Воскресенье , 10 Ноябрь 2024
Домой / Арктическая родина - Гиперборея / Былина об исцелении Ильи Муромца.

Былина об исцелении Ильи Муромца.

ЗОЛОТАЯ НИТЬ. Жарникова С. В.

ГЛАВА ВТОРАЯ Путеводная нить
СКАЗКИ, БЫЛИНЫ, ЗАГОВОРЫ.

Не менее ярко и наглядно ведические истоки прослеживаются и в севернорусских былинах. Такова, например, былина «Исцеление Ильи Муромца», записанная А. В. Марковым в 1901 году от выдающейся беломорской сказительницы Аграфены Матвеевны Крюковой, представительницы знаменитой династии сказителей Крюковых. Согласно сюжету былины, трое калик перехожих попросили у Ильи Муромца «милосьтину спасёную», но не «золотой казной», а «пивом сладким». (См. Р. Б. Пандей. Древнеиндийские домашние обряды… С. 113, 128.) Илья

«Нацидил, сходил на погрёб, цяшу пива сладкого,
Подаваёт все каликам перехожим,
Перехожим каликам, переброжим тут,
Подаваёт ведь он ото всей радосьти;

Он ведь кланеитце им всем до сырой земли,
До сырой ли до земли, до ихных резвых ног.
Они попили-то тут да пива сладкого,
И немного они цяши оставляли тут,

Оставляли они цяши, подают ему:
Ты возьми у нас исьпей, да ты Илья же свет;
После нашего питья — да мы скажом тебе —
Теперь будь-ко ты, Илья, да ты по имени.

Ишше будь-то ты свет да Мурамець,
Илья Мурамець да свет Ивановиць.
Каково ты во себе слышишь здоровьицё?
Я ведь слышу по себе-да теперь здрав совсим…

Теперь здрав-то совсем, всё здоровёшенёк, —
Мы скажом теперь про то, тебе поведаём:
Принеси-ко ты ище пива другу цяшу. —
Нацидил-то он другу да пива сладкого,

Он принёс-то всё каликам перехожим.
Испивали калики во другой након,
Оставляли ему да ту полцяши всё.
Выпивал-то Илья да всё ись цяши тут. —
Говорят ему калики перехожия,

Перехожи калики, переброжия:
Ты ведь слышишь ли в собе теперь каку силу?
— Отвёчает Илья, да Илья Мурамець,
Илья Мурамець, да сын Ивановиць:
Я ведь слышу-ту силушку в собе великую:

Кабы было кольцё в матушки в сырой-земли,
Я бы взял-то я сам бы единой рукой,
Поворотил бы всю матушку сыру-землю. —
Ишше тут-то калики говорят да промежу собой:

Как мы ведь силы-то тебе много дали —
Ай не будет носить-то тебя матушка сыра-земля.
Говорят калики перехожия:
Принеси-ко нам пива во третей након. —

Он принёс-то сходил да в третей након.
Ай ведь попили они, немного этот раз оставили.
— Допивай, — ему сказали, — пиво сладкое.
Ты ведь много ли собе теперь имеешь всё силушки,
Ай ты слышишь по своим-то могучим плецям?
Я ведь цюю в себе, слышу силы в половиночку 107.

Таким образом, Илья Муромец трижды приносил каликам пиво и трижды допивал после них остатки, нимало этим не смущаясь. То, как Илья принимал нежданных гостей и выполнял все их пожелания, можно объяснить древнерусскими обычаями гостеприимства.

С. В. Максимов в своём «Годе на Севере» рассказывает о том, как принимал его старик помор. Усаживая гостя под образа в красный угол, он говорил:

«У нас, твоя милость, таков уж из веков обычай, коли и поп туда засел, да нежданный гость пришёл на ту пору — мы и попа выдвинем. Нежданный гость — почестей гость!». Говоря о святом своего гостя — Сергии Радонежском, хозяин объясняет: «Его, стало, святыми молитвами мне бог ноне гостя послал; он вымолил…» 108. (курсив мой — С. Ж.).

Но вот что говорится в Махабхарате об отношении к странникам, пустынножителям, в русском варианте — каликам перехожим:

«Для пустынножителей полагается помощь вещами, ибо проводят жизнь эти благочестивцы, удостоенные пути благочестивцев, в изучении Писаний, в посещении криниц, в странствовании для лицезрения (святых) мест, в лежании на (голой) земле. Их полагается почтить вставанием, выходом навстречу, безропотной речью, предложением удобного сидения для отдыха, удобного ложа, угощением, уважением» 109.

Собственно, всё это и делал Илья Муромец. Согласно ведическим традициям вся жизнь свободнорожденного мужчины делится на три этапа: ученичество, домохозяин, странник. Илья Муромец, которому уже 30 лет — домохозяин и в этом своём качестве должен исполнять то, что положено домохозяину.

«Для домохозяина нет лучшей (очистительной) криницы, чем гостеприимство… Старцев, больных, голодных, гонимых тайными врагами сверх сил надо одарять имуществом, даже из запасов» ио, ибо «Гость — (владыка) в мире Индры; в мире богов — знаток обрядов». Согласно древним арийским установлениям «тех, что (себе) не варят, наделять обязан домохозяин. Он должен всегда питаться остатками (от жертвы их), как амриту — напиток богов, всегда вкушая; (ибо) остаток жертвы — амрита (дающая) наслаждение, как (сама жертва) хавис».

Хавис — это жертва предкам — подателям плодородия, силы и здоровья, но, как свидетельствует Махабхарата:

«Здесь (у домохозяина) жертвами и обрядами ублажаются боги, напитками — предки» из, т. е. жертвенное возлияние хавис — возлияние предкам.

Таким образом, Илья Муромец, допивая остатки пива после калик перехожих, олицетворявших собой его предков, выполнял свой долг домохозяина. Илья — крестьянский сын, что постоянно подчеркивается в эпосе.

В древнеарийском обществе существовало четыре сословных группы-варны: жрецов-брахманов, воинов-кшатриев, земледельцев и ремесленников — вашьев и слуг-шудр. В связи с этим сословным делением считалось, что жертва брахманов — подвиг, заключающийся в знании, жертва кшатрия — защита своего народа и убийство врага, жертва шудры — услужение, а жертва вайшьи (т. е. земледельца и ремесленника) — возлияние хавис «4.

Таким обрзом, Илья Муромец, как земледелец, также выполняет свой долг, принося установленную для земледельцев жертву предкам — возлияние хавис, т. е. «пиво сладкое», которым он поит калик перехожих. Из текста былины следует, что странники и Илья выпили из трёх кубков. Интересно, что в одном из древнейших гимнов Ригведы (II, 37) говорится именно о трёх священных кубках:

«Он испил из кубка хотара,
И опьянился из кубка потара,
И насладился из кубка нештара,
Помещенной (туда) жертвенной усладой.
Четвертый кубок, неприкосновенный, бессмертный
Пусть выпьет Дравинодас (как кубок)Дравинодаса!»

Здесь хотар, потар и нештар — три жреца: главный жрец, жрец- очиститель и жрец-приводитель. Таким образом, три жреца (трое калик перехожих) дают Илье Муромцу силу жизни из трёх полагающихся им кубков. Четвертый кубоккубок бессмертия — принадлежит только богу (Дравинодасу, т. е. дарителю богатств) и испить из него и стать бессмертным Илья не мог.

Итак, перед нами обряд жертвоприношения предкам, которые дают герою здоровье, силу и предрекают судьбу, говоря:

«Ты ище-то будешь ездить во чистом поли,
Во чистом-то поли тебе да смерть не писана».

Такое пророчество закономерно в свете ведических представлений о жизненном долге каждой варны. Ведь Илья Муромец — крестьянин, земледелец и ему, как вайшье, умирать на ратном поле не пристало, в то время как для воина (кшатрия) такая смерть — жизненный долг.

В тексте былины есть слова, подчеркивающие родство трёх калик перехожих с Ильей и их сакральные функции. Об этом сведетельствует следующее обращение калик к Илье:

«Уж ты гой еси, ты цядушко единоё,
Ты едино, ты цядушко любомоё...»,

И его обращение к ним:
«Уж вы гой еси, мои милы калики,
Вы, перехожия спасёны, переброжия» |17.

Как и положено выходцам из иного мира, с «того света», калики не просто уходят из дома Ильи Муромца, они исчезают: «Ишше тут-то калики-ти стали всё невидимо; он нигде-то больше не завидел тут».

Надо отметить, что такая обрядовая архаика, зафиксированная на уровне древних арийских текстов, сохранилась не только в былинах и сказках, но даже в некоторых бытовых поведенческих нормах, характерных для русского народа.

Примечания к главе второй:

Баландин А. И. Мифологическая школа… С.40.
Ригведа. Мандалы I-IV.. С.543.
Буслаев Ф. И. Славянские сказки // Буслаев Ф. Русская народная поэзия. — СПб. — 1861.-С. 310.
Пропп В. Я. Русская сказка. — Л.: Изд. ЛГУ. — 1984. — С. 68-69.
Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 69.
Ненаглядная краса. — Минск. — 1992. — С. 55-61.
Ненаглядная краса…, С. 51-54.
Диво дивное. Т. 2. — М.: Современник. — 1993. — С. 77-80.
Махабхарата (в пересказе Н. Р. Гусевой). — М.: Детская литература. — 1984. -С. 19.
Русские заговоры…, С. 28, 47, 66, 81,82.
Поэзия и проза Древнего Востока. — М.: Худ. Литература. — 1973. — С. 409.
Русские заговоры…, С. 74.
Русские заговоры…, С. 47.
Кузьмина Е. Е. О двух перстнях Амударьинского клада. //Сов. Археология. — 1979. — № 1. — С. 43.
Русские заговоры…, С. 44, 46, 47, 49,84, 94
Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 73-74.
Русские заговоры…, С.49.
Мифы народов мира. Энциклопедия, т.1. — М.: Сов. Энциклопедия. — 1991. — С. 49, 75.
Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье. //Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. — 1912. — № 1. — С. 12.
Жарникова С. В. Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии. // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО). М.: Наука. — 1989. — Вып. 16.
Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах. //Средняя Азия в древности и средневековьи. — М.: Наука. — 1977. — С. 68.
Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет…, С. 61,67.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука. — 1981. — С. 344,365.
Фольклор Русского Устья. — Л: Наука. — 1986. — С. 212.
Русская народная поэзия. — Л. — 1984. — С. 193.
Фонд ФЭЦМКРФ. — СПб. — № 1750-05. — Псковская обл. Велико-Лук- ский p-он, Пореченский с/с, д. Горбаки 28.01.1985).
Русские заговоры…, С. 93, 157.
Русские заговоры…, С. 273.
Русские заговоры…, С. 81.
Русские заговоры…, С. 157.
Русские заговоры…, С. 99.
Русские заговоры…, С. 59.
Поэзия крестьянских праздников. — Л. — 1970. — С. 56.
Кузьмина Е. Е. О двух перстнях Амударьинского клада с изображением цариц. // СА. — 1979. — № 1. — С. 44.
Жарникова С. В. Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис). // Культура Русского Севера. — Вологда. — 1994. — С. 108-119.
Русская народная поэзия. — Л. — 1984. — С. 240.
Савченко С. В. Русская народная сказка: История собирания и изучения. — Киев. — 1914. — С. 37.; Кузьмин А. Г. Падение Перуна. — М.: Молодая гвардия. — 1988.-С. 232.
Черненко Е. В. Скифские лучники. — Киев.: Наукова думка. — 1981. — С. 135-137.
Вертоградова В. В. К истокам пракритской поэзии (охотничьи песни). // Древняя Индия. зык, культура, текст. — М.: Наука. — 1985. — С. 107.
Русские заговоры…, С. 56, 49.
Русские заговоры…, С. 55.
Ригведа. Мандалы 1-IV.., с. 45.
Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. -М.:. — 1982.-С. 146.
Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия…, С. 146.
Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде. // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. — 1913. — № 1. — С. 26.
Фонд ФЭЦ МК РФ. — СПб. — 1996.
Фонд ФЭЦ МК РФ. — СПб. — 1996.
Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 70.
Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 69.
Поэзия и проза Древнего Востока. — М.: Художественная литература. — 1973. -С. 401.
Поэзия и проза Древнего Востока…, С. 401.
Древность: Арьи. Славяне. — М.: Палея. — 1996. С. 23.
Атхарваведа. Избранное. — М.: Наука. — 1976. — С. 326-327.
Ригведа. Мандалы 1-IV.., С. 138.
Ригведа. Мандалы I-IV.., С. 137.
Ригведа. Мандалы I-IV.., С. 137.
Ригведа. Мандалы I-IV.., С. 111
Ригведа. Мандалы I-IV.., С. 111.
Мифы народов мира. Энциклопедия, т.2. — М.: Сов. Энциклопедия. — 1992.С. 553.
Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2…, С. 553.
Русские заговоры…, С. 31,32.Фонд ФЭЦ МК РФ. — СПб. —
Русские заговоры…, С. 172.
Русские заговоры…, С. 176.
Русские заговоры…, С. 175.
Пандей Р. В. Древнеиндийские домашние обряды. — М.: Высшая школа. — 1990. — с. 126-127.
Пандей Р. В. Древнеиндийские домашние обряды…, С. 226.
Да услышат меня Земля и Небо. — М.: Худ. Литература. — 1984. — С. 96.
Русские заговоры…, С. 141.
Русские заговоры…, С. 117.
Обряды и обрядовый фольклор. — М. — 1997. С. 81.
Русские заговоры…, С. 110-111.
Пропп В. Я.Диво дивное.., С. 56-59.
Диво дивное…, С. 59.
Русские заговоры…, С. 59.
Русские заговоры…, С. 121.
Фонд ФЭЦ МК РФ. — 1997.
Русские заговоры…, С. 27.
Русские заговоры…, с. 37.
Махабхарата. ВыпускУ Мокшадхарма. — Ашхабад.: Ылым. — 1983. — С. 609.
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма…, С. 651.
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма…, С. 652.
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма…, С. 652.
Махабхарата. ВыпускУ. Мокшадхарма…, С. 651.
Пропп В. Я- Русская сказка…, С. 70.
Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименко. 4.2. Народная словесность.// Труды этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском Университете. — М. — 1878. — Кн. У — Вып. II.С. 200 (№ 16).
Русские заговоры…, С. 157.
Русские заговоры…, С. 81, 59.
Обряды и обрядовый фольклор…, С. 183.
Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды…, С. 211.
Русские заговоры…, С. 93.
Русские заговоры…, С. 108.
Бируни Абурейхан. Индия. Ташкент: Изд. АН УзССР. — 1963. — С. 346.
Мифы народов мира. т. II… С. 35-36.
Кобылина М. М. Об изображениях Мойр в Северном Причерноморье… // СА.
1971.-Mb3.-C.252.
Мифы народов мира. т. I. — С. 132.
Русские заговоры… С. 112.
105Тихов В. Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии. — Пермь.: Урал-Пресс. — 1993. — С. 13.
Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской. //СА. — 1990.МЬЗ. — С. 226.
Былины. Сост. В. И. Кулагин. — М.: Современник. — 1986. — С. 105-107.
Максимов С. В. Избранные произведения. Т. 2. — М.: Худ. Литература. — 1987.-С. 89-90.
Махабхарата. Мокшадхарма… С. 63.
Махабхарата. Мокшадхарма… С. 236.
1,1 Махабхарата. Мокшадхарма… С. 269.
Махабхарата. Мокшадхарма… С. 268.
Махабхарата. Мокшадхарма… С. 63.
Махабхарата. Мокшадхарма… С. 231.
1,5 Ригведа. Мандалы I-IV.. С. 280.
Былины… С. 108.
Былины… С. 105.
Былины… С. 108.

Далее… ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Нить времени. ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ

Обряды и праздники. Свадьба.
Переход между миром живых и мёртвых в сказках

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*