Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Венок — символ античного праздника

Венок — символ античного праздника

Скржинская Марина Владимировна.
Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

Глава XI. Венчание венком и объявления о наградах на праздниках.
Венок — символ античного праздника.

Древние греки и римляне во время праздников украшали голову венками из цветов, душистых трав и ветвей разных растений, а иногда из драгоценных металлов. Венок из растения, взятого в священной роще, издавна служил наградой на играх в честь богов и героев. Начиная с классического периода и до заката античности, во время празднеств граждан венчали золотыми венками за гражданские и военные доблести. В русском языке далекое воспоминание об античных венках живет в словах корона (латинское corona — венок, затем венец из драгоценного металла) и лауреат (laureatus — увенчанный лавровым венком), а также в имени Степан (от греческого στέφανος — стефанос — венок).

Дионис, 525-500 до н.э.

Памятники искусства и античные авторы свидетельствуют о разнообразных венках в парадном уборе мужчин и женщин во время семейных и общественных праздников. Венки сплетали из полевых и садовых цветов, ветвей и листьев лавра, оливы, плюща, винограда, мирта, дуба, тополя, пальмы и других растений. Их приносили в храмы в качестве дара богам, самих же богов нередко изображали в венках (рис. 44), как правило, из посвященных им растений.

Жертвоприношение Аполлону

Аполлон обычно имел лавровый венок, а Дионис -плющевой (рис. 38).

Победители состязаний в честь богов и героев получали венок из священного растения. Например, на праздниках Аполлона в Дельфах и на Делосе венчали венком из лавра, священного дерева этого бога, а на Олимпийских играх давали оливковый венок, потому что, по преданию, учредитель этих игр Геракл установил такую награду.

Венок у греков служил наградой за военные, финансовые, дипломатические и другие услуги государству. Провозглашение о венчании венком совершалось на главных государственных праздниках. Так, на Делосе во время Аполлоний прочли декрет в честь херсонесита, удостоенного лаврового венка «за добродетели, благочестие к святилищу и благорасположение к народу» (МИС. 22).

Ни одно домашнее празднество не обходилось без венков. Они украшали головы жениха и невесты, их раздавали гостям на симпосионах, собиравшимся на мужской половине дома в андроне, где подавали угощение, пили вино, пели и беседовали на разные темы. Платон описал, как на такой пир пришёл Алкивиад в венке из фиалок и плюща (Plat. Symp. 212). Плутарх в «Застольных беседах» (III, 645-648) посвятил целый раздел подобным венкам. Гости музыканта Эратона говорили о том, что цветы «радуют наше обоняние и зрение, испуская удивительный запах и представляя неподражаемое разнообразие красок», аромат же определенных растений помогает от опьянения. Считалось, что излюбленные греками венки из роз и фиалок успокаивают головную боль, а венок из шафрана «безболезненно рассеивает явления похмелья» и даёт спокойно уснуть выпившим лишнее.

В V в. до н. э. греческие ювелиры начали изготовлять металлические венки.1 Они воспроизводили, преимущественно в золоте, а также в серебре и бронзе, ветви различных деревьев и кустарников, в которые иногда включали цветы.2

Золотой венок (στέφανος χρύσεος) приносили в дар богам (Dem. ХХII, 72-74; НО. 68, 80),3 его надевали участники праздничных шествий и состязаний хоров (Dem. XXI, 16, 22). С V в. до н. э. и до конца античной эпохи венок служил наградой соотечественникам и иностранным гражданам. Одно из первых упоминаний об этом встречается у Фукидида: во время Пелопоннесской войны Народное собрание небольшого города Скионы в северной части Греции постановило в 423 г. до н. э. увенчать золотым венком спартанского полководца Брасида «как освободителя Эллады» (Thuc. IV, 121).

Сохранилось немало античных золотых венков. Наибольшее их количество в Северном Причерноморье обнаружено в некрополях Боспора, и лучшие образцы выставлены в Золотой кладовой Эрмитажа в Петербурге. Ювелиры воспроизводили в золоте ветви оливы, лавра, мирта и дуба.4

Венки из листьев сельдерея, считавшегося растением, олицетворяющим печаль, всегда были погребальными.5 Эти и другие венки из некрополей изготовлены в большинстве случаев исключительно для погребального обряда: они очень лёгкие, с тончайшими лепестками, на которые истрачено минимум драгоценного металла. Таковы четыре лавровых и оливковых венка II в. до н. э. из Артюховского кургана, в два из них вплетены цветки вьюнка.6 Подобные изделия предназначались для одноразового использования, они погибали вместе с покойным, если его сжигали на погребальном костре.7

Иногда в могилу клали венок, которым некогда венчали гражданина, и он хранился в доме, напоминая о заслугах хозяина (Aeschyn. III, 47). Таков оливковый венок весом 167,5 г или около 40 драхм из кургана Большая Близница на азиатской стороне Боспора. Во второй половине IV в. до н. э. обладатель венка неоднократно надевал его в торжественной обстановке, о чем свидетельствуют следы древней починки этого ювелирного изделия.8

83. Золотые венки из некрополя Пантикапея: верхний из кургана Кекуватского, середина IV в. до н. э.; нижний из погребения первой половины III в. до н. э.

Более массивный лавровый венок середины IV в. до н. э. найден в Керчи в кургане Кекуватского, он весит 246,3 г или около 50 драхм (рис. 83).9 Для сравнения напомним, что в Афинах победитель в игре на кифаре получал венок весом в 80 драхм, а постановщики трагедий — несколько меньшего размера; в сокровищнице Парфенона большие посвятительные венки достигали 250 или даже 273 драхм, то есть килограмма и более золота.10 Венок с посвящением афинскому народу от боспорского царя Спартока весил 189 драхм (IG II2. 731).11

Обычно наградной венок составлялся из двух ветвей, связанных сзади проволокой, а спереди на месте соединения веток нередко находился полудрагоценный камень или гемма в золотой оправе. Все это можно видеть на венках из раскопок Боспора ( рис. 83); там на месте соединения ветвей часто помещали круглую золотую пластинку с оттиском местной или иностранной монеты.12 Целые золотые венки отсутствуют в коллекциях археологических материалов из Ольвии, Херсонеса и Тиры; при раскопках их некрополей археологи находили в разграбленных могилах лишь отдельные тончайшие золотые листочки.13 Однако известно, что современные грабители похищали из ольвийских погребений золотые венки из лавра и сельдерея.14

Сноски (1 — 14)

1 Higgins R. A. Greek and Roman Jewellery. London, 1961. P. 121.
2 Deppert-Lippitz В. Griechischer Goldschmuck. Mainz am Rhein, 1985. S. 196. Taf. 21; Γ3. №60, 105, 113, 115.
3 Guarducci М. Epigrafia Greca. Т. 2. Roma. 1969. P. 139. Fig. 26 ; Harris D. The Treasures of the Parthenon and Erechteion. Oxford, 1995. P. 115-200.
4 Стефани Л. Объяснения некоторых художественных произведений, найденных в 1874 г. в Южной России / / OAK за 1875 г. СПб., 1878. С. 16-28;. ГЗ. № 105, 113, 115.
5 Плиний (NH XX, 44) писал, что венки из сельдерея надевали на поминках; их носили также во время отправления некоторых мистериальных культов.
6 Максимова М. И. Артюховский курган. Л., 1979. С. 42, 43.
7 Стефани Л. Указ. соч. С. 29. N 23.
8 ГЗ. № 115.
9 Там же. С. 165. № 105.
10 Маринович Л. П., Кошеленко Г. В. Судьба Парфенона. М., 2000. С. 167.
11 МИС. С. 310.
12 Стефани Л. Указ. соч. С. 16-28.
13 Парович-Пешикан М. Некрополь Ольвии эллинистического времени. Киев, 1974. С. 182, 187, 205, 209; Костцюшко-Валюжинич К. К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1900 г. // ИАК. № 2. 1902. С. 14; Щеглов А. И. Некрополь у Песочной бухты близ Херсонеса // КСИА. № 143. 1975. С. 112; Зубарь В. М., Шевченко А. В., Липавский С. А. Некрополь Херсонеса Таврического (материалы раскопок 1983-1985 гг. ). Киев, 1989. С. 39. № 13, 19, 20, 39, 48.

14 Латышев В. В. Исследования об истории и государственном строе города Ольвии. СПб., 1887. С. 243; Орешников А. В. Несколько замечаний о древностях, найденных в селе Парутино в 1891 г. // Древности. Труды имп. Московского археологического общества. М., 1894. Т. 15. Вып. 2. С. 8. Такие находки попадают в руки грабителей и теперь, о чем археологи знают, к сожалению, лишь по рассказам.

Далее… ВРУЧЕНИЕ ЗОЛОТОГО ВЕНКА — НАГРАДА ЗА ГРАЖДАНСКИЕ И ВОИНСКИЕ ДОБЛЕСТИ

Вручение золотого венка — награда за гражданские и воинские доблести
Симпосион, традиции пира

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*