Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.
Глава VI. Дионисийские праздники
Праздники в честь Диониса справлялись в каждом греческом городе. В весёлых шествиях несли фаллос — символ плодородия, шли мужчины, ряженные сатирами, и женщины, представлявшие служительниц бога, называвшихся вакханками или менадами. Они держали в руках тирсы (жезлы с шишкой на конце), увитые плющом, священным растением Диониса, и славили бога восклицаниями «Вакх» и «Эвое».
В Афинах Диониса называли Μελπόμενος — Мельпоменус, ведущий хороводы (Paus. I, 2, 5), подразумевая его дружбу с музами и исполнение драматических представлений на дионисийских празднествах в театрах, которые первоначально строились именно для этого. По словам Павсания (X, 4, 1), никакое греческое поселение не могло считаться городом, если в нём не было театра. И действительно, археологи находят руины античных театров не только в Элладе, но и во всех частях ойкумены, где жили греки на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Дионис или Вакх был богом плодоносящих сил земли, в первую очередь виноградарства и виноделия. Он олицетворял производительные силы природы в их наиболее буйном и безудержно-стихийном виде.1 Греки почитали Диониса в разных ипостасях, давая богу разнообразные эпиклезы:
φλοιός -«флойос» — оплодотворяющий влагой жизни и вином, θεμιφόρος — темифорос — дающий законы,
ελευθέριος — элефтериос — свободный, несущий освобождение, ίαθρόμαντις — ятромантис — врачующий людей,
λυαΐος — ильяльёс — освобождающий от забот.
В последних трех эпиклезах отразилось представление о том, что Дионис и вино, его божественный напиток, освобождают людей от мирских забот и во время праздника дают возможность не соблюдать стеснительные правила повседневной жизни.
Поклонники бога достигали «дионисийского безумства»; оно вызывалось питьем вина, зажигательной музыкой и криками, прославлявшими Диониса. Хоры исполняли в честь бога дифирамбы, танцуя вокруг алтаря. Поэт Архилох писал:
«Я знаю, как вести дифирамб, прекрасную песнь богу Дионису, когда мой разум оглушен вином» (Athen. XIV, 628a-b).
В хрестоматии Прокла (гл. 14) дано такое описание дифирамба:
«Дифирамб стремителен, проявляет исступленность посредством танца, создает состояние, подобающее богу, воздействует ритмами и используемыми более грубыми словами».
Многие участники Дионисий, надевая маски и костюмы спутников бога сатиров и менад, перевоплощались в этих персонажей и вели себя так раскованно и безумно, как об этом рассказывалось во многих дионисийских мифах. На некоторых праздниках красивый мужчина изображал Диониса, и казалось, что сам бог присутствует среди людей.
Выдающийся вазописец Эпиктет в конце VI в. до н. э. нарисовал сцену праздника с участием Диониса на краснофигурном канфаре, который привезли на остров Левка, наверное, для использования при исполнении священных ритуалов. На уцелевшем фрагменте сосуда Дионис изображён с двумя канфарами в руках.
Именно канфары и ритоны — кубки для вина обычно рисовали в руках бога и брали для возлияний на его алтарях.
Венки из плюща, священного растения Диониса, украшают головы участников праздника, сопровождавшегося мелодией аулоса. Изображение самого инструмента не сохранилось, но за спиной музыканта висит футляр для аулоса, а на голове у него надета форбея, указывающая, что авлет играет под открытым небом (рис. 38).2
Сноски
1 Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С 157.
2 Об аулосе и форбее см. в разделе о музыке на праздниках.
Далее… АФИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ ДИОНИСА