Warning: filesize(): stat failed for /var/www/u1372913/data/www/ru-sled.ru/wp-content/uploads/wpo/images/wpo_logo_small.png.webp.lossy.webp in /var/www/u1372913/data/www/ru-sled.ru/wp-content/plugins/wp-optimize/vendor/rosell-dk/webp-convert/src/Convert/Converters/ConverterTraits/EncodingAutoTrait.php on line 70

Warning: rename(/var/www/u1372913/data/www/ru-sled.ru/wp-content/uploads/wpo/images/wpo_logo_small.png.webp.lossy.webp,/var/www/u1372913/data/www/ru-sled.ru/wp-content/uploads/wpo/images/wpo_logo_small.png.webp): No such file or directory in /var/www/u1372913/data/www/ru-sled.ru/wp-content/plugins/wp-optimize/vendor/rosell-dk/webp-convert/src/Convert/Converters/ConverterTraits/EncodingAutoTrait.php on line 73
Благодатный огонь и мусульмане | Русский след
Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Благодатный огонь и мусульмане

Благодатный огонь и мусульмане

В 638 году мусульманский халиф Омар, завоевал Иерусалим, бывший в составе  Православной Византии. К этому времени относится первое упоминание мусульманами о чуде дарования Благодатного огня. Исламский халиф Омар начал гонения на христиан, и Храм Воскресения перешел под управления мусульман. Однако,  и в этот период, накануне празднования Пасхи, в храме сохранилось литания Благодатного огня. Вскоре мусульмане Иерусалима стали отмечать, что ежегодное чудо дарования Благодатного огня не только укрепляет веру местных православных, но и способствует  распространению православия в исламской среде.

В  1187 году произошёл любопытный случай, когда сарацины под предводительством султана Салаха ад-Дина вновь захватили Иерусалим и изгнали оттуда крестоносцев. Салаха ад-Дина, хотя и не был христианином, пожелал присутствовать на праздновании дарования Благодатного огня. Когда он прибыл в храм, небесный огонь загорелся внезапно и все были глубоко поражены. Христиане радостно восславляли величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, был зажжен жульническими средствами. Желая у всех на виду произвести разоблачение, Салах ад-Дин приказал, чтобы была потушена лампада, в которой загорелся огонь ниспосланный с небес, однако, потушенный в лампаде огонь сразу же опять загорелся. Салаха ад-Дина трижды тушил священный огонь в лампаде, и благодатный огонь трижды возгоралась вновь.

О почтении мусульман к христианскому чуду обретения  Священного огня упоминает митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому:

«Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают: «Господи, помилуй!». Тогда внезапно является молния, и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».

Епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Венский и Австрийский Нафанаил (1906 — 1986), автор  богословских и исторических сочинений, пишет:

«В маленькое преддверие у самой пещеры гроба Господня входит только Патриарх и четыре высокого ранга турецких сановника, назначаемых для этого случая самим султаном. «Патриарх снимает все облачение и абсолютно всю одежду и белье. Турецкие вельможи подают патриарху длинный белый халат, где нет ни одной складки, ни одного кармана и с поклоном передают патриарху 33, тщательно осмотренные, Свечи. Турецкие сановники становятся у всех четырех отверстий гроба и наблюдают. Патриарх тихо молится, воздевая свечи горе. Стоящее у святого гроба духовенство приступает к особой, посвященной данному дню молитве.»

Святая Кувуклия над Гробом Господним. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня».

Как же происходит само чудо?

Чуду схождения Благодатного огня предшествует сложная церковная церемония. Незадолго до прихода в храм Гроба Господня Православного Иерусалимского Патриарха Феофила III, снимают печать с двери кувуклии. При свете большой лампады из 33 свечей служители осматривают, низкие своды пещеры и всю часовню. Вслед за этим, двери Кувуклии — алтаря небольшой часовни, в которой находится Гроб Господень, — опечатывают большой печатью в знак того, что её осмотрели, и в ней нет ничего, что позволило бы Иерусалимскому патриарху зажечь огонь обычными средствами.

Патриарх Иерусалимский Феофил в одном подряснике с не зажжёнными свечами и без каких-либо средств, которые могли бы привести к подозрениям о земном происхождении Благодатного огня, входит в Кувуклию, внутрь пещеры Гроба Господня с молитвою о даровании Благодатного огня, и наступило ожидание. Иногда молитва может занять не один час.

К этому моменту в храме Гроба Господня в Иерусалиме тысячи прихожан и паломников из разных стран мира с трепетной молитвой ожидали чуда – нисхождения благодатного огня. Молитва о даровании Священного огня продолжается до тех пор, пока не происходит чудо!

О скором свершении чуда в храме возникают в воздухе многочисленные вспышки и блистания голубоватого цвета молнии. А следом в Кувуклии появляются голубые огненные шарики. Кто-то считает, что они напоминают капли росы. Во время литании Святого Огня сами собой загораются лампады у Гроба Господня и свечи в храме.

После схождения Благодатного огня, патриарх Иерусалимский Феофил передаёт его верующим, которые зажигают свои свечи от Священного огня, который горит в связке из 33 свечей — по возрасту Иисуса Христа.

Паломники протягивали руки к огню и умывали благодатным огнем свои лица и головы, так как в самые первые минуты он не обжигает ни кожи, ни волос.

Православная арабская молодёжь, обычно, ведёт себя в храме активнее, чем остальные прихожане. Они сидят друг у друга на плечах, выкрикивая: «Наша вера – православная, наша вера – правая!», и просят Пресвятую Богородицу и Господа Иисуса Христа даровать православным Благодатный огонь.

Некоторых христиан удивляет реакция на это чудо схождения огня православных арабов, которые радуются и ликуют громче всех.

«Арабы громко кричат, будем называть это кондаками и тропарями, больше похожими на футбольные кричалки. Когда мне перевели люди, знающие арабский, это что-то типа «Христос наш! Он родился в нашей деревне!». И в этот момент у них восторг: они скачут, громко топают, громко кричат, и ты к этому невольно присоединяешься. В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости, что да, Христос наш, Он родился и в нашей деревне... Веселье, радость, все друг друга целуют, улыбаются… И так потихонечку это всё становится вселенским ликованием— рассказал Константин Малофеев.

Жители Иерусалима и простые мусульмане Палестины часто принимают участие в этом христианском празднике. Благодатный огонь признавался как чудо мусульманами, и даже использовался для исцеления. После схождения Благодатного Огня в Старом городе Иерусалиме начинается торжественное шествие с Огнём. Население Иерусалима  составляет около 800 тысяч человек. Вся христианская и арабская общины Иерусалима — более 300 тысяч человек,  участвуют в шествиях…

На протяжении ХII-ХХ века католики, празднующие Пасху раньше православных христиан, всё же присутствовали на литании Благодатного огня в Святую Субботу, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, католики вместе с служителями армяно-григорианской церкви обыскивали Кувуклию и самого Патриарха.

Православные же упрекали католиков в том, что они являются единственной из христианских конфессий в Иерусалиме, не признающей чудо Благодатного огня.

«В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».

Мусульмане не отрицают факта сошествия Благодатного Огня. Мусульмане почитают Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих пророков, приносят в свои дома Благодатный Огонь и зажигают от него свои домашние светильники.

Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своём Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Огня во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Пётр. Придя ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. Святитель Григорий Нисский сообщает:

«Сие видев, Пётр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно».

Самое раннее письменное свидетельство очевидца о Благодатном Огне на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Образ рая в христианстве и исламе
Как праздновала Пасху в Кремле в 1900 - 1903 годах

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*