Русские сочли это вероломством,
Ибо земли селонов, ливов и леттов
Были в руках русских
До того, как пришли братья
И власть у них отобрали.
Так в литературном ключе описывал автор рифмованной Ливонской Хроники события первой половины 13 века, происходившие на территории современной Латвии. Крестоносцы, прибывшие в регион, столкнулись не только с сопротивлением местных племён, но и с централизованными княжествами Герсика и Кукейнос, находившимися в тесных культурных, экономических и политических связях с русскими землями.
Прибалтика в Средневековье
Территория современной Восточной Латвии, начиная с раннего Средневековья, стала ключевой торговой областью. Путь, соединявший Балтийское море по Даугаве (Западной Двине) с русскими землями хоть и использовался менее активно, чем маршрут, проходивший по Неве и Волхову до Новгорода, но всё же имел значение для коммерческих контактов Северной Европы с русскими княжествами и далее — с Византией и странами Востока. Главной проблемой пути были балтские племена, проживавшие в лесах в бассейне Даугавы: курши, земгалы, латгалы нападали на торговцев, из-за чего торговый путь считался небезопасным.
Особенно сильно этот разбой бил по Полоцку. Полоцкое княжество находилось в стороне от классического маршрута «из варяг в греки» и занимало особое положение в политической системе Древней Руси, поэтому Двинский путь имел для Полоцка огромное экономическое значение. Контроль над торговлей в регионе позволял полоцким князьям развивать свою вотчину и бороться с другими Рюриковичами за «место под солнцем» на Восточноевропейской равнине.
Конечно, полоцкие государи были заинтересованы в том, чтобы племена по берегам Западной Двины были им лояльны. Уже в 12 веке некоторые из них стабильно платили дань русским князьям. Позднее на территории Латгалии появились и полноценные централизованные русские княжества, оказавшиеся в зависимости от Полоцка.
В 12 веке Полоцкое княжество контролировало Северную Двину с помощью двух вассальных удельных княжеств — Герсика и Кукейнос (лат. Terra Kukonois, нем. Fürstentum Kokenhusen)
В 1184 г. вместе с купцами в Ливонию с целью мирной миссионерской деятельности прибыл католический миссионер августинский монах Мейнард фон Зегеберг и обратился к полоцкому князю Владимиру за разрешением проповедовать в землях его вассалов ливов, получил согласие, что стало предтечей основания в 1186 году Ливонской епархии, и Мейнард стал епископом Икскюльского (Икескольского, Ливонского).
Обращение местного языческого населения в христианство шло очень тяжело, поэтому по просьбе Мейнарда в 1193 году папа Целестин III издал буллу о начале северных крестовых походов против прибалтийских язычников с целью обратить их в католичество и вывести из-под влияния православия.
Крестовый поход послужил началом вооруженному завоеванию Ливонии, сменившему мирную проповедь первого католического миссионера Мейнарда. В отличие от Мейнарда, епископ Бертольд и его преемник Альберт прибыли на восточные берега Балтики с отрядом вооружённых крестоносцев.
В 13 веке Полоцкое княжество вступило в эпоху затяжного кризиса, из которого оно не смогло выбраться. Канули в Лету времена князя Всеслава, прозванного «Чародеем», когда его дружина весьма успешно воевала с ратниками других Рюриковичей. Полоцкое княжество дробилось, от него отпадали другие княжества, которые начинали вести самостоятельную политику. Не добавлял стабильности и вопрос наследования. Различные ветви полоцких Рюриковичей боролись друг с другом за право занять престол в Полоцке, при этом на свою сторону противники привлекали союзников из-за рубежа, в том числе и балтские племена.
Это сказалось и на балтийский русских княжествах, зависимых от Полоцка. Русские князья и до прихода крестоносцев не вмешивались во внутренние дела своих вассалов, ограничиваясь сбором дани и обеспечением безопасности торговых путей. С началом внутреннего кризиса в Полоцком княжестве помощь удельным княжествам серьёзно сократилась. Русские удельные княжества Герсика и Кукейнос фактически оказались предоставлены самим себе, что на фоне появления немецких крестоносцев предопределило их судьбу.
Ливы, ранее платившие дань Полоцкому княжеству и часто страдавшие от набегов земгалов, живших южнее, поначалу рассматривали крестоносцев, пришедших из Северной Германии как полезных союзников.
Немецкие крестоносцы из северных земель Священной Римской империи обращали племена ливов в католичество в правление епископа в 1199—1229 годах Ливонского (Рижского) Альберта фон Буксгевдена (нем. Albert von Buxthoeven; 1165 — 1229).
В 1201 г. епископ Альберт Ливонский основал Ригу и распространили своё влияние на устье Западной Двины. Торговля в этих местах для русских купцов оказалась под угрозой. Помимо этого, крестоносцы развернули активную миссионерскую деятельность, которая поддерживалась мечами рыцарей.
В 1202 года папа Иннокентий III (1161 — 1216) — папа Римский (1198–1216), учредил Ливонское братство воинов Христа, более известное как «Орден меченосцев».
Епископ Альберт использовал «Орден меченосцев» как военную силу Рижского епископства. Под флагом обращения в христианство язычников-ливов, живших вдоль древних торговых путей, проходивших по рекам Западная Двина и Гауя, крестоносцы захватывали новые территории.
Княжество Герсика
Герсика (Ерсика, нем. Jersika, Gerzike, Gerseka, Gercike, Berzika) политический, военный и культурный центр одноименного греческого православного (Византийского патриархата) удельного княжества в средние века находилась в среднем течении Западной Двины, почти в 200 километрах к северу от Полоцка.
Примерно 1190—1239 годах княжество Герсика (Ерсика) занимало довольно обширные территории, включавшие в себя почти всю современную Латгалию. Центральное городище княжества, крепость Герсика, была основана примерно в 10 веке. В городе находился довольно мощный замок, возвышавшийся над остальной местностью. К северу от него располагался посад.
Местное население было представлено преимущественно местными балтскими племенами, исповедовавшими язычество. Среди жителей были и православные, однако, согласно археологическим данным, они составляли меньшинство от остальных обитателей Герсики. Тем не менее княжеская дружина исповедовала христианство, а на территории крепости Герсика находилась православная церковь.
К сожалению, исторические источники сохранили имя лишь одного князя, правившего в Герсике. Его звали Всеволод, а время его правления пришлось на эпоху завоевания немецкими крестоносцами Прибалтики.
Автор «Ливонской хроники» называл князя Герсики Всеволода «сыном короля Полоцка». Это дало основание отечественным историкам, среди которых был и Сергей Соловьёв, отождествить князя Всеволода с князем Василько Борисовичем, сыном князя Бориса Давыдовича. Эта версия считается наиболее вероятной, хотя существуют и другие гипотезы происхождения государя Герсики.
Политика епископа Альберта (1199–1229) Ливонского (Рижского) была направлена на обеспечение свободного прохода в Россию немецких и готландских купцов. Чтобы добиться этого, ему пришлось распространить своё правление на княжество Герсика.
В 1203 году полоцкие князья вместе со своими удельными князьями всё же решились на военный поход против крестоносцев. Князь Всеволод из Герсики смог заручиться поддержкой литовцев и подошёл к Риге, однако не смог взять город.
С 1203 по 1209 год епископ Альберт и орден Меченосцев воевали с князем Всеволодом и его союзниками-литовцами.
Осенью 1209 года крестоносцы пришли на земли княжества Герсика, разбили силы князя Всеволода и разграбили и сожгли город. В плен к немцам попала семья владетеля Герсики, поэтому он был вынужден договориться с крестоносцами.
В 1209 году князь Всеволод был вынужден принять мирный диктат епископа Ливонии и добровольно отдать своё наследственное княжество епископу и получил обратно в качестве феодального владения лишь ту часть владений, которая осталась в греко-православной вере. Это был феод облатум (лат. feōdum, от франкск. *fëhu-ôd, лен — зе́мли; латин.: oblātus, от латинского ob «перед» + lātus «широкий»). Лишившись половины своих земель князь Всеволод был вынужден признать себя ленником рижского архиепископа Альберта.
По дарственным актам 1224 и 1230 годов князь Всеволод потерял дополнительные территории в пользу немецких рыцарей и католической церкви. Документ 1239 года свидетельствует о конце княжества Герсика.
Княжество Кукейнос
Княжество Кукейнос (лат. Terra Kukonois, нем. Fürstentum Kokenhusen) располагалось ниже по течению Западной Двины. Исследователи полагают, что изначально Кукейнос играл роль форпоста Герсики — замок, расположенный здесь, в большей степени предназначался для контроля за безопасностью торговых путей. Автор «Ливонской хроники» называл город-крепость Кукейнос «русским замком». Археологические раскопки подтверждают, что в княжестве проживало достаточно много славян, которые в основном служили в дружине местного князя.
Поселение Кукейнос возникло в 10 веке и в течение последующих десятилетий оно имело оборонительное значение. Из немецкой «Ливонской хроники» известно лишь об одном князе. Его имя — Вячко.
Князь княжества Кукейнос Вячко (латинское Wetseke, лат. Vetseke, ум. 1224), православное имя при крещении Вячеслав, Вячко, Влачко правил с 1205 по 1208 год. Исследователи относят князя Вячеслава как к одному из представителей полоцких Рюриковичей.
С течением времени полоцкие князья, занятые внутренними неурядицами, обращали всё меньше внимания на происходящее на северо-западе. В этих условиях князю Вячко пришлось пойти на соглашение с тевтонскими немцами.
В 1205 году князь Вячко заключил мир с тевтонами, отдав епископу Альберту половину своего княжества Кукейнос в обмен на обещание защиты от ливов, нападавших на его земли.
В 1206 году епископ Риги Альберт попытался заключить мир с князем Владимиром Полоцким.
В 1207 году немецкий «Орден меченосцев» захватил Кукейнос — центр одного из русских удельных княжеств в Ливонии, находившихся в зависимости от полоцкого князя Владимира.
Генрих Латвийский в своей хронике пишет, что князь Вячко «причинял много неприятностей людям Даниила из Ленневардена», с 1201 года служившего вассалом Рижского епископа Альберта. В 1207 году Даниил из Ленневардена с войском ночью напал на замок Кукейнос, «найдя людей спящими, а стражу на валу мало бдительной». Нападавшие
«не решились убивать Русских как христиан, но, угрозив им мечами, одних обратили в бегство, других взяли в плен», в том числе и самого князя Вячко».
Однако, узнав о нападении Даниила, епископ Альберт «был очень огорчён» и приказал освободить Вячко и вернуть ему всё имущество, затем пригласил князя к себе, с почётом принял, «подарил ему коней и много пар драгоценной одежды» во время праздника Пасхи (6 апреля 1208 года). Помня об обещании помочь в борьбе против ливов, епископ Альберт послал с князем двадцать рыцарей и балистариев (строителей), знакомых с мастерством каменотёсов, чтобы укрепить замок, оплатив их работу из своей казны. Сам епископ Альберт готовился отплыть в Тевтонию, чтобы вербовать новых рыцарей в ливонскую миссию.
Зная об этих планах, князь Вячко перебил 17 рыцарей и обратился к полоцкому князю Владимиру с предложением взять Ригу, ибо там осталось «мало народу, причём лучшие убиты им, а прочие ушли с епископом». Узнав о планах нападения тевтоны собрали в Риге войско триста человек и ещё «много нанятых за плату людей». Летом 2008 года князь Владимир Полоцкий осадил Ригу, но взять город так и не смог.
Рассудив, что свой город отстоять невозможно, князь Вячко собрал имущество и дружину, сжёг свой замок Кукейнос и ушёл с дружиной «в Руссию». Таким образом, территория княжества Кукейнос вошла в состав владений епископов Риги.
В дальнейшем «русскую» половину княжества Кукейнос получила дочь русского князя Вячко София, которая вышла замуж за Дитриха фон Кокенсгаузена. Епископская половина удельного русского княжества стала ленной долей Унгернов и Ливенов: родоначальник Унгернов, Иоганн фон Штернберг, был женат на дочери Каупо.
Каупо — первый известный вождь племени ливов, кто принял крещение. Когда немецкий гнёт стал усиливаться, ливы восстали против крестоносцев и их духовных вождей, но восстание было подавлено. Вождь племени ливов Каупо оставался союзником крестоносцев вплоть до своей гибели в сражении при Вильянди в 1217 году. Его потомки образовали остзейский аристократический род фон Ливенов.
Борьба удельных князей с крестоносцами
Русские княжества Герсика, и Кукейнос перешли под власть немецких крестоносцев, но не прекратили борьбу.
2 февраля 1207 года на завоёванных «Орденом меченосцев» территориях было образовано теократическое княжество Terra Mariana, входящее в состав Священной Римской империи.
В 1207 г. рижский епископ Альберт фон Буксгевден стал вассалом римского короля Филиппа Швабского.
Между Владимиром Полоцким и ливонцами не раз происходили стычки из-за того, кому должны платить дань ливы. В 1210 году был заключён вечный мир. Согласно договору Полоцкий князь Владимир имел право ежегодно получать дань от ливов, которую епископ Альберт обязался платить за них. Однако, обещанную дань епископ Альберт не платил, и в 1212 году из-за дани снова вспыхнул конфликт между рижским епископом и князем Владимиром. В результате князь Владимир Полоцкий потерял Ливонию, которая перешла под контроль епископа Альберта. Стремясь получить дань с ливов, князь Владимир в 1215 году стал готовиться к новой войне против епископа Рижского, но неожиданно умер.
В 1215 году папа римский Иннокентий III провозгласил эти земли владением Святого престола.
Князь Герсики Всеволод не собирался прекращать борьбу, он установил связи с литовцами, враждебными немцам. Этому способствовала и жена князя, дочь одного из литовских вождей.
В 1213 и 1214 годах Герсика подвергалась нападениям крестоносцев. Литовцы сражались на стороне князя Всеволода. О том, что происходило с княжеством на протяжении дальнейших 20 лет, мало что известно. После смерти князя Всеволода в 1239 году вся территория княжества Герсика перешла к архиепископу Риги.
Русский князь Вячеслав (Вячко) тоже продолжил борьбу с крестоносцами. В 1223 году он заручился поддержкой Новгорода Великого. Новгородская республика предоставила ему несколько сот человек и отправила на территорию Эстонии — там в это время разгорелось восстание против крестоносцев. Вячко смог занять русский город Юрьев, основанный ещё Ярославом Мудрым.
В 1224 году город Юрьев подвергся двум осадам крестоносцев. Первую осаду Вячко благополучно пережил, однако вторая закончилась для него печально.
Сам князь Вячко упоминается далее в 1-й Новгородской летописи под 6732 годом (1224 год) сказано:
«Того же лѣта убиша князя Вячка Нѣмци въ Гюргевѣ (Юрьеве), а городъ взяша».
«Ливонская хроника» сообщала, что бывший князь Кукейноса принял последний бой со своей немногочисленной дружиной, в ходе которой князь Вячко был убит.
Источники
Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII – XIII вв. СПб., 2009.
Матузова В.И., Назарова Л.Е. Крестоносцы и Русь. Конец XII – 1270 г. М., 2002.