Четверг , 1 Декабрь 2022
Домой / Античное Средиземноморье / Изображения актеров и театральных масок на предметах искусства из Северного Причерноморья.

Изображения актеров и театральных масок на предметах искусства из Северного Причерноморья.

Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

Глава VII. Праздники в театре.

Изображения актеров и театральных масок на предметах искусства из Северного Причерноморья.

Неизвестно, когда греки в Северном Причерноморье начали разыгрывать пьесы, но уже в V в. до н. э., как говорилось выше, многие из них видели представления в афинском театре. Они делились впечатлениями об этом с друзьями и родственниками и могли иллюстрировать свои рассказы росписями на привозных аттических вазах, а также терракотовыми статуэтками актеров и копиями театральных масок.

В IV в. до н. э. в городах Северного Причерноморья появляются стационарные театры, и в них ставят драмы и комедии. Косвенно на это указывают многочисленные статуэтки актеров не только импортного, но и местного производства.

52. Актеры в масках. Фрагмент краснофигурного кратера из Ольвии. Вторая половина V в. до н. э.

Среди рисунков на вазах наиболее выразительна роспись на фрагменте краснофигурного кратера второй половины V в. до н. э. (рис. 52).35 Этот дорогой крупный сосуд находился в доме состоятельного ольвиополита, недаром его осколок найден на полу жилого дома в центральном квартале города. Уцелела часть стенки, прилегавшая к венчику, опоясанному орнаментом из лавровых листьев. Под ним на тулове кратера располагалась многофигурная композиция, по-видимому, в два или даже в три ряда один над другим. Теперь остались лишь части четырех фигур из верхнего ряда, все они нарисованы в профиль: в центре авлет, пред ним и за ним актеры и меньший персонаж, вероятно, ребёнок. Музыкант в традиционном для выступления в театре узорчатом хитоне с длинными рукавами аккомпанирует игре артистов на аулосе. Голова музыканта охвачена форбеей, потому что он выступает в театре под открытым небом, и нужно извлечь из инструмента громкий звук. Актеры представлены в движении, они выразительно жестикулируют руками. Их лица закрыты масками, выделенными белой краской, на головы надеты парики с женскими прическами из длинных волос с узлом сзади, поверх них завязаны повязки с украшениями надо лбом.

Около женских персонажей тёмным лаком написано слово «кали» καλή (хорошая, прекрасная), около ребёнка тот же эпитет в мужском роде, а над головой музыканта — καλή αυλός, то есть прекрасный аулос. Так вазописец, а скорее, заказчик вазы выразил своё отношение к исполнителям понравившейся пьесы. Роспись явно выполнена по заказу и изображала сцену из определенного спектакля. Остаётся только гадать, сделан ли кратер для посетившего Афины ольвиополита, или местный заказчик решил потом продать вазу, и она оказалась в Ольвии. Хочется думать, что вернее первое предположение; ведь именно в это время наладились оживленные связи Афин и Ольвии. Она входила в Афинский морской союз и посылала свои взносы к празднику Великих Дионисий. Ольвийские послы и купцы присутствовали в театре, когда шла изображенная на кратере пьеса, так что смысл сцены на вазе был хорошо понятен её ольвийским владельцам.

Актеры разыгрывают какую-то явно не комическую сцену, но не из трагедии, потому что афинские вазописцы не изображали трагиков во время исполнения роли, они лишь иллюстрировали мифы, на сюжет которых писались трагедии.

Только в IV в. до н. э. на италийских вазах появляются фигуры трагических  актёров играющих в трагедии.36 Можно предположить, что на кратере представлен эпизод из сатировской драмы. В ней герои носили такие же костюмы, как в трагедии, а хор состоял из полуобнаженных сатиров.

53. Драматург Деметрий, авлет Проном, актеры и хористы. Краснофигурный кратер из Руво. Начало IV в. до н. э.

Сюжет рисунка на ольвийской вазе напоминает картину на кратере мастера Пронома.37 Не известный по имени вазописец называется так потому, что он нарисовал авлета, написав рядом с ним имя знаменитого беотийца Пронома (Paus. IX, 12, 4), аккомпанировавшего на представлении сатировской драмы, которую разыгрывали в афинском театре изображенные на вазе актеры. Среди них художник нарисовал драматурга Деметрия, бога театра Диониса и его жену Ариадну (рис. 53).

54. Актеры в костюмах Геракла и Паппосилена. Краснофигурный кратер из Руво. Начало IV в. до н. э.

На вазе мастера Пронома все актеры держат в руках маски. Двое одеты в характерные для трагедии нарядные узорчатые одежды. Один из них исполнял роль Геракла, так как в руке у него дубина и на плечо накинута львиная шкура — атрибуты героя. Рядом с ним стоит предводитель хора, игравший старого силена или сатира. В руке у него маска с седыми волосами и бородой, а сам он одет в характерный косматый костюм, закрывающий все тело (рис. 54).

51-актёр в роли Силена

В подобном костюме изображен силен на упомянутом выше рельефе из пантикапейского театра (рис. 51). Такое одеяние надевали актеры в ролях Паппосилена или корифея хора сатиров.38

Остальные персонажи — безбородые юноши, участники хора. Их обнаженные тела прикрывают лишь меховые набедренные повязки с привязанными впереди кожаным фаллосом, а сзади — хвостом. Один из них, надев маску, исполняет танец сатира, остальные беседуют между собой, держа маски в руках. Таким образом, мы видим актеров, собирающихся играть пьесу Деметрия. Роспись вазы даёт наилучшее представление о внешнем виде хора и его корифея в сатировской драме конца V — начала IV в. до н. э.39

55. Сцена из пьесы о детстве Диониса. Крышка краснофигурной леканы из Пантикапея. IV в. до н. э.

Картины на двух аттических вазах IV в. до н. э. из Пантикапея также связаны с сатировскими драмами. На краснофигурной ойнохое нарисован сатир, подкрадывающийся к нимфе, беседующей с ребенком-сатиром; так вазописец запечатлел веселую сценку из сатировской драмы.40 Сюжет о детстве Диониса из другой пьесы того же жанра украшает крышку краснофигурной леканы (рис. 55).41

О том, что это не просто иллюстрация мифа, говорят костюм одного сатира, аналогичный представленному на кратере Пронома, и фигура музыканта, играющего на аулосе. Он одет в длинный нарядный хитон, характерную одежду аккомпаниатора в театре. Близкую параллель этой фигуре можно увидеть на мозаике II в. до н. э. со сценой обучения актеров, одетых сатирами.42 В той же позе в фас к зрителю авлет стоит и играет на таком же длинном аулосе, указывающем на низкий тембр инструмента. Он также увенчан венком и одет в ниспадающий до пола узорчатый наряд, имеющий длинные рукава и круглый открытый ворот.

Сюжет пьесы заимствован из мифа о воспитании маленького Диониса нимфами. Художник изобразил сатира, передающего младенца нимфе. Здесь же нарисована пантера, священное животное бога, и виноградная лоза. Остальные персонажи представляют традиционные для вазописи сцены преследования нимф сатирами. Сюжет пьесы о воспитании ребёнка Диониса знали также жители ольвийской хоры. На поселении Глубокая пристань найдена терракота, изображающая в полный рост актера в маске силена, держащего на руках маленького Диониса.43

Рисунки и статуэтки не воспроизводят в точности ту или иную драматическую сцену, но представляют импровизацию художника на тему определенной пьесы и связанного с ней мифа. Поэтому наряду с актерами и музыкантами вазописцы включали в свои картины мифические персонажи без театральных костюмов.

Изображения трагических актеров и масок на предметах искусства в коллекции археологических материалов из Северного Причерноморья встречаются значительно реже, чем аналогичные комические образы. Полностью уцелела терракотовая фигурка трагического актёра из Фанагории.44 Она сделана из местной глины на рубеже нашей эры и не принадлежит к хорошим образцам древней коропластики. Лицо актера скрывает трагическая маска, увенчанная высоким онкосом — треугольной приставкой, увеличивавшей рост исполнителей героических ролей в трагедии. На маске выделяется большой раскрытый рот с опущенными углами. Одетый в длинный плащ актер стоит, перебирая рукой струны какого-то неясно изображенного музыкального инструмента. Судя по форме и тому, что инструмент оперт на стоящую рядом высокую подставку, это — тригон, род древней арфы.

Разные виды театральных масок сейчас известны по их терракотовым копиям и изображениям на предметах искусства. Настоящие маски делали из пропитанной гипсом материи и иногда из дерева, затем их раскрашивали и к верхней части прикрепляли парик. Искусством изготовления масок владели специально обученные мастера, называвшиеся σκευοποιοί (Aristoph. Eq. 232; Aristot. 450 b, 20).

Актёр во время действия переодевал несколько масок, показывая, как меняется настроение или состояние героя (например, смена маски требовалась Эдипу после его ослепления), либо переходя к другой роли, потому что один и тот же артист зачастую изображал нескольких персонажей. По большей части маски представляли типы, хорошо известные и понятные зрителям. Но иногда, особенно в афинском театре V в. до н. э., изготовляли маски имевшие сходство с высмеиваемыми людьми; такой была маска Сократа в «Облаках» Аристофана (Ael. Var. Hist. II, 13).

56. Терракотовая трагическая маска из Пантикапея. I в. н. э.

Множество различных типов театральных масок описано в словаре Поллукса (IV, 133-154). Поллукс назвал 28 трагических масок: 6 видов стариков, 8 -юношей, 3 — слуг и 11 женских масок. Для новой комедии Поллукс перечислил 11 разновидностей масок юношей, 9 — стариков, 7 — рабов, 14 молодых и 3 старых женских маски. По маске зритель сразу понимал, каковы пол, возраст, социальное положение и даже основные черты характера того или иного персонажа.

57. Терракотовая маска раба из Ольвии. IV в. до н. э.

Находки терракотовых театральных масок в Северном Причерноморье показывают, что местные греки знали много разновидностей театральных масок. Среди трагических наиболее выразительна маска I в. н. э. из Пантикапея (рис. 56),45 а среди комических — выполненная в IV в до н. э. маска раба из Ольвии (рис. 57).46 Там же найдена крупная терракотовая маска, возможно, служившая украшением театра.47 Наибольшее количество масок в Северном Причерноморье обнаружено при раскопках Боспора.48

Театральные маски часто украшали вазы с дионисийскими сюжетами. Таковы рельефные трагическая и комическая маски на серебряном сосуде IV вв. до н. э. из Пантикапея; вазу украшают виноградные листья и грозди, а ручки вазы сделаны в виде фигурок сатиров с сирингами в руках.49

Керамический сосуд IIΙ в. до н. э. из города Кепы имел ручки в форме комических масок.50 Трагические маски нередко встречаются среди гипсовых прилепов на боспорских саркофагах.51 Это объясняется связью театрального искусства с культом Диониса. Он, подобно всякому земледельческому богу, имел хтоническую ипостась, соотнесенную с загробным миром. Возможно, некоторые маски из Северного Причерноморья воспроизводят не театральные, а использовавшиеся во время мистерий.

С определенной сценической ролью можно связать несколько масок и статуэток Геракла, любимого персонажа как трагедии, так и комедии. Одна боспорская маска героя относится к его серьезным образам.52

Четыре статуэтки V-IV вв. до н. э. из Пантикапея, Феодосии и Херсонеса представляют Геракла в комедиях. Там он изображался пьяницей и обжорой; достаточно напомнить его роль в «Птицах» Аристофана. На упомянутых статуэтках Геракл одет в костюм комического персонажа с привязанным фаллосом; актёр снабжен атрибутами героя — львиной шкурой и палицей. Феодосийская и две херсонесских статуэтки сделаны в Аттике, а пантикапейская местного производства.53

В V-IV вв. до н. э. терракотовые статуэтки комических актеров поступали в Северное Причерноморье из Аттики,54 а в эпоху эллинизма их стали привозить из Малой Азии и некоторых других областей Эллады. Например, фигурка комического актера из Мирмекия изготовлена в конце IV в. до н. э. в Коринфе.55 В то же время появляются подобные терракоты местного производства.56

Комические персонажи из древней и средней комедии одеты в обтяжное трико, короткий хитон и плащ. Под ними прикреплялись утолщения, деформировавшие торс, с нижней части которого свисал большой кожаный фаллос. Уродство фигуры усугублялось широкой маской, делавшей актера большеголовым и лишавшей его шеи. Этот гротескный костюм, вероятно, заимствован из народных маскарадов, представлявших фаллических демонов.57

В таком наряде мы видим актера древней комедии на двух сходных статуэтках из Ольвии и Пантикапея.58 Аттические скульпторы зачастую изображали комических актеров в роли раба, сидящего на алтаре; там он, наверное, искал убежище от наказания после совершения недостойных проделок.59 Подобные терракотовые статуэтки и фигурные сосуды найдены в Ольвии, Пантикапее и в кургане Большая Близница на азиатской стороне Боспора.60

Комический актер в женской роли представлен тремя похожими статуэтками IV в. до н. э. из Ольвии, Пантикапея и кургана Большая Близница. Артист одет в женский хитон и гиматий, из-под которых выпирает большой живот. Возможно, это гротескный образ беременной старухи.61 Иногда коропласт снабжал актера атрибутом, напоминающим хорошо известный образ из одной или нескольких пьес. Такова аттическая статуэтка IV в. до н. э. из Пантикапея, изображающая комического актера с молотом на плече.62

Гротескные персонажи заполняли комедии вплоть до IV в. до н. э. Начиная с комедий Менандра, старинное одеяние комического актера сменилось обычной одеждой, исчезли фаллос и уродливые маски на положительных героях. Это отразилось на терракотовых фигурках из Северного Причерноморья. Редкая группа из двух актеров найдена в Пантикапее; один имеет маску и костюм раба, а другой — юноша в обычном одеянии и без маски. Трудно определить, желает ли он свалить раба с ног, или, наоборот, раб его поддерживает.63 Может быть, коропласт изобразил сцену из местной комедии или во всяком случае из комедии, которую играли в театре Пантикапея.

Среди терракот из Северного Причерноморья встречаются замечательные изображения мимики актеров эллинистического времени, когда маски уже не всегда скрывали лица исполнителей. Таковы две прекрасно сохранившиеся головы актеров с небольшими рожками, указывающими на роль сатиров. Одна найдена в Фанагории, а другая в Пантикапее; обе сделаны в малоазийских мастерских, и в них чувствуется влияние пергамской школы скульптуры.64

Рассмотренные памятники изобразительного искусства показывают, сколь хорошо жителям Северного Причерноморья были знакомы театральные образы из пьес, известные во всей греческой ойкумене. Дионисийские и другие праздники в театрах Ольвии, Хесонеса и Боспора сопровождались представлениями трагедий и комедий. Многим побывавшим в Элладе эти представления напоминали увиденное в афинском и других театрах, а рисунки на вазах и терракотовые статуэтки воспроизводили в памяти полюбившиеся спектакли.

Сноски

35 Скржинська М. В. Театр в античних містах Північного Причорномор’я // Київська старовина. 2002. № 3. С. 85.
36 Green R. Handley Ε. Op. cit. P. 25.
37 ARV2. P. 1336. № 1. Ваза расписана в самом начале IV в. до н. э. См.: Simon Ε., Hirmer А. Die Griechischen Vasen. München, 1981. S. 151-158.
38 Simon Ε. Satyr-plays on Vases in Time of Aeschylos //The Eye of Greece. London, 1982. P. 142.
39 Green R. Hundley E. Op. cit. P. 22, 23. Fig. 5.
40 Передольская А. А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1967. С. 63.
41 OAK 1861. С. 28. Табл. 2, 2; UKV. N18.
42 Pfuhl Ε. Malerei und Zeichnung der Griechen. München, 1923. S. 302. Fig. 686.
43 Щеглов Α. Η. Терракотовая статуэтка из поселения Глубокая пристань / / ТС. Ч. 1. С. 56.
44 Кобылина Μ. М. Указ соч. С. 89. Табл. 12. 6.
45 РД. Т. 1.С. 93. Рис. 131; ТС. Ч. 3. Табл. 43,2.
46 ТС. Ч. 1.С. 37. Табл. 30, 6.
47 Русяева А. С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1982. С. 132.
48 Финогенова С. И. Античные терракотовые маски Северного Причерноморья // CA. 1990. № 2. С. 189; Мельпомена в Пантикапее. Керчь, 2001. С. 53-65.
49 ДБК. Табл. 37,5.
50 ТС. Ч. 2. С. 14. Табл. 9, 5.
51 Там же. Ч. 3. Табл. 41.
52 Иванова А. П. Художественные изделия из дерева и кости / / Античные государства Северного Причерноморья. М., 1954. С. 425, 426.
53 ТС. Ч. 3. Табл. 41.
54 Там же. Ч 1. С. 73. Табл. 8,3; Ч. 2. С. 80. Ч. 3. С. 19. Табл. 10,3.
55 Пругло В. И. Коропластика Боспора. Л., 1981. С. 31. Табл. 7е.
56 Там же. С. 38; ТС. Ч. 1. С. 86.
57 Webster Т. В. Greek Theatre Production. London, 1956. P. 56.
58 Ходза Ε. Η. Статуэтки актеров древней и средней комедии в собрании Эрмитажа // ВДИ. 2001. №1. С. 208.
59 Green R. Handley Ε. Op. cit. P. 66. Fig. 54-59.
60 ТС. Ч. l.C. 52. Ч. 3. С. 19, 20; Штітельман Φ. M. Античне мистецтво. Київ, 1977. № 76.
61 Ходза Ε. Н. Указ. соч. С. 210, 211; На краю ойкумены… С. 62. № 216.
62 Там же. С. 62. № 215.
63 ТС. Ч. 1. С. 21; Кобылина Μ. М. Указ. соч. С. 88.
64 Кобылина Μ. М. Указ. соч. С. 121, 122.

Далее… Глава VIII. Праздники Афины
Праздники Афины в городах Северного Причерноморья

Праздники Афины в городах Северного Причерноморья
Античные театры в городах Северного Причерноморья

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*