Понедельник , 15 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Вербное воскресенье в живописи и поэзии

Вербное воскресенье в живописи и поэзии

В 2023 году Вербная неделя начинается 3 апреля и заканчивается 9 апреля, православные христиане празднуют одно из важнейших библейских событий — Вход Господень в Иерусалим, который символизирует вход человека в Рай. После Вербного воскресенья наступит Страстная неделя с 10 по 15 апреля. А уже 16 апреля православные отметят Пасху.

По словам всех четырёх евангелистов, в день входа Господня в Иерусалим жители Священного города приветствовали Иисуса Христа как Спасителя, они ликовали, кричали «Осанна» (Спаси), устилая Его путь пальмовыми ветвями. В России и других странах с холодным климатом пальма не растёт, поэтому вместо пальмы в церквях освещали вербу, а христианский праздник Входа Господня в Иерусалим имеет народное название — «Вербное воскресенье». Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в «Изборнике Святослава» 1073 года.

Издревле на Руси символом христианского праздника Вход Господень в Иерусалим была верба — первое нежное растение, распускающееся весной и символизирующее новую жизнь. В Вербное воскресенье православные христиане с букетами вербы в руках идут в церковь для её освещения, потом приносят её домой и сохраняют весь год. Верба приносит в дом особую атмосферу мира и тепла.

Вербное воскресенье до сих пор вдохновляет художников и поэтов на создание новых картин и стихов, посвящённых этому светлому и радостному весеннему празднику.

Вербное воскресенье для поэта Константина Бальмонта ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками вербы, наполненными сиянием солнечного света, для художника Бориса Кустодиева праздник связан с радостью народного гулянья в весенний день, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием нашего патриарха на ослике.

«Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти» (1865 год) Картина Вячеслава Шварца

У древних иудеев был обычай, согласно которому правитель не пешком входил в город, а въезжал верхом на коне. Если царь восседал на коне, это означало его готовность к войне, если же путник въезжал в город на осле, значит с мирными и благими намерениями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи художника Вячеслава Шварца, его патриарх едет на ослике, накрытом белой попоной, а участники шествия несут пальмовые ветки. Путь патриарха выстилают одеждой, как это делали жители Иерусалима.

С XVII века в России известен обряд «шествия на осляти». Его совершали в Вербное воскресенье, вспоминая, как Христос въехал в ворота Иерусалима на ослике накануне событий Страстной седмицы. Вот так, кротко и смиренно, Спаситель появился в столице Израиля, люди же встречали Его с царскими почестями — устилали путь пальмовыми ветвями, бросали свои одежды под копыта ослика.

В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Там патриарх и царь облачались в богато украшенные одежды.

На Лобном месте православному люду раздавали вербы. Иногда — даже пальмовые ветви, из привозили специально из Персии. Как сообщают письменные источники, царь спешивался, брал в руки красный повод и вёл лошадь, на которой сидел патриарх. Так они шли в Кремль.

Впереди ехала повозка, запряженная лошадьми в расшитых попонах. На ней стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветвях деревьев сидели дети в костюмах ангелов.

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Сидящий на лошади патриарх осенял народ крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве звучал колокольный звон.

Этот обычай упразднили в период правления Петра I, так как 2 ноября 1721 года, Русский царь Пётр I принял титул Императора, и провозгласил Россию Империей. Император Пётр Великий считал унизительным для царской особы вести лошадь, на которой сидит патриарх.

«Инок». 1897 год. Художник Константин Савицкий.

Главным героем своего полотна художник Константин Савицкий сделал серьёзного и задумчивого священнослужителя, который расположился у окна в Вербную неделю, а понять это можно по пушистым веткам вербы в цветной вазе.

«Вход Господень в Иерусалим». Картина Михаила Нестерова.

Художник Михаил Нестеров, как православный человек, тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету — Вход Господень в Иерусалим, жители Вечного города приветствуют Христа Спасителя, расстилая свою одежду под ноги Его ослу и усыпая Его путь зелёными пальмовыми ветвями.

Вербы распустились на реке.
Ангелы запели вдалеке.
Вдалеке, но слышно хорошо,
Как Иисус в Ершалаим вошёл.

Прямо к Храму едет на осле.
Ветви пальм летят ему вослед.
Нет ещё тернового венца.
Только радость у людей в сердцах.

«Аллилуйя» — крики там и тут.
Руки нищих тянутся к Христу.
Провожают взглядом, говорят:
«Иудея встретила Царя!»

«Аллилуйя!» И вечери ждут
В тихом Гефсимании саду.
Ждут. И багряница не снята
У подножья чёрного креста.

На порфире скорбной пурпур цел.
Нет слезы кровавой на лице.
В Храм людей ведёт он за собой.
«Аллилуйя!» — крики над толпой.

В Храм ведёт. Улыбка на лице.
Знает он, что ждёт его в конце.
Знает он. Спокоен. Светел взгляд…
У гробницы ангелы сидят.

Город за стеной, но видно им,
Как Иисус вошёл в Ершалаим.
Пронеслись века. Весна. Покой.
Вербы цвет над русскою рекой.

Владимир Захаров.

«Торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве в Вербное Воскресенье» (1917). Картина Бориса Кустодиева

Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья. На полотне Бориса Кустодиева вверх взмывает в высь стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику. В этот день православные верующие в Великий пост могут позволить себе послабление, например, могут есть рыбу, икру.

Верба, натюрморт, худ. Таисия Кирилловна Афонина

Верба милая, серебряный пушок,
Прутья розовые, снежная весна.
Снегом пенится метель на посошок,
Все дороги завалила белизна,
И над нею только головы плывут,
Только головы и лица ходоков,

Серебристого дыханья вербный прут
Разрастается кустами облаков.
И несут они детей над головой,
Дети старше их намного, и о том —
Свет, искрящийся в лавине снеговой,
Свет, играющий серебряным прутом.

Юнна Мориц, 1998г.

Елизавета Бём. Вербное воскресенье.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

Александр Блок. Вербочки. 1-10 февраля 1906 г.

Девочки. Вербное воскресение. Серафима Блонская, 1900 г.

Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903). Вход Господень в Иерусалим ассоциируется у поэта с ветками вербы — как и у большинства православных.

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914) В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то . «Осанна!» — «спаси же!», «спасибо!», хвалебный возглас, которым иудеи приветствовали Христа, и одновременно это краткая молитва.

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.

Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

Катание в Вербное воскресенье на Красной площади, Владимир Россинский —1910 год.

Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922) Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!

Вербный базар на Красной площади. 1916 г. Константин Юон

Вербная неделя. Стихотворение Аполлона Майкова

Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!

С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!

Точно какой победитель вступает
В город — и все пробудилось от сна…
Да, победитель!
И вот ему птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, Весна!»

Таисия Афонина — Натюрморт с вербой

Философское стихотворение современного русского поэта Владимира Захарова.

СМЕЙСЯ, ПЛАЧЬ, УМИРАЙ, ЖИВИ

Смейся, плачь, умирай, живи,
Жертва, клятва, восторг, вина —
Это всё имена любви,
Это всё любви имена.

Все созвездия, все миры,
Что увидеть, услышать смог —
Это вечной любви дары,
Это Слово и это Бог.

Дом, община, народ, страна,
Что, сгорая, воскреснет вновь —
Это всё любви имена,
Это Бог и Его Любовь.

Крест на куполе, вербы, храм,
Воскресенье, весна, цветы —
Это всё любви имена,
Это я и, конечно, ты.

Верба. Художник Игорь Бузин

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Икона Вход Господень в Иерусалим

Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
«Ты идёшь во имя Бога,
Ты идёшь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
Школ воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш, слабый, бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего Он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,
Силу Божью обличая,
Весь одеян чёрной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?»
И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,
Налагая на волненье
Цель любовной тишины,
Мир живит, как дуновенье
Наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.

Алексей Степанович Хомяков

Вербное Воскресенье, 2007 г. Екатерина Кизилова.

Вход Господень в Иерусалим — один из почитаемых праздников в Христианстве. Как видите, он нашел широкое отражение в искусстве. Вербному воскресенью посвящали картины, стихи. В живописи праздник представлен в различных жанрах — натюрмортах, пейзажах, портретах.

Натюрморт с вербой. Таисия Афонина

Разные авторы, в том числе и лирики, представляли своё личное видение, но все работы объединены одним — чувством светлой радости. Через изобразительное искусство художники и поэты передают зрителю и читателю эту искрящуюся радость, связанную с приходом весны и приближением светлого Христова Воскресенья и символом вечной жизни.


Всех с Праздником Входа Господня в Иерусалим! Благословен Грядый во имя Господне!

Страстная седмица
Вышивка жемчугом — традиционное женское рукоделие

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*