Воскресенье , 1 Август 2021
Домой / Античный Русский мир. / Кельты / Кельский бог Езус

Кельский бог Езус

Культура кельтов и нордическая традиция античности.
Н.С. Широкова
Глава IV. Мифология и религия древних кельтов (продолжение).
§ 4. МУЖСКИЕ БОЖЕСТВА КЕЛЬТСКОГО ПАНТЕОНА.
5.Кельтский бог Езус.

Лукан о галльских народах, современных Цезарю, упоминает тревиров, лигуров, «которые успокаивают ужасной кровью свирепого Тевтатеса и страшного Езуса в его диких святилищах и Тараниса на алтарях не менее кровавых, чем алтари Дианы скифской» (Lucan. Pharsal., I, 444-446).

В Бернских схолиях сообщается, что Езус — это Марс и в жертву ему приносят людей, повешенных на дереве, а в другой раз — что Езус — это Меркурий, которого почитают торговцы.

Слово Esus известно в галльском языке. Оно встречается в таких личных именах как Esunertus, Esumagius, Esumopas, Esugenus. Одно из галльских племён называлось Esuvii.
Толкования этого слова различны. Дом Мартен пытался связать его с бретонским словом euzuz — «ужасный».

Другие думали об италийском aisus, esus — бог и об этрусском Erus или о латинском herus — «господин, повелитель», от корня ведического санскрита  (h)erosЭрос — Έρως —родственно слову «харша»harṣa (hṛṣ) — «возбуждение, подъём, трепетный момент восторга и радости, подъём волос, шерсти, ощетинивание».
Вандри же выводит имя Esus из esu — «добрый», древнегреческое er; или древнеиндийское asura, хотя Бернские схолии менее всего создают впечатление о Езусе как о добром боге. Была сделана также попытка связать это имя с индоевропейским корнем — eis, который примерно означает «энергия, страсть». (Vries J. Keltishe Religion. S. 48; Duval P.-M. Les dieux de la Gaule. P. 29.48)

Кельтские божества Езус (Эз) и Tarvos Trigaranus — Бык с тремя журавлями, изображённые на «Монументе парижских лодочников» (I век н. э.). Мотив трёх священных журавлей и быка встречается и в ирландской мифологии.

Однако все эти этимологии представляют только возможные варианты и не дают четкого представления о характере и функциях бога. Имеются изображения Езуса. На одном из рельефов, украшающих алтарь, воздвигнутый во времена Тиберия коллегией Nautae parisiace (корабельщиков из Лютеции, главного города племени паризиев) изображен бородатый человек в короткой тунике, замахнувшийся топором, которым он обрубает ветви дерева.

В верхней части рельефа высечено имя Езус. На соседнем с этим рельефе изображен бык со стоящими на его спине и голове тремя журавлями, вверху надпись Tarvos Trigaranus, значающая на галльском языке «Бык с тремя журавлями» Рис. 51. Священный бык с тремя журавлями, Tarvos Trigaranus. Панно алтаря Nautac Parisiaci (Париж, Франция; галло-римский период).

Два остальных рельефа алтаря изображают Юпитера и Вулкана, имена которых тоже высечены вверху. На рельефе, украшающем алтарь, найденный в Треве, изображен безбородый персонаж, который рубит дерево. В листве дерева можно различить голову быка и трёх журавлей, сидящих на ветвях (рис. 52). С. Рейнак сравнил оба алтаря и пришёл к выводу, что Esus и Tarvos Trigaranus парижского алтаря принадлежали к одной и той же сцене, а изображение на рельефе алтаря из Трева представляет собой сокращенное воспроизведение мифа, представленного на рельефах парижского алтаря Найден в Париже в 1710 г. (Dottin G. Manuel pour servir k 1’etude de 1’Antiquite Celtique. P. 235).

Котёл из Гундеступа — Бог Езус с двумя деревянными палицами, как Геракл.

А. Дарбуа де Жюбенвилль высказал предположение,что этот миф принадлежал к старому фонду кельтской мифологии. Отзвуки же этого мифа слышатся в двух эпизодах «Похищения быка из Куальнге», центральной саги ульстерского цикла. В одном из этих эпизодов Кухулин, воитель Ульстера, рубит деревья, чтобы задержать продвижение вражеской армии. В другом эпизоде фея Морриган, приняв образ птицы, советует быку Донну бежать, предупредив его о приближении Кухулина.
В свете такого предположения Езуса можно сопоставить с Кухулином, которого считают ирландским эквивалентом Геракла. Езус в таком случае мог бы быть галльским эквивалентом Геракла, богом физической силы как Донар-Тор в германо-скандинавской мифологии.

Геракл — Ήρακλεος — ГЕРАКЛЕОС (др.-греч. Ἡρακλῆς; Ἡρα -Херъ; κλῆς — Слава; рус. Херослав), или лат. Геркулес (лат. Herculēs), сокращённо: ГЕРАКЛ.

Отталкиваясь от кардинального значение корня hṛṣ в древне-индийском, как ‘ощетинивание, эрекция’, возводимому к пра-индоевропейскому этимону *ghers(*g‘hers-) ощетиниваться’, теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородия.

Однако все исследователи согласны, что на этот раз ирландская легенда не может свидетельствовать о первоначальном значении мифа о дровосеке и быке с тремя журавлями.

Таким образом, для характеристики образа Езуса у нас остаются только свидетельство Бернских схолий о жертвоприношениях Езусу людей, повешенных на деревьях, и изображения бога на алтарях из Парижа и Трева. Что касается иконографии Езуса, то вряд ли он изображен за простой работой лесоруба. Было бы ошибочно считать, что Езус был связан с раскорчевкой леса, или видеть в нем мастерового, который поставляет корабельщикам из Парижа стволы деревьев, необходимые для постройки кораблей.

На алтаре из Парижа Езус отсекает ветви дерева. Поскольку жертвы для него вешались на деревьях, то можно сделать вывод, что бог изображен за подготовкой дерева к повешению жертв. Возможно, Езус, как Геракл рубит себе палицу из целого дерева.

Рис. 52. Бог, рубящий дерево, в листве которого видны голова быка и три птицы. Рельеф, украшающий алтарь из Трева (Германия; римский период)

На рельефе из Парижа Езус изображен в окружении богов такого высокого ранга, как Юпитер и Вулкан. Бернские схолии сравнивают его с великими римскими богами. Остается только вопрос: кто же такой Езус — Марс или Меркурий? Поскольку самой характерной чертой Езуса является способ совершения жертвоприношений в честь него, то возникает аналогия с Одином, жертвы которому тоже вешались на дереве, затем через посредство Одина эта аналогия приводит к Меркурию.

Езус имеет и другие черты, сходные с Одином. Оба бога являлись божественными покровителями перемещений, передвижений, перевозок. Один назывался farmagu, т. е. бог фрахта. Он посылал морякам добрый, попутный ветер. Являясь вовсе не богом силы, а богом хитростей и козней, искусства и мастерства, Один был в том числе и покровителем корабельщиков. Езуса тоже почитали корабельщики (как мы видели, парижский алтарь был заказан nautae parisiace), и приведенные характеристики Одина могут быть отнесены и к нему. Нельзя не заметить, что в таком виде он очень напоминает Меркурия.

Рис. 53. Котёл из Гундеструпа. Деталь серебряной пластины: Цернунос-Езус (Ютландия, II или I в. до н. э.)
В то же время Езус, как всякий великий бог имеет двойственную сущность. Прежде всего, он жестокий бог, которому приносят в жертву повешенных. И, как мы видели, одна из этимологии само имя Езус истолковывает как эпитет «ужасный».

Однако заслуживает внимания противоположная этимология, предложенная Ж. Вандри — «добрый» бог. Правда, при этом он делает оговорку, что имя «Добрый бог» следует рассматривать как эвфемизм (от греч. ἐυφήμη —«благоречие»), то есть замена все во всем. Де Фриз приводит также суждение общего порядка о сущности образа Езуса:

«Сообщение об этих жертвоприношениях через повешение, — пишет он, — и изображение на парижском алтаре, в первую очередь, допускают предположение, что Езус — это имя главного божества галлов и что, скорее всего, его нужно сопоставлять с Меркурием или с северо-германским Одином»

Далее… § 4. МУЖСКИЕ БОЖЕСТВА КЕЛЬТСКОГО ПАНТЕОНА. 6.Кельтский бог Таранис

Кельтский бог Таранис
Кельтский бог Тевтатес

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*