Пятница , 29 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Празднование Великих Панафиней у жителей Северного Причерноморья

Празднование Великих Панафиней у жителей Северного Причерноморья

Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

Глава VIII. Праздники Афины
Празднование Великих Панафиней и участие в них жителей Северного Причерноморья.

Панафинеи, главный праздник Афин, пользовались славой во всем античном мире. На это роскошное многолюдное празднество прибывали посольства из многих полисов, а в атлетических и музыкальных агонах состязались граждане из многих греческих государств. В античной литературе и в древних надписях сохранилось немало свидетельств о победах на Панафинеях приезжих эллинов. Они увозили на родину свои награды — панафинейские амфоры, которые найдены при раскопках многих городов и некрополей Эллады и её колоний,23 в том числе более десятка панафинейских амфор обнаружены в Северном Причерноморье.24 О широкой популярности Панафинейских праздников во всей греческой ойкумене уже в первой половине V в. до н. э. можно судить по упоминанию о них в оде Пиндара; поэт назвал призовые амфоры за две победы на Панафинеях выдающегося аргосского борца наряду с его наградами на прославленных Немейских и Пифийских играх и на аргосском празднике Геры (Pind. Nem. Χ, 25-37).

Во время существования Афинского морского союза каждый союзный полис доставлял на Великие Панафинеи животных для грандиозного жертвоприношения Афине и другим олимпийским богам (IG I2. 57, 63, 66),25 которые, как считалось, незримо присутствовали на празднике. Эти города приносили в дар богине полный набор вооружения гоплита как символ своей военно-политической связи с Афинами.26 В число союзников во второй половине V в. до н. э. входили Ольвия и, возможно, Тира, а из боспорских городов определенно НимфейГермонасса, Киммерик и Патрей.27 Таким образом, в это время эллины из Северного Причерноморья безусловно участвовали в главном афинском празднестве.

Левкон-I. (390-350-гг-до-н.-э.)

Несколько письменных и археологических источников указывают на присутствие боспорян на Панафинеях в IV в. до н. э.28 Известно, что одна из торжественных церемоний праздника состояла в чтении глашатаем декретов в честь афинских граждан и иноземцев, оказавших особые услуги Аттике. Боспорские цари Сатир, Левкон, Спарток и Перисад, поставлявшие в Афины большие партии хлеба на льготных условиях (Dem. XX, 31-33), удостоились такой почести на Панафинеях. Это записано на мраморной стеле из Пирея. В апреле 346 г. до н. э. афиняне постановили:

«Спартоку и Перисаду пользоваться теми же привилегиями, какие народ дал Сатиру и Левкону, и венчать каждого золотым венком по тысяче драхм в Великие Панафиней. Раздатчикам наград делать венки в каждый первый год Великих Панафиней, согласно с постановлением народа, ранее вынесенным для Левкона, и публично возвещать о том, что афинский народ венчает Спартока и Перисада, детей Левкона, за доблесть и благорасположение к афинскому народу» (IG2. № 212; МИС. 3; перевод Б. Н. Гракова).

Итак, боспорские цари присутствовали на Панафинеях в качестве почётных гостей. После торжественной церемонии венчания золотым венком они посвящали его хранительнице города богине Афине Паллада (греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ)  в её храме на Акрополе. Там хранилась древняя деревянная статуя богини, а под храмом находилась пещера, где обитала священная змея Афины; эта змея считалась олицетворением мифического царя и героя, покровителя города — Эрехтея или Эрихтония, сына Пандиона и Зевксиппы, сын «земли, дающей зерно», воспитанный Афиной, поэтому храм Афины Паллады стали называть Эрехтейоном.

Боспоряне соблюдали общее для всех правило посвящать полученный на Панафинеях венок богине города (Aeschyn. III, 46), поэтому на него заранее наносилась надпись, указывающая, что такой-то боспорский правитель посвятил свою награду Афине, «будучи увенчан афинским народом» (МИС. 3). Эти венки находились в храме вместе со многими подобными подношениями богине от афинян и эллинов из разных городов.

Наряду с официальными лицами в Панафинеях, вероятно, принимали участие атлеты и музыканты из Ольвии, Херсонеса и городов Боспора.29 Среди зрителей присутствовало немало жителей Северного Причерноморья, в число которых входили не только граждане. Ведь праздник справляли летом, в разгар навигации, когда в Афины с северных берегов Понта прибывали корабли с товарами.

Команда одного из таких кораблей, укомплектованная боспорянами, упоминается в речи «Против Формиона», приписываемой Демосфену (XXXIV). Вместе с боспорским гражданином купцом Формионом на судне плыли Лампид, доверенный слуга боспорянина Диона, и рабы матросы.30

Молодые люди из состоятельных семей из городов Северного Причерноморья стремились увидеть Афины (Isocr. XVII, 1), их достопримечательности и, конечно, побывать на самом знаменитом празднике.

На память о нём они увозили на родину маленькие амфориски — сувениры, которые археологи неоднократно находили на Боспоре (рис. 58).31

Афиняне гордились своей открытостью всему миру (Thuc. II, 39). Участие в Панафинеях граждан из других городов и множество иноземцев, присутствовавших в роли зрителей, служили прославлению Афин во всей греческой ойкумене. Издавна праздник в честь покровительницы города Афины Паллады справлялся ежегодно в день её рождения. Во второй четверти VI в. до н. э., вероятно, по инициативе Гиппоклида, архонта 566 — 565 г. до н. э., празднество приобрело особую пышность раз в четыре года. Его проводили в третьем году каждой Олимпиады, оно уже не умещалось в один день и постепенно ко второй половине V в. до н. э. растянулось на восемь дней. В промежутке между Великими Панафинеями справлялись Малые Панафинеи с сокращенной программой агонов, меньшими жертвоприношениями и более скромным шествием к храму Афины.32

В VI в. до н. э. Писистрат, а в V в. до н. э. Перикл добавляли новые виды мусических и гимнастических состязаний на Панафинеях, увеличивалось количество жертв, и шествие по городу делалось все более многолюдным и красочным. Центральным днём праздника оставался день рождения Афины, по преданию, появившейся на свет 28 Гекатомбеона, первого месяца аттического года. Он начинался в новолуние после летнего солнцестояния, значит, Панафинеи приходились на конец июля — начало августа.

Программа празднества реконструируется на основании сообщений Аристотеля (Ath. Pol. 54, 60, 62) и некоторых других античных авторов, а также большого фрагмента надписи 70-х годов IV в. до н. э. с перечислением панафинейских наград (IG II2. 2311). Из-за лакун в сохранившихся источниках существуют разногласия в определении отдельных деталей празднования Панафиней. В нашем описании за основу взята одна из последних наиболее доказательных версий, предложенная Дж. Нейлс,33 под редакцией которой вышли две книги о Панафинеях.

Панафенийская амфора. Богиня Ника награждает венком победителя всадника. 4 в. до н.э.

В первый день 23-го Гекатомбеона состязались музыканты и рапсоды, исполнявшие поэмы Гомера и, может быть, другие эпические произведения. Сначала они выступали под открытым небом на агоре. В середине V в. до н. э. Перикл построил специальное здание для музыкальных агонов, что отразилось в его названии Одеон (греч. ώδείον) от греческого слова песнопение. По словам Плутарха, Перикл входил в состав судей и «сам установил правила, которыми участники состязания должны руководствоваться при игре на аулосе, пении и игре на кифаре» (Plut. Per. 13). Плутарх ошибочно полагал, что Перикл впервые добился народного постановления, чтобы на Панафинеях происходили музыкальные состязания. Вероятно, он лишь расширил и реформировал существовавший по крайней мере с конца VI в. до н. э. музыкальный агон, потому что несколько призовых панафинейских амфор с изображением кифаристов (состязающихся в игре на кифаре), авлетов (играющих на флейте) и авлодов (поющих под аккомпанемент флейты) относятся ещё к архаическому времени.34

Авлет представлен на амфоре между двумя судьями, найденной в Пантикапее, датированной  концом VI в. до н. э.; вазописец полностью повторил композицию рисунков на призовых панафинейских амфорах и только не включил надпись о победе (рис. 59). Эта ваза показывает, что на Боспоре уже в архаический период знали о музыкальных агонах на Панафинеях.

Панафинейские игры. Победитель в игре на кефаре и судьи. 500 г. до н.э.

Из упомянутой афинской надписи о наградах в IV в. до н. э. следует, что на мусическом агоне самый дорогой приз получали мужчины кифаристы, певшие и аккомпанировавшие себе на кифаре. Кифаристам выделялось пять призов, тогда как в других видах состязаний их было по три или два. Первая премия состояла из золотого венка стоимостью в 1000 драхм и 500 серебряных драхм, вторая — 1200 драхм, третья — 600, четвертая — 400, пятая — 300 драхм. Далее выступали кифаристы, исполнявшие инструментальные пьесы; они получали за первое место золотой венок стоимостью в 500 драхм и 300 серебряных драхм, за второе место — 200, за третье — 100 драхм. Менее ценными призами награждали мужчин, игравших на аулосе или певших под аккомпанемент, а также мальчиков — кифаристов и авлетов.

Атлетические состязания заполняли второй и третий день. Сначала выступали мальчики (12-16 лет) и юноши (16-20 лет), а на другой день — взрослые атлеты. В программу входил пентатлон (пятиборье), включавший бег, борьбу, прыжки, метание копья и диска. Соревнования в борьбе и беге проходили также отдельно от пентатлона.

На четвертый день зрители собирались на ипподроме наблюдать различные конные состязания: бег колесниц, запряженных парой или четверкой коней (квадрига), и соревнования всадников. Самая большая награда — 140 панафинейских амфор с оливковым маслом — присуждалась победителю в колесничном беге, причём приз получал хозяин колесницы, даже если он не выступал возницей.

Пятый и седьмой день посвящались соперничеству родовых фил, то есть состязались только полноправные афиняне, в отличие от предыдущих дней, когда в агонах мог принять участие гражданин любого греческого полиса. Первоначально в Афинах было 4 родовых филы; после реформы Клисфена в 510 г. до н. э. афинские филы превратились в территориально-политические общины, и число их возросло до 10. Каждая фила выставляла своих представителей для соревнований апобатов, лампадодромов, для гонок на кораблях и для исполнения военного танца пиррихий.

Афина рождается из головы Зевса, и богиня деторождения Илифия.

Пиррихий включали в праздник в память о том, что якобы Афина танцевала пиррихий, родившись из головы Зевса, и после победы над гигантами (Dion. Hal. VII, 72, 7). Именно эти два мифа особо вспоминали на Панафинеях.

Шестой день был центральным; он приходился на мифическую дату рождения Афины. С восходом солнца торжественная процессия отправлялась от Дипилонских ворот по Панафинейской дороге к Акрополю. Шествие начиналось от здания Помпейона (от слова πομπή — шествие), куда накануне праздника собирали священные сосуды и другую утварь, которую несли участники процессии.

Фидий. Панафинейское шествие на фризе Парфенона

 

Под аккомпанемент кифар и аулосов и пение хоров шествие двигалось через Керамик, пересекало агору и с севера поднималось на Акрополь, преодолевая расстояние более километра. Панафинейская процессия изображена на фризе Парфенона и описана в античной литературе. В ней участвовали представители всех слоев свободного населения Афин: мужчины и женщины, богатые и бедные, молодые и старые, аристократы и простонародье, граждане, метеки и даже вольноотпущенники.35

Это многолюдное шествие включало не только вереницу идущих в определенном порядке людей, но также всадников и конные колесницы. Опытные распорядители следили за порядком и направляли шествие.

Самой красочной частью шествия был деревянный корабль, катившийся на колесах. Мачту необычного судна украшало полотнище с вытканными на нём эпизодами борьбы Зевса, Афины и других богов с гигантами. Впервые такой корабль провезли в Панафинейской процессии после победы афинян над персами при Саламине в 480 г. до н. э.36 Вот как он описан в речи позднеантичного автора Гимерия (III, 13, 14, 16):

«Жрецы и жрицы наполняют корабль; эвпатриды увенчаны золотыми венками, остальные — венками из цветов. Высокий и величавый, словно качающийся на волнах, корабль движется на колесах, которые благодаря множеству искусно прилаженных осей легко катят его к холму Паллады. Отсюда, я думаю, богиня любуется праздничным обрядом. При пении священного хора афинских граждан отвязывается причальный канат, и все призывают ветер сопутствовать священному кораблю… Священная триера Девы… идёт посуху: звонкое дыхание аттических флейт звучит ей вслед, как попутный ветер, и направляет её бег».37

Важнейшая церемония шестого дня состояла в поднесении Афине нового одеяния — пеплоса шафранного цвета с вытканными на нём сценами из мифов о богине, главным образом о её сражении с гигантами. За девять месяцев до Панафиней на празднике Халкейя (греч. Χαλχεία, от χαλχείς – медник) в честь бога Гефеста и Афины Эрганы (работницы), как покровительнице всех ремёсел, особенно ткачества, и приходившийся на последний день месяца Пианепсиона (середина ноября), четыре девочки Аррефорои (греч. Άρρηφόρια) вместе со жрицей Афины устанавливали ткацкий станок, на котором искусные ткачихи начинали ткать пеплос для богини. Момент передачи в храм Афины сложенного для хранения роскошного платья изображён на фризе Парфенона.

Пеплос предназначался для древней небольшой деревянной скульптуры Афины в Эрехтейоне,38 а не для огромной скульптуры Фидия в Парфеноне, как полагают некоторые учёные на основании не совсем ясных описаний древних авторов.39 Ведь ткань для громадного пеплоса, который подошёл бы десятиметровой «Афине Парфенос» — древнегреческой скульптуре работы Фидия, созданной в 447−438 г. до н. э.,  не смогли бы легко поднять две женщины, как это видно на рельефе, украшавшем Парфенон.40 Статуя Афины Парфенос (др.греч. παρθένος Ἀθηνᾶ) имела замечательное драгоценное убранство, которое не стоило делать, если на статую надевали платье, скрывавшее почти всю фигуру богини.

Деревянная статуя Афины (конец I века до н. э. — начало I века н. э.

Поднесенный Афина Паллада (греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) пеплос хранился в храме до праздника Плинтерий. Тогда жрицы из знатного афинского рода Праксиергидов совершали в море священное омовение деревянной статуи Афины и облачали её в новое одеяние.41

Другое важнейшее действие на Панафинеях составляло грандиозное жертвоприношение на алтаре Афины; огонь на нём зажигал афинский лампадодром, победитель в беге с факелами. Лампадодромия входила в программу Больших и Малых Панафинеи. Дистанцию около двух с половиной километров пробегала эстафета по четыре бегуна от каждой филы. Старт находился у алтаря Эроса у входа в Академию; с зажженным на этом алтаре факелом лампадодромы бежали на Акрополь, и там на алтаре Афины зажигался огонь от факела победителя. Приз лампадодрома состоял из гидрии и 30 драхм, а его фила получала 100 драхм и быка. На эти деньги устраивался праздничный пир филы, во время которого съедали быка.42

Всю ночь после дня рождения богини Афины на Акрополе проходило всенощное бдение, слышалось пение гимнов и исполнялись танцы.

порт Пирей морские ворота Афин

На седьмой день празднования устраивались гонки кораблей в гавани Пирея и, по мнению некоторых ученых, состязались апобаты.43 Но можно думать также, что апобаты выступали в заключение конских ристалищ,44 поскольку их мастерство неразрывно связано с гонкой на колесницах (рис. 60).

Состязания апобатов, буквально: «сходящих с колесницы», появились в глубокой древности, когда в войнах использовали боевые колесницы с двумя мужчинами.45 Один правил конями, а другой умел соскочить на полном ходу, вступить в сражение с пешими воинами и в случае надобности снова вспрыгнуть на колесницу, чтобы быстро оторваться от противника. Краткие описания искусства апобатов у античных авторов свидетельствуют, что существовало несколько видов состязаний.

Дионисий Галликарнасский (VII, 73) пишет, что апобаты, спрыгнув с колесниц, соревновались между собой в беге, в то время как колесницы продолжали гонки. В одном из древних словарей (Etymologicum magnum) описан другой вид состязаний, во время которых апобаты спрыгивали с колесницы и, пробежав какое-то расстояние, возвращались, вскочив на колесницу на полном ходу.

В VI в. до н. э., когда стали праздновать Великие Панафинеи, боевые колесницы уже не применялись на войне, но по древней традиции состязания апобатов сопровождали празднество. Апобаты демонстрировали своё искусство на агоре, когда её пересекала панафинейская процессия.46

В одной из речей Демосфен с гордостью подчеркнул, что на соревнования апобатов допускаются только афинские граждане. Оратор назвал искусство апобатов «восхитительным зрелищем, состоящим из множества меняющихся картин». Восхваляя Эпикрата, Демосфен высоко оценил его выбор заниматься именно этим видом физической тренировки и выступать на агонах апобатов, потому что, «помимо победного венка, уже сами состязания и подготовка к ним являются немалой наградой для тех, кто в надлежащей мере стремится к доблести» (Dem. LXI, 23-25). Друзья и родственники победителей чествовали их пиром. Плутарх упомянул о желании многих друзей устроить симпосион по случаю успеха на Панафинеях апобата Фокиона, сына видного политического деятеля IV в. до н. э.,  (Plut. Phoc. 20).

Псиктер — 6 в.до.н.э. Скачки на колесницах

Вероятно, на Панафинеях апобаты напоминали об Эрехтее, легендарном изобретателе колесницы. По преданию, во время первого празднования Панафиней он появился, правя колесницей, и рядом с ним стоял вооруженный воин.47 Апобаты могли также символизировать на празднике миф о сражении богов и гигантов, в котором Афина и Зевс воевали, спрыгивая с колесниц.48

Заключительный восьмой день Панафиней знаменовался раздачей призов и праздничными пирами. В торжественной обстановке победителей венчали оливковыми венками, одним вручали денежные награды, другим — знаменитые панафинейские амфоры, наполненные оливковым маслом; его готовили из плодов маслин, росших в священной роще Афины. Тогда же провозглашались почётные декреты в честь афинян и иностранцев, оказавших особые услуги государству.

роспись панафинейских ваз и богиня Афина. Гидрия 470 н.э.

К каждым Великим Панафинеям лучшие афинские вазописцы расписывали по государственному заказу около 1400 чернофигурных амфор, не изменяя древней традиции во времена, когда этот стиль рисунка давно вышел из моды. В более или менее хорошей сохранности к настоящему времени дошло около 300 Панафинийских амфор.49 Древнейшая из них изготовлена около 560 г. до н. э., на ней имеется надпись, говорящая от лица амфоры: «Я являюсь призом за победу на Панафинеях».50

К концу VI в. до н. э. сложился канон росписи панафинейских амфор: на одной стороне рисовали вид состязания, за которое получена награда, на другой — фигура Афины в профиль со щитом и копьём в руках (рис. 61).

Богиня Афина изображалась шагающей между двумя колоннами, на которых стоят петухи. У греков, страстных любителей петушиных боев, эти птицы символизировали превосходные бойцовские качества и неудержимую волю к победе. Вдоль одной из колонн располагалась надпись «Приз из Афин» (рис. 62). Большинство этих амфор очень крупные, более 60 см в высоту.

Манера исполнения и детали росписи панафинейских амфор постепенно менялись. На рубеже V-IV вв. до н. э. петухов на колоннах сменили скульптуры разных божеств.

В IV в. до н. э. фигура Афины стала неестественно удлиненной, а рисунки атлетов приобретали всё более реалистические черты. Изменилась и надпись, в которой стали указывать, при каком архонте выдан приз, поэтому такие награды можно датировать с точностью до года. Позднейшая амфора с указанием архонта относится к 312-311 г. до н. э., а затем там стали писать имена агонотетов (организаторов игр) или казначеев.

63. Афина. Панафинейская амфора из Ольвии. III в. до н. э.

Редкий образец одной из самых поздних панафинейских амфор обнаружен в Ольвии (рис. 63).51 Таких ваз найдено очень мало, вследствие чего можно заключить, что, начиная с III в. до н. э., амфоры с маслом перестали занимать почётное положение среди наград на Панафинеях.

Во второй половине VI — начале V вв. до н. э. афинские мастера расписывали также псевдопанафинейские амфоры, отличающиеся от призовых только отсутствием надписи «приз из Афин» и, как правило, меньшими размерами. Вероятно, эти амфоры наполняли священным панафинейским маслом, на продажу которого государство имело монополию. Возможно, подобные амфоры делали также по определенным заказам для праздничных пиров в честь панафинейских победителей.52 Ведь нам известны случаи изготовления отдельных сосудов и целых керамических сервизов с определенной росписью для богатых пиров в VI-V вв. до н. э.; после пира вазы часто продавали, поэтому их находят в разных частях греческой ойкумены.53

 

Победители увозили на родину панафинейские амфоры; в то же время призеры, не нуждавшиеся в столь большом количестве масла и амфор, имели право продавать свои награды. Расходясь по многим городам и поселениям, амфоры распространяли славу об Афинах и их замечательном празднике.54

Ника награждает победителя

Панафинейские и псевдопанафинейские амфоры неоднократно находили в Северном Причерноморье, больше всего на Боспоре, а также в Ольвии и Херсонесе.55 Старшие относятся к концу VI в. до н. э., младшие — к раннему эллинистическому периоду. Вероятно, какие-то из этих амфор принадлежали победителям на Панафинеях из Северного Причерноморья, а другие привезли сюда на продажу. Иногда такие амфоры покупали у боспорян эллинизированные варвары, о чём известно из находок в погребениях с не греческим обрядом захоронения на границах Боспорского царства.56

Сноски (23 -56)

23 Beazley J. D. Panathenaica // AJA. № 47. 1943. P. 441-465; Neils J. Panathenaic Amphoras. Their Meaning, Markers and Markets / / GP. P. 48-50.
24 Вдовиченко И. И. Παναθηναϊκά. / / Археология и история Боспора. Т. 3. Керчь, 1999. С. 239-243.
25 Shapiro Η. Democracy and Imperialism. The Panathenaia in Age of Pericles / / WA. P. 222.
26 В афинском декрете 425 г. до н. э. предписано всем союзным городам присылать на Великие Панафиней корову и паноплию в дар богине. Meiggs R., Lewis D. Α. Selection οί Greek Historical Inscriptions. Oxford, 1969. № 46.
27 См. комментарий к МИС. 1, а также: Карышковский П. О. Ольвия и Афинский союз // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Т. 3. Одесса, 1960. С. 73-85; Брашинский И. Б. Афины и Северное Причерноморье в VI-II вв. до н. э. С. 70-88; Шелов-Коведяев Ф. В. История Боспора в VI-IV вв. до н. э. // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1985. С. 90-105; Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса М., 1989. С. 126-134.
28 Скржинская М. В. Ольвиополиты и боспоряне в Афинах // ВДИ. 2002. № 2. С. 134.
29 На такую возможность указывают многочисленные атлетические и мусические состязания во всех полисах Северного Причерноморья. Участники этих агонов показывали выдающиеся результаты, поэтому они могли соперничать с опытными атлетами из Эллады (см. об этом в главах «Награды на праздниках» и «Спортивные и музыкальные агоны»).
30 Скржинская М. В. Боспорский купец Формион в Афинах / / Торговля и торговец в античном мире. М., 1997. С. 125.
31 Вдовиченко И. И. Указ соч. С. 236. Каталог № 15-22. В научной литературе Упоминаются лишь целые амфориски, а их фрагменты никто не учитывал.
32 Несколько наиболее подробных исследований о Панафинеях: Parke Η. W. Festivals ol the Athenians. London, 1986. P. 33-50; Goddes and Polis. The Panathenaic Festivals in Ancient Athens. Ed. J. Neils. New Jersey, 1992; Worshipping Athena. Panathenaia and Parthenon. Ed. J. Neils. Madison, 1996.
33 Neils J. The Panathenaica // GP. 1992. P. 16.
34 Shapiro Η. Musikoi agones. Music and Poetry at Panathenaia / / GP. P. 57.
35 Shapiro Η. Democracy and Imperialism… / / WA. P. 221.
36 Barber Ε. Peplos of Athena // GP. 1992. P. 114.
37 Гимерий. Речь к Василию. Перевод С. В. Поляковой // Поздняя античная проза. М., 1960. С. 613.
38 Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961. С. 205, 206. По преданию, эта старинная статуя, упавшая с неба, была сделана из оливкового дерева и изображала стоящую Афину без вооружения, голову богини украшала стефана, в ушах — серьги, а на шее ожерелье. Altroth. В. Godds and Figurines. Uppsala. 1989. P. 48-50.
39 Parke H. W. Op. cit. P. 38.
40 Barber E. Op. cit. P. 110, 114.
41 Колобова К. Μ. Указ. соч. С. 206.
42 Kyle D. The Panathenaic Games. Sacred and Civic Athletics / / GP. P. 96.
43 Neils J. Op. cit. P. 16.
44 Максимова Μ. И. Миниатюрная группа на Феодосийских серьгах / / ТГЭ. 1958. № 1. С. 65.
45 Нефедкин А. К. Боевые колесницы и колесничие древних греков. СПб., 2001.
46 Участие апобатов в Панафинеях запечатлено на фризе Парфенона. Подробно об этом виде состязаний см.: Kyle D. Op. cit. // GP. P. 89. 90. Fig. 56.
47 Ibid. Р. 89.
48 Robertson N. Athena’s Shrines and Festivals // WA. 1966. P. 57.
49 Neils J. Panathenaic Amphoras // GP. 1992. P. 29, 46. В число этих 300 амфор не вошли нигде полностью не учтённые мелкие фрагменты с остатками призовых надписей, свидетельствующие, что этот фрагмент принадлежал панафинейской амфоре.
50 Hamilton R. Panathenaic Amphoras. Other Side // WA. P. 118.
51 Тревер К. В. Ольвийская полихромная амфора 1901 года. // MAP. № 36. 1918. Рис. 2.
52 Neils J. Op. cit. P. 122.
53 Webster Т. Potter and Patron in classical Athens. London, 1973. P. 42, 52.
54 Kyle D. Gifts and Glory. Panathenaic and Other Greek Athletic Prizes / / WA. P. 122.
55 Наиболее полный свод таких находок в Северном Причерноморье и библиография их изданий приведены в указанной выше (прим. 24) статье И. И. Вдовиченко. На самом деле этих амфор больше 12, собранных Вдовиченко, но, кроме одной ольвий-ской (ср. прим. 51), они не публиковались. Например, в Горгипии найдено 4 фрагмента панафинейских амфор (сообщение А. К. Коровиной), один фрагмент на хоре Ольвии (сообщение С. Б. Буйских), несколько фрагментов в Херсонесе (Брашинский И. Б. Афины и Северное Причерноморье в VI-II вв. до н. э. М., 1963. С. 150).
56 Бахтина М. Ю. К вопросу о находках панафинейских амфор в варварских памятниках Северного Причерноморья / / Stratum. Петербургский археологический вестник. СПб.; Кишинев, 1997. С. 62, 63.

Далее… ИЛЛЮСТРАЦИИ ПАНАФИНЕИ НА ПРЕДМЕТАХ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИЗ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Иллюстрации Панафиней на предметах прикладного искусства из Северного Причерноморья
Праздники Афины в городах Северного Причерноморья

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*