Четверг , 1 Октябрь 2020
Домой / Язык – душа народа / Сарасвати, или откуда пришло искусство письма

Сарасвати, или откуда пришло искусство письма

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЛИНГВИСТИКА.

Глава 18. Сарасвати, или откуда пришло искусство письма. (Отредактировано)

Последняя глава этой части книги будет посвящена языкам восточно-азиатских дард. Для того, чтобы общая картина приобрела целостность необходимо сказать хотя бы пару слов по поводу индоевропейской теории. Ещё в 16 веке нашей эры учёные лингвисты стали подмечать, что существует связь между некоторыми, на первый взгляд различными языками, принадлежащими в географическом и этническом плане отдаленным друг от друга народам. В 1786 году английский ученый, Сир Вильям Джонс, официально нажал на спусковой курок стартового пистолета, объявив, что существует бесспорная связь между санскритом, греческим, итальянским, немецким и славянскими языками, и что эту связь невозможно объяснить простым заимствованием слов. С тех пор эта группа языков называется индоевропейской группой языков, а о параллелях между разными языками было написано невероятное количество работ. Позже была обнаружена принадлежность к этой группе сотен живых и мёртвых языков, на которых говорят и говорили различные народы, проживающие от самых западных берегов Британии до Гималайских гор, и это только в Евразийском континенте. Исходя из столь широкого распространения индоевропейских языков, учёные начали строить гипотезы и создавать теории относительно миграции племён и народов, которые говорили на языках, принадлежащих к индоевропейской группе языков.

Проиллюстрировать лексическую общность языков могут несколько следующих примеров. Некоторые из слов ведического санскрита, на котором написана Риг-Веда, древнейшая часть Вед, имеют параллели таким уникальным словами древнерусского языка, как юшка — yuşa, базікати — bhaşaka, svar — ругать, свара, сваритися, laj, alajit — порицать, бранить, лаят; sprha — желание, спрага; kalaca — горшок, кувшин, kulija — келих, Kusumbha — кубышка, кувшин. Не счесть в санскрите параллелей со многими словами на русском и украинском языках, что подтверждают несколько следующих примеров: Avika — овца, Acmanmaya — каменный, Avarta — вращение, Ahlada — услада, радость, Uccata — высота, Katara — который, Kada — когда, Kroda — грудь, Caru — чарующий, Cumbana — поцелуй, Jagat — идущий, Jati — рожать, Jivatu — жизнь, Jnana — знание, Vijnata известный, познанный, Prajnana — познание, Parijnapti — признать;  Jvara — жар, Tamasa — тёмный, Dvaraka — дверь, Nagnata — нагота, Nabhasa — небо, Paktar — пекарь, Patana — падение, полет, Pista — пища, отсюда пиццаPrapatana — исчезновение, Prabodhana — пробуждающий,  Praroha — прорастание, Prahladana — освежающий, Priya — приятный, Phena — пена, Balahaka облако, дождь, Bhiyas — боязнь, страх, Bhurja — береза, документ на бересте, Yuni — юная, Ratha — радость, Laghuta — легкость, Vicus — высушить, Vrtti — поворот, Cuska — сухой, Cveta — белый, светлый, Sasprha — жаждущий, Spardhin — спорящий, Hima — зима, холодный, Hladuka прохладный.

Сегодня теорий миграций индоевропейских народов и классификаций индоевропейских языков больше, чем самих языков. Можно сказать с уверенностью, что лингвисты, занимающиеся этой проблемой, не останутся без работы ближайшую тысячу лет. В ход полемики идёт всё: фольклор и лингвистика, пытающаяся установить, какие именно слова,  являлись общими в большинстве языков, и на основании этого определить прародину географически; археология изучает обычаи древних народов, проявляющиеся в способах захоронения, в типах керамики; зоология и биология, изучающая семена зерновых культур, кости домашних животных, для определения времени приручения собак, диких лошадей; антропология, изучающая человеческие останки и восстанавливающая облик человека по размеру и форме черепа и скелета; и наконец – генетика, изучающая гены и генетические вариаций наследственности.

Разные специалисты в разных странах считают, что прародиной индоевропейцев являются либо Индия, либо Уральские горы, либо Северное Причерноморье, либо средняя Азия, либо Заполярье, либо дальняя Азия, либо Антарктика, либо какая-то внегалактическая планета. Есть много аргументов как «за», так и «против» каждой из этих гипотез, и далеко не каждая из современных гипотез основана сугубо на фактах и свободна от политического контекста. Бессмысленно в этой книге давать даже краткий обзор всех существовавших и существующих теорий – это может быть под силу только какому нибудь многотомному труду. В этой главе я могу только попытаться осветить верхушку айсберга.

Некоторые учёные считают, что говорить о прародине индоевропейцев глупо, поскольку таковой просто не существует. Народы, которые сегодня говорят на индоевропейских языках, раньше могли одновременно проживать на большой географической территории, внутри которой было много лингвистических различий, и миграционная динамика была не линейной, а более сложной. Как показывает современный опыт, то, что какой-то народ сегодня говорит на каком-то языке, совсем не означает, что этот же народ говорил на этом же языке в отдаленном прошлом, а этнонимы и топонимы менялись, заимствовались и мигрировали от места к месту, от народа к народу в самом произвольном порядке. Исследуя прошлое на основании современных этнических и лингвистических данных опасно – о многих народах мы просто не знаем наверняка кто был кем в разные эпохи. Нам также не известно время когда, начались миграции индоевропейцев, и каким образом сам первоначальный язык, на котором предположительно говорили предки индоевропейцев, стал разветвляться и изменяться.

Изучение ДНК показали, что азиаты и европейцы «разошлись» приблизительно 40000 лет назад. Большинство учёных склоняется к тому, что приблизительно 10000 — 8000 лет назад индоевропейцы ещё говорили на одном языке, но с тех пор индоевропейская общность начала дробиться и мигрировать в разные части мира. Согласно одной из гипотез, последний ледниковый период, который закончился приблизительно 10000 лет назад, был тем фактором, который не позволил индоевропейцам расселяться по Евразии до указанной даты.

Тем не менее, многие ученые всё же пытаются понять, кто мы и откуда. Одни учёные утверждали, что индоевропейцы начали мигрировать в разные стороны мира где-то из территории современной Германии. Особенно популярной эта гипотеза была во времена Гитлера и служила в основном политическим целям третьего рейха. Позже за неимением аргументов «за», и за наличием более убедительных альтернативных аргументов, эта теория была отброшена большинством ученых.

Также предполагалось, что индоевропейцы начали своё шествие откуда-то из Европы, и в начале или середине второго тысячелетия до нашей эры, достигнув Гималайских гор, захватили Индию; эта теория была популярна во времена когда Индия стала колонией Британии (теория арийского нашествия была предложена Максом Мюллером, и впоследствии поддержана Вильямом Джоном и многими другими). Одна из теорий, авторами которой являются Гамкрелидзе и Иванов, которых цитируют с подозрительной частотой многие авторы, утверждает, что прародиной индоевропейцев следует считать область между Черным и Каспийским морями.

Предполагали также, что прародиной индоевропейцев был всё-таки север Индии. Сторонники этой теории указывают на то, что мифологическая информация древних индийцев была случайно или умышленно неправильно интерпретирована (B. G. Tilajk, S. B. Roy, JagatPatiJoshi, SriAurobindo, HermannJacobi, DayanandaSaraswati, DavidFrawley, B. G. Sidharth). Они считали, что Риг Веде приписано то, чего в ней не было – рассказы о борьбе светлокожих пришельцев-кочевников-варваров с темнокожим местным населением. На самом деле, то, о чем рассказывали Риг Веды – это была борьба сил добра, олицетворявших духовные ценности и силы природы, связанные с активностью Солнца и жизни, борющихся с силами зла, в природе связанными с мраком зимней ночи и смертью. Согласно древнеиндийским легендам, дравидийские народы ведут своё происхождение из общих арийских источников, и, в частности, от знаменитого общего предка Ману. Епископ Колдуэлл, написавший в прошлом веке Сравнительную грамматику дравидских языков, считал, что дравидские языки принадлежат к группе скифских языков, что, если теория Колдуэлла верна, подтверждает родство народов, населявших доисторическую Индию.

Согласно астрономическим данным, приведенным в древнеиндийских легендах, сами они были сложены между шестым и третьим тысячелетиями до нашей эры – время, предшествовавшее разрушению арийцами до-арийских селений (Махенджо-Даро, на севере Индии).

Сам термин «ариец» был тоже неверно интерпретирован.  В стихотворных гимнах Риг-Веды, слово «Арья» никогда не использовалось в расовом или этническом смысле, в санскрите даже нет слова раса.  На самом деле, слово Ārya, ari̯a — «арии, арийцы» означало «господин», «хозяин дома», а не этническую или расовую группу. «Арья» означало «духовный», «благородный человек». Аристои – aristoi — «самый благородный», по-гречески: αριστοκράτηςаристократис. Себя арии причислили к высшей касте общества – брахманам, владевшим тайными знаниями, записанными на Ведическом санскрите — языке Риг-Веды, которого не знали простые индусы.

Термин «арийский» был заимствован из древних ведических текстов и введен в официальную научную лексику Максом Мюллером в 1853 году. Сам Макс Мюллер писал, что это слово этимологически происходит от санскритского слова ар, означающего вспахивать, культивировать землю, а слово ариец означает землепашец, орать – общеславянское слово, означающее пахать; в санскрите ara — руда, kars — пахать, krsi — пашня, а на языке хинди харваха — пахарь; у шумеров Ur-Ru означало вспахивать; на аккадском ereshu — вспахать, erreshu — землепашец; на иврите хорейш —  пахарь, эрыц и адама — земля; на греческом αροτηρ и на латинском arator — пахарь; на литовском и латышском arti — пахать; на латвийском пахать — aro; на греческом пахать — αροω; на готском arjan — пахать; на тохарском are — плуг; на древневерхненемецком art — вспаханное поле;  на латыни aro – пахать, с чем связаны английское и французское arable — «оробленая», пахотная земля, от PIE корня * er  образовалось Proto-Germanic *ertho — земля, Old Frisian erthe, Old Saxon ertha, Old Norse jörð, Gothic airþa, Middle Dutch eerde, Dutch aarde, Old High German erda, German Erde,  англо-саксон. erd, английское Earth — земля. На санскрите жма (яма) — Jma— земля, Ila ила — ил; жманияJmaniya — земной.

Только нацисты в фашистской Германии в политических целях приписали  слову ариец несоответствующее этому слову значение определителя особой этнической группы.

Точно так же и археологические находки до-арийских поселений, таких как в Мохенджо Даре, были интерпретированы неверно. Если первоначально говорили о том, что эти селения были опустошены пришельцами, то сейчас, за не имением фактов в поддержку этой гипотезы, предполагают, что Хараппские города были опустошены каким-то внезапным стихийным бедствием. Первоначально учёные считали, что эта городская культура принадлежала доиндоевропейской культуре, так как было найдено множество глиняных печатей с надписями на неизвестном и не поддающемся расшифровке языке.

В наше время на территории, прилегающей к бывшему руслу Сарасвати, найдено бесчисленное количество покинутых поселений и артефактов, среди которых тысячи печатей с надписями. Некоторые историки считают, что термин цивилизация долины реки Инд должен быть заменен на цивилизация долины Сарасвати, чтобы отразить настоящее положение вещей.

Руны: Круг-сообщества чтит Великую Мать (рыба) Великой Богиней.

Совсем недавно индийский специалист Натвар Жиха (Vedic Glossary on Indus Seals by Natwar Jha), после двадцати лет исследований, опубликовал книгу, в которой выдвинута гипотеза о том, что надписи на этих печатях сделаны на санскрите!

И сделаны эти надписи с помощью тех самых знаков, которые позже эмигранты из Индии принесли в Средиземноморье, и из которых финикийцы заимствовали 22 знака для создания своего алфавита, который сегодня считается прародителем большинства европейских алфавитов. В своей книге Натвар даёт методику расшифровки надписей на печатях, а также расшифровку надписей более чем ста печатей.

Финикийский алфавит

Интересны параллели между информацией о древней письменности в Средиземноморье и Индии. В Илиаде Гомер сообщал, что участники Троянской войны владели искусством письма. Это утверждение игнорировалось академическим миром, от него отмахивались как от назойливой мухи, пока наконец археологи не извлекли на свет божий из средиземноморских недр тысячи глиняных табличек с надписями.

В Индии, согласно официальной версиии, считается, что во времена Махабхараты древние индейцы письма не знали, так как, во-первых, нет артефактов, подтверждающих наличие письма, а во-вторых, тексты древних индийских легенд заучивались наизусть священниками-брахманами и передавались устно стихи Риг-Веды из поколение в поколение, до тех пор, пока в Индии не вошло в обиход искусство письма, что произошло в сравнительно поздний период Махарабхаты.

В Махабхарате, записанной в более позднее время, неоднократно упоминается наличие письменности у древних индейцев. В книге пятой, Удьогапарве (Сказание о посольстве Бхагавана, Глава 85. 1-6) сказано следующее:

«Как надписи на камне, как свет на солнце, как большая волна в океане, как великий закон пребывает в тебе, о царь, — это утверждают твои подданные».

В Удьогапарве (Сказание о царевне Амбе, Глава 173. 11-18): «Преисполненный высочайших аскетических заслуг, он был наставником в священном писании и араньяках».

В этих строках ясно говорится о том, что древние индийцы знали, что такое искусство письма, иначе как объяснить наличие в ведическом санскрите письменной терминологии. Скорее всего, под надписями на камнях имелось в виду письмо на глиняных таблицах, подобных тем, которые расшифровал Натвар Жиху.

Канта Великий=ka-nta-ma-ha-an

Возникает вопрос: если письменность была известна древним индийцам в столь далекое время, то каким образом индийцы потеряли искусство письма на многие столетия?

Ответ на этот вопрос может дать нам информация о Сарасвати. Древние индийцы почитали реку Сарасвати как одну из самых важных богинь. Сарасвати была дочерью Брахмы и супругой самого первого человека Ману, что делало эту реку для древних индийцев священной и вызывало толпы паломников, желавших очиститься от грехов в её водах.

Богиня Сарасвати, что буквально означает многоозерная, была богиней СЛОВА, речи, мудрости, языка и красноречия, которая изобрела санскрит и алфавит. На берегах реки Сарасвати возникла древняя индийская цивилизация, процветавшая приблизительно с третьего тысячелетия до нашей эры до начала второго тысячелетия до нашей эры. Вероятно именно там, на берегах реки Сарасвати древние индийцы впервые начали применять древний алфавит для надписей на глиняных табличках, что и отразилось в легенде о Сарасвати – богине санскрита. Согласно одной из датировок первых древнеиндийских табличек, они были сделаны приблизительно в 3300 году до нашей эры, что по времени раньше появления письменности у шумеров!

Карта Ведической Индии

Река Сарасвати была огромной судоходной рекой, впадающей в океан, но на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры река внезапно исчезла. Возможно эта катастрофа произошла в результате длительной засухи.

Похожее стихийное бедствие описано в Махабхарате (Шальяпарва, 50), где пересказывается легенда об отшельнике, от которого Сарасвати родила сына Сарасвата. Предвидя период длительной засухи и потерю искусства письма и знаний, мать обучила Сарасвата письму и ведам. Во время засухи, продлившейся двенадцать лет, «мудрецы, мучимые голодом, в поисках пропитания разбрелись во все стороны» и утратили знание вед и письма«не было среди них никого, кто разумел бы (священное писание)». Сарасвата остался на родине и выжил благодаря помощи матери. После засухи мудрецы решили восстановить знания, и в этом им помог Сарасвата, которого случайно обнаружил один из мудрецов «в то время как тот с сосредоточенным вниманием читал веды», Сарасват и обучил письму шестьдесят тысяч человек.

Возможно, причина исчезновения Сарасвати это сильное землетрясение и смещение тектонических плит. Когда-то очень давно Индия была частью Африки, от которой она откололась и начала дрейфовать в сторону Азии. В результате столкновения с Азией и дальнейшего продвижения Индийской тектонической плиты вглубь Азии, возникли самые величественные горы в мире – Гималаи. Процесс дрейфа Индийского плато, который продолжается и в наши дни, мог вызвать сверхсильный толчок несколько тысяч лет тому назад, из-за которого Сарасвати исчезла. (По гипотезе индийского профессора К. С. Вайдии (River Piracy, Sarasvati that disappeared, 1996) приблизительно 5000 лет назад другая индийская река, Ямуна, «украла» воды у Сарасвати). В результате великой засухи народы, основавшие многолюдные города на берегах Сарасвати, вынуждены были срочно мигрировать в поисках орошаемых земель, пригодных для проживания. Те, кто сегодня живёт в городах на берегах больших рек могут себе представить, что такое проснуться в один прекрасный день и не найти реки, тем более, если ночь перед этим сопровождалась ужасающими колебаниями земли. Обычно в крупных городах на берегах больших рек концентрируется большой процент общего населения страны; если эта большая часть населения внезапно вынуждена срываться с насиженных мест и искать новое место для жизни, то возникает мощная миграционная сила, движимая отчаянием и страхом. Вероятно, это привело к военным столкновениям и смутному времени, аналогичному теёным векам Средиземноморья после Троянской войны.

Великая мать на печати из Хараппы

Скорее всего тектонические толчки, которые осушили Сарасвати, повлияли также и на реку Инд, и уровень воды в Инде повысился, что соответственно затопило находящиеся по берегам Инда города. Согласно выводам гидрологической экспедиции Р. Л. Рейкса (Индия в древности, стр. 109), это произошло в результате смещения тектонических плит Инд вышел из берегов, затопив город Мохенджо-Даро. Подобную катастрофу на реке Инд описывал и Страбон (15.1.19), пересказывая сообщение о том, что тысячи городов на берегах Инда были покинуты их жителями, так как Инд начал течь по новому, более глубокому руслу, которое находилось в стороне от старого русла.

Рыба символ рожаницы — знак Великой Матери

Видимо, до этой катастрофы часть индийцев мигрировала на запад в Средиземноморье, неся с собой технологические и культурные новшества, одним из которых и было искусство письма. Остальные жители долины Сарасвати мигрировало на восток Индии в результате великой катастрофы в античные времена.

Остается большой загадкой, каким образом древнеиндийское письмо, сохранившееся у народов, мигрировавших в Средиземноморье, тем не менее, было забыто у себя на родине.

Великая богиня Мать -680-670 гг. до н.э на древнегреческом пифосе, отмечена знаком «рыба»

Вполне возможно, что на искусство письма в Индии было наложено табу, так как катастрофа, заставившая мигрировать народы Сарасвати в пределах Индии, произошла именно с богиней письма и языка: религиозный страх перед стихией заставил людей искать виновного за грехи, причинившие такие бедствия, и таким виновным могло стать искусство письма. Возможно также, что искусство письма было забыто во время длительной смуты и лишений, последовавших за катастрофой.

Принимая во внимание информацию о реке Сарасвати, настало время дополнить картину лингвистических индоевропейских аналогий и в области терминологии письма, Слова и речи.

Сарасвати всегда рядом с белым лебедем-
символом духовной чистоты и совершенства,

РЕКА и РЕЧЬ.

В одной из книг Махабхараты (Шальяпарва, 41. 23-31) о реке Сарасвати (др.-инд. Sаrasvati — «богатая водами»)  сказано буквально следующее: «Ты – Речь!». Речь в  Риг-Веде сравнивается с рекой, мы и сейчас говорим «РЕЧИстый» о человеке складно рассказывающем что-то. 

Русские связывают свою Речь с потом Реки «А, как речь-то говорит, словно, реченька журчит…», — читаем мы у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» .

В русском языке РЕЧь образно связана с РЕКой, текущей то плавно, то стремительно. В древнерусской азбуке буква Р называется «Рцы», что означает «говори, реки, изрекай»; (в древнерусском языке: РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал! )

В славянских языках слова реку, речь, речёшь, наречённый означающие говорю, говоришь, совпадают со словом Река, течение водного потока, подобного вдохновенной Речи; на тохарском языке слово — reki/raki; на древнегреческом ρησις (ресис) и ρημα (рема) — речь, слово, ρητηρ (ретер) —  оратор, ροθμος (ритм) — такт, ритм, ραψωδια (рапсодия) — эпическая песнь; имя латинского вестника богов Меркурия (лат. Mercury, корень merx , *merk-), означает оратор, переводчик, что возможно связано с основой РЕК, присутствующей в имени этого бога, и наверняка связано с древнееврейским malak, означающем вестник – слова в которых Л и Р поменялись местами (malak Yehowah на иврите означает вестник Еговы – то, что греческие переводчики перевели как αγγελλος (ангелос)– ангел,с основой глас, голос. Богиня Ирида (греч. Ίρις, лат. IRIS) у древних греков (дочь Электры) считалась также вестницей богов – как и в имени Меркурия – Ириды/Ирис просматривается основа РЕК/РИС/РЕС/РЕЧЬ; латинское reclamo, от которого происходит современный термин реклама, означает буквально выкрикиваю, а латинское слово rhetorica — наука об ораторском искусстве и красноречии. в аккадском языке rahasu — река, наводнять,

РЕЧЬ и СЛОВО

Богиня реки и воды Сарасвати персонифицируется с богиней слова Вак (Вач) — vāc-, vāk — «Речь», «Слово», вачати — vacati – говорить, вещать; вачана — vacana— вещание, вачан — слово; на древнеперсидском vac, vakia — речь, говорить, вещать, слово; vaca — слово, фраза. Богиня Слова и Речи — Вак могла быть только богиней поэтической УСТНОЙ речи и Слова.

На санскрите ВАДА — vada, vadati говорить, рассказывать; vadana — говорить речь; vaditar — оратор; vadin — говорящий, знаток, отсюда PIE корень *were- говорить, Украинский верзеш — говоришь, Proto-Germanic *wurda СЛОВО, на иврите davar — слово, речь, dibur — говор, dibber — говорить; на латинском – verbum, греч. Fερεω, ἐρῶ — скажу, Old Saxon — word, Old Frisian word, Dutch woord, Old High German wort, German wоord, прусский – wirds, Old Norse orð, у современных шведов – ord, у датчан – ord, Gothic waurd — слово, Old English word — слово, речь, разговор, высказывание», в Литве – vardas.

Санскритским vāc-, vāk звук, слово, речь; vacati — говорить (др.рус.: ВЯКАТЬ), vacanaвещание, близкое тохарское wak/wek — говорить, латинскому voxголос, звук, vocem речь, язык, слово, vocalis «звучащий, звучный, говорящий», vocabulum – гласный; от PIE корня *wekw— говорить, в старофранцузском voiz — «голос, речь; слово», на итальянском voce — голос, испанском voz, связанное с voiceare — призывать, древнепрусское waitat — говорить, французское voix — голос, vocal, испанское votar — голос, vocal, португальское voto — голос, vocal, английское voice — голос.

СЛОВО и СЛАВА

На санскрите: щрава — śrava — Слово, щраваха — śravaḥ — хвалебное слово, громкая хвала, Слава, Щраванаśrāvaṇa — учить, слушать, «приобщаться к ведам», отсюда происходит слово СЛАВЯНЕ. Известно, что слова речь и слово совпадают по созвучию со словом русич, родственным со словом река, и глаголом речить. Русичей называли славянами, созвучному СЛОВУ и СЛАВЕ, а глагол славенить, синоним глагола речить — говорить слова.

Авестийское srava — слово, молитва, учение, древнеирландское clu — слава, латинское clarus — знаменитый; латышское slava, литовское slave, древнегреческое χλεος — молва, слух, слава, χλεω — славить. Имя легендарного друвнегреческого героя Ήρακλεος — ГЕРАКЛЕОС (др.-греч. Ἡρακλῆς; Ἡρα — Херъ, хара; κλῆς — Слава; рус. Хераслав) На санскрите хара – hāra – ГАРный, хороший, красивый (родственные слова в рус. яз.: хороший, харе…; укр. гарный — красивый; гаразд – хорошо).

СЛОВА богини поэтической УСТНОЙ речи надо СЛУШАТЬ.

«СЛУШАЮ, ВЕДАЮ, ЗНАЮ»

На ведическом санскрите  слово зру, зрути — zru, zruti — слушать. (родственные слова в рус. яз.: зри, зреть в корень, слушать и понимать). Вишру — vi+ṣru — выслушать, узреть, то есть понять суть. (родственные слова в рус. яз.: слух, слушать, выслушать…;)  На санскритские sruСЛУХ, srnoti —  слышать, srosati — СЛУШАТИ СЛОВО, СЛАВА, vishru — ВЫСЛУШать, crusti — послушание, Middle Persian srod — слух, авестийские srushti — послушность, sraothra — ухо; от PIE корня *kleu- слышать, Proto-Germanic *hlusinon — слухи, слышать Греческое klyo — услышать, kleos — слухи, слава, kleio — слухи, сделать знаменитым; Латинская cluere — «услышать, что тебя зовут, о тебе говорят»; Древнеирландское clu — слава, ro-clui-nethar — слышит, clunim — «я слышу» , cluada — уши; Валлийский clywaf — «я слышу;» Древнеанглийский hlud — громкий, hleoðor — тон, мелодия, hlysnan — слушать; Древневерхненемецкий hlut — звук; Old High German hlosen — слушать, Готский hiluþ — слушай, внимание, старотевтонское hlaus; древнесаксонское hlust — слух, ухо, слушать, старошведское hlust, старонорвежское hlust;  уэльское clust, ирландское  cluas — ухо, тохарское klyos; литовское klausyti; литовское klausti — слышать, литовское paklusti — слушаться, староверхненемецкое losen; Northumbrian lysna — слушать, Dutch luisteren — слушать, шведское lystra; немецкое lauschen; английское listen — слушать.

Итак, имя СЛАВЯНЕ происходит от слова «славные» потому, что  СЛОВЕсные, одаренные словом люди, и стремящиеся к приобретению знаний, обучению, то есть «слушанию и постигаю суть мудрости», «слушаю, ведаю, знаю».

Сила богини Вак заключена в особой энергии Мысли, воплощённой в силе Слова, вдохновляющего на великие Дела.

Богиня Вак была дочерью великого поэта (риши) . Стихи гимнов Ригведы писали поэты, воспевавшие божественную картину мира, их называли «РИШИ»- rshi — ( от корня «РШ»/»АРШ»rs/ars — устремляться, течь, изливать). На санскрите: rshim (ршим)  — певец/автор священных гимнов (ср. вирши — стихи);  res (реш) РЕЧЬ, говорить нечленораздельно; ṛgпесня, гимн, откуда Ригведа — ṛgvedaḥ — «Песнь знанию (веданию)» или «Гимн Знанию», где vedana ведать;  jna, jnana —знать; рачка — сочинять; расагьята — поэтический талант, в Библии упоминался Верехия (Исаия, 8.2), которого взял в свидетели Исаия, предвестивший приход Христа, а словарь библейских имен интерпретирует имя Верехия как «красиво говорящий» (ср. Велиречивый).

ВИДЕТЬ — ВЕДАТЬ — ЗНАТЬ

На санскрите ved, vid – vidati — ВИДЕТЬ, знать, ВЕДАТЬ, понимать, воспринимать, узнать, сознавать, отметить, наблюдать; Веда — veda — священное знание. (родственные слова в др. рус. ВЕМ – знаю. ВЕСИ – знаешь, ВЕСТНО — гласно, публично; рус.яз. : ВЕДАТЬ, ведун, отведать, уведомить, сведения…) На санскрите:  vida, vidya, veda, vitti — знание, vidita, vidvas, vettar — мудрый. Виде — Vid-e – знание.
Вид-ма — vid-ma – мы знаем
Вид-а — vid-a — вы знаете.
Ведана — Vedana — ведание, знание
Ведин — Vedin — Ведун, провидец— ВЕДАющий, пред-ВИДЯщий.  Авестийское vaeda — ведать, vad — знать, vadha —  знание, информация. готс. vitan, англос. witan, скан. vita, др.-нем. wizan, др.-прус. waist — знать. В Перечне имён Одина от Proto-Germanic: *Woðanaz или *Wōđinaz — «воданаз», «водиназ»), в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира» Одина называют «Viðurr at vígum» — «Видур в боях» («ВЕДУН»); «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира».

 От PIE корня *weid- «ВИДЕТЬ«, в значении «ЗНАТЬ» происходит Proto-Germanic *wit-, Old Saxon wit, Old Norse vit, Danish vid, Swedish vett, Old Frisian wit, древневерхненемецкое wizzan — знать, wizzi (ВИЖУ) — «знание, понимание, интеллект, ум,» German Witz — «знание, остроумие, шутка,» в немецком wissen, готское wait — «я знаю», unwiti — незнание, невежество, старофризское wit, старонорвежское wit — разум, шведское vet — разум, датское vid — разум, староверхненемецкому wis — мудрый, Anglo-Saxons witan — ВЕДАТЬ, древнеанглийское witan, wietan — «знать», знать, древнеанглийское vyijt, wyis — мудрый, wit, witt, чаще gewit — «знание, сознание, совесть, понимание, интеллект», английское wit — разум, знать, wise — мудрый,  латинский visa — «то, что я видел» и videre — видеть, vision — взгляд, смотрет, visus — лицо; литовское veizdim — «я вижу», датское vis — мудрый, немецкое weis — мудрый.

У славян от корня вед ( = вет, вит, вещ) образованы понятия предвидения, прорицаний, сверхъестественного знания, волшебства, врачевания и суда— понятия, тесная связь которых объясняется из древнейших представлений арийского племени. Вече (вечать вместо вещать) — народное собрание, суд; вещба употреблялось не только в смысле чарования и поэзии, но имело ещё юридический смысл.

Ведун (ведьмак) и ведьма, или синонимические им названия знахарь и знахарка (знахарица, от знать); ведовство и ветьство — волшебство. Ведун и ведьма имеют ещё другую форму вещун и вещунья (вещица) — колдун и колдунья, и таким образом являются однозначительными с словами пророк и прорицатель (от реку); пред-вещать— предсказывать, вития (=ве-дий), вещий— мудрый, проницательный, хитрый, знающий чары.

От PIE корня *gnoЗНАть, образовано Old High German bi-chnaan, ir-chnaan — знать, древнегреческое γνωσις — гносис — знание, греческий ιδεα — вид, ιδειν — видеть, прозреть, идея, German wissen, kennen, erkennen, können — знать, Old English cnawan — знать, cneow — знал (прош.вр.), tocnawan — узнавать, староверхненемецкое cnaan, старонорвежское kna, французское connaitr,

Богиня Слова, Речи и Мудрости Сарасвати была также и богиней Молитвы, мольбы у древних индийцев ведических времен. Речь связана с РЕЧным потоком, слоВО связано с ВОдами священной реки, в мольбах пРОСЬба связана с РОСой.

ПРОСЬБА — МОЛЬБА — КЛЯТВА

Санскритское  prAh, pra-ah, prAha — ПРОСИТЬ, сказать, передать по традиции; praisa — прошу, praishisti — приказ, prashas — руководить, prashnas — вопрос, viprach — ВЫПРАШивать, близкие общеславянским просить, спрашивать, латышскому prasit — просить, авестийскому frasa — вопрос, латинскому precor — просить, *porsco — требовать, от PIE корня *prek- ПРОХати, просить, умолять, Latin precari — просить, умолять, от корня *prex — молитва, просьба, мольба; итальянское pregare — молиться от вульгарной латыни *precare — раскаиваться, Old French preier — молиться, просить, prier — священник; на готском fraihnan просить, древневерхненемецком fraga — вопрошать, укр. спрага — жажда, средневерхненемецком fraggen — просить, молить, старонорвежском fregna  — просить, на староанглийском fricgan — просить, английском prayпросить, молить.

На санскрите Кай, каят, каяти – kai, kajat, kāyati – каять, каяться, говорить, звучать, обвинять (от гл. кья – khyā – рассказать, объявить; Arkajati — говорить громко (ср. ХАЯТЬ).

На санскрите: vratam — правило, закон, обет; Vrata — клятва, зарок (по Фасмеру родственное слово в рус. яз.: врать, враньё, врун….),   древнерусское ротА — клятва, сербохорватском рота — присяга, клятва воина; на авестийском urvata — закон; Нарада – мудрец в древнеиндийском эпосе; на польском rota — присяга; на греческом ρητρα (ритра) — договор,  ρητος (ритос) — договоренный; староанглийское worder, от корня* ordn — «ряд, порядок», английское order — порядок, закон;  готское wrohs — обвинение (ср. врёшь); в одном из сибирских диалектов ротить означает бранить, клясть, рядиться — договариваться; славянским рада, радити — советоваться, рядиться — договариваться, помогать; на чешском rotiti — роптать; верхненемецкое rugen — РУГАть, порицать.

Древнегреческая Прамахос — «Праматерь», или Великая богиня

СКАЗ — ГЛАГОЛ — ТОЛКОВАТЬ

От санскритских слов: Схаз — shas — сказ,  схазате — shasate – сказать, говорить, речь, PIE корень*spreg-(1) — говорить и * spreg- (2) «рассыпать» слова, происходят Proto-Germanic *sprekanan, русское СБРЕХАТЬ, Old Saxon sprecan, Old Frisian spreka, Middle Dutch spreken, старошведское sprekan, Old High German sprehhan, German sprechen , Old Norse spraki — говорить, исландское spreka, в 12 веке староанглийском потеряли букву r — specan  и в современном английском speak — говорить, a speech — речь.

Санскритские слово гала – gala – глагол, ГОЛОСИТЬ, речь, слово. (родственные слова в др. рус. яз.: ГЛАГОЛ – слово, речь, язык, наречие. Глаголати — говорить. Глаголю – говорю); от PIE корня *gal- звать, кричать, Proto-Germanic *kall-, Middle Dutch kallen — говорить, Dutch kallen — говорить, болтать, древнеисландское kalla — кричать, говорить, Old High German kallon, Old Norse kallaГОЛОСИТЬ, громко кричать, призывать громким голосом, шведское kalla — звать, датское kalde — звать, старонорвежское kalla — звать, немецкое kallen — говорить, староверхненемецкое challon — звать, Old English ceallian — «кричать, звать громким голосом», английское call  — звать, осетинское galas — голос, литовское garsas — звук.

На санскрите: go – речь духовная, gava – ГОВОР, Gavati —  говорить, govjado (ГОвядо) — корова говорящее священное животное напрямую связано с богиней Вак – речью, упоминается во многих стихах Риг-веды. Агора (греч. ἀγορά) agora — место общегражданских собраний в древней Греции для обсуждения, выступления ораторов, agoreuo — говорить со знанием; греческое лоГОс — λογος — знание.

На санскрите tarkas, означает предположение, ТОЛКОВАНИЕ, на языке хинди тал и талматул — отговорка, от ИндоЕвропейского корня * del- (2) «считать» происходит протогерманское * talōТОЛК, Gothic talzjan — ТОЛКование, учение, Dutch taal  — речь, язык, датское tale — расказ, толкование, дискусия, немецкое Erzählung — рассказ, Old English talu — сказка, басня, толкование, в современном английском — talk, tale, tulk, означающие в переводе с английского говорить, сказка, переводчик соответственно, полностью совпадают со славянскими ТОЛК, толкование, толмач (переводчик), талдычить, а также с похожими формами в литовском, латышском, эстонском и древнескандинавском языках; сюда же относятся талмуд (инструкция) на иврите, а также тиргум — перевод и тургеман — переводчик на иврите.

ЯЗЫК и ЖЕРТВА

Санскритское лово «жива» — jihva- «язык», а слово «яажака» — yājaka — «жертва», понимаемая «как молящийся, славящий Бога»  Чем мы СЛАВИМ богов? СЛОВАМИ Молитвы, посредством языка в прямом и переносном смысле. Прямым подтверждением тому есть слово «яжника» — yājñika — «жертва, один из жертвенных ритуалов». Заменив /j/ на /z/ получаем «яЗника» -*yāzñika или производное от нашего древнерусского глагола «язать» — «давать клятвы» — *язник или, с другим окончанием — «язычник» — «дающий клятвы богам»

«яЗника» -*yāzñika — «жертва» не просто словесная формула, а именно физическое подношение жертвы. Практически во всех культах люди отдают богам часть своей пищи (piśita — [пищита]«приготовленное; нарезанное на кусочки и приготовленное мясо, еды (ada) или другие ценности, включая жизнь и разные нематериальные блага. Всё это мы отрываем от себя и отдаём (бросаем) богам (духам, предкам и т.д.). Чаще всего еда сжигается на Огне или иным образом расходуется, и мы считаем, что боги приняли и употребили наши жертвы.

У многих славянских народов слово, обозначающее устье реки совпадает со словом санскритское osthau — губы, УСТА, горло, ЖЕРЛО также и устье реки. На санскрите слово  gir – голос, речь; gar это 1) произносить, объявлять 2) выпускать изо рта, 3) глотать;  garishyati — звать, произносить, родственны общеславянскому слову горло, литовскому gurklys — горло, с которыми сближают также и жерло, жру, жрать… Часто жертву приносили в устье (жерло) реки, и если река принимала жертву, значит Сарасвати услышала ваши молитвы.

Руническая надпись из Суяба в Киргизии

Богиня Речи и Мудрости Сарасвати научила людей ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ.

На санскрите: cAraNa «читающий священные писания» в ведической школе; от PIE корень *re— совет, Proto-Germanic *redan, Old Norse raða, Old Frisian reda, Dutch raden, Old High German ratan, rattan, German raten — читать, Old English rædan, West Saxon rædan, Anglian redan, англ. read — читать.

Слова «писать» в большинстве индоевропейских языков изначально означают «вырезать, чертить, царапать, скрести», происходит от слова санскрита rikh-  РЕЗ, reka — РИСОвать, выРЕЗать, староверхненемецкое ritan, rizan — выРЕЗАН. На аккадском dupsaru — писец (царапать), sipru – послание, искусство; арамейское setar — писать, sater — делать надрезы, в латинском scribereШКРЯБать, писать; от Proto-Germanic *writan«РЕЗАНая царапина», резать руны, Old Frisian writa — писать, Old Saxon writan —  РЕЗать, писать, Old Norse rita — резать, писать, царапать, German reißen  — РЕЗАН, писать, на  английском write — писать, traceРЕЗ, черта, чертить, тщательно выводить слова;

На древнегреческом графо — γραφω — чертить, царапать, рисовать, писать, изначально означали «рисовать» (ср. ГРАФика), грамми — γραμμη — черта, линия, грамма — γραμμα – письмо, буква, книга, грамматикос — γραμματιχος, — грамотный.

От санскритского корня rac образованы слова ракаяти — racayati/racayateписать, сочинять, созидать; в аккадском usurtu, usuratРИСУнок; на шумерском sar — писать;

От санскритского слова pimcati — украшать, итальянское dipingere — рисовать,  латинское слово pictura — «живопись», от pictus, причастия прошедшего времени от pingere — «создавать картины, рисовать, вышивать»; в аглийском языке в начале 15 века слова — pictur, pictoure, pittour, pectur«процесс рисования, искусство рисования, живопись»,  английское picture — рисовать, близкое общеславянскому писать в значении рисовать; литовское piesiu — рисовать, древнеперсидское ni-pista — записанное.

Интересно, что проявляется очень ранний, родственный индоевропейскому, лексический пласт в семитских языках, который, на самом деле, гораздо шире тех нескольких примеров, приведенных в этой книге. Идентичность многих слов, а также наличие в Библии множества мифологических и ономастических параллелей с тем, что нам известно из индоевропейских источников, предполагает какую-то древнюю связь между так называемыми сегодня индоевропейскими и семитскими народами.

Самый яркий пример мифологических параллелей это легенда о всемирном потопе, которая присутствует не только в Библии (Ной и его сыновья Сим, Хам и Яфет), но и в легендах древних индийцев (Сатьяурата и его сыновья Япети, Шарма и Харма) а также знаменитая аккадская версия о потопе и спасшемся правителе Утнапишти (Эпос о Гильгамеше, стр. 72-79), многие фрагменты которой слово в слово повторяют библейский вариант. Я глубоко сомневаюсь, что эти параллели являются результатом простого заимствования, грубого плагиата, или результатом того, что некоторые слова образовываются на звукоподражательной основе (кричащий петух, кур, например). Вероятнее всего это эхо той далекой общности народов, которая отражена в мифе о Вавилонской башне.

Мысль о том, что предки семитских и индоевропейских народов еще в 4-3 тысячелетиях до нашей эры жили вместе в районе реки Сарасвати для многих сегодня покажется смешной и нелепой. Но, во времена Троянской войны еще были живы легенды о том, что финикийцы, один из семитских народов, и тевкры, один из индоевропейских народов, имели общее происхождение. Это отражено в Виргилиевой Энеиде в первой книге, которая рассказывает о прибытии Энея к Карфагенской королеве Дидоне. Дидона, сестра Пигмалиона, правителя финикийского города Тира, бежала со своими людьми в Ливию от своего брата, который убил мужа Дидоны. В Ливии Дидона купила участок земли у ливийцев, на котором построила город Карфаген. Дидона рассказала Энею, что её отец Бел утверждал, что финикийцы и тевкры родственники (в этой части Энеиды по какой-то причине нарушена хронология событий, так как Дидона рассказывает о том, что помнит Тевкра, который царствовал приблизительно за 200 лет до рождения Дидоны).

Геродот писал, что согласно тирским источникам, финикийский город Тир был основан примерно в 28 веке до нашей эры. Финикийский народ был известен как торговый народ, совершавший дальние морские походы, а во времена Троянской войны широкую известность имели сидонские ткани, привозимые из финикийского Сидона. И. Шифман (Финикийский язык, стр. 23) пишет, что древним названием Тира было Сарра, а форма Тир появилась из-за того, что один из знаков финикийского алфавита интерпретировался как звуки Т и С. Тут снова возникает параллель с народом серы, который, как предполагалось, из Китая привозил в Средиземноморье шёлк.

В своей книге «HebrewisGreek», Иосиф Яхуда (JosephYahuda) пишет о том, что к своему удивлению он обнаружил, что существует множество лексических параллелей между греческим языком и ивритом. Это наталкивает на мысль, что индоевропейская и семитская языковые группы разошлись не в такое уж и отдаленное время как считают учеёые. Иосиф Яхуда обнаружил, что в священных текстах, написанных на иврите, существует слово по звучанию и по значению близкое к слову Махатма (Mahattama), что в переводе с санскрита означает 1) большой человек; 2) величина; 3) сила, мощь. На санскрите это слово состоит из двух частей: mahat – большой, и atman – человек, душа. Гомер в своих работах использовал слово μεγαθυμος, имеющее такое же значение; а слово μεγαλοθυμος даже еще более сходно по звучанию с аналогом словом в иврите. В слове Махатма просматривается два составляющих его слова, используемые в славянских языках — первая часть этого слова Махат близка к славянским словам могу, мочь, мощный, могучий, могутный. Вторая часть атма — душа, (атмосфера) 

Далее… Глава 19. Дардские языки

Дардские языки
До Кирилла и Мифодия

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*