Вторник , 19 Март 2024
Домой / Кельты / Мужские божества кельтского пантеона

Мужские божества кельтского пантеона

Культура кельтов и нордическая традиция античности.
Н.С. Широкова.

Глава IV. Мифология и религия древних кельтов (продолжение).

§ 4. МУЖСКИЕ БОЖЕСТВА КЕЛЬТСКОГО ПАНТЕОНА.

1.Галльский Меркурий Цезаря.

Несмотря на критическое отношение к тексту Цезаря о галльских богах (Caes. В. G., VI, 17), современные исследователи начинают рассмотрение кельтского пантеона именно с него, поскольку нет сомнений, что это самое полное свидетельство античности о религии кельтов. Цезарь пишет:

«Из всех богов они более всего почитают Меркурия, изображения которого наиболее многочисленны. Они считают его изобретателем всех искусств, покровителем дорог и путешествий, а также считают, что он имеет величайшее влияние при получении прибыли и в торговле. После него почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. О них они имеют почти то же мнение, что и другие народы: Аполлон отвращает болезни, Минерва передаёт начатки ремесел и искусств, Юпитер царит на небесах, Марс главенствует в войнах»
(Caes. В. G., VI, 17).

Диспатер-юпитер

К этому свидетельству Цезарь добавляет в следующей главе сообщение о том, что галлы считают, что происходят от Диспатера — хтонического бога богатств, плодородных земель и подземных богатств… и что такова традиция друидов (Caes. В. G., VI, 18, 1). Диспатер — в Риме Юпитер.

Утверждение Цезаря о том, что Меркурий был самым великим богом галлов, подтверждается большим числом документов, свидетельствующих о культе Меркурия в римской Галлии. Надписи (440), статуи и барельефы (350), бронзовые статуэтки, культовые места, посвященные Меркурию, гораздо более многочисленны, чем подобного рода памятники, относящиеся к любому другому богу. На долю Галлии приходится две трети документов о боге Меркурии, которые были обнаружены во всех латинских провинциях.

Колоссальная статуя Меркурия, воздвигнутая в центре страны, была одной из самых больших в античном мире. Арверны заказали её скульптору Нерона Зенодору, который работал над ней десять лет и
получил за это баснословную сумму (Plin. H. N.. XXXIV, 18, 45).
Многочисленные топонимы напоминают о культе Меркурия: Marcouray (в Вогезах), Меrсоеur (Коррез, От-Луар, Пюй-де-Дом), Mercoire (Лозер), Mercurey (Саон-э-Луар), Marcouray (в Люксембурге), Mercor, Mercurago (Gallia Cisalpina) и многие другие. Некоторые названия указывают на то, что Меркурий в Галлии особенно почитался на вершинах гор: например, Mont-Mercure в Баржон (область лингонов), Mont-martre в Париже, Mercuriusberg в Баден-Бадене.

Прославлено было храмовое сооружение, посвященное Меркурию, на Пюй-де-Дом, которое, как свидетельствуют раскопки, было воздвигнуто с исключительной роскошью: храм облицован редкими сортами мрамора, а крыша сделана из свинца. Не менее значительным был культ
Меркурия на горе Донон в Вогезах, где его совместно почитали медиоматрики и левки.

Римская монета 241- 235 г.г. до н.э.. На аверсе — Ракушка и два зерна, на реверсе- Кадуцей, имеет форму шара, увенчанного рогами Быка, — это финикийский и хиттский знак Солнца. Кадуцей носят финикийский бог Ваал (бык), Изида, в Египте- Анубис; в Греции — Гермес и Риме — Меркурий.

В римской Галлии Меркурий изображался с обычными римскими атрибутами этого бога (кадуцей, кошелёк, крылатые сандалии…).
Ф. Бенуа показал, что в Галлии атрибутом Меркурия часто являлась змея.
Например, из раскопок святилища Меркурия на Пюй-де-Дом происходит бронзовая голова змеи, хранящаяся в музее Клермон-Ферран.

Бронзовая статуэтка Меркурия, найденная во Фресн-ан-Сентуа (в Лор-рен), изображает бога сидящим на скале с кошельком в правой руке в окружении змей.

На стеле «Триада из Данневи» (Бургонь — Bourgogne Бургундия), Меркурий представлен в виде безбородого мужчины с обнаженным торсом, обутого в крылатые сандалии. Он держит рог изобилия и чашу, к которой направляется змея, рядом с Меркурием — богиня-Мать и бог-трицефал.

На алтаре Меркурия из Шалон змея соседствует с козлом, петухом и черепахой. По мнению Бенуа, в этих изображениях Меркурия змея является подземным (хтоническим) символом, связанным со смертью и загробным миром.

Меркурий II — III века н.э. был не только вестником или посланником богов, но также богом путешественников (посох), торговли (весы, сума), а также воровства (кошелёк) и хитрости. Меркурия всегда изображали в крылатой шляпе  и крылатых сандалиях, с сумой или кошельком, с герольдским посохом, увенчанным двумя змеями — «кадуцеем» (лат. caduceu, или керикион, др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или скипетр — σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян). Его часто сопровождает петушок, глашатай дня, а иногда и коза или баран как символ плодородия. В Сайренчестере (англ. Cirencester) было найдено множество алтарей и фигурок Меркурия и петушков, что позволяет предположить, что он был популярным богом в Кориниуме (англ. Corinium)

Алтарь из Шалон представляет собой надгробный памятник,  слева от бога Меркурия, над фигурой козла рогатой змеи, которая поднимается перед маленьким персонажем, держащим двумя руками, прижатыми к груди, кубок или фрукты (Esperan-dieu, III, 2132).

Святилища Меркурия в Галлии часто окружены некрополями, как святилище в Донон, святилища Бланшфонтен и Монт-Меркюр в Баржон, в области лин-гонов, святилище около Трева, орpidum которого, окруженный оградой, содержал «княжеские могилы».

Бенуа полагал, что именно хтонический аспект Меркурия, бога эсхатологических (представлений о конце света, искуплении и загробной жизни,) и мистических устремлений человечества, способствовал тому, что он стал самым великим богом Галлии. (Benoit F. Mars et Mercure. P. 151)

В то время как другие боги римской Галлии чаще всего изображались в определенной, застывшей условной позе, Меркурий испытал множество перевоплощений, которые делают его неузнаваемым, до такой степени «галльским», что он становится то богом, держащим в руке цветок мака, то рогатым богом, то скорчившимся богом, то богом с оленем, то богом- «несущим барана» (криофор), то богом в капюшоне (cucullatus), то богом с колотушкой или с рогом изобилия, с серпом, с луком, с плектром (греч. plēktron- медиатор), с собакой, со змеей. И все это атрибуты Меркурия — покровителя мёртвых.

В народных верованиях магическая сила атрибутов Меркурия была так велика, что даже самые обычные из них приносили удачу в торговле.

Рис. 46. Меркурий с четырьмя головами, держащий кошелёк в правой руке. Бронзовая статуэтка из Бордо (Франция, галло-римский период). Видимо, это одно из древнейших изображений гальского Меркурия, повторяющего архаичное изображение древнегреческого Гермеса (др.-греч. Ἑρμῆς) — сына Зевса и Геры (др.-греч. Ἥρα), бога торговли, дающего богатство и доход в торговле, бога атлетов, вестника богов, покровителя путников.

В древней Греции на торговых путях и перекрёстках дорог ставили фаллические столбы, олицетворяющие бога Гермеса (Хермес), охраняющего дороги, ворота, перекрёстки, границы сёл и городов.

Статуи Гермеса ставили и на погребальном кургане, где он охранял границы ведущие в потусторонний мир. Неудивительно, что область, где царские скифы хоронили своих умерших называлась Геррос.

Кошелек и кадуцей Меркурия фигурируют среди символов смерти на инталиях, изображающих голову умершего человека или скелет. Интересно изображение скелета (смерть), сидящего на амфоре с прахом и поставившего ноги на колесо (символ времени), в окружении атрибутов Меркурия, держащего в руке рог изобилия, наполненный цветками мака, который, как известно, является символом сна или смерти.

Меркурий римской Галлии не соответствует образу римского бога, покровителя торговли. Исследователи указывают на то, что Меркурий имеет целый ряд галльских особенностей.

Существуют изображения галльского Меркурия, которые совершенно отклоняются от канонов изображения этого бога в римском искусстве. На них Меркурий представлен как пожилой бородатый мужчина одетый в галльскую куртку, с посохом и кошельком в руке.

Рис. 47. Меркурий. Статуя из Лезу (Пюй-де-Даи, Франция; галло-римский период)

Не римской чертой святилищ Меркурия в Галлии является то, что они часто располагаются на высотах.
Галльский характер изображений бога подтверждается надписями имени Меркурия с эпитетами, или его многочисленными прозвищами, их около 24, скрывающими, вероятно, по
большей части имя какого-то местного божества. Прозвища Arvernus или Arvernorix, Dumias, Canetonnensis дают представление о том, что Меркурий является покровителем племени арвернов, горы Дом, деревни Канетоннум (Берту-виль, Эр).

Прозвища Artaius и Moccus вводят Меркурия в круг символизма Медведя и Вепря. Прозвище Меркурия — Vellanus означают «Благосклонный».

В древнеславянской мифологии противником верховного громовержца Перуна  был повелитель низин, загробного мира, связанный с властью и богатством *Velunъ — «божество низин». Праславянское *Velunъ имеет индоевропейскую проформу *uelu-n-,  и родственно хеттск. uellu– «пастбище, луг (умерших)потусторонний мир древних, в виде поля, луга, равнины, тохар.  Awalu — «мёртвый», лувийск. ulant — «мёртвый», исл. valholl — «вальхалла». Славянские слова со значениями «холм», «холмистая равнина» – *o-vьlъ — Увал, Авалон – всё с чертами архаики, восходящей к и.-е. *uel-n-, откуда и лат. valles, vallis, и Уэльс (валийцы), и в древнефризийской рунической надписи Вэладу (Weladu —  ᚹᛖᛚᚩᛞᚢ), написанное руническим письмом — Футарк. В слав. *volynъ/ ь, и др.-рус. Велынь/Волынь.  Обозначение духов или имени бога как табу: «(дух или божество) из (той) долины», что подошло бы для праславянского *Velunъ, *Velesъ, др.-рус. Велес, Волос — скотий бог.

Боги галлов (кельтов) smerta, smerius и Кернос

С точки зрения П. Дюваля, галльская сущность Меркурия проступает также тогда, когда он изображается вместе с богиней. По большей части это Росмерта (Ro-smerta — «Поставщик чего-либо».), имя которой содержит тот же корень -mr, что и прозвище Меркурия Ad-smerius и означает «Поставщик чего-либо».

В ведическом санскрите, от которого происходят все индоевропейские языки, корень -mr лежит в основе слова mRti — «смерть, умирать» и mara— «мир смерти» т.е. земля- Духовный центр, гора  Памир — рай (Эдем) и «могила праотца» Адама.

Особенно интересен случай, когда Меркурий, представленный на галльский лад с бородой, изображен вместе с Минервой, которая, согласно свидетельству Цезаря, хранила в Галлии секреты искусств и ремёсел и обучала их практическому применению.

По мнению Дюваля самой не римской чертой галльского Меркурия является то, что Цезарь называет его не только покровителем путешествий и торговли, что вполне в компетенции римского Меркурия, но и изобретателем всех искусств. И это уже черта не
римская и не греческая, так как Меркурию или Гермесу всегда приписывали только два изобретения: лиры, сооруженной им из панциря черепахи, мер и весов.

Изображение Меркурия с богиней, которая обеспечивала сохранение и плодотворное использование изобретенных им ремёсел и искусств, ещё более подчеркивало эту его функцию, которую Дюваль считает галльской. (Duval P. M. Les dieux de la Gaule. P. 28.)

Вполне естественно, что бог Меркурий, исполняющий эту функцию, считался самым почитаемым богом Галлии, в которой так высоко было развито искусство ремесла.

Как известно, кельты были превосходными металлургами, выдающимися корабелами и мастерами по изготовлению повозок,
опытными ткачами и искусными плотниками. Прогрессивные методы, которые изобретательный и трудолюбивый народ применял для обработки богатой почвы Галлии, также находились в ведении
этого бога, бывшего верховным покровителем всех мирных работ.

Возникает вопрос о соотношении мирных и военных функций у Меркурия — верховного бога галлов. Исследователи уже давно отмечали, что в римской Галлии Меркурия иногда едва можно отличить от Марса.

К. Жюллиан высказал предположение, что Марс и Меркурий были двумя интерпретациями главного бога галлов. (Jullian C. Histoire de la Gaule. V. II. P. 119.)
Примерно то же самое утверждал П. Ламбрехт, считавший, что в Галлии Марс и Меркурий не имели ничего общего с их римскими омонимами и что оба бога смешивались друг с другом. Однако в этом смешении перевес был на стороне Меркурия. (Lambrechts P. Contribution u 1’etude des divinites celtiques. Brugge, 1941.)

Я. де Фриз,  высказал мысль о том, что именно галльский бог торговли имел также и военные функции.
М. Л. Сжостед и П.Дюваль уточнили это соотношение. С их точки зрения, в божественном мире кельтов «технический» элемент преобладал над военным. (Sjoestedt M.-L. Dieux et heros des Celtes. P. 32; Duval P. M. Les dieux de la Gaule.)

В то же время большой археологический материал, собранный Ф. Бенуа и представляющий многочисленные изображения галльского Меркурия, показывает, что его  функция как бога — изобретателя и покровителя искусств и ремесел уступала по значению функции магической и хтонической, благодаря которой он был знатоком магии и астрологии, проводником душ умерших и богом-покровителем мёртвых. Нетрудно заметить, что эта черта роднит его с архаическим Гермесом в религии Средиземноморья, именно эта архаичность, по мнению Бенуа, может явиться ключом к образу галльского Меркурия. (Benoit F. Mars et Mercure. P. 148.)

Как и в случае некоторых аспектов социально-политической истории кельтов, загадку галльского Меркурия помогают разрешить германские параллели.

Далее… § 4. МУЖСКИЕ БОЖЕСТВА КЕЛЬТСКОГО ПАНТЕОНА. 1.Один и Варуна.

Один и Варуна
Сага о короле Канне из Тары

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*