Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Древнегреческие театры

Древнегреческие театры

Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

Глава VII. Праздники в театре
Древнегреческие театры.

Театр входит в число удивительных достижений древних греков.1 Они первыми создали литературный жанр драмы и построили здания для драматических представлений. Сначала возводились временные сооружения, а с V в. до н. э. началось строительство стационарных театров. Первоначально театр предназначался только для музыкальных и драматических агонов на дионисийских праздниках, а затем его стали использовать для проведения всевозможных празднеств, для заседаний народного собрания (Paus. VI, 5, 2) и даже для гладиаторских боев.

В театре обязательно стоял алтарь Диониса, а на время Дионисий туда приносили статую бога. С течением времени тематика празднеств в театре все меньше непосредственно касалась культа Диониса. Если в VI-V вв. до н. э. трагедии и комедии разыгрывались только на Дионисиях и Ленеях, то с эллинистического времени представления устраивались чаще. Однако актеры продолжали считать себя служителями бога, а жрецу Диониса отводилось самое почётное место и в римский период.

Многие греческие мистерии сопровождались представлениями на сюжеты сказаний о богах. Для этого строились особые здания, и места для зрителей носили название театрон — θέατρον, производное от глагола теаома — θεάομαι (смотреть, разглядывать).

26. Элевсинская бухта

По раскопкам известно, что помещения для зрелищ находились в Элевсине и в святилище Самофракийских богов. Но туда допускали лишь посвященных, поэтому теперь почти не известно, каковы были разыгрывавшиеся там действа. Только в культе Диониса драматические представления достигли своего апогея и превратились в искусство театра, доступное самым широким слоям населения античных государств.

На дионисийских празднествах в VI в. до н. э. греки слушали выступления хоров, которые пели и танцевали вокруг алтаря на площадке, называвшейся орхестрой (от глагола όρχέομαι — плясать, танцевать). Если орхестра находилась у холма, то зрители размещались на его склонах, а если празднество справляли на городской площади, то там строили временные деревянные подмостки, возвышавшиеся уступами. Такие подмостки сооружали на афинской агоре, и там впервые при тиране Писистрате стали регулярно проводить драматические агоны во время празднования Дионисий.

На рубеже VI-V вв. до н. э., когда состязались трагики Эсхил, Херил и Пратин, переполненные деревянные скамьи обрушились, и тогда, наверное, пострадало много народа. После этого Народное собрание постановило построить стационарный театр на южном склоне Акрополя близ небольшого храма Диониса Элевтерия, в котором хранилась древняя особо почитаемая статуя божества.

Жрецу храма Диониса Элевтерия в течение многих столетий предоставлялось самое почётное место первого ряда в афинском театре. До наших дней сохранилось предназначенное для жреца резное мраморное кресло, исполненное в I в. по образцу IV в. до н. э.2 Много раз перестраивавшийся театр Диониса в Афинах существовал на одном и том же месте вплоть до конца античности.

Начиная с эпохи раннего эллинизма, каменный театр вошёл в число обязательных общественных построек любого сколько-нибудь заметного греческого города. Как писал Павсаний (X, 4, 1), поселение без театра не могло называться городом. Остатки каменных театров обнаружены на руинах греческих городов в Элладе, Малой Азии, на Сицилии и в Причерноморье. На протяжении своего многовекового существования театры много раз перестраивались не только по причине обветшания построек, но и в результате изменения характера представлений. Поэтому по эволюции архитектуры театральных построек можно судить о некоторых чертах организации празднеств.

Античный театр всегда включал три основных элемента: орхестру, скену и театрон. Орхестра была круглой или полукруглой площадкой для выступлений хора; скена, буквально «палатка», первоначально служила местом переодевания актеров и хранения театрального инвентаря. С V в. до н. э. скену, находившуюся позади орхестры, начали художественно оформлять как декоративный фон для пьес: стена скены, выходившая на орхестру, чаще всего изображала фасад дворца или храма, перед которыми обычно развертывалось действие трагедий.

Места для зрителей, располагавшиеся уступами и подковой окружавшие орхестру, назывались театрон и дали наименование всему сооружению. Театрон в течение многих веков мало изменялся, он делился на секторы радиальными и концентрическими проходами. Орхестра постепенно теряла свою определяющую роль, потому что хор в пьесах отодвигался на второй план и в конце концов совсем исчез. В VI-V вв. до н. э. на орхестре выступали хор и актеры, а в эллинистический период актеры перешли играть на крышу невысокой скены либо на проскений, возвышавшийся за орхестрой перед стеной скены.

Сначала актеры и хор выходили на орхестру по двум боковым входам — пародам, находившимся между скеной и окончанием полукруга мест для зрителей. Поэтому в драме пародом называлась песнь хора, исполнявшаяся при его появлении на орхестре. В эллинистический период актеры выходили на проскений из двери в стене скены, обращенной к зрителю. Площадка для игры актеров с боковыми пристройками, называвшимися параскениями, явилась зародышем той «сцены-коробки», которая до сих пор используется в театре.3

Античный город Пергам (др.греч.Πέργᾰμον, англ. Pergamon) в исторической области Мизия на западе Малой Азии (ныне территория Турции) был центром влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII веке до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 до н. э. древний город Пергам стал столицей Пергамского царства. Наивысшего расцвета Пергам достиг при Евмене I (263—241 гг. до н. э.) и Евмене II (197—159 гг. до н. э.).

Амфитеатр Пергама состоит из 78 рядов сидений для зрителей. Высота от сцены до самого верхнего ряда — 36 метра. Театр Пергама вмещал до 50 тысяч зрителей. Древние авторы пишут, что в амфитеатре была поразительная акустика. Рвёшь лист бумаги на сцене и этот звук слышен на верхних рядах.

Пергам упоминается в Новом Завете: в нём, согласно Иоанну Богослову, находится одна из семи церквей Апокалипсиса, где расположен «престол сатаны» (Откр. 2:13).

Далее… ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В АФИНАХ

Театральные представления в Афинах
Праздники Диониса в городах Северного Причерноморья

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*