В 2023 году Вербная неделя начинается 3 апреля и заканчивается 9 апреля, православные христиане празднуют одно из важнейших библейских событий — Вход Господень в Иерусалим, который символизирует вход человека в Рай. После Вербного воскресенья наступит Страстная неделя с 10 по 15 апреля. А уже 16 апреля православные отметят Пасху.
По словам всех четырёх евангелистов, в день входа Господня в Иерусалим жители Священного города приветствовали Иисуса Христа как Спасителя, они ликовали, кричали «Осанна» (Спаси), устилая Его путь пальмовыми ветвями. В России и других странах с холодным климатом пальма не растёт, поэтому вместо пальмы в церквях освещали вербу, а христианский праздник Входа Господня в Иерусалим имеет народное название — «Вербное воскресенье». Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в «Изборнике Святослава» 1073 года.
Издревле на Руси символом христианского праздника Вход Господень в Иерусалим была верба — первое нежное растение, распускающееся весной и символизирующее новую жизнь. В Вербное воскресенье православные христиане с букетами вербы в руках идут в церковь для её освещения, потом приносят её домой и сохраняют весь год. Верба приносит в дом особую атмосферу мира и тепла.
Вербное воскресенье до сих пор вдохновляет художников и поэтов на создание новых картин и стихов, посвящённых этому светлому и радостному весеннему празднику.
Вербное воскресенье для поэта Константина Бальмонта ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками вербы, наполненными сиянием солнечного света, для художника Бориса Кустодиева праздник связан с радостью народного гулянья в весенний день, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием нашего патриарха на ослике.
У древних иудеев был обычай, согласно которому правитель не пешком входил в город, а въезжал верхом на коне. Если царь восседал на коне, это означало его готовность к войне, если же путник въезжал в город на осле, значит с мирными и благими намерениями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи художника Вячеслава Шварца, его патриарх едет на ослике, накрытом белой попоной, а участники шествия несут пальмовые ветки. Путь патриарха выстилают одеждой, как это делали жители Иерусалима.
С XVII века в России известен обряд «шествия на осляти». Его совершали в Вербное воскресенье, вспоминая, как Христос въехал в ворота Иерусалима на ослике накануне событий Страстной седмицы. Вот так, кротко и смиренно, Спаситель появился в столице Израиля, люди же встречали Его с царскими почестями — устилали путь пальмовыми ветвями, бросали свои одежды под копыта ослика.
В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Там патриарх и царь облачались в богато украшенные одежды.
На Лобном месте православному люду раздавали вербы. Иногда — даже пальмовые ветви, из привозили специально из Персии. Как сообщают письменные источники, царь спешивался, брал в руки красный повод и вёл лошадь, на которой сидел патриарх. Так они шли в Кремль.
Впереди ехала повозка, запряженная лошадьми в расшитых попонах. На ней стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветвях деревьев сидели дети в костюмах ангелов.
Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Сидящий на лошади патриарх осенял народ крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве звучал колокольный звон.
Этот обычай упразднили в период правления Петра I, так как 2 ноября 1721 года, Русский царь Пётр I принял титул Императора, и провозгласил Россию Империей. Император Пётр Великий считал унизительным для царской особы вести лошадь, на которой сидит патриарх.
Главным героем своего полотна художник Константин Савицкий сделал серьёзного и задумчивого священнослужителя, который расположился у окна в Вербную неделю, а понять это можно по пушистым веткам вербы в цветной вазе.
Художник Михаил Нестеров, как православный человек, тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету — Вход Господень в Иерусалим, жители Вечного города приветствуют Христа Спасителя, расстилая свою одежду под ноги Его ослу и усыпая Его путь зелёными пальмовыми ветвями.
Вербы распустились на реке.
Ангелы запели вдалеке.
Вдалеке, но слышно хорошо,
Как Иисус в Ершалаим вошёл.
Прямо к Храму едет на осле.
Ветви пальм летят ему вослед.
Нет ещё тернового венца.
Только радость у людей в сердцах.
«Аллилуйя» — крики там и тут.
Руки нищих тянутся к Христу.
Провожают взглядом, говорят:
«Иудея встретила Царя!»
«Аллилуйя!» И вечери ждут
В тихом Гефсимании саду.
Ждут. И багряница не снята
У подножья чёрного креста.
На порфире скорбной пурпур цел.
Нет слезы кровавой на лице.
В Храм людей ведёт он за собой.
«Аллилуйя!» — крики над толпой.
В Храм ведёт. Улыбка на лице.
Знает он, что ждёт его в конце.
Знает он. Спокоен. Светел взгляд…
У гробницы ангелы сидят.
Город за стеной, но видно им,
Как Иисус вошёл в Ершалаим.
Пронеслись века. Весна. Покой.
Вербы цвет над русскою рекой.
Владимир Захаров.
Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья. На полотне Бориса Кустодиева вверх взмывает в высь стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику. В этот день православные верующие в Великий пост могут позволить себе послабление, например, могут есть рыбу, икру.
Верба милая, серебряный пушок,
Прутья розовые, снежная весна.
Снегом пенится метель на посошок,
Все дороги завалила белизна,
И над нею только головы плывут,
Только головы и лица ходоков,
Серебристого дыханья вербный прут
Разрастается кустами облаков.
И несут они детей над головой,
Дети старше их намного, и о том —
Свет, искрящийся в лавине снеговой,
Свет, играющий серебряным прутом.
Юнна Мориц, 1998г.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Александр Блок. Вербочки. 1-10 февраля 1906 г.
Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903). Вход Господень в Иерусалим ассоциируется у поэта с ветками вербы — как и у большинства православных.
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.
Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914) В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то . «Осанна!» — «спаси же!», «спасибо!», хвалебный возглас, которым иудеи приветствовали Христа, и одновременно это краткая молитва.
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.
Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»
Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922) Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:
«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!
Вербная неделя. Стихотворение Аполлона Майкова
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!
С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!
Точно какой победитель вступает
В город — и все пробудилось от сна…
Да, победитель!
И вот ему птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, Весна!»
Философское стихотворение современного русского поэта Владимира Захарова.
СМЕЙСЯ, ПЛАЧЬ, УМИРАЙ, ЖИВИ
Смейся, плачь, умирай, живи,
Жертва, клятва, восторг, вина —
Это всё имена любви,
Это всё любви имена.
Все созвездия, все миры,
Что увидеть, услышать смог —
Это вечной любви дары,
Это Слово и это Бог.
Дом, община, народ, страна,
Что, сгорая, воскреснет вновь —
Это всё любви имена,
Это Бог и Его Любовь.
Крест на куполе, вербы, храм,
Воскресенье, весна, цветы —
Это всё любви имена,
Это я и, конечно, ты.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
«Ты идёшь во имя Бога,
Ты идёшь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
Школ воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш, слабый, бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего Он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,
Силу Божью обличая,
Весь одеян чёрной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?»
И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,
Налагая на волненье
Цель любовной тишины,
Мир живит, как дуновенье
Наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.
Алексей Степанович Хомяков
Вход Господень в Иерусалим — один из почитаемых праздников в Христианстве. Как видите, он нашел широкое отражение в искусстве. Вербному воскресенью посвящали картины, стихи. В живописи праздник представлен в различных жанрах — натюрмортах, пейзажах, портретах.
Разные авторы, в том числе и лирики, представляли своё личное видение, но все работы объединены одним — чувством светлой радости. Через изобразительное искусство художники и поэты передают зрителю и читателю эту искрящуюся радость, связанную с приходом весны и приближением светлого Христова Воскресенья и символом вечной жизни.
Всех с Праздником Входа Господня в Иерусалим! Благословен Грядый во имя Господне!