Йоль (др.-сканд. jól, др.-англ. ġéol) — праздник середины зимы у исторических германских народов праздновали в самую длинную ночь в году 21 — 22 декабря — Зимние солнцестояние. В течение нескольких дней до и после момента солнцестояния Солнце будет «держать эту высоту», словно остановится ненадолго, поэтому и называют эти дни стояниями Солнца. Считалось, что в это время умирало старое рождалось новое солнце.
Средневековые германцы проводился большой праздник в честь Рождения нового Солнца, ожидая возрождения Солнечного Короля, дарующего жизнь, согревающего замёрзшую землю, пробуждающего семена к новой жизни. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.
Традиции праздника Йоль
Дети ходили из дома в дом с подарками в корзинах из ветвей вечнозелёных растений, дарили и колосья пшеницы, посыпанные мукой. Дети дарили соседям яблоки и душистые семена гвоздики.
Яблоки считаютмя символом солнца, колосья пшеницы сулили обильный урожай, а мука означала успех, свет и жизнь.
Вечнозелёные ветви падуба, омелы или плюща символизировали бессмертие, ветвями украшали дом не только снаружи, но и внутри. Ветку вечнозелёного падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.
Среди многочисленных традиций Йоля — пение весёлых (Wassail) песен, поднятие чаши с пуншем и провозглашение тоста, благословение яблони, украшение йольского дерева, сожжение йольского полена, обмен подарками, поцелуи под омелой.
Традиция подавать рождественского поросёнка и ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана, убитого во время дикой охоты.
Считалось, что такая клятва доходит до самого бога солнца и солнечного света, лета, плодородия и процветания, Фрейра (Freyr, Fro от friof— семя, friofr —плодовитый).
Священным животным Фрейра был дикий кабан Гуллинбурсти (др.-сканд. Gullinburste — «золотая щетина», др.-сканд:. Slíðrugtanni — «острозубый»).
В Исландии верят в йольского кота с огненными глазами, питомца великанши-людоедки Грилы. С наступлением праздника йольский кот заглядывает к непослушным детям, лентяям и тем, кто не подготовился к празднованию. Обычно кота угощают праздничным ужином, а если он окажется не вкусным, кот может съесть детей, живущих в доме. Считалось, что на Йоль надо надевать новую шерстяную одежду, а если не надеть новое, то кот съест ленивца.
Символика Йоля — йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечами, йольский рождественский венок из вечнозелёных веток падуба, плюща, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными почками гвоздики, кипящий котелок с элем, молочай, рождественское дерево.
Йольскому полену отводилось главное место в празднике. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.
Этимологию названия Дерева Жизни Иггдрасиль (Yggdrasills), предложил Ф. Р. Шредер , согласно которой yggdrasill означает «тисовая колонна», поясняя происхождение слова yggia от * igwja — (ИВА) «тисовое дерево») и drasill от * dher- «ДЕРжать, дерево».
Почему Йольское полено из ясеня?
Ygg (r) — «Ясень» — одно из многих имён Одина. (26. Æsc biş oferheah… — «Ясень бысть копьё поднятое высоко, любимо народом, сильно в своей поддержке, он справедливо сохраняет своё место, несмотря на многие человеческие атаки» — записано в «Англо-саксонских рунах в поэме Хикса Цезауруса»
По традиции йольское полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Огромное йольское полено приносили в дом и помещали в камин, украшали вечнозелёными ветками, поливали сидром или элем и посыпали мукой. Затем Полено поджигали от кусочка дерева сохранённого от прошлогоднего йольского полена, оно горело всю ночь, затем тлело следующие 12 дней.
Йольский светильник является древним символом Йоля. Эту традицию возродили в начале XX века, после того как была опубликована фотография обнаруженного в XVI веке образца. Самый старый из найденных башенных светильников из обожженной глины датируется эпохой Великого переселения народов.
Откуда появилось название праздника Йоль?
Йоль — jól, как один из эпитетов Одина — Jolnir или Jolfadir, то есть отец зимнего солнцеворота. Язычники устроили много праздников в честь Одина, которого называют многими именами. Одина зовут Видрир — Viþrir, его зовут Хар (ЯР) — Hár, Дриди- Þriþi и Йолнир — Jólni[r]. Праздник Йоль- jól назван в честь Йолннира — Jólni — Одина.
Один (Odin) — Верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов Один (др.-сканд. Óðinn) . Прото-герм.: *Woðanaz — «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; дат.: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН).
Исследователи скандинавской мифологии связывают языческий праздник середины зимы Йоль в честь Одина, с приданиями о Дикой охоте, в которой участвует группа призраков, воинов-всадников-охотников, во главе со своим «воеводой» Одином, вышедшие на охотничий гон со сворой собак.
На Рождественские Святки Один выезжает на белом коне и начинает дикую охоту против демонов зимы.
Призрачные воины-охотники в разных версиях мифов, могли быть эльфами, феями, умершими в боях воинами, и возглавлял Дикую охоту сам воевода призрачного войска — Один (*Wōđinaz — «водиназ»).
Согласно скандинавским легендам, бог Один со своей призрачной свитой во время «Дикой охоты» носится по воздуху над землёй, собирая души воинов, убитых на поле битвы, он уносит в своё небесное царство Асгард (Ас-град). Если кто-либо встретит на своём пути Дикую охоту, то попадёт в иной мир, а если осмелится заговорить с ними, то может погибнуть.
Согласно некоторым версиям легенды о Дикой охоте, призраки наказывают порочных и ленивых людей за их грехи. Если оставить жертвенную пищу на пороге дома перед дверью, то призраки съедят её, но пища снова появится, прежде, чем войско двинется дальше.
В древнеисландском языке: jól-mánuðr — «yule-month», был третьим месяцем зимы, который начинался с дня зимнего солнцестояния — 22 декабря и длился до середины ЯНВАРЯ. Именно в этом зимнем месяце и отмечали 12-дневный праздник.
Йоль (др.-сканд. jól — «веселье», др.-англ. ġéol — «ГУЛЯНЬЕ», веселье).
В языческой древности месяц ЯНВАРЬ — англо-саксонцев назывался «geola se æfterra» (от ġéol, др. сканд. jol, jolly — веселье, весёлый, «ГУЛЯть, танцевать»); праздник зимнего поворота Солнца — giuli— 12-дневный праздник середины зимы.
Греческое Гелиос — ἥλιος от более раннего ἁϝέλιος — hāwelios. Дорическая и эолская форма имени Солнца— Ἅλιος, Галиос (колесо). На гомеровском греческом имя Солнца пишется Ἠέλιος, Элиос (Ēélios), а дорическое написание — Ἀέλιος, Элиос (Aélios). На Крите Солнце называли Ἀβέλιος (Абелиос) или Ἀϝέλιος (Авелиос). верх.-нем. hujila — вперёд идущее, сканд. hvel — колесо, англос. hveol, исл. hiol, швед. hjul, дат.hjul, англ. wheel, фриз. fial , готск. hveila, латин.: solis rota и orbis — колесо солнца; болг. коложег — декабрь, месяц возжжения солнечного колеса — время, когда нарождается новое Солнце.
В скандинавских странах Деда Мороза называют именем связанным праздником зимнего поворота Солнца и зимними ГУЛяньями — Йоль:
в Исландии — Йола-свейнарнир — jólasveinarnir или Йоласвейнар — jólasveinar.
в Дании — «Julemanden» (Юлеманден — Рождественский Муж) или Юлениссе (швед. Julenissen — Дед Мороз).
в Швеции — Юлтомтен («Jultomten») страшный, сутулый дед Мороз с красным носом и карлик Юлениссе оставляли подарки детям на подоконниках.
в Финляндии — Йоулупукки (фин. Joulupukki = «Рождественский козёл»)
в Эстонии — Йыулувана и он похож на финского «Йоулупукки».