Суббота , 20 Июль 2024
Домой / Новое время в истории / 300 лет гражданину России и философу Иммануилу Канту

300 лет гражданину России и философу Иммануилу Канту

22 апреля 2024 года исполняется ровно триста лет со дня рождения выдающегося немецкого философа XVIII века Иммануила Канта. Эпоха Просвещения выдвигала на передовую общественной мысли самых интеллектуально одарённых людей, для многих поколений философов идеи Иммануила Канта являются «золотым фондом» философии той эпохи.

Жизнь и судьба

Эммануэль (а именно такое имя при рождении получил будущий гений философии) Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге в семье шорника – мастера по изготовлению конской упряжи. Его отец Иоганн Георг происходил из семьи шотландских эмигрантов в Мемеле (ныне Клайпеда, Литва). Семья Канта была не очень богатой, но очень чистой нравственно и порядочной,  именно это заронило в нём первый росток в личность. Вся жизнь философа прошла в Кёнигсберге. Удивительно, как в Восточной Пруссии, крае, где, казалось бы, испокон веку плодились исключительно куцые бюргерские умы, вырос деятель мировой философской мысли.

Хотя по мере взросления Канта финансовое положение его семьи всё ухудшалось, мальчик сумел получить неплохое образование. Он освоил латынь, греческую литературу и философию, теологию – вообще, в те годы упор в учебных заведениях делался на гуманитарную сторону науки. Впоследствии свой опыт обучения в гимназии Кант нещадно поносил – вероятно, именно из своего опыта учёбы в классической немецкой школе он вынес свои педагогические идеи.

„Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.“

„Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает всё добро на свете.“

„Характер — это способность действовать согласно принципам.“

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.“

„Только посредством образования может человек стать человеком.“

Как бы то ни было, делавший успехи в учении, хотя своих учителей Кант не уважал, за исключением учителя латыни, Иммануил всего шестнадцати лет от роду поступил в Кёнигсбергский университет. Студенчество позволило ему освободиться от родительской опеки, а также вести завидный свободный образ жизни – в ту пору в Пруссии студиозы получали статус «гражданина академии», и могли (до определённых пределов, конечно) не исполнять даже требования городских властей. Юноша быстро определился со своим призванием, увлёкшись философскими идеями и так преуспел в них, что даже стал подрабатывать, репетиторством с менее одарёнными сокурсниками.

В 1746 году Иммануил опубликовал свою первую работу – «Мысли об истинной оценке живых сил». Он не мог оформить её как научный труд, поскольку в ту пору обязательно все научные работы было писать на латинском языке, но молодой человек решил публиковаться на немецком. Работа, посвящённая дискуссии о живой и мёртвой силах между Рене Декартом и Готфридом Лейбницем, вызвала живейший интерес в университете и породила немалую полемику. Кант отверг безусловный авторитет обоих учёных, и занял центристскую позицию, находя в аргументах обоих сторон определённую правоту. И, хотя работа, по мнению последующих исследователей жизни и деятельности Канта, была небезупречной, но молодой учёный заявил о себе, что уже было немалым достижением.

В том же 1746 году отец Канта умер, и на Иммануила как старшего сына легла ответственность за судьбу трёх младших детей – двух сестёр и брата. Ему пришлось прервать учёбу и уехать из родного города, чтобы устроиться частным учителем в зажиточных семьях. В ту пору это было особой профессией – домашний учитель жил в семье, практически становясь её членом. Те, кто учился у него, вспоминали его преподавание с любовью, хотя сам Кант скептически относился к себе как к педагогу. Как только появилась возможность, спустя шесть лет после своего отъезда, Иммануил вернулся в Кёнигсберг и снова занялся научной деятельностью.


В 1755 году Кант защитил магистерскую диссертацию по теме «Краткий очерк некоторых размышлений об огне». На этом его многолетняя эпопея с учёбой завершилась, но, по правилам того времени, чтобы быть допущенным к преподаванию в университете, ему нужно было создать ещё один научный труд, и для него Кант избрал довольно сложную философическую тему, которая и сейчас не имела бы проблем с обоснованием актуальности научной проблематики – «Каковы окончательные границы истины?» Учёный покусился на критику теории авторитетнейшего немецкого учёного-энциклопедиста, философа-логика, математика Лейбница (1646 — 1716) и немецкого философа, математика, физика Христиана Вольфа (1679–1754).

Интересно, что, став преподавателем, Кант не получал от университета заработной платы, лишь гонорары от студентов. Впрочем, с последним проблем у него не было – Кант от природы оказался наделён способностями лектора. Умея объяснять сложные вещи доступно и просто, систематизировать подаваемый материал, одарённый изящным чувством юмора, он быстро стал пользоваться популярностью, и на его лекциях, особенно публичных, всегда были аншлаги.

Гонорары, правда, были не очень большими, и Канту, помимо философии, пришлось преподавать также логику, математику, физику, метафизику, географию, этику – уже хотя бы это позволяет понять, каким разносторонним был Иммануил Кант, чьи реальные заслуги перед наукой выходят за рамки чистой философии. Периодически Канта «подсиживали» на преподавательских должностях, из-за чего он даже пытался жаловаться прусскому королю Фридриху II.

Вообще, несмотря на периодические финансовые подарки судьбы, он всю жизнь страдал от нехватки средств, и, скорее всего, потому так и не обзавёлся семьёй – боялся, что не сможет содержать её.

Королевский замок Кенигсберга

В нашей стране довольно широко известен тот факт, что четыре года Кант прожил под властью русской короны. В годы  Семилетней войны (1756-1763 гг.) Кёнигсберг и Восточная Пруссия находились под русским управлением. Русская армия, одержав блистательную победу в Гросс-Егерсдорфском сражении19 (30) августа 1757 г. , погнала прусские войска на запад, и генерал-губернатор Смоленска Виллим Фермор занял Кёнигсберг. Положение для Пруссии тогда было угрожающее, скоро русская армия займёт Берлин, а Фридрих Великий в отчаянии даже хотел отречься от престола. По существовавшей тогда традиции, население города привели к присяге русской императрице.

Дом Канта в Кёнигсберге

Как и все остальные жители территории в январе 1758 года Кант присягнул на верность российской короне. Историки не нашли данных о том, чтобы в последующие годы Кант отказался от российского подданства.

И если бы не смерть императрицы Елизаветы Петровны и не воцарение Петра III, может, и древний славянский Кролевец, превратившийся со временем в Кёнигсберг, стал бы частью русского государства ещё тогда. Русские офицеры, образованные люди, с удовольствием ходили на лекции Канта, и даже брали у него частные уроки. А в 1762 году философа избрали членом Санкт-Петербургской Академии наук.

Философ и мыслитель

В тот период Кант был столь загружен, что ему некогда было заниматься собственно наукой. До 1762 года, когда Кёнигсберг вновь попал под власть Берлина, вышло лишь одно его небольшое эссе. Зато как раз в том году он опубликовал свой известный труд «Ложное мудрствование в четырёх фигурах силлогизма».
В 1763 году продолжил развитие высказанных идей в своей следующей работе «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин». Это одно из самых известных его произведений, своеобразное исследование противоположностей и суждений. Тогда же обозначились его стремления создать и сформулировать свою собственную теорию познания.

Путь к своей теории познания занял у Канта десятки лет. Сам он формулировал её как союз трёх элементов – метафизики, морали и религии. Соответственно, Кант рассматривал их как совокупность вопросов, соответственно каждому элементу это: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я смею надеяться». Высшей же точкой своей модели он видел антропологию, которая должна была отвечать на вопрос «Что такое человек?» Согласитесь, вопросы достаточно конкретны, что далеко не всегда бывает в философии, и рассматривают область, которая и сегодня занимает умы учёных, хотя, казалось бы, формулировки простейшие, но задел на их осмысление поистине вековой.

Пик творчества Канта – это его зрелость, 1780-е годы. Именно тогда вышли самые знаменитые его работы, которые и по сей день являются одними из фундаментальных работ мировой философской мысли.
В 1781 году издана «Критика чистого разума» Кант попытался осмыслить возможности познания эмпирическим путём. Как известно, данный путь познания, предполагает практический опыт и исследования, и является основополагающим в науке и по сей день, а заложенные Кантом мысли, творчески развитые и обогащённые последующими поколениями философов, имеют хождение не только в гуманитарных, но и в точных науках, и по сей день. Такие понятия, как «вещь себе», субъективность пространства и времени, подчинение бытия человеческой мысли и по сей день являются важнейшими постулатами в философии.

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности». (Из книги «Критика чистого разума»).

«…изменяется не само время, а нечто находящееся во времени». (Из книги «Критика чистого разума»).

«Необходимо быть нравственным, чтобы воспринимать прекрасное». (Из книги «Принцип чистого разума»).

«Всякое наше познание начинается с опыта». (Из книги «Принцип чистого разума»).

В продолжение своего трактата в 1788 году Кант написал философская работу «Критика практического разума». Каждому, кто изучал в университете философию, известно о разделении учёным разума на теоретический и практический, о необходимости сдерживать теорию доброкачественной практикой. Ещё более Кант в этой своей работе определил разум как основу познания в целом.

«Моральный закон возвышает ценность человека как мыслящего существа». (Из книги «Критика практического разума»).

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.“

Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остаётся наедине со злодеем.“

Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить её. И, таким образом, твоё собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».“

«Две вещи свидетельствуют мне о Боге: звёзды над моей головой и совесть внутри меня.«

Совесть есть сознание внутреннего судилища в человеке. Gewissen ist das Bewusstsein eines inneren Gerichtshofes im Menschen.“

Царство Божие придёт к нам только тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается. Вера эта ещё в зародыше. Но зародыш не может не разрастаться.“

Наконец, третья основополагающая философская работе Канта вышла в 1790 году, и получила название «Критика способности суждения», в которой он подводит итоги своим мыслям, высказанным в двух выше упомянутых трудах.
Кант делит философию на практическую и теоретическую, в основе которых лежит не метод, а предмет познания. Кант выделил царство природы, обладающее своими собственными физическими законами, основанными на принципах естествознания и царство свободы, основанное на законах человеческой морали и нравственности.
В этой же своей работе Кант выделяет фундаментальные способности человеческой души – к познанию, к желанию и к удовольствию; а также подводит базу под принцип целесообразности природного многообразия, подчинения его некоей закономерности. Кант выделил такие важные для его философской школы виды способности суждения – эстетическую и телеологическую.

Это далеко не полный обзор научного наследия Канта, а лишь самые известные его произведения, составивших скелет кантианства – философского течения, последователи которого есть и по сей день. А его мысли нашли своё применение в философии науки, причём любой, даже той, которая выделилась как самостоятельное направление после смерти самого Канта.

Кёнигсбергский университет

Конечно, реальные заслуги Канта намного шире. Именно Кант первым среди классических немецких философов осмыслил необходимость существования университетов, а также как никто метко дал характеристику своей эпохе. Просвещение он характеризовал как выход человека из состояния своего несовершеннолетия, то есть из невозможности пользоваться разумом без помощи кого-то другого.
Кант в высшей степени оригинальный мыслитель, которого ставят по значению в один ряд с Платоном, Коперником или Ньютоном.
Немалая заслуга Канта и в развитии педагогики, в своих работах он вывел собственные идеалы, цели и задачи педагогики, как науки, не потерявшие своей актуальности и по сей день.

Научные заслуги Канта признавали и его почитатели, и его противники. Наверное, у Канта было много завистников, потому и задержалось его продвижение по карьерной лестнице. Лишь в 1770 году он наконец стал профессором.
Сам Кант никогда не церемонился со своими критиками среди коллег-учёных, обзывая их неспособными понять его лентяями, а их претензии – существующими только в их головах. Не церемонился Кант и с людьми власть предержащими и духовенством, которым не нравился излишний материализм учёного. Немало людей считали его сумасбродом. Однако всем приходилось мириться с масштабом личности учёного, который уже при жизни стал иконой для молодых философов во многих странах мира.

На рубеже XIX века здоровье уже немолодого учёного пошатнулось. К тому времени он уже дважды избирался ректором Кёнигсбергского университета – в 1786 году и в 1788 году. Учёный реагировал на всё более прогрессирующие болезни в своём духе, жалуясь, что не знает, зачем и как ему жить, если он больше ничего не может принести в этот мир.

Даже находясь при смерти, из-за деменции мало что соображая, Кант преображался на глазах, когда с ним пытались заговорить на научные темы, пытаясь вести диспуты с приходившими его навестить коллегами и учениками. Философ тихо отошёл в мир иной немного не дожив до своего восьмидесятилетия. Иммануил Кант скончался 12 февраля 1804 г., будучи подданным российской короны.

На похороны учёного пришли тысячи людей, одних только студентов были сотни – столь велик был авторитет Канта. Похоронили его у северной стены Кафедрального собора Кёнигсберга. Несмотря на все перипетии истории, в том числе разрушительные бои за Кёнигсберг 1945 года, могила сохранилась до наших дней, и является одним из мест паломничества в современном Калининграде.

Кант в советской и российской науке

Хотя сочинения Канта проникли в Россию ещё при жизни автора, достаточно долгое время массово они не издавались на русском языке. А в первые десятилетия Советской власти к нему относились довольно настороженно, как и вообще ко всем классикам немецкой философии.
Особенно это ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца XVIII и начала XIX вв.», где упоминались и труды Канта. В публикациях тех лет припоминались некоторые его высказывания, которые можно при определённом подходе расценить как предтечу германского милитаризма и нацизма. На всех этих высказываниях чувствовался налёт времени, но даже тогда не отрицалось, что идеи Канта развивал и Гегель, и Маркс, и Энгельс, и другие классики философии.

В 1960-е годы на русском языке впервые было издано собрание сочинений великого философа Канта в шести томах. В предисловии издатели отмечали, что труды Канта — одни из теоретических источников марксизма, без изучения которых невозможно понять диалектику, а также полноценно критиковать «современную буржуазную философию».
Выпущенные в дальнейшем не вошедшие в собрание малоизвестные работы, а также записи лекций, письма и прочие материалы в целом довершили дело издания на русском языке всего наследия философа.

Приблизительно в 1960-е годы в значительной степени был возбуждён интерес исследователей к научному наследию Канта. При изучении дисциплины «Немецкая классическая философия» значение работ Канта, как учёного и мыслителя признавалось, бесспорно, его рассматривали в общем ряду немецких философов: Кант — Гегель — Маркс. Упор делался на материализм и диалектику Канта, но в советское время всё же они затенялись величиной Гегеля – в современной же философии гораздо большее внимание уделяется как раз Канту.
Наиболее крупные исследования работ Канта появились в середине 1980-х годов. После распада СССР научное сообщество отошло от рассмотрения научной проблематики через материалистическую или религиозную призму. Появились новые фундаментальные исследования, которые смотрят на наследие Канта под другим углом.
Главный результат – немецкое Просвещение окончательно реабилитировано в глазах научного сообщества, а кантианство окончательно осознано им как самостоятельно значимое течение.

Кант в России сегодня

Застрельщиком в деле продвижения кантианства в современной российской науке выступает Калининградский государственный университет, где логическое кантоведение – одно из ведущих направлений исследований на местном философском факультете.

Ещё с 1975 года Калининградском университете выпускается «Кантовский сборник». На базе университета проводятся научно-практические конференции с международным участием «Кантовские чтения», на которых ведущие специалисты представляют результаты своих исследований кантовской философии. Проводятся подобные конференции и в других вузах, но там, как правило, они приурочены к юбилейным датам – в Институте философии Российской академии наук, Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, Российском государственном гуманитарном университете, Санкт-Петербургском государственном университете, ряде региональных вузов. Международный характер этих конференций ознаменовал заодно и постепенное налаживание связей между российскими и зарубежными кантоведами.

В Балтийском федеральном университете, который, кстати, носит имя великого философа Канта, состоится Международный Кантовский конгресс – масштабное мероприятие, совмещающее в себе научную конференцию, философский симпозиум, различные научно-популярные и культурные мероприятия. В Калининграде на Международном Кантовском конгрессе, ставший ключевым событием юбилея Канта, собрал около 600 представителей 23 стран мира. Конгресс стал важной частью празднования 300-летия со дня рождения Канта.

Указ о праздновании 300-летия со дня рождения Канта подписан ещё 20 мая 2021 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Среди праздничных мероприятий разработаны новые экскурсионные маршруты, арт-события, реализованы кино проекты и конкурсные мероприятия, учреждениями культуры подготовлены новые выставки и обновлены старые экспозиции.
В Калининградской музее янтаря к юбилею Канта воссоздана обстановка его кабинета. Известно, что помимо философии, Кант увлекался минералогией и даже изучал свойства балтийского янтаря, в изобилии издавна имевшегося в Восточной Пруссии.

Для самого города Калининграда философ Кант уже давно стал своеобразным лицом города. В сувенирных лавках можно найти книги, статуэтки, открытки и прочую сувенирную продукцию с его изображением и цитатами.
Ещё в 1950-е годы была завершена перепланировка усыпальницы Канта, посетить которую считает своим долгом каждый приезжающий в Калининград.

В здании бывшего Кафедрального собора, на его третьем и четвёртом этажах, с 1995 года работает музей великого мыслителя Канта, ведущий большую научную и просветительскую работу. В экспозиции представлены документы, книги и другие экспонаты, связанные с его жизнью.
Ещё один Кантовский музей работает с 2018 года в посёлке Веселовка Черняховского района Калининградской области в бывшей усадьбе пастора прихода Юдшен. А в Балтийском университете имени Канта создан мемориальный кабинет-музей.

Необходимо упомянуть и топонимических объектах. В Калининграде имеется и улица Канта (получившая это название ещё при немцах, и именовавшаяся как Кантштрассе), и живописный остров Канта (бывший Кнайпхоф), на котором как раз и находится Кафедральный собор с усыпальницей великого мыслителя, и даже закусочные его имени.

В 1992 году был воссоздан поставленный ещё в 1857 году в городе памятник Иммануилу Канту. Эта скульптура бесследно исчезла ещё во время Второй Мировой войны, а взамен него на постаменте несколько десятилетий находился вождь немецкого пролетариата Эрнст Тельман. По сохранившейся модели был изготовлен новый памятник Канту, и теперь он стоит примерно на том же месте, что и ранее.

Географические объекты с именем Канта есть и в самой Германии, однако почитание этого великого немца не имеет такой широкой практики, как в России, и уж совершенно точно не выдерживает никакого сравнения с Калининградом, который с небывалом размахом в эти дни празднует юбилей Эммануила Канта.

Цитаты Эммануила Канта

Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.“

„Счастье есть идеал не разума, а воображения.“

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Любовь к жизни — это значит любовь к правде.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.“

„Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё — не есть всё.“

„Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.“

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.“

„Война дурна тем, что создаёт больше злых людей, чем их забирает. Der Krieg ist darin schlimm, dass er mehr böse Menschen macht, als er deren wegnimmt.“

Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.“

Имей мужество пользоваться собственным умом.“

„Чем больше привычек, тем меньше свободы.“

Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.“

 

Москва 20-х годов ХХ века
Железный канцлер строит Германскую империю

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*