Среда , 8 Февраль 2023
Домой / КНИГИ / Николай Данилевский «Россия и Европа»

Николай Данилевский «Россия и Европа»

10 декабря 2022 г. исполняется 200 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского (10 декабря (по ст. стилю 28 ноября) 1822 — 7 ноября 1885 г.) – естествоиспытателя, экономиста, этнолога, философа, историка Российской империи, идеолога панславизма и славянофильского движения, первооткрывателя цивилизационной историософии.

Самое известное сочинение Николая Данилевского«Россия и Европа», опубликованное в 1869 году, стало по определению Достоевского, «настольной книгой каждого русского».

Николай Данилевский
«Россия и Европа»

Содержание:

ГЛАВА I. 1864 и 1854 годы. Вместо введения.

Сравнение двух годов. — Равнодушие Европы к Дании и симпатия к Турции. Голштейнский вопрос. — Восточная (Крымская) война; значение ключа Вифлеемского храма. Венская нота; политический образ действий Европы в переводе на сферу частных отношений. — Общественное мнение Европы. — Откуда меряние разными мерами?

ГЛАВА II. Почему Европа враждебна России?

Россия не есть завоевательное государство. — Что такое «завоевание»? Финляндия. — Остзейские провинции. — Западный край. — Польша. — Бессарабия. Кавказ. — Сибирь. — Характер русских войн. — Россия не есть гасительница света и свободы. — Священный союз. — Убийство Коцебу. — Либерализм России не уменьшает вражды к ней. — Невежество Европы относительно России. — Европа не признает нас своими.

ГЛАВА III. Европа ли Россия?

Что такое Европа? — Искусственность деления частей света. Культурно-исторический смысл Европы. — Россия не принадлежит к Европе. — Роль России по мнению Европы. — Россия есть препятствие к развитию европейской цивилизации. — Пожертвование низшим для высшего; Маркиз Поза. — Внешний политический патриотизм; ультрарусская партия. — Где примирение между народным чувством и требованием прогресса?

ГЛАВА IV. Цивилизация европейская тожественна ли с общечеловеческою?

Запад и Восток. — Прогресс на Востоке; Китай. — Смерть народов. — Что такое система науки? — Естественная система. — Её требования. — Оценка общепринятой системы в науке всемирной истории. — Новая естественная группировка исторических явлений; культурно-исторические типы. — Их перечисление. Этнографический материал.

ГЛАВА V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития.

Пять законов развития типов. — Закон сродства языков и политической независимости. — Закон непередаваемости цивилизации. — Влияние Греции на Восток. — Влияние её на Рим. — Влияние Рима. — Пересадка цивилизации. — Прививка цивилизации. — Почвенное удобрение. — Закон разнообразия и силы составных элементов типа. — Обязанности отдельного человека к своему типу. — Нельзя знать обязанностей к человечеству. — Закон краткости периодов цивилизации. — Прогресс и его пределы. — Переход из этнографического состояния в государственное.

ГЛАВА VI. Отношение народного к общечеловеческому

Понятия наших западников об общечеловеческом и национальном. — Учение славянофилов. — Не может быть единого или высшего осуществления идеи человечества. — Национальное принимается за общечеловеческое. — Род и вид. Общевидовое и всевидовое. — Славянский тип.Идея Славянства — высшая идея для каждого славянина. — Наука не есть синоним цивилизации. — Национальность в науке. — Что такое истина? — Субъективная примесь. — Односторонность и разновременность. — Предпочтение известных предметов. — Примеры: математика. Общий ход возрастания каждой науки. — Развитие астрономии. — Пять периодов. Развитие химии.- Физика. — Ботаника. — Зоология. — Минералогия и геология. Языкознание. — Период искусственной системы. — Таблица великих учёных. — Особое направление ума у немцев. — Классификация наук. — Невозможна общая теория общества.

ГЛАВА VII. Гниёт ли запад?

Вероятно ли в настоящее время появление новой (славянской) культуры? — Что такое гниение? — В каком периоде развития находятся европейские общества? Момент высшего развития сил; результаты его наступают позже.- Пример Греции, Рима, Индии.- Определение эпохи, в которой находится цивилизация Европы.

ГЛАВА VIII. Различия в психическом строе

Деление человеческих племён Ретциуса. — Выводы из него. — Насильственность черта германо-романского типа. — Нетерпимость. — Папство. — Разделение церквей. Прозелитизм. — Торговля неграми. — Война за опиум; покровительство Турции. Отсутствие насильственности у славян. — Особенность переворотов в жизни русского народа. — Принятие христианской веры. — Освобождение крестьян. — Что такое у нас аристократизм и демократизм. — Классификация нравственных качеств.

ГЛАВА IX. Различие вероисповедное

Откровение. — Четыре понятия о церкви. — Понятие протестантское. Мистическое воззрение на церковь. — Католическое понятие. — Неосновательность папских притязаний. — Непоследовательность католиков. — «Свободная церковь в свободном государстве». — Отношение церкви и государства; брак. — Православное понятие о церкви. — Рационализм Европы.

ГЛАВА X. Различия в ходе исторического воспитания

Определение государства. — Отношение между народностью и государством. Племена несознательные. — Племена умершие для политической жизни. — Одна народность — одно государство. — Различные формы государства. — Федерация; союзное государство, союз государств и политическая система. — Происхождение государства. — Культурородная сила леса. — Зависимость как условие для развития государства. — Рабство. — Данничество. — Феодализм. — Гнёт мысли и гнёт совести в средневековой Европе. — Внутреннее противоречие в жизни современной Европы. Франция — самое полное выражение Европы. Очерк французской истории. Благоприятные обстоятельства Англии. — Гнет отвлеченного государства. — Начало национальности. — Столетние периоды. — Характер XIX века. — Вопрос национальности и Наполеоны. — Связь вопросов национальных со славянским вопросом. — Особенности исторического развития России. — Призвание варягов. — Татарское нашествие. Смутное время. — Крепостное состояние.

ГЛАВА XI. Европейничанье — болезнь русской жизни

Неполное здоровье России. — Необходимость петровского преобразования. Отношение Петра к России. — Две стороны его деятельности. — Европейничанье и три его формы. — Искажение формы быта. — Вред для искусства; для ваяния. — Для живописи. — Для архитектуры. — Вред для промышленности. — Разделение русского народа на два слоя. — Влияние на инородцев. — Перенесение чужеземных учреждений. — Судебная реформа. — Адвокатура. — Освобождение печати. — Действие печати на публику. — Истинная сила периодической печати. — Times. — Смотрение на дела России сквозь европейские очки. — Наши «аристократы» и «аристократки». Союз «Вести» со всеми аристократиями. — Нигилизм. — Заискивание милости Европы. Отречение от панславизма. — Учение Монроэ. — Войны времен Александра I. Действие Восточной войны. — Гордыня России. — Польское дело.

ГЛАВА XII. Восточный вопрос

Бессилие дипломатии. —  Мнение историка Соловьева. — Никогда не было борьбы между Азией и Европой. — Древневосточный вопрос. — Македония. — Наследники Рима германцы, наследники Византии — славяне. — Синхронизмы, как признак разумности мироправления. — Свойства воды. — Синхронизм книгопечатания, взятия Константинополя и открытия Америки. — Различие религиозное. — Новый период восточного вопроса. — Магометанство. — Его смысл в истории. — Отношение Европы к туркам. — Польша. — Значение России. — Третий период восточного вопроса.Неясность целей России в отношении к Турции. — Необходимость соединения либеральной и национальной политики. — Значение освобождения крестьян для восточного вопроса. — Постепенное разъяснение восточного вопроса.

ГЛАВА XIII. Место Австрии в восточном вопросе

Краткий очерк истории образования Австрийского государства. — Без славян и русских невозможны были бы культура и политическое развитие Германии. Упразднение идеи Австрийского государства. — Меттерних. — Категории государственных мужей; великие политики, личности трагические и трагикомические. — Способы сохранения Австрии после Меттерниха: централизм, дуализм и федерализм; невозможность Австрии во всех этих формах. — Мысль об австрийской федерации славян. — Мысль об австро-турецкой федерации. — Идея Всеславянства.

ГЛАВА XIV. Царьград

Центральность местоположения Константинополя. — Его четыре названия и четыре эпохи его истории. — Права на Константинополь. — Что такое историческое право? — Константинополь есть res nullius. — Кому обладание Константинополем всего полезнее? — 1) Ахиллесова пята России.- 2) Величина России. — 3) Необходимость для России флота, а для флота Чёрного моря. — 4) Расширение нравственного влияния России от обладания Константинополем. — Царьград должен быть столицею не России, а Всеславянского союза.- Славянская федерация с Россиею во главе, как решение восточного вопроса. — Члены федерации должны быть крупны. — Цель её не есть поглощение славян Россией. — Состав Всеславянского союза и перечисление его членов. — Польский вопрос. — Наилучшее решение его при посредстве Всеславянской федерации.

ГЛАВА XV. Всеславянский союз

Россия не может быть членом европейской политической системы. Вмешательство никогда не приносило ей пользы. — Россия должна быть противовесом Европе. — Две судьбы, предстоящие России. — Значение союза для остальных его членов. — Для Греции. — Для Булгарии.  — Что такое русская интеллигенция. — Для Сербии. — Для Чехии. — Для Румынии.-  Для Польши и Венгрии. — Мнимое властолюбие России. — Три разряда подданных. — Страх перед мировладычеством. — Необходимость Славянского союза для человечества. — История Европы в отношении к другим народам. — Система политического равновесия. — Главные случаи его нарушения и сохранения. — Препятствие к всемирному владычеству Европы. — Гибельный результат общечеловеческой цивилизации.- Условия и следствия Всеславянской федерации.Возведение русского языка в общеславянский. — Необходимость для борьбы с Европою.

ГЛАВА XVI. Борьба России с Европою.

Закон сохранения запаса исторических сил. — Правило русской политики. Россия не заинтересована в системе равновесия в Европе. — Равновесие вредно для России, а нарушение выгодно. — Отношения России к главнейшим представителям европейского могущества. — К Англии. — К Франции. — К Пруссии. — Внутренние источники сил России. — Дисциплинированный энтузиазм. — Оценка войн, веденных Россией с Европою. — Сочувствие славян. — Крестьянский надел.

ГЛАВА XVII. Славянский культурно-исторический тип.

Четыре разряда культурной деятельности. — Первичные культуры. — Одноосновные культурно-исторические типы. — Европейский тип. — Троякая анархия Европы. Надежды и свойства славянского мира. — Характер славянской религиозности. Способность к государственности. — Особый характер русской политической деятельности — отсутствие владений и колоний. — Способен ли русский народ к свободе? — Русские бунты. — Общественный и экономический строй России. — Община и социализм. — Культура в тесном смысле слова. — Поглощение сил строением государства. — Противоположность между Америкой и Россией. — Задатки способностей к наукам и искусствам. — «Мёртвые души». — «Борис Годунов»; «Война и мир» . — Картина Иванова. — «Преображение» Пименова. — Мицкевич. — Славянство четырехосновный культурно-исторический тип. — Два потока всемирной истории.

Вместо заключения.

Н. Н. Страхов «О книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа».

Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*