Пятница , 29 Март 2024
Домой / Античный Русский мир. / Праздники Афины в городах Северного Причерноморья

Праздники Афины в городах Северного Причерноморья

Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

Глава VIII. Праздники Афины
Праздники Афины в городах Северного Причерноморья.

Греческие колонисты, в основном выходцы из Милета, перенесли в Северное Причерноморье культ и праздники Афины, пользовавшейся широкой популярностью в метрополии. В период вывода колоний милетяне справляли празднества богини Афины у её храмов в городе и его округе; об этих храмах упомянул Геродот (I, 19-22), а их остатки найдены при раскопках.1 Сначала колонисты воспроизводили милетские ритуалы, затем в V-IV вв. до н. э. они привнесли в них некоторые черты афинских торжеств, потому что в это время распространялось активное влияние Афин на самые разные стороны политической, экономической, религиозной и культурной жизни большинства городов Северного Причерноморья.2 Среди них Ольвия занимает ведущее место по количеству свидетельств о почитании Афины.3

Рис. 6. Ольвийская серебряная монета с изображением головы Деметры; над головой богини хлебный колос

Многочисленные изображения Афины на ольвийских монетах красноречиво говорят о важной роли её культа и указывают на существование государственных праздников. Голова богини в шлеме впервые появилась на самых ранних литых ольвийских ассах начала V в. до н. э., а затем неоднократно чеканилась на других номиналах.4 Популярность богини среди населения Ольвии подтверждается находками мраморных и терракотовых статуэток. Первые — исключительно привозные, а среди вторых немало местных эллинистического периода.5 Из мраморных наибольший интерес представляет вольная копия знаменитой статуи Афины Партенос  (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева»), мастера Фидия.6

Ольвиополиты проводили главные торжества и приносили жертвы в святилище богини на Центральном теменосе, где обнаружены посвятительные граффити с её именем на чернофигурном килике 550-540 гг. до н. э. и на краснофигурном килике конца VI в. до н. э.; несколько подобных посвящений начертано также на сосудах V в. до н. э.7 В одной такой надписи первой половины V в. до н. э. ольвиополит Аристотель записал, что он исполнял должность жреца сначала Афины, а затем Гермеса;8 таким образом, сохранилось имя одного жреца богини Афины, игравшего ведущую роль при жертвоприношении, центральном ритуале праздника.

В празднествах богини на афинском Акрополе заметное место занимали женщины.9 По-видимому, так было и в Ольвии, когда её связи с Афинами достигли наивысшего расцвета в V-IV вв. до н. э., и это безусловно сказалось на проведении ритуалов в честь богини. Инвентарь одного эллинистического погребения показывает, что там похоронена жрица или служительница Афины. У неё на руке находился золотой перстень с бюстом богини, и рядом лежала чаша, украшенная таким же изображением. Из подобной чаши совершались возлияния во время жертвоприношений. От чаши сохранился только вложенный в её центр серебряный позолоченный медальон диаметром 11,5 см. На нём в рельефе представлен бюст Афины в шлеме с чешуйчатой эгидой на груди; в центре эгиды по традиции помещена голова Медузы Горгоны. Медальон и перстень датируются концом II в. до н. э.10

О почитании Афины в Тире известно по нескольким посвящениям, написанным на разных сосудах, и по фрагментам мраморных и терракотовых статуэток. Изображения Афины на местных монетах, начиная с IV в. до н. э. вплоть до III в. н. э., указывают на её государственный культ и соответствующие общественные празднества.

Сходные археологические памятники имеются также в коллекции археологических находок в Херсонесе. Изображения Афины встречаются на монетах, богиня представлена мраморными и терракотовыми статуэтками, а на сосудах IV-III вв. до н. э. прочерчено её имя.12 В IV в. до н. э. в Херсонесе установили большую статую Афины Спасительницы (IPE 12. 406). Это единственное определенное свидетельство о крупной статуе богини, украшавшей город в Северном Причерноморье. Она стояла на площади и замыкала перспективу главной продольной улицы северо-восточного района. Остатки фундамента здания дорического ордера, по всей вероятности, принадлежат храму Афины.13 Возле него и около статуи совершались празднества и жертвоприношения в Херсонесе.

Мраморный постамент статуи Афины Спасительницы с надписью и углублением для ног даёт представление о размерах скульптуры.14 Длина стопы имела размер около 49 см. По «Канону» Поликлета, знаменитого скульптора V в. до н. э., ступня должна составлять 1/6 идеальной фигуры человека.15 Поэтому высота статуи определяется в 3-3,5 метра, а вместе с массивным постаментом и высоким шлемом, обычно венчавшим голову Афины, весь памятник достигал 5 метров.

Скульптура Афины Спасительницы (Афина Алкидемос — защитница народа, демос) была обращена лицом не к площади, а к морю, потому что надпись находится на задней стороне пьедестала. В ней сказано, что это работа скульптора Поликрата. Вероятно, по заказу херсонеситов статую исполнил афинский ваятель Поликрат, упомянутый Плинием, или его сын, носивший то же имя. Богиня стояла, опираясь на одну ногу, отставив назад другую, слегка согнутую в колене. Два небольших углубления на постаменте показывают, что левой рукой она держала щит и копьё, а на ладони правой, по-видимому, находилась фигурка Ники. Судя по отсутствию опор на базе, статуя была бронзовой. Она служила своеобразным маяком для кораблей, прибывавших в Херсонес. Ведь площадь, на краю которой возвышалась статуя, примыкала к обрывистому мысу у входа в гавань, и Афина как бы приветствовала всех входящих в порт Херсонеса.16

Исследования городов и поселений Боспора показывают, что культ Афины не имел широкого распространения, поэтому там вряд ли справлялись крупные празднества в честь этой богини. Некоторые археологические находки всё же указывают на исполнение определенных ритуалов в честь Афины. Например, в Пантикапее найден редкий фигурный лекиф для возлияний начала IV в. до н. э., имеющий форму головы богини в шлеме.17 О включении Афины в государственный культ эллинистического времени в Пантикапее свидетельствуют её изображения на золотых статерах конца III — первой половины II в. до н. э.18

Боспоряне знали разнообразные мифы об Афине и хорошо представляли ее главенствующую роль на афинских празднествах Больших и Малых Панафинеи. На Боспоре обнаружено наибольшее в Северном Причерноморье количество предметов прикладного искусства с изображением Афины. Она предстает на рисунках расписных ваз в различных мифологических сценах, ее изображения украшают несколько панафинейских амфор и амфори-сков,19 а также золотые нашивные бляшки,20 бронзовые и золотые перстни с геммами.21 Среди последних по выдающемуся мастерству исполнения выделяется найденный в некрополе Пантикапея золотой перстень с лицом богини Афины, выточенным из сирийского граната.22

Сноски (1-22)

1 Кобылина Μ. М. Милет. М., 1965. С. 83; Пичикьян И. Р. Малая Азия — Северное Причерноморье. М., 1984. С. 46-50.
2 Брашинский И. Б. Афины и Северное Причерноморье в VI-II вв. до н. э. М., 1963.
3 Подробнее о культе Афины в Ольвии см.: Русяева А. С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992. С. 90-96.
4 Карышковский П. О. Монеты Ольвии. Киев, 1988. С. 43-45; Анохин В. О. Монеты античных городов Северного Причерноморья. Киев, 1989. С. 13-15.
5 Русяева А. С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья. Киев. 1982. С. 75-78.
6 Фармаковский Б. В. Мраморная статуэтка Афины-Девы // ИАК. № 17. С. 109-114;
7 Там же. С. 90-92. Рис. 26.
8 Русяева А. С. Земледельческие культы Ольвии догетского времени. Киев, 1979. С. 119.
9 Lefkowitz Μ. Women in the Panathenaic and Other Festivals // WA. P. 78-94.
10 Штительман Φ. Μ. Медальон с изображением Афины из Ольвии / / CA. 1965. № 4. С. 223-227.
11 Зограф А. Н. Монеты Тиры. М., 1957. С. 71, 108. Табл. III, 7, 18; Сон Н. А. Греческие культы Тиры первых веков нашей эры / / Исследования по античной археологии Северного Причерноморья. Киев, 1980. С. 127, 128.
12 Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Л., 1948. С. 76; Соломоник Э. И. Граффити античного Херсонеса. Киев, 1978. № 163-169.
13 Золотарев М. И., Буйских А. В. Теменос Херсонеса. Опыт архитектурной реконструкции/ / ВДИ. 1994. С. 95, 96.
14 Подробно о статуе и надписи на её постаменте см. в статье; Э. И. Соломоник. О культе Афины в Херсонесе в IV-III вв. до н. э. // Античная и средневековая идеология. Свердловск, 1984. С. 7-14.
15 Виппер Б. В. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 181.
16 Соломоник Э. И. Указ. соч. 1984. С. 10, 11.
17 Сорокина Н. П. Религия и коропластика в античности. М., 1997. С. 46.
18 Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. С. 584. № 31, 32, 34. Табл. II, №32, 34.
19 Все вазы, иллюстрирующие Панафинеи, будут рассмотрены ниже.
20 Гайдукевич В. Ф. Указ соч. С. 288, 290.
21 Неверов О. Я. Геммы античного мира. М., 1983. С. 113.
22 ДБК. Табл. 15.; АП. С. 38. № 39.

Далее… ПРАЗДНОВАНИЕ ВЕЛИКИХ ПАНАФИНЕЙ И УЧАСТИЕ В НИХ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Празднование Великих Панафиней у жителей Северного Причерноморья
Изображения актеров и театральных масок на предметах искусства из Северного Причерноморья.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*