Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Призы за победы на праздничных агонах

Призы за победы на праздничных агонах

Ника награждает победителя соревнования (агона)

Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

Глава XI. Венчание венком и объявления о наградах на праздниках.
Призы за победы на праздничных агонах.

Большинство греческих праздников сопровождалось разнообразными состязаниями и вручением призов победителям. Торжественные церемонии награждения проходили в заключительный день празднеств, а затем победителей чествовали на пирах, устраивавшихся либо за счёт государства, либо по инициативе друзей и родственников (Plat. Symp. 174а; Xen. Symp. 1; Paus. VI, 15, 8; Plut. Symp. II, 4, 1).

На спортивных играх в Элладе впервые появились награды атлетов, имеющие лишь почётную ценность. Олимпийский оливковый венок стал вершиной спортивной карьеры. В то же время оливковый венок был знаком особого покровительства Зевса, и это покровительство олимпионик переносил на родину, посвящая свой венок местному божеству.

Среди множества игр, проводившихся в разных древнегреческих городах, выделялись четыре самых знаменитых и престижных; Олимпийские на Пелопоннесе в области Элида, Пифийские близ Дельф, Истмийские на Коринфском перешейке и Немейские в Арголиде. В них, как и во многих других, имел право выступить мужчина — гражданин из любого греческого государства.

85. Аттическая стела с изображением наград победителя агонов на разных праздниках. II в. до н. э.

На этих четырёх играх победители получали только венки. Олимпийский был оливковым, пифийский лавровым, истмийский — из пинии, южного сорта сосны, а немейский из сельдерея (рис. 85). Ветви для венков брали со священных растений, например в Олимпии с дикой оливы, росшей у храма Зевса; эти ветви срезал золотым ножом мальчик из знатной семьи, у которого были живы оба родителя (Paus. VI, 15, 4).

Венчание венком проходило в присутствии зрителей, съехавшихся на праздник из множества городов, а перед этим глашатай провозглашал имя награжденного и его родину; эта традиция сохраняется и теперь при вручении олимпийских медалей. При выходе со стадиона поклонники окружали своего кумира, кричали и прыгали от радости, бросали ему цветы, несли до дома на руках (Dio. Chrys. IX, 14).

Драхма-403 г.до н.э.- аверс — бог войны Арес; реверс — бык, надпись — ΘΕΟΔΟ — Феодоро

На родине победителей Олимпийских игр торжественно встречали, оказывали всевозможные почести и вручали материальное вознаграждение. Афиняне по закону Солона давали чемпиону Олимпийских игр 500 драхм, а за победу на других общегреческих играх — по 100 драхм. Такая градация отражает особое признание в эллинском мире Олимпийских игр, считавшихся «величайшими играми на свете» (Strab. VIII, с. 353). Вот как Элиан описывает прибытие в Афины олимпийского чемпиона Диоксиппа:

«Он торжественно, как это полагалось, въезжал в родной город; стеклось большое количество народу, и люди карабкались, куда попало, чтобы посмотреть на него» (Ael. Var. Hist. XII, 58).

С конца VI в. до н. э. чествование победителя сопровождалось пением хора, который исполнял эпиникий — хвалебную оду, написанную по случаю победы соотечественника. Тогда поэты писали не только стихи, но и музыку к ним. До наших дней сохранились тексты эпиникиев Пиндара и Вакхилида, самых знаменитых авторов этого жанра поэзии. В V в. до н. э. многие города заказывали им оды по случаю побед своих граждан на общегреческих играх, а иногда и на других состязаниях. В заглавиях некоторых эпиникиев Пиндара сказано, что они сочинены для исполнения на родине победителя (Pind. Ol. 5,9,10; Pyth. 11; Nem. 3,10).

Самое престижное и желанное достижение атлета заключалось в завоевании наград на всех четырех главных панэллинских играх. Таких чемпионов называли периодониками, то есть победителями во всем цикле игр. По литературным и эпиграфическим источникам сейчас известно более сорока имён периодоников.44

Самым знаменитым среди периодоников, ставшим надолго легендой для всех эллинов, был  атлет Милон Кротонский из греческой колонии Кротон в Южной Италии. Будучи юношей, он впервые стал олимпийским чемпионом по борьбе в 536 г. до н. э., потом ещё пять раз завоевывал это звание в Олимпии и по несколько раз на других играх (Paus. VI, 14; 2,3). Состязаясь в борьбе, Милон Кротонский шесть раз становился победителем на Олимпийских играх, семь раз на Пифийских, девять раз — на Немейских и десять раз — на Истмийских.  Аристотель сравнивал его с Гераклом.

Одна из форм почестей чемпионов состояла в праве поставить свою статую. Средства для её исполнения выделялись либо родным городом победителя, либо богатым меценатом, а иногда и самим чемпионом. Павсаний в «Описании Эллады» (VI, 1-18) подробно рассказал о множестве таких статуй в священном округе Олимпии. Сейчас от них уцелели лишь несколько постаментов и римских копий с греческих оригиналов. Такова мраморная реплика скульптуры, исполненной Поликлетом в середине V в. до н. э. (рис. 86); статуя изображала Киниска, уроженца города Мантинеи, с олимпийским венком в руке.45

На постаментах подобных статуй нередко писали прославляющие чемпиона стихи. Вот одна такая надпись IV в. до н. э., находившаяся на пьедестале памятника периодоника Хилона из города Патры (Paus. VI, 4, 6):

Дважды в Олимпии в чистой борьбе один на один я
Между мужей победил, в Дельфах столько же раз;
Три я в Немее, четыре победы взял в Истме, который
Около моря лежит, Хилон, Хилона сын, в Патрах.
Когда ж на войне я погиб, всенародно ахейцы
С славой меня погребли доблести ради моей.

Статуи местных чемпионов стояли и в городах Северного Причерноморья. В Ольвии найден постамент подобного памятника III в. до н. э. с частично сохранившейся надписью (IPE I2. 186). Скульптура Дионисия изображала чемпиона по бегу и находилась в ольвийской гимнасии, где проходили тренировки атлетов и проводились сопровождавшиеся состязаниями праздники в честь Гермеса. Своей победой Дионисий завоевал право на постановку статуи, а его отец, попечитель гимнасия, финансировал изготовление скульптуры.

Прекрасные античные статуи атлетов, а также богов и героев, моделями для которых служили реальные люди, показывают, какая гармоничная красота человеческого тела ценилась у эллинов. Они даже устраивали во время некоторых игр соревнования в красоте тела атлетов; этот вид состязания упомянут в надписи из Горгиппии (Анапа) (КБН. 1137).

Чемпионы панэллинских игр принимали участие и в других празднествах, где завоевывали не венки, а иные призы. Это иллюстрирует мраморная стела из Афин с именем Александра, уроженца небольшого аттического городка Рамнунт. На стеле изображены призы, завоеванные им во II в. до н. э.: наряду с истмийским и немейским венками мы видим наградную панафинейскую амфору и щит, полученный на состязаниях в честь Геры в Аргосе (рис. 85).46

85. Аттическая стела с изображением наград победителя агонов на разных праздниках. II в. до н. э.

Сейчас из-за отсутствия каких-либо определенных данных можно только предполагать, что атлеты из античных городов Северного Причерноморья ездили выступать в Олимпию. Относительно же вторых по значению Пифийских игр у нас имеются более определенные сведения.

Сохранились надписи с упоминанием о том, как корабли с феорами — посланниками, возвещавшими о точной дате начала празднества — прибывали в гавани Ольвии, Херсонеса и Боспора, и там их гостеприимно встречали (МИС. 12, 13, 14). Оратор Дион Хрисостом (IX, 5) говорил о присутствии ольвиополитов на Истмийских играх в IV в. до н. э.

87. Состязание в беге на панафинейской амфоре из кургана Ак-Бурун близ Пантикапея. Первая четверть IV в. до н. э.

В 1875 г. на мысе Ак-Бурун недалеко от Керчи археологи раскрыли гробницу, сооруженную в конце IV в. до н. э. В ней лежал знатный и богатый гражданин Боспорского царства; на его высокое положение указывали золотые вещи, в первую очередь великолепный головной убор, о военных подвигах напоминало оружие, а о победах на атлетических состязаниях — почётный приз, завоеванный в Афинах на соревнованиях в беге.47 Этим призом была большая панафинейская амфора, наполненная славившимся в древности аттическим оливковым маслом.48 На одной стороне вазы нарисованы три бегуна (рис. 87), а на другой стороне — Афина между двух колонн, увенчанных статуями богини победы Ники и Эрота. Надпись гласит, что это «награда из Афин», данная при архонте, имя которого утрачено. По стилистическим особенностям росписи амфора датируется первой половиной IV в. до н. э., то есть временем молодости погребенного.49

Победители получали не по одной амфоре. В одной афинской надписи IV в. до н. э. сказано, что за первое место в беге среди юношей полагалось 60, а за второе место — 12 амфор (Syll3. 1055); взрослым же давали ещё больше. Призёрам олимпиады разрешалось продавать эти награды, которые пользовались спросом во всей греческой ойкумене. Недаром большинство панафинейских амфор обнаружено при раскопках за пределами Афин. На Боспоре и в его окрестностях их найдено более десятка, от многих уцелели лишь небольшие обломки. Наряду с греками такие вазы приобретали эллинизированные варвары.50

Тендрова песчаная коса — Ахиллов Бег или Дрон

Призы в виде амфор, наполненных оливковым маслом, вероятно, какое-то время существовали и на играх в честь Ахилла, проходивших под патронатом Ольвии на Тендровской косе. Сюда съезжались эллины из многих греческих городов, главным образом с побережья Чёрного моря, как можно заключить по находкам монет на Тендровской косе.51

Найденная в ольвийском некрополе амфора рубежа IV-III в. до н. э., скорее всего служила на этих играх наградой победителя в конских ристаниях. Ваза украшена росписью, выполненной в давно вышедшем из моды чернофигурном стиле, сохранявшемся лишь на призовых панафинейских амфорах и некоторых ритуальных сосудах. На роль приза указывают лавровые гирляды на плечиках сосуда. На одной стороне художник нарисовал возницу, правящего четвёркой лошадей, а на другой — мчащегося всадника, который, как и квадрига, устремляется к нарисованным под ручками вазы колонкам, увенчанным изысканным сосудом.52 Колонки изображают столбы на ипподроме, называвшиеся метами; они обозначали место поворотов колесниц и всадников, которые нередко разбивались об них, стремясь в целях экономии времени пройти возможно ближе к мете. Вазы на колонках представляют призы за победу. Серебряная ваза начала III в. до н. э., найденная в Пантикапее,53 близка по форме изображенным на амфоре, и это косвенно подтверждает верность её датировки.

Некоторые исследователи относят ольвийскую амфору к импортным вещам из Александрии,54 где в эллинистический период производились вазы такой формы и расписывались в похожем стиле. Однако и в Афинах в конце IV в. до н. э. делали панафинейские амфоры сходной формы,55 и одна из них найдена в Ольвии.56

Белый бык-Зевс похищает Европу

Можно высказать осторожное предположение, что в IV в. до н. э. ольвиополиты приобретали призовые амфоры в Афинах так же, как боспоряне заказывали там блюда со сценой похищения Европы.57

По декрету Никерата известно о конных состязаниях на Ахилловом Дроме (IPE I2. 34), а победа в беге колесниц оценивалась на всех соревнованиях как самая главная. Таким образом, ольвийская амфора, вероятно, входила в число самых престижных наград, которые раздавали в последний день праздника.

Геракл силой отбирает треножник у Аполлона

Греческие колонисты переносили из метрополии обычай награждать победителей агонов, сопровождавших многие праздники. Издавна наградами такого рода служили венки и треножники, которые посвящали богам (Her. I, 144). Упоминания о победителях состязаний содержатся в надписях Ольвии, Херсонеса и Боспора (IPE I2. 130, 138, 155, 158, 434, 435, 436, 584; НЭПХ. 20, 21, 127; КБН. 1137), но, к сожалению, ни в одной надписи не сохранилось сведений относительно призов на местных агонах. Однако по косвенным данным можно заключить, что в Северном Причерноморье, как и в других областях греческой ойкумены, чемпионы получали венки и нарядные повязки тении.

Четыре широкие тении с закругленными краями и с тесемками на концах для завязывания представлены на надгробии херсонесита Феофанта, умершего в молодом возрасте в конце IV в. до н. э. (НЭПХ. 172). Кроме тений на стеле изображены принадлежности атлета: стригиль, сосуд с маслом для натирания во время упражнений и сетка. Наверное, тении указывают на четыре победы Феофанта, одержанные им на херсонесских, а, может быть и на общегреческих играх.58

88. Венки и тении. Фреска из боспорского склепа. IV в. до н. э.

По-видимому, выдающийся боспорский атлет был похоронен в склепе конца IV — начала III в. до н. э. На стене погребальной камеры нарисованы победные венки и узорчатые тении, а также необходимые для спортсмена стригиль и сосуды с маслом.59 Художник изобразил их повешенными на гвоздях, вбитых в стену; поэтому можно представить, как разнообразные призы украшали комнаты в домах чемпионов праздничных игр (рис. 88).

Нарядная тения была весьма распространенной наградой у греков (Paus. VI, 20, 19). Ею украшена голова атлета на бронзовой статуэтке V в. до н. э. из Нимфея.60 Тения изображена на знаменитой статуе Поликлета, называемой Диадумен, то есть завязывающий на голове победную повязку. Римляне перевезли Диадумена в свой город и оценили огромной суммой в 100 талантов; его часто копировали античные скульпторы, и до нашего времени сохранилось несколько воспроизведений оригинала Поликлета.61

Момент награждения тенией можно увидеть на краснофигурной гидрии конца VI в. до н. э. Вазописец нарисовал судью, завязывающего пурпурную тению на голове мальчика-победителя, которого украшают еще две подобные повязки на предплечье и на бедре. Там же повязаны тении у юноши-призера на краснофигурной амфоре начала V в. до н. э.62 Обычай вручать несколько тений сохранялся и позже; о желании дать сразу три победные тении говорится во фрагменте из утерянной комедии Эвбула, жившего в IV веке до н. э. (Eub. Fr.3).

Изображения нарядных тений на вазах, найденных в Северном Причерноморье, показывают, какими ткаными или вышитыми узорами украшали подобные повязки. Лучшие рисунки сохранились на двух сосудах конца IV в. до н. э.: это привозная чернолаковая гидрия из Херсонеса и ойнохоя местной работы из Ольвии.

Повязка на гидрии исполнена одной светлой краской; на черном фоне четко выделяются контуры растительных и геометрических орнаментов на тении, охватывающей верхнюю часть вазы, у ручки повязка нарисована завязанной узлом, от которого свисают концы с бахромой.63 Другая тения изображена лежащей на плечиках ойнохои и частично на её тулове. Основная часть повязки широкая с закругленными краями, к которым прикреплены тонкие ленты, завязанные бантом. Особенно ценна сохранившаяся раскраска тении: на красном фоне выделяется узор из пальметток и побегов растений; они исполнены белой и голубой красками, вероятно, представляющими шитье серебряными нитями.64 Надо полагать, что в Ольвии эллинистического периода награждали тениями с подобным орнаментом, и мастер с натуры воспроизвел одну из них.

89. Жертвоприношение в честь победы на агоне с наградами в виде треножника и тении. Краснофигурный стамнос. Последняя треть V в. до н. э.

В главе о праздниках в театре говорилось о том, что драматургам и учителям хоров, занявшим первое место, вручали бронзовые треножники, которые награжденные посвящали Дионису. Треножник (рис. 89) являлся одним из символов Аполлона и поэтому нередко служил призом на его праздниках, обычно на мусических агонах (Paus. IX, 31, 3; X, 7, 6), например на Пифийских играх в Дельфах.

Треножники обычно представляли ценные изделия из бронзы, и их следовало отдавать в храм в качестве посвящения богу (Paus. X, 7, 6); нарушителей этой традиции строго наказывали (Her. I, 144). Бронзовый треножник стоил дорого, поэтому из-за недостатка средств его иногда делали деревянным (Paus. IV, 12, 8). Возможно, треножниками награждали также на некоторых самых престижных праздниках в Северном Причерноморье. По надписям известно, что в Ольвии треножники посвящали Аполлону (IPE I2. 106), там же найдена мраморная капитель от колонны, служившей постаментом для бронзового треножника.65

Археологические находки свидетельствуют о том, что атлеты из Северного Причерноморья завоевывали награды на состязаниях, в которых участвовали эллины из многих городов. Выше уже говорилось о призах, полученных боспорянами на Панафинеях.

Херсонеситы участвовали в состязаниях на другом афинском празднике Анакии, проводившемся в честь Диоскуров. Об этом свидетельствует бронзовая гидрия с надписью «Приз из Анакий».66 Ваза находилась в погребении IV в. до. н. э., а в другом захоронении обнаружен серебряный диск, полученный за победу на каком-то престижном агоне.67

Сноски

43 См. интерпретацию текста надписи: Сапрыкин С. Ю. К Ольвийской надписи IOSPE I2. 38// ВДИ. 1988. N 1. С. 147-155. Надпись датируется I в. н. э. В это время в Ольвии недавно возобновилась жизнь после гетского разгрома, так что государство могло выразить благодарность лишь декретом, а венок приобретали родственники покойного.
44 Большинство сведений о периодониках сохранилось в одах Пиндара и в «Описании Эллады» Павсания.
45 Виппер Б. Р. Искусство древней Греции. М., 1972. С. 183, 184. Рис. 197.
46 Broneer О. The Isthmian Victory Crown // AJA. 1962. V. 66. 3. P. 261. Fig.67,2.
47 OAK 1876. C. 5, 109. Табл. 1, 2.
48 Вдовиченко И. И. Указ соч. С. 242. № 6, 7.
49 Вдовиченко И. И. Panathenaika. Panticapaion / /Археология и история Боспора. Т. 3. Керчь, 1999. С. 242. № 5.
50 Бахтина М. Ю. К вопросу о находках панафинейских амфор в варварских памятниках Северного Причерноморья / / Stratum. Петербургский археологический вестник. СПб.; Кишинев, 1997. С. 62, 63.
51 Зограф А. Н. Находки монет в местах предполагаемых святилищ на Черноморье// CA. Т. 7. 1941. С. 153.
52 Фармаковский Б. В. Раскопки некрополя древней Ольвии в 1901 году / / ИАК № 8. 1903. С. 29, 30. Рис. 15.
53 Тревер К.В. Ольвийская полихромная амфора 1901 года//MAP. № 36. С. 16, 17. Рис. 26.
54 Штерн Э. Р. К вопросу об эллинистической керамике / / ЗООИД. Т. 28. 1910. С. 163, 173; Тревер К. В. Указ. соч. С. 44.
55 ABF. № 305, 307, 308.
56 Эта ваза из хищнических раскопок попала в коллекцию А Фогеля. См.: Тревер К. В. Указ соч. С. 9. Рис. 2.
57 См. об этих блюдах в разделе «Свадьба» главы «Домашние праздники».
58 Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1973. С. 181-183.
59 АДЖ. С. 71. Табл. 26, 27.
60 Античная художественная бронза. Каталог выставки в Гос. Эрмитаже. Л., 1973. С. 13. № 10.
61 Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 184. Рис. 198.
62 Η ιστορία των Όλυμπιακών ‘αώνων. Αθήναι, 1976. № 56, 58.
63 Гриневич К. Э. Подстенный склеп № 1012 / / Херсонесский сборник. Т. 1. Севастополь, 1926. С. 23; Стоянов Р. В. Чернолаковая гидрия с накладным орнаментом из склепа № 1012 в Херсонесе Таврическом / / Vita antiqua. Київ, 2003. Ks 5, 6. С. 123.
64 Блаватський В. Д. Поліхромна ойнохоя з Ольвії / / Археологія. 1947. № 1. С. 158.
65 Сорокина Η. П. Мраморная капитель из Ольвии //Культура античного мира. М., 1966. С. 261.
66 Гриневич К. Э. Подстенный склеп N 1012 и ворота Херсонеса / / Херсонесский сборник. Т. 1. Севастополь, 1926. С. 23.
67 Мансветов И. Историческое описание древнего Херсонеса и открытых в нем памятников. М., 1872. С. 67, 68.

Далее… ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПОСТАНОВКЕ СТАТУИ

Объявление о постановке статуи
Вручение золотого венка — награда за гражданские и воинские доблести

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*