книги об Олимпийских играх и афинских Великих Дионисиях, но их авторы повествуют в основном не об этих праздниках в целом, а об организации атлетических и драматических агонов, представлявших лишь часть торжеств.11

О праздниках в античных городах Северного Причерноморья кратко говорится в работах, посвященных религии12 или всестороннему изучению истории того или иного государства, в основном Ольвии.13 Более подробно тема праздников затронута в диссертации О. А. Ручинской «Общественная жизнь в античных городах Северного и Западного Причерноморья» (Харьков, 1996). Однако в этом исследовании описываются не конкретные праздники, а совершение обрядов, характерных для многих греческих торжеств, поэтому и глава с упоминанием праздников называется «Культовые обряды в общественной жизни античных государств Северного и Западного Причерноморья», и там нет рассказа о проведении того или иного определенного праздника.

Известный русский литературовед Μ. М. Бахтин писал, что между читателем и автором литературного сочинения происходит диалог, и чем талантливее писатель, тем на большее количество вопросов читатель может получить ответ. Нужно лишь суметь правильно поставить вопрос, и тогда на него будет дан ответ, потому что в выдающихся произведениях заложены многие пласты смыслов; поэтому каждое поколение исследователей может в трудах классиков открывать новые для нас знания.14 Подобный подход плодотворен при изучении не только письменных, но и археологических источников. До сих пор им редко и мало ставили вопросов об античных праздниках в Северном Причерноморье, но, мне кажется, они могут дать достаточно много ответов, освещающих эту сторону жизни государств на северном краю греческой ойкумены. Чтобы добыть такие знания, необходимо не только всесторонне рассмотреть археологические находки, но и сопоставить их с литературными, эпиграфическими и изобразительными памятниками Эллады — ведь культура этих государств была провинциальной частью античной цивилизации.

Итак, читателю представляется первый опыт комплексного изучения праздников в античных городах Северного Причерноморья, а также всех известий о посещении местными жителями праздников в Элладе. Хронологические рамки исследования охватывают VI-I вв. до н. э.; они включают время от основания греческих колоний на северном берегу Понта Евксинского вплоть до римского периода, во многом отличавшегося от предыдущей эпохи. На рубеже нашей эры появилось множество новых, особенно восточных, культов, поэтому стали широко справлять отличные от прежних праздники, а в связи с распространением христианства на закате античности в корне изменилась вся система праздников, отношение к ним и характер их проведения.

Сноски

1 Маринович Л. П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология / / Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 295.
2 Geddes A. G. Rags and Riches. The Costume of Athenian Men in the Fifth Century//Classical Quarterly. 1987. V. 37. N2. P. 326.
3 Топоров В. Η. Праздник//Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988. С.329-331; Шангина И. Предисловие / / Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.. 2001. С. 5-9.
4 Приведем основные работы, касающиеся роли праздников в религии древних греков: Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. СПб, 1899; эта книга переиздана в петербургском издательстве «Алетейя» в 1997 г.; Farnell L. R. Cults of the Greek States. V. 1-5. Oxford, 1896-1907; Nillson M. P. Griechische Feste von religiöser Bedeutung. Leipzig, 1906: Idem. Geschichte der Griechischen Religion. Bd. 1-2. München, 1955-1966: Burkert W. Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Stuttgart, 1977.
5 Этим играм посвящено множество научных и популярных работ. См. библиографию в главе «Спортивные и музыкальные агоны».
6 Mommsen Α. Die Feste der Stadt Athen in Altertum. Leipzig.l 898: Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1932; Parke H. W. Festivals of the Atheniens. London, 1977; Simon Ε. Festivals of Attica. An archaeological Commentary. Oxford, 1983.
7 Bieber Μ. The History of Greek and Roman Theater. Princheton, 1961; Picard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athen. Oxford, 1969.
8 См. изданные под редакцией Дж. Нейлс сборники: Goddes and Polis. The Panathenaic Festival in Ancient Athens. New-Jersey, 1992; Worshipping Athena. Panathenaia and Parthenon. Madison. 1996.
9 Новосадский Η. И. Элевсинские мистерии. Μ., 1887; Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996; Mylonas G. Е. Eleusis and the Eleusinian Mysteries. Princheton, 1961; Kerenyi K. Die Mysterien von Eleusis. Zürich, 1962.
10 См. прим. 4.
11 Варнеке Б. В. История античного театра. М.; Л., 1940; Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970; Шанин Ю. В. Олимпийские игры в поэзии эллинов. Киев, 1980; Он же. Олимпия. История античного атлетизма. СПб., 2001.
12 Русяева. А. С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1998.
13 Русяева А. С. Религиозные празднества / / Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье. Киев, 1999. С. 555-570; Скржинская М. В. Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н. э. СПб., 2000. С. 49-62; Мельпомена в Пантикапее. Под редакцией Н. Федосеева. Керчь, 2001. С. 25-50.
14 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 373.

Николай Данилевский «Россия и Европа»
Древняя Российская История от начала Российского народа

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*