Вторник , 21 Сентябрь 2021
Домой / КНИГИ / Культура кельтов и нордическая традиция античности. Н.С. Широкова

Культура кельтов и нордическая традиция античности. Н.С. Широкова

 Доктор исторических наук, профессор Широкова, Надежда Сергеевна — советский и российский историк, антиковед, кельтолог.

В монографии «Культура кельтов и нордическая традиция античности» (СПб., 2000) профессор исторического факультета СПбГУ Н. С. Широкова исследует происхождение культуры кельтов.  Основываясь на анализе античных текстов, автор доказывает, что нордическая теория происхождения кельтов подтверждается как письменными источниками, так и археологическими. В книге так же проводится сравнительный анализ скандинавской и кельтской мифологий, что даёт возможность, по мнению автора, реконструировать ряд мифологических представлений древних кельтов. На основе сравнительного анализа кельтской и скандинавской мифологии автор реконструирует мифологические представления кельтов. Проводятся параллели между античной традицией об Ultima Thule и кельтскими преданиями о сиде, Ином мире. Исследователь приходит к выводу о том, что кельты были ближе к истокам индоевропейской общности, чем прочие народы.

Богатый иллюстративный материал и доступность изложения делает книгу привлекательной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, интересующихся историей древней Европы.

Культура кельтов и нордическая традиция античности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. КЕЛЬТЫ.
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НОРДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.
§ 1. Ultima Thule — представления древних о Крайнем Севере
§ 2.Путешествие Пифея и открытие Ultima Thule (Реалистическая традиция о Туле).
§ 3. Идеализирующая традиция античности об Ultima Thule.
§ 4. Ultima Thule и нордическая традиция в европейской культуре.

Глава II СЕВЕРНЫЙ ВАРИАНТ КЕЛЬТСКОЙ ПРАРОДИНЫ.
§ 1. О расовой принадлежности кельтов
§ 2. Поиск прародины индоевропейцев.
§ 3. Скандинавская гипотеза происхождения индоевропейцев.
§ 4. Земледельческие и скотоводческие культуры индоевропейцев

Глава III. Религия и мифология древних кельтов.
§ 1. Друиды и письменность.
§ 2. Теоретические подступы к кельтской мифологии.
§ 3. Источники по религии кельтов.
§ 4. Мифический период истории Ирландии (космогония и эсхатология).
§5. Пространство и время кельтской мифологии.
Кельтский праздник Самайн.
§ 6. Другой Мир кельтов.

Глава IV. Религия и мифология древних кельтов (продолжение).
§ 1.Тройственность религиозно-мифологических образов у древних кельтов.
§ 2.Анималистические мотивы в религии и мифологии кельтов.
§ 3. КУЛЬТ БОГИНЬ-МАТЕРЕЙ У ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ.
1.Кельтская богиня Бригита и праздник Имболк.
2.Праздник кельтов Лугназад.
3.Сага о короле Канне из Тары.
§ 4. МУЖСКИЕ БОЖЕСТВА КЕЛЬТСКОГО ПАНТЕОНА.
1.Галльский Меркурий Цезаря.
2.Один и Варуна.
3.Кельтский бог Луг.
4.Кельтские боги Тевтатес.
5.Кельский бог Езус.
6.Кельтский бог Таранис.
7.Кельтский бог Дагда.
8.Кельтский бог Суцелл.
9.Кельтский бог Огмий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нам представляется, что синтетическое исследование кельтской культуры и нордической традиции античности оказалось достаточно успешным, позволившим прояснить некоторые проблемы и собственно кельтской, и античной культуры. Так, как мы видели, кельтские мотивы прослеживаются в одном из направлений античных социальных утопий, которое условно можно назвать нордической традицией античности, так как в ней в поисках золотого века взгляд античного мира обращался к северным оконечностям Ойкумены. В частности, под флером греческих мифов, которые сложились вокруг Ultima Thule (одного из ключевых понятий этой традиции) просматриваются кельтские легенды. Туле-Огилия античных текстов райским видом места, чудесами и наслаждениями, которые она дарует, напоминает описание сида, ирландского Другого Мира. Наличие кельтских истоков в античной традиции об Ultima Thule находит объяснение в том факте, что самым первым источником всех сведений о далеком северном острове (как реальных, так и фантастических) было сообщение Пифея, открывшего Ultima Thule в IV в. до н. э., который сам побывал на острове и слышал легенды о нем от своих информаторов-кельтов.

Как отмечают Ф. Леру и Х. Гионварк, константой самой кельтской традиции является частое упоминание о ее полярном происхождении. В самом деле, ирландские тексты все время указывают на Север. Легенда приписывает нордическое происхождение всем мифическим расам, которые населяли Ирландию. С островов на Севере мира прибыли в Ирландию Туата Де Дананн (племена богини Дану), из которых происходят все великие боги Ирландии, оттуда они принесли свои друидические знания, свое магическое искусство и затем, потерпев поражение от сыновей Миля, оно опять удалились на Север. Дом великого бога Другого Мира и бога друидов Дагды всегда расположен на Севере. Леру и Гионварк сделали наблюдение, что вообще в кельтской традиции место, где обучают друиды, всегда расположено на севере, или северо-востоке, иногда на западе или северо-западе, но никогда на юге, что является подтверждением символически нордического происхождения самого жречества. Концепция времени, представленная в кельтской традиции, тоже является воплощением полярного символизма, в соответствии с которым шесть месяцев длится день и, равным образом, шесть месяцев длится ночь.

Представления такого рода характерны не для одной только кельтской традиции. Ведическая традиция неоднократно поминает о своем полярном происхождении. Как заметил М. Элиаде, мифологии традиционных цивилизаций часто помещали Ось Мира или Центр Мира на Севере. С другой стороны, в кельтской традиции ее символическое полярное происхождение выступает более отчетливо и может быть прослежено на более глубинных уровнях, чем в других традициях. Как было показано, религиозно-мифологическая традиция кельтов имела особенности, свидетельствующие о том, что кельты, возможно, были ближе, чем другие народы, не только к своим индоевропейским истокам, но к истокам изначальной, примордиальной традиции всего человечества (к этим особенностям относятся, имеющая большое значение в религии и мифологии кельтов тройственность божественных образов, широко распространенные анималистические мотивы, весьма развитый культ богинь-Матерей).

Недаром, Р. Генон, исследовавший символические истоки примордиальной традиции, очень большое внимание уделял кельтизму. Например, проанализировав символизм образов медведя и вепря, игравших важную роль в кельтской религиозно-мифологической традиции, Генон сделал вывод о прямой связи кельтской традиции с примордиальной традицией человечества, которой он приписывал гиперборейское, полярное происхождение.

Леру и Гионварк пишут, что эта кельтская концепция нордического происхождения традиции, вновь встречающаяся в Индии вплоть до Китая, свидетельствует об аутентичности и очень высокой античности того, что она представляет (Le Roux F., Guyonvarc’h Ch. Les Druides. P. 314.). В то же время они предостерегают против того, чтобы понимать эту концепцию не в символическом, а в буквальном смысле, поскольку реальное происхождение кельтов нужно рассматривать в общем контексте индоевропейских миграций. Однако кельтская и нордическая традиции оказались тесно переплетены и в мифологической, и в исторической реальности. Как мы видели, среди научных гипотез происхождения индоевропейцев существует скандинавская гипотеза, помещающая их прародину на Север Европы. Такой авторитетный исследователь, как Г. Чайлд, полагал, что если скандинавская гипотеза и не права, все равно индоевропейская культура времен изначальной общности была культурой нордического типа. Затем данные археологии и антропологии показывают, что в этногенезе уже собственно кельтов тоже была значительная доля участия нордического этноса. Во времена же исторической античности кельтов часто смешивали с германцами. В свете всего вышесказанного становится понятным, почему германо-скандинавские и индийские параллели оказались так продуктивны для реконструкции образов важнейших кельтских богов и выявления некоторых характерных особенностей кельтской религиозно-мифологической традиции.

 

 

СЛАВЯНОРУССКИЙ КОРНЕСЛОВ. Александр Шишков.
Славяне и скандинавы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*