Понедельник , 17 Декабрь 2018
Домой / Мир средневековья / Главные боги Асгарда

Главные боги Асгарда

Асгард  (др.-сканд. Ásgarðr — «ограждённый участок асов»; Ас-град) — в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Вокруг Асгарда была возведена неприступная стена.
В Саге об Инглингах Асгард находится к востоку от Танаиса, между страной ванов (венедов) и страной Туркланд (Tyrkland). К западу от Асгарда упомянуты страна саксов (Saxland) и Гардарики (Garðaríki).

В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен каменщиком-гримтурсеном (hrímthurs — ГРОМадным-ТУРом-великаном, позднее их называли ЕДУН = ётуны, др.сканд.: Jötunn — «обжора»).  Ётуны — это древние исполины, первые обитатели мира, по времени предшествующие богам и людям, они жили в Ётунхейме, отличались силой и ростом и были противниками асов и людей. Великан-каменщик с помощью его коня Свадильфари (Svaðilfari, Old Norse ‘svað’: скользкий, ‘-fari’: путник) пропахал борозду вокруг будущего города. Боги утверждали, что, если строитель завершит стену в одно зимнее время, его наградой будет богиня Фрейя, Солнце, Луна. Стена вокруг Асгарда была почти завершена за несколько дней до конца зимы. Боги, однако, смогли помешать гиганту выиграть его выплату с помощью хитроумного бога Локи,  который превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и работа не была выполнена в срок, боги отказались платить. Великан в гневе стал метать в асов строительные камни, но был убит молотом Тора.

Асы — существа порядка, ведя войну с ванами — существами природы, построили укреплённый Асгард.

Древнескандинавский пантеон богов имел две основные группы божеств: из Асгарда — Асы (Æsir), из Ванахейма — Ваны (Vanir).

Главные боги древнескандинавского пантеона богов принадлежали к роду Асов (Old Norse: Æsir) или Aesir – Этир – «сонм богов» и обитали в Асгарде — Asgard (Ас-град).

Четыре древнескандинавских бога были общими для всех германских народов:

Один (Odin)Верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов Один (др.-сканд. Óðinn) . Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz — «воданаз», «водиназ»). 

«Viðurr at vígum» — «Видур в боях» («ВЕДУН»);
«Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира». (Из Перечня имён Одина в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира»).

Несомненно Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН) — это более раннее имя Одина (Odin). Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish, Woen)


Фригг (Frigg)жена Одина Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Фригг  богиня мудрости; Имя Frigg происходит из санскрита: ‘priya’ (priyaḥ, priyā, priyaṃ) — Любимый, дорогой, желанный; priyaḥ — «ПРИЯтная, любимая, желанная», вошедшего в прагерманский (PGmc) *Frijjō,  и связано с индоевропейскими (И-Е): frīge — «любовь», включая Gothic: frijōnds, frēond-  ‘ПРИЯтель, друг’, fröo / frī  -‘свобода’, frēod — ‘мир, дружба, добрая воля, привязанность «; Gothic: frijōn,  frijaþwa — ‘любовь’, fröogean — ‘любить’ .  Gothic: Fṛöo — OE: fröo может означать: «свободная», «благородная, прославленная», стала friege — «любовь». Frīge — OE: fṛēo изменила форму с frīġ-, так как исходит из нем. * frijaz. Это может быть происхождение имени богини Фри (Fṛöo) — коренное значение «любовь, любимая». В др.-в.-нем. Frija — «возлюбленная».

Фригг (Frigg) стала богиней брака, хотя в более древние времена Frigg была богиней любви в древнескандинавской мифологии, но позднее богиней любви стала Фрейя (Freyja). Имя Frigg  от * frijj̣̣ōn, по этимологии почти то же, что *frij̣ōn, и возможно когда-то существовало по форме Frjá от * frij̣ōn. 

Древнеанглийское имя: Fṛīge, по этимологии идентично Frigg,  и отождествляется с Венерой, богиней любви, её имя является первой частью слова: Fṛīgedæg – пятница, «день-Венеры»; в немецком: Freitag – «пятница»).  Фригг (Frigg) — покровительница брака, любви, домашнего очага, деторождения; символами Фригг являются прялка и пояс с ключами. Фригг — провидица, которой известна судьба любого человека, но она не делится этими знаниями ни с кем.

Сыновья Фригг и Одина: Бальдер (Balder) — бог мира и справедливости, Хёд, Хермод.

Тир (Old Norse: Týr — «бог», от прото-индоевропейского божества *Dyeus;  Самая древняя надпись на шлеме — Teiw, предшествовала Gothic Tyz; Old H-German: Ziu, 

от прото-германского божества *Tīwaz, в руническом алфавите руна Тиваз, соответствует латинской букве Т.  Old English: Tiw, Tiu; Tuesday («День Тира» -‘Týr’s day’ — вторник; норв. Tirsdag; Týsdagr)Римляне связывают имя Тина с богом войны Марсом Тингсусом (Mars Thingsus — «Mars þing» — бог судебного собрания».

Тир (Týrоднорукий бог войны, славы, хранитель присяги, клятв и воинской доблести, один из древнейших богов германских народов.  В древнескандинавских источниках Тир поочередно описывается как сын дётунн Химир (jötunn Hymir) в Химсквире (Hymiskviða), или сын бога Одина.

Одину было магическим способом предсказано, что трое детей Локи -Ёрмундангер (Jormungandr), мировой змей, владычица Подземного мира Хель, и воин-демон волк Фенрир, сыграют решающую роль в войне против Эзир (сонма богов Асгарда) в «Судный день» Рагнарок. Высший бог Один решил изгнать змея и великаншу Хель и волка Фенрира из Асгарда

В знак доброй воли к побеждённому Фернику, Тир жертвует своей рукой, вкладывая её в пасть чудовищному волку Фенриру, но боги тут же связывают волка Фернера крепкой нитью Глейпнир (Gleipnir), которую невозможно порвать. Хитростью пленённый Фернер откусывает руку Тира. Тиру предсказали, что его поглотит подобная чудовищная собака Гармр «охраняющей ворот в Хель», во время событий Рагнарека.

Скандинавские боги сами мстительны, они сами часто нарушают мир и презирают законы совершают святотатство и лжесвидетельство.


Тор (Thor) — «Гром», бог молнии, силы, защитник человечества, сын Одина.

Тор (др.-сканд. Þōrr, Þunarr, прагерм. *Thunaraz —«гром»; др.-сакс. Þunær, др.-англ. Þunor, Þūr,  др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar) — в скандинавской мифологии бог грома и бури, бог войны, живущий в Асгарде, и защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Трижды рождённый» старший сын Одина и богини земли Ёрд (или Хлодюн, Фьёргюн). В германских языков Тору посвящён день недели — четверг (англ. Thursday, нем. Donnerstag). Образ восходит к прото-индоевропейскому божеству грома; таким образом, близок таким богам индоевропейских народов, как Индра, Таранис, Перкунас, Перун

От прагерманского *thunaraz — «гром» — Таранас произошло древнеисландское слово Þorr, и нем. Donner, дат. donder и др.-англ. Þunor, англ. thunder. швед. tordön, дат. donder и норв. torden , где суффикс -dön/-den означает «грохот» или «гул».

Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл. tarann) — «гром» и «бог Таранис«.

В скандинавской мифологии Тор (Thor) бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Тор (Thor) рыжебородый богатырь, обладающий могучей силой, и невероятным аппетитом — за один присест он мог съесть целого быка. Тор — защитник людей, живущих в Мидгарде, и богов, живущих в Асгарде, сражающийся с великанами-йотунами и чудовищами

Согласно и Старшей, и Младшей Эдде, Тор был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд или Фьёргюн. покои Тора Билширнир в королевстве Трудхейм в Асгарде,

В королевстве Трудхейм (др.-исл. Þrúðheimr — «дом силы») или Трудванг (др.-исл. Þrúðvangr, Þrúðvangar — «равнина / поле силы») в покоях Бильскирнир (др.-сканд. Bilskirnir, «скрежет молний») жил громовержец Тор со своей женой Сив (Siv), «хранительницей огня моря», и детьми — дочерью Труд (др.-исл. Þrúðr) и сыном Моди.  Согласно Речам Гримнира, покои Тора Бильскирнир (др.-сканд. Bilskirnir) состоят из 540 комнат, ирасположены в Асгарде, жилище богов асов. В одной Эдде скандинавской мифологии написано, что Трор, «кого мы зовём Тор», покорил королевство Фракия, «что мы зовём Трудхейм».

У богини плодородия Сив (Siv) были золотые волосы, которые она получила взамен отрезанных богом Локи.

В прологе Младшей Эдды сказано, что у Тора и Сив (Сиф) был сын по имени Луриди (др.-сканд. Lóriði).

Пасынком Тора был сын Сиф Улль  (др.-сканд. Ullr, от *Wulþuz «слава») — он самый меткий стрелок из лука и быстрее всех бегает на лыжах и научил этому искусству всех людей. 

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa) Тор имел сына Магни.

Упоминается некая Хлора (др.-сканд. Hlóra), приёмную мать Тора, которую можно соотнести с Лорей или Глорей из пролога Снорри Стурлусона (13 век).

Волшебное оружие Тора раскалённый докрасна молот Мьёльнир, выкованный для бога братьями-карликами — цвергами, можно было держать только в железных рукавицах.  Мёльнир (др.-сканд. moʊlnᵻr — «МОЛНУР» =  «молниеносный») означает «сокрушитель». Сила молота столь велика, что от его ударов на земле слышен гром, сверкают молнии. Тор, вооружённый молниеносным топором Мёльниром,  защищает небесную ГОРУ — крепость богов Асгард (град асов).

Железный молот Тора — символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел короткую ручку и всегда попадал в цель, возвращаясь к владельцу, как бумеранг.

Тор обладал волшебными рукавицами ЯРнгрип (Járngreipr  или  Járnglófar — «железные перчатки»), которые могли удержать в руках молот с короткой рукояткой.

Удваивал силу Тора украшенный рунами пояс Мегингъёрд (megingjörð — «пояс власти»),  делавший его непобедимым. В стихе 7 скальдической поэмы Þórsdrápa (Thorsdrapa, 11 век) есть строка «njótr njarðgjarðar» буквально означает «тот, кто гъярдар =ОГРАЖДЁН могучим пояса» Megingjörð — «мегин+гъёрд» — (ГВАРДия, ГВАРДеец)

Подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был победителем зла, которое в скандинавской мифологии олицетворяли великаны-ётуны. В мифах Тор может избавить мир от мирового змея Ёрмунганда ценой своей жизни.

Огромную бронзовую колесницу Тора тащили по небу два козла, их звали Тангнёстр (др.-сканд. Tanngnjóstr, «скрежещущий зубами») и Тангриснир (др.-сканд. Tanngrisnir, «скрипящий зубами»).  Земля содрогалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице. Согласно Младшей Эдде, проголодавшийся  Тор мог зажарить своих ездовых козлов и съесть, не повреждая их кости. После обеда Тор мог благословить останки козлов своим молотом Мьёльниром, и они сразу же воскресали, чтобы продолжить путь.

Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами (ЕДУН, ётун — Jötun — «обжора») и его походах в их страну Ётунхейм. Тора часто сопровождал самый Ловкий из Асов — бог хитрости и обмана Локи, державшийся за пояс Тора.

Великан Трим (др.-сканд. Þrymr) похитил у Тора его молот Мьёльнир, и Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд (Geirröd) потребовал от пойманного им Локи, чтобы тот привёл к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур (Vimur) в Ётунхейме (Jötunheimr), ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ею дочерей великана. Своими железными рукавицами он ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котёл для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом, порождением Локи. Победитель Тор снёс уродливую голову чудовищного змея и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изливавшегося из разверстой пасти мёртвого змея. Молот Тора поднял его сын, Магни, который продолжил борьбу за отца.

Другие важные древнескандинавские боги из рода Асов:

Бальдер (др.-сканд. Baldr) бог мира, весны и света, сын главного бога Одина и его жены Фригг, погибший от прикосновения омелы. Красивый и справедливый любимец богов Бальдер покровительствует земледелию или плодородию. Большая часть легенд о нём, изображают Балдера как бога умирающей и возрождающейся природы.

Колдунья-провидица поведала Одину (Odin), что Бальдр (Baldr) погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда (Höðr — «воин»; Höd). Опечаленный новостью, Один вернулся в Асгард, но его мать Фригг  (Frigg) придумала, как спасти Бальдра. По легендам, Фригг (Frigg) взяла клятву с каждого металла, с каждого камня, с каждого растения, с каждого зверя, с каждой птицы и с каждой рыбы в том, что никто из них не причинит вреда Бальдру.

Исландские рассказы повествуют, как боги развлекались, бросая в Балдера разные предметы, зная, что он неуязвим. Валлийское название омелы — olliach — «всё исцеляющий», кельты считали её целительной, омела никому не приносила вреда. Локи, узнав, что Фригг ещё не взяла клятвы с омелы (Mistlteinn — «Мглистый клинок»), сделал стрелу из омелы и хитростью заставил Хёда выстрелить в Бальдра. Стрела попала точно в сердце Бальдра. 

Хермод отправился в царство мёртвых Хельгард, чтобы за брата дать выкуп, повелительнице подземного королевства великанше Хель, которая ответила, что она вернёт Бальдра к жизни, если весь мир будет о нём плакать. Асы разошлись в разные стороны, чтобы обойти весь мир, но им встретилась великанша Токк, в которую обратился Локи, и сказала, что она не будет плакать о Бальдре. Так Бальдр остался в царстве мёртвых.

Балдер и его жена Нана

Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдёт после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зелёная земля.


Великанша Йорд (Old Norse: Jörd – «земля», от Fjörgyn = ПЕРКУНЬЯ, или Hlódyn) — мать бога Грома Тора (Thor) и жена бога Одина.

В конце дохристианской эпохи у Йорд (Jörd, от Fjörgyn) был муж с тем же именем — Fjörgyn — ПЕРУН от PRE: *perūn(V) — «гора», а бог Грома ПЕРКУН — от PRE: *perō(ṷ)nos — «гром, бог-громовержец» (Perkun, от глагола *perti, *pьrǫ — «ударять, бить»). В др.-инд. Parjánya восходит к пра-индоевропейскому названию дуба — *perkṷu-, поскольку дуб является священным деревом Громовержца. Имя Fjörgyn связывают с Old High German: forha — дуб, fir — ель; Latin: quercus  — «дуб».

Имена Перун и Перунья происходят от слов ведического санскрита (из «Риг-Веды) : Паръяан — ‘Parjan’ — гром,  Паръянья — ‘PñParjanya’ — звук грома (из словаря санскрит-английский). Перуница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга. В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» (в рус. яз. Пер-кунья, свер-канье), шум грома. Перуница – это  женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня. 


Хеймдал (Heimdall; Old Norse: Heimdallr) — страж Мирового древа и богов, обладающий острым зрением и слухом, он стоит при входе в Асгард, сияющий белый бог — «Светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища — «златорогий» и «златозубый» (Hallinskiði — ‘тот, у кого золотые зубы’); его называли: Vindlér (или Vindhlér) — «защищающий от ветра», «ветер-моря; его называли: Rig, Hallinski ~Hallinskiði, Gullintanni.

Его дом — Химинбьёрг (Himinbjörg — «небесная гора», «небесный замок»), Old Norse: Himinvângar (~ СВАРГА), Old Saxon: hebanwang, hebeneswang = «небесный рай». Согласно «Младшей Эдде» светлый бог Хеймдал (Heimdall) охраняет радужный мост — Бифрост ( Bifröst — «мерцающий путь»; bifa — ‘мерцать, дрожать’; röst — ‘путь’; ~»Млечный путь»), соединяющий Асгард с другими мирами, и небо с землёй.

У  Хеймдалла (Heimdall) есть златогривый конь — Гуллтопр (Gulltoppr — ‘золотая грива’). У его пояса висит золотой рог — Гьяллархорн (Gjallarhorn).

Перед концом мира Хеймдала (Heimdall) затрубит в золотой рог, звуки которого будут слышны по всему небу, земле и низшему миру, призывая богов к последней битве с врагами, гигантами в Рагнарёк (Ragnarök -«Судный день») — конец мира богов и людей. Во время Рагнарёк белый бог Хеймдалль и Локи убьют друг друга в схватке.

Локи (Loki — «ЛОвКИй») — бог хитрости и обмана

Локи (др.сканд.: Loki; Loki Laufeyjar sonr) – Ловкий бог хитрости, беспутный бог обмана Локи (Loki — «Ловкий»), сын великана ётуна (др.сканд.: Jötunn — «обжора»; ЕДУН)  Фарбаути и Лаувейи.

Имя Локи на Danish: Lokkemand, Norwegian: Loke, и Lokke, Swedish: Luki, и Luku, Finnish: Lukki.  Этимологи связывают слово loki (lokke, lokki, loke, luki) с германским корнем * luk-, что означает, действие с петлями, термин для пауков, создателей паутины. Поведение Локи схоже с ажурной сетью хитростей и интриг, состоящих из петель и узлов.

Локи или Лодур, связан клятвой побратимства с Одином. Локи иногда помогает богам и иногда ведёт себя злобно. Локи может Ловко превращаться в лосося, кобылу, муху и, даже в пожилую женщину по имени Þökk (Old Norse: «спасибо»).  Позитивные отношения Локи с богами заканчиваются его ролью в смерти бога мира и справедливости Бальдера (Balder), погибшего от стрелы, сделанной из омелы.

Локи — отец богиня царства мертвых великанши Хель (Hel), волка Фенрир (Fenrir; Fenrisúlfr) и мирового змея Йермунгард (Jörmungandr), грызущего корни Мирового древа. От жены Сигюн (Sigyn) у Локи есть Нарфи (Narfi) или Нари (Nari).  Сигюн всегда хранила верность своему мужу и не предала его даже после того, как боги-асы окончательно изгнали Локи из Асгарда и свергли его в недра земли.

Конь Слейпнир так же является сыном Локи, которого родил сам Локи от коня Свадильфари, превратившись в кобылу.

Главные боги из Ванахейма — Ваны

Стаффордширский клад
Главные боги из Ванахейма - Ваны

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*