Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.
Глава V. Мистерии
Праздники на Боспоре и в Ольвии по образцу Элевсинских мистерий.
В разных частях греческой ойкумены эллины поклонялись Деметре и Коре по элевсинскому образцу. Геродот отметил святилища элевсинской Деметры в Ионии и на Пелопоннесе (Her. IX, 57, 97), а Павсаний описал подобные храмы в Беотии, Лаконике и Аркадии (Paus. II, 14; IV, 1; VIII, 14, 15, 31). Жители аркадского города Фенея утверждали, что местные мистерии не отличаются от Элевсинских (Paus. VIII, 14, 12). В IV в. до н. э. афинянин Метап, знаток элевсинских таинств, внес изменения в мистерии Деметры и Коры, издавна праздновавшиеся в Мессене (Paus. IV, 1, 5). Сходные с элевсинскими обряды совершались в Милете и его колониях, например в Кизике.79
Рассмотренные выше надписи, вазовые рисунки, фрески и скульптура свидетельствуют, что в городах Северного Причерноморья также проводились праздники Деметры и Коры по элевсинскому образцу. Жрецы и жрицы, возглавлявшие такие празднества, нередко сами проходили посвящение на Элевсинских мистериях в Аттике. Они воочию наблюдали, как совершаются таинства, и могли повторить на родине священные ритуалы.
Праздники Деметры в греческих колониях Северного Причерноморья справляли, начиная с архаического периода. Здесь найдено множество монет и терракот с изображениями Деметры и Коры (рис. 34, 35). В руках последней нередко находится цветок или плод граната, напоминая о том, что она собирала цветы, когда её похитил Аид (Плутон); он заставил пленницу съесть зерно граната и таким образом признать похитителя своим супругом.80
В одном граффито V в. до н. э. упомянут ольвийский храм Деметры.81 Храм богини Деметры стоял также в центре Пантикапея (Керчь) и на окраине Горгиппии (Анапа).82
Возле этих храмов справлялись праздники и перед жертвоприношением по традиции исполняли гимн, обращенный к богине Деметре. Тогда непременно вспоминали знаменитый миф о том, как богиня искала похищенную Плутоном дочь, как радовалась, когда та возвратилась, как от этой радости вновь расцвели все растения, а Деметра даровала людям пшеницу и послала Триптолема учить людей возделывать землю.
На фрагменте чернофигурной ольпы с изображением Триптолема свидетельствует, что уже в архаический период в Ольвии знали героя мифов Элевсинского цикла и, может быть, ольпу как парадный сосуд использовали на праздничных ритуалах. Возможно, на ольвийских праздниках пели гомеровский и орфические гимны с упоминанием Триптолема; ведь ольвиополиты отличались выдающейся любовью к Гомеру (Dio Chrys. XXXVI, 9-10) и среди них в VI-V вв. до н. э. были приверженцы учения орфиков.83
Находки на развалинах святилища Деметры, расположенного на Фанталовском полуострове у берега Керченского пролива, показывают, что здесь в VI-I вв. до н. э. исполнялись ритуалы в честь Элевсинских богинь.84
В 63 г. до н. э. произошло разрушительное землетрясение на Боспоре в то время, когда царь Митридат справлял праздник Деметры (P. Oros. VI, 5, 4). Ученые полагают, что несчастье случилось осенью, и именно этот праздник проходил в Пантикапее по образцу элевсинских мистерий.85
Наверное, женщины, погребенные в курганах Павловский и Большая Близница, исполняли жреческие обязанности на праздниках такого рода. Их похоронили в парадных жреческих костюмах и положили в могилу предметы, связанные с элевсинским культом. Жрицы Деметры трижды названы в боспорских надписях (КБН. 8, 14, 18). Одна из них в III в. до н. э. сделала посвящение Деметре Фесмофоре (КБН. 18), культ которой весьма близок к элевсинскому.86
Две упомянутых ольвийских надписи, множество терракот с изображением Деметры и Коры,87 а также существенное влияние Афин на все области жизни Ольвии в классический и раннеэллинистический периоды позволяют с большой долей уверенности думать, что, как и в Пантикапее, здесь справлялись празднества по образцу элевсинских.
МИСТЕРИИ КАБИРОВ В САМОФРАКИИ И В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
Ежегодно проводившиеся Мистерии на маленьком острове Самофракия, известны по археологическим и письменным источникам, начиная с VII в. до н. э.88 Из разных греческих полисов сюда собирались эллины, чтобы принять посвящение в таинства местных богов. Их имена не полагалось знать непосвященным (Strab. X, 3, 21). Только в схолиях к «Аргонавтике» Аполлония Родосского (I, 917) со ссылкой на утраченное сочинение автора эллинистического времени перечислены четыре имени самофракийских богов: Аксиерос, Аксиокерса, Аксиокерсос и Касмилос.
В эллинистический период мистерии на Самофракии приобрели наибольшую популярность. Тогда здесь на месте прежних построили более крупные храмы и помещения, куда допускались только принявшие посвящение. Самофракийские мистерии во многом стали сходны с элевсинскими: мисты делились на посвященных первой и второй ступени, а почитание четырех названных богов напоминало ритуалы, сопровождавшие праздник Деметры и Персефоны с участием Аида и Плутоса.
Геродот (II, 51) назвал Самофракийские мистерии оргиями Кабиров и рассказал, что там представляли какое-то священное сказание. Это подтверждается найденными археологами остатками святилища, построенного при жизни Геродота; оно включало круглое театральное помещение с поднимавшимися вдоль стен ступенями для зрителей и алтарем в центре.89 «Отец истории» упомянул и о внешнем виде Кабиров, сказав, что они похожи на карликов (III, 37).
Такими их изображали античные коропласты во множестве терракотовых фигурок, найденных в различных частях греческой ойкумены; древнейшие статуэтки из Северного Причерноморья относятся к начальному периоду колонизации. Кабиры представлены в различных возрастах — от младенческого до преклонного; обычно они мужского, изредка женского пола, тучные, с большим животом, голову их увенчивает колпак-пилос.90
Праздники Кабиров, по-видимому, восходят к древним фракийским ритуалам. Кабиры, подобно другим богам мистериальных культов, олицетворяли плодоносящие силы природы. На острове Самофракии кабиров почитали как могущественных защитников мореплавателей, которые в древности всегда подвергались большому риску (Apoll. Rhod. I, 916; Diod. IV, 43; V, 49; Schol. Aristoph. Pax. 278).
Культ Кабиров на Березани, в Ольвии и в Нимфее процветал уже в VI в. до н. э. В Нижнем Побужье об этом известно лишь по находкам терракот,91 в Нимфее же открыто святилище Кабиров.92 Оно существовало в VI-IV вв. до н. э. на акрополе города, и там справлялись празднества, близкие по характеру самофракийским. Это подтверждается сходным устройством самофракийского и нимфейского святилищ, имевших апсиду, священный камень и жертвенную яму. В Нимфее во время праздничных церемоний использовалась дорогая посуда. Из лучших её образцов уцелели мраморное блюдо и чернофигурный кратер с изображением животных на венчике и квадриги на тулове сосуда. Жители Нимфея дарили в храм Кабиров расписную и чернолаковую посуду, терракоты и печати с изображениями самих Кабиров и Кибелы. Находки терракот Кибелы напоминают о том, что эту богиню вместе с Деметрой и Корой почитали в храме Кабиров на Самофракии.93 В эллинистический период под общим названием «самофракийские боги» наряду с Кабирами чаще всего подразумевались Плутон, Деметра и Кора.94
В Самофракийские мистерии посвящали греков из любого полиса, в таинствах участвовали мужчины, женщины и даже дети (Schol. Apol. Rhod. I, 917); например, родители Александра Македонского Филипп и Ариадна в отроческом возрасте стали самофракийскими мистами (Plut. Alex. 2). Среди приезжих, стремившихся принять посвящение, значительную часть составляли купцы и часто плававшие по морю члены экипажей кораблей. Письменные свидетельства об этом сохранились, начиная с классического периода.
Феофраст (Char. 25), характеризуя труса, писал, что чуть поднимутся волны на море, трус узнает, есть ли на судне среди его спутников не посвященные в самофракийские таинства, то есть на всех ли распространяется покровительство Кабиров, и не принесут ли несчастье непосвященные. Античные авторы писали о находившихся на Самофракии многочисленных приношениях и благодарственных надписях за спасение на море (Cic. De nat. Deor. III, 37; Diod. Laert. VI, 59).
Некоторые археологические находки указывают на то, что в число посвященных в самофракийские мистерии входили жители Северного Причерноморья. Наиболее определенно об этом говорят две ольвийские надписи. Начертанная на постаменте утраченной статуи надпись III в. до н. э. гласит:
«Эвбиот, сын Аристона. Эпикрат, сын Никерата, поставил статую дяди, пророчествовавшего самофракийским богам» (IPE I2. 191).
Мистерии самофракийских богов совершались в Ольвии под руководством Эвбиота и других жрецов. Надо полагать, что они посещали Самофракию, были посвящены в таинства и воспроизводили их у себя на родине. Здесь приносили божествам ценные дары, среди них мраморный лутерий конца IV в. до н. э. с вырезанной на нем надписью: «Антестерий посвятил Самофракийским богам» (НО. 67). Ольвиополиты, вероятно, использовали этот дорогой сосуд для омовения во время праздничных ритуалов, поскольку омовение в мистических культах играло особенно важную роль. Граффито на донышке чернолакового килика первой половины IV в. до н. э. указывает на то, что Кабиров в Ольвии чествовали одновременно с Деметрой и Корой,95 как это было принято в то время в Самофракийском святилище. Таким образом, мистерии посвящались одновременно нескольким богам.
На Боспоре найдено немало памятников, свидетельствующих о почитании Кабиров и их праздниках. Наряду с уже упомянутыми нимфейским святилищем и терракотовыми статуэтками назовем изображения Кабиров на монетах Фанагории и Пантикапея IV в. до н. э.
На первых бородатый Кабир представлен в традиционном пилосе, украшенном лавровым венком; менее определенно можно отождествить с Кабирами некоторые изображения на пантикапейских монетах.96 Находки на Боспоре и в Ольвии железных колец возможно рассмотреть в качестве косвенного свидетельства о присутствии в этих государствах людей, посвященных в Самофракийские мистерии. Мисты получали железные кольца, обладавшие магнитным действием (Lucr. VI, 1044; Plin. NH. XXXIII, 23).97
Какие-то торжества в честь Кабиров справляли и в Херсонесе, о чём говорит одно посвящение в их святилище. На чернолаковом килике прочерчено граффито: «Великим Богам от Афинаиды»;98 под Великими богами подразумевались Кабиры, а имя дарительницы указывает, что в праздниках, как и на Самофракии, могли принимать участие женщины.
Сноски (79 — 98)
79. Зелинский Φ. Ф. Религия эллинизма. Пб., 1922. С. 35.
80 Сапрыкин С. Ю. Указ соч. С. 62, 63.
81 Русяева А. С. Указ. соч. 1979. С. 46, 47.
82 Гайдукевич В. Ф. Указ. соч. С. 158; Кругликова И. Т. Синдская гавань. Горгиппия. Анапа. М., 1975. С. 60-62.
83 Русяева А. С. Указ. соч. С. 75; Жмудь Л. Я. Орфические граффити из Ольвии // Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. СПб., 1992. С 94-110.
84 Завойкин А. А. Образы и символы Матери и дочери в святилище богинь на «Береговом 4» // Боспорский феномен. СПб., 2002. Т. 1. С. 259-266.
85 Блаватский В. Д. Землетрясение 63 г. до н. э. на Керченском полуострове / / Природа. 1977. N 8. С. 56, 57; Масленников А. А. Указ. соч. С. 136.
86 Нильссон М. Указ. соч. С. 68; Clinton К. Ор. cit. 1993. Р. 120.
87 Русяева А. С. Указ. соч. 1979. С. 39-61; Она же. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1982. С. 35-64.
88 Burkert W. Concordia Discors: the Literary and Archaeological Evidence on the Sanctuary of Samothrace / / Greek Sanctuaries. New Approaches. London-New Jork. 1993. P. 178-186.
89 О раскопках святилища на Самофракии и найденных там надписях см.: Lehmann К., Lehmann Ph. Samothrace. Excavations Conducted by the Institute of Fine Arts of New Jork University. Princhenton. T. 1-6. 1958-1992; Lehmann К. Samothrace. A Guide to the Excavations and the Museum. New Jork, 1983; Burkert W. Op. cit. P. 180.
90 Кобылина Μ. Μ. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961. С. 37-39; Русяева А. С. Земледельческие культы Ольвии. Киев, 1979. С. 92-101.
91 Передольская А. А. Следы культа Кабиров на Березани / / СГЭ. 1960. Т. 13. С. 23-27; Русяева А. С. Терракоты и фигурные сосуды / / Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время. Киев, 1987. С. 168, 169.
92 Худяк Μ. М. Два святилища на акрополе Нимфея / / ТГЭ. Т. 2. 1958. С 83-87.
93 Новосадский Н. И. Культ Кабиров в Древней Греции. Варшава, 1900; Lehman К. The Mystery Cult of Samothrace//Archaelogy. 1954. № 3. P. 91-95.
94 Burkert W. Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Stuttgart, 1977. S. 420-426.
95 Русяева А. С. Земледельческие культы… С. 48. Рис. 28. 12; Уточненное чтение этого граффито см.: Vinogradov /., Rusjaeva A. Phantasmomagica Olbiopolitana / / Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphic. Bd. 121. 1998. S. 162. Taf. 12, 6.
96 Зограф A.M. Античные монеты. МИА. № 16. Μ.; Л., 1951. С. 170, 171.
97 Burkert W. Concordia… P. 187; Крыжицкий С. Д., Русяева А. С, Крапивина В. В. и др. Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье. Киев, 1999. С. 562.
98 Граффити античного Херсонеса. Киев, 1978. С. 8 и 71, № 925.
Далее… ПРАЗДНЕСТВА КИБЕЛЫ И ДРУГИХ БОГОВ ВОСТОЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ