Самой распространенной областью применения жемчуга в России XV-XVII веков была вышивка, включавшая орнаментальное и лицевое или сюжетное шитье.
Вышивка жемчугом — традиционное женское рукоделие, которым занимались в особой мастерской — «светлице».
Среди древнерусских центров художественного шитья крупнейшей всегда была мастерская, располагавшаяся на территории Кремля и получившая с XVI века название «Царицына мастерская палата».
В первой четверти XVII века в ней состояло двадцать шесть мастериц вышивки жемчугом, бывших женами и дочерьми знатных людей, во главе с боярынями и самой царицей, а к концу столетия их число возросло до ста.
К работе этого центра относится большая часть памятников жемчужного шитья из собрания Музеев Московского Кремля.
Технические приёмы жемчужного шитья отличались целым рядом специфических особенностей. Просверленный жемчуг с помощью иголки нанизывали на крепкую льняную или шёлковую нить, а иногда и на тонкий волос. Подготовленная жемчужная нить прикреплялась затем согласно рисунку вышивки к ткани фона.
Нити бели в русском жемчужном шитье применялись не только при создании плоского рисунка, но и рельефного, выпуклого узора, шитья «по карте».
В самых ранних памятниках жемчуг нашивали непосредственно на ткань. Позднее, с XV века, техника стала иной: жемчужную нить накладывали на специально сделанный настил из льняных нитей, называемых белью, и закрепляли поперечными стежками с двух сторон каждой жемчужины. Бель — настил из льняных нитей, на который накладывали жемчужную нить.
Это было очень удобно: при изнашивании старого фона жемчужное шитье можно было легко вырезать и перенести на новую ткань. При потере камней с отдельных участков орнамента шитый узор не утрачивал своей четкости и ясности.
При этом способе, появившемся во второй половине XVII столетия, толстой нитью мастерица сплошь заполняла поверхность некоторых элементов узора и зашивала её жемчугом. Под жемчужные нити иногда подкладывались кусочки ткани, что придавало узору ещё большую объёмность, напоминало своеобразную «скульптурную лепку».
Роскошные поручи XII века с вышивкой жемчугом хранятся в музее Московского Кремля. Их надевают священники и епископы на рукава подрясника, а при полном облачении – на рукава подризника.
Охватывая руку в запястье, поруч соединяется с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли на его боковых краях, а шнур обматывается вокруг руки, так что поруч плотно стягивает рукав подрясника и прочно держится на руке.
В «Кратком объяснении устройства храма и утвари церковной как принадлежностей богослужения» 1871 года указано:
«назначение поручей — скрывать одежду на руках священнослужителей. Этим действием они означают силу и могущество Божии, укрепляющие священнослужителей на дела их служения, то есть даруют им усердие, терпение и бодрость в сем св. деле: на что указывается словами, читаемыми при надевании поручей. У священников и архиереев как носящих образ самого Иисуса Христа во время богослужения, поручи означают ещё узы, которыми связаны были руки Христовы, когда вели Его на суд к Пилату».
Помимо традиционного способа закрепления на руке поручей с помощью шнура, в музее Кремля хранятся поручи, имеющие застежки пуговицы.
Знамение креста на внешней стороне руки в поруче означает, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает таинства Своею Божественной силой. Это значение поручей отражено в молитвах при надевании их для служения Литургии. Для правой поручи читается:
«Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл сей супостаты».
Эта молитва содержит также мысль о том, что поручи как знамение силы Божией защищают священнослужителя от демонских козней при совершении таинств. Для левой поручи читается:
«Руце Твои сотвористе мя и создаете мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим».
Стоит отметить, что и прикладное, и символическое значение поручей носит отчасти легендарный характер, что подтверждается отличиями в их трактовке в разных трудах.