Среда , 8 Февраль 2023
Домой / Язык – душа народа / Смысл фразы ‘иди в баню’

Смысл фразы ‘иди в баню’

Послать человека в баню: ну, что в этом может быть страшного? Современная баня давно перестала быть магическим местом и превратилась в пространство для приятного отдыха. Вот и мама Жени Лукашина логично посылала Павлика: «Иди в баню», правда, безуспешно.

Кажется, что самое страшное в указании этого направления — грубый подтекст. Так говорят, чаще шутливо, когда хотят от кого-то избавиться, не прибегая к оскорбительной, ругательной (обсценной) лексике. Вот только история этого выражения куда глубже и страшнее, чем мы думаем.

Баню устраивали в избе, в остывающей печи

Чем была баня для славян?

 Уже в ΙΧ-Χ веках был также широко распространен и термин баня, баньное от ведического санскрита «панньяна» — «pannejana» — «мытьё ног» и «Бад» – bād – бадья, баня, на греко-латинском — бальнеум — βαλανεΐον, банья — βάνεια (balneum, banea). По Геродоту «борисфениты» днепровские славяне, уже во времена Геродота  устраивали паровые бани в землянках, где воду издавна наливали на очаг для образования пара — это являлись собственным изобретением русских.

Избы с построенной внутри печью, приспособленной под баню, появилась у славян примерно в V или VI веках. Так, мы читаем что княгиня Ольга приказала приготовить древлянам баню в деревянном доме, в котором затем сожгла их. (Лаврентьевская летопись, под 945 годом, ПВЛ, I, с. 41).

У восточных славян не только высшие классы, но и простой народ в деревнях проявляют по нынешний день, как они проявляли уже в конце языческого периода, стремление к чистоте, о чём свидетельствует строительство специальных бань для общественного пользования, которые в древнерусском языке назывались лазьня (от «лазить»), мовня, мовница, мов творити или мыльня, мыльница от общеславянского слова мыти. В древних русских церковных поучениях говорится о том, что народ приготавливал баню и для своих предков, русский народ кое-где делает и до сих пор.

Столкнувшись с таким русским обычаем, европейцы приходили в настоящий ужас. Они и представить себе не могли подобные гигиенические процедуры. Не будем забывать о том, что некоторые европейские аристократы и аристократки не мылись месяцами и их одежда и прически кишели вшами и блохами.

С ритуальной точки зрения баня всегда была местом нечистым. Как бы парадоксально это ни звучало, учитывая, что в неё ходят мыться. Поэтому перед походом в баню обязательно снимали нательный крест, а во времена язычества баню украшали оберегами.

В сознании наших предков баня была воплощением страхов и опасности. Сейчас это звучит дико и не понятно, но раньше в бане не только мылись, но и гадали, лечились и даже рожали. И все эти процессы сопровождал страх.

Во время мытья в бане, которую топили по-чёрному, это был страх надышаться угаром или получить обморок от жаркого и сырого воздуха. Гадания могли обернуться печальным прогнозом на жизнь, что периодически сбывалось, да и в целом гадания, ворожба, магия — опасная штука.

Лечили в бане суровыми и радикальными методами, которые иногда, видимо, приносили облегчение. В бане видели спасение от хвори, иначе не возникла бы поговорка «кто про что, а вшивый (больной) про баню».

Наконец, в бане рожали. Не приходится говорить о том, насколько опасно для роженицы было в те времена сам процесс рождения. Новорождённых считали пришедшими из мира мёртвых, а о беременных из-за большого риска говорили: «С брюхом ходить — смерть на вороту носить».

Существовало поверье, что после первых родов в бане появляется злой дух — банник. Вот как о нём писал Владимир Даль:

«Банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, злой дух, поселяющийся в бане. Пар выживает его временно, а в не топленной он живет всегда. Он не любит родильниц, которых однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню; но их там нельзя покидать одних».

В том же словаре о работе повитухи сказано так:

«Баушка банит или банится — повивает, занята повиваньем новорождённого».

Нельзя было оставлять в бане ребёнка без присмотра, это было чревато подменой на несуразное существо. От проказника банника можно было ожидать чего угодно!

Если дух банник не в настроении, то он тебя и кипятком обрызгает, и напустит угара, и нанесёт другие тяжкие повреждения. А то и вообще живым из бани уже не выйдешь, поэтому банника старались задобрить, оставляя ему чистую воду, мыло и веник.

Зачем посылали в баню?

По мнению В. Мокиенко, в основе известного ругательства «Иди в баню!» лежат древние представления о бане. Раз баня — это «нечистое место», связанное с гаданиями, магией, колдовством, то почему бы не послать туда неприятного человека.

Первоначально фраза «Иди в баню!» была эвфемистическим пожеланием отправиться к баннику, банному чёрту. То есть пожеланием, используемым для замены другого, которое по каким-либо причинам неудобно или нельзя произносить слово «чёрт», так как существовало поверье, что он тут же явится.

Поход в баню был сопряжён с опасностью для жизни, поэтому послать человека в баню — всё равно что пожелать ему всяческого вреда. Пусть идёт, а там уже банник разберётся, что с ним делать, а добра от банника не жди…

Посылая человека в баню, следует помнить о старинном смысле поговорки «Иди в баню!» .

Тот самый барон Мюнхгаузен в русской армии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*