Вторник , 1 Декабрь 2020
Домой / Античный Русский мир. / Кельты / Скандинавская гипотеза происхождения индоевропейцев.

Скандинавская гипотеза происхождения индоевропейцев.

Культура кельтов и нордическая традиция античности.
Н.С. Широкова.

Глава II . СЕВЕРНЫЙ ВАРИАНТ КЕЛЬТСКОЙ ПРАРОДИНЫ.

§ 3. Скандинавская гипотеза происхождения индоевропейцев.

Скандинавская гипотеза происхождения индоевропейцев была скомпрометирована расистскими и шовинистскими построениями германской школы. Самые видный её представитель Г. Коссинна помещал прародину индоевропейцев в Северной Германии, одновременно выдвигая положения о превосходстве культуры северных прагерманцев, о расовой обусловленности этого
превосходства, а затем и о культуртрегерской миссии северных прагерманцев, основными наследниками которых он объявлял современных северных германцев. Теория Коссинны (Kossinna G. Ursprung und Verbreitung der Germanen in vor-und friihgeschichtlichen Zeit. Leipzig, 1926) получила государственное признание в гитлеровской Германии. По словам Г. Герма, «во времена III рейха она была символом веры».

Праисторию индогерманцев Г. Коссинна реконструировал  ретроспективным методом, начав своё изложение с исторических германцев Цезаря и Тацита, известных уже по письменным
источникам. Он полагал, что все германские племена, названные Тацитом, можно идентифицировать с известными археологическими культурами.
Далее, через Ла-тенское время Г. Коссинна пытался проследить германцев археологически до неолита. Это ему удалось только до второго периода бронзового века. Затем он прибег к помощи языкознания и расоведения, а потом опять вернулся к археологии

Произвольность научного метода и аргументации Г. Коссинны неоднократно критиковалась и осуждалась отечественными и зарубежными учеными, так же как и расистские и шовинистические
черты, политическая тенденциозность его учения, лежащие уже за пределами науки.
Однако, как справедливо заметил Л. С. Клейн, отечественные археологи ещё в семидесятые годы XX века продолжали ожесточенную борьбу с теорией Коссинны, «не замечая, что он давно мертв, как и его
теория, и что лишь эта полемика в какой-то мере гальванизирует труп». (Клейн Л. С. Генераторы народов. С. 127.)

В пылу полемики отвергались и все достижения германской школы: богатейший археологический материал, мастерская обработка археологических свидетельств, интересные, имеющие право на
существование гипотезы, в том числе и локализация очага индоевропейской прародины на севере Европы. Между тем Г. Чайлд, внёсший свою лепту в критику и осуждение отрицательных и
антинаучных положений теории Коссинны, в то же время считал, как упоминалось выше, что именно скандинавская гипотеза, может быть, представлена лучше всего глубокими немецкими исследователями, к числу которых он относил Шлица, Шуххарда и Коссинну. (Child V. G. The Aryans. P. 166)

Красный — Старый Западный Скандинавский язык
Оранжевый — Старый Восточный Норвежский язык
Розовый — старый гутниш ( Old Gotlandic was a North Germanic )
Желтый — Старый английский язык
Зелёный — континентальные западногерманские языки (а именно: старофризский, старосаксонский, старогородский, старогерманский)
Синий — крымская Готика

Противники скандинавской гипотезы отмечают, что Скандинавия и культура самых ранних её обитателей лишь в некоторой степени соответствуют картине индоевропейской прародины и цивилизации праиндоевропейцев, такой, как она рисуется средствами лингвистической
палеонтологии. Скандинавия является по преимуществу морской страной, и самые ранние поселенцы в ней жили на морском побережье, а в индоевропейском словаре нет общего термина для обозначения моря. Правда, Г. Чайлд в качестве объективного
комментатора замечает, что такой негативный аргумент имеет весьма сомнительную обоснованность. (Child V. G. The Aryans. P. 166 — 167)

К тому же мы знаем, что один индоевропейский народ кельты сохранил воспоминания о том, как его древние предки жили на берегу северного негостеприимного моря.
Ещё одно возражение против скандинавской гипотезы из области лингвистической палеонтологии состоит в том, что в индоевропейских языках было общее обозначение для одного металла — для меди, а знание металла поздно пришло в Скандинавию. Однако германисты все как один утверждают, что рассеяние индоевропейцев с прародины началось, когда среди них ещё господствовала культура только каменного века (примерно, за 4000 лет до н. э.), а слово ayos (медь) было заимствовано ими уже после
рассеяния. Следует заметить, что такая ранняя дата для начала исхода индоевропейцев из прародины не менее правомерна в качестве гипотезы, чем предположение Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. В. Иванова, которые считают, что существование общеиндоевропейского праязыка относится к V—IV тыс. до н. э., что выделение анатолийского праязыка из общеиндоевропейской системы происходит в IV тыс. до н. э., а на рубеже III тыс. до н. э. из анатолийского уже выделяются хетто-лувийские языки. (Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. В. Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема… С. 5-7.)

Наконец, последний аргумент таков, что янтарь рано и повсеместно добывался и использовался вдоль побережий Балтийского и Северного морей, но в индоевропейских языках не существует для него общего названия. Однако, как мы видели выше, заключения, которые делаются на основании анализа лингвистических данных, являются зыбкими и
далеко не бесспорными. К тому же сторонники скандинавской гипотезы почти во всех случаях стараются привести контраргументы.

Археологическая картина развития Скандинавии выглядит более благоприятно. История Скандинавии была непрерывной. С того времени, когда она была впервые занята протонеолитическими людьми после отступления ледников, там не наблюдается следов какого-нибудь иностранного завоевания или вторжения.

Граница последнего ледникового периода

Когда отступление последних ледников сделало Северную Европу доступной для обитания, потомки палеолитических охотников на северного оленя с запада поселились в раннем послеледниковом периоде (пребореальном — 8300/7900 — 7000/6500 гг.) на берегах озёр,
заполнивших углубление, которое затем стало Балтийским морем.

Этнокультурная ситуация в Центрально-Восточной Европе в позднем мезолите – раннем неолите (VI – V тыс. до н. э.). Из работы С. В. Кончи 2004 по идеям Л. Л. Зализняка

Одна из самых значительных мезолитических культур Европыкультура Маглемозе (дат. Maglemosekultur), названная по торфянику около г. Мулерупа в Дании, где в 1900 г. были обнаружены остатки древнего поселения VII—V тыс. до н. э. Эта культура была распространена от Восточной Англии до Прибалтики и от Южной Норвегии до Пикардии. Самые известные поселения этой культуры на острове Зеландия — Холмгард и Сведборг; в Англии — Броксберг, Киллинг-Хит, Ньюбюри; в Германии — Кальбе, Доббертин, Дювензее; в Швеции — Истаби, Олоссен, Сандарна и др.
Время расцвета культуры Маглемозе падает на бореальный период (7000/6500 — 5500/4600 гг. до н.э.) (Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Каменный век. С. 187.)

Носители археологической культуры Маглемозе в мезолите были всё ещё охотниками и рыбаками подобно их предкам из Древнего Каменного века. Как и их предки, представители культуры маглемозе, широко использовали кость и рог и очень искусно обрабатывали эти материалы. Они применяли также тоненькие кремниевые чешуйки (микролиты) для вооружения гарпунов и для многих других целей. У них были топоры и копья из обтесанного кремня — орудия труда, неизвестные поздним палеолитическим народам Европы.
Техника рыбной ловли была усовершенствована чуть ли не до современного уровня. Орудиями рыбной ловли были гарпуны и стрелы, была уже изобретена трехзубая острога, применялись верши и сети. Но самым замечательным изобретением был выгнутый рыболовный крючок. Добыча рыбы и охота на болотную дичь вызывали потребность в лодках. В торфяниках культуры маглемозе найдены долбленые лодки и весла

Между тем со временем берега Северного моря опускались, и соленая вода залила старые озёра. Так появилось Балтийское море, которое в процессе своего образования прошло несколько этапов.
В Атлантический период (ок. 5500 г. до н. э. и далее) климат в Европе был теплее, чем теперь, а воды нового моря кишели рыбой. Часть обитателей Скандинавии, привлеченная возможностью обильной рыбной ловли, которую предоставляла тёплая солёная вода, стала прибрежной морской народностью.
Мезолитическими племенами Маглемозе были созданы археологические культуры коккенмед-дингов (кухонных остатков), или раковинных куч, расцвет которых падает на конец мезолита.

Самой типичной из этих культур является Эртеболле (Ertebolle), названная по местности вблизи г. Ольборга в Дании. Коккенмеддинг Эртеболле представляет собой слой отбросов с преобладанием морских раковин в 330 метрах от современной береговой линии. Длина культурного слоя 140 м, ширина 30-40 м и высота до 1,5 м. В этом слое между раковинами и костями животных и рыб было найдено несколько тысяч кремниевых орудий, среди которых особенно интересны характерные уже для неолита макро-литические топор-резак (tranchet) и топор-мотыга (pic). Если в Маглемозе таких орудий было несколько штук,  то здесь их 789 на 8600 находок. Здесь же найдены древнейшие образцы керамики — толстостенные остродонные сосуды, сформованные из глины, смешанной с песком или толчеными раковинами, что предохраняло их от растрескивания на костре.
Хотя высказывалась такая точка зрения, что глиняная посуда не была изобретена племенами эртеболе, а принесена какими-то пришельцами с юго-запада, однако даже А. Л. Монгайт, вообще отличающийся осторожностью суждений, отмечает, что до сих пор не найдено следов каких-либо переселенцев, которые могли бы обучить этому искусству племена эртеболле. (Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Каменный век. С. 188.) Таким образом, керамика была собственным изобретением племени эртеболе.

карта расселения ариев — Gustaf Kossinna

Поскольку мы имеем в виду скандинавскую гипотезу индоевропейской прародины, то мы не можем обойти молчанием систему немецкого филолога, профессора Густава Коссинна (нем. Gustaf Kossinna, 1858-1931), которую Г. Чайлд рассматривал «как самую авторитетную в некоторых отношениях» (Child V. G. The Aryans. P. 168.)
Согласно теории профессора Коссинне, примерно, за 4000 лет  праиндогерманцы разделились на две части. Одна часть осталась на побережье Северного и Балтийского морей — северные
индогерманцы, а другая часть — южные индогерманцы двинулись из Прибалтики к югу, заселила Центральную Европу и создала здесь культуру «Ленточной керамики», затем культуру «Расписной
керамики» в Трансильвании и на территории нынешней Украины. Двигаясь на восток, южные индогерманцы дошли до
Месопотамии, принеся и туда культуру «расписной керамики«, и здесь выступили на исторической арене в качестве шумеров. Другая ветвь южных индогерманцев двинулась на юго-восток. Здесь,
появившись уже в качестве фракийцев, они основали Минойскую культуру Эгейского моря. (Kossinna G. Die Indogermanen. Wiirzburg, 1921.)

Как видим, предложенные Г. Коссинной путь миграции так называемых «южных индогерманцев» и якобы вызванные ими последствия произвольны и фантастичны. С этим согласен и Г. Чайлд. Он отмечал, что расписная украинская керамика не может происходить из Дунайской долины. Идея основания Минойской цивилизации варварами из Фракии — это идея, не нуждающаяся в
опровержении. Предложение выводить расписную керамику Элама и Месопотамии из Европы — это хронологический абсурд даже с коссинновскими вздутыми датами для Севера. Ссылка же на шумеров — безосновательная спекуляция.

«Всё это означает, — писал Г. Чайлд, — что коссинновские южные индогерманцы сразу должны быть исключены из германской схемы… В действительности они не нужны вовсе». (Child V. G. The Aryans. P. 171.)

Это не значит, что мы должны отрицать все и всяческие миграции каменного века, в том числе и миграции с севера. Сам Г. Чайлд замечал, что «имея дело со своими северными индогерманцами, профессор Коссинна находится на более прочной почве».

карта Неолитические культуры Европы

Например, явные черты сходства с субнеолитической культурой Эртеболле (дат. ErtebølleVI—IV тыс. до н. э.), наблюдаются в археологической культуре Кампиньи, существовавшая около 4000 г. до н. э. во Франции. Население, создавшее эту культуру, тоже умело изготавливать глиняные сосуды плоскодонные и остродонные с примесью песка и толченых раковин. Типичные орудия Кампиньи так же, как и в культуре Эртеболле, — топор-резак (le tranchet) и топор-мотыга (le pic). Памятники археологической культуры Кампиньи открыты в Северной Франции и в Бельгии. В данном случае вполне уместной является точка зрения о возможных колонистах, носителях культуры Эртебблле, которые принесли туда технику производства из культуры Кампиньи. Такое направление её продвижения кажется тем более правдоподобным, что Эртеболле — это мезолитическая культура, а Кампиньи относится уже к периоду неолита.

Кампинийцы продолжали заниматься охотой, но на некоторых стоянках были найдены обломки зернотёрок. На одном из обломков керамической посуды, найденной в Кампиньи, был отпечаток ячменного зерна. Так что культура Кампиньи, возможно, отражает начало земледельческого неолита на лессовых почвах Западной Европы.
Затем техника кампиньи была передана на Британские острова. Она встречается в «Уиндмиллхиллской культуре» III тыс. до н. э., названной по городищу Уиндмилл-Хилл (англ. Windmill Hill culture; 2950 год до н.э.), открытому в Южной Англии. (Nougier L.-R. Les civilisations campigniennes en Europe Occidentale. Le Mans, 1950.)

Далее… Глава II СЕВЕРНЫЙ ВАРИАНТ КЕЛЬТСКОЙ ПРАРОДИНЫ.  § 4. Земледельческие и скотоводческие культуры индоевропейцев

Земледельческие и скотоводческие культуры индоевропейцев.
Поиск прародины индоевропейцев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*