Вторник , 19 Март 2024
Домой / Мир средневековья / Главные боги Асгарда

Главные боги Асгарда

Асгард  (др.-сканд. Ásgarðr — «ограждённый град асов»; Ас-град) — в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Вокруг Асгарда была возведена неприступная стена.
В Саге об Инглингах Асгард находится к востоку от Танаиса (река Дон), между страной ванов (венедов) и страной Туркланд (Tyrkland). К западу от Асгарда упомянуты страна саксов (Saxland) и Гардарики (Garðaríki — Русь).

Гардар — Русь; «Из Гардов».

Средневековые списки скандинавских саг живописуют путь Одина через Гардарики (Русь), через Великую Скифию (Великую-Русь) — страну богов, куда скандинавы затем не раз возвращались в поисках славы и невест.
В древности граница между Европой и Азией проводилась по Танаису (Дону). Однако есть версии об исходе Одина из Парфии (где с III в. до н.э. властвовали скифы; Щербаков) или из Ас-сирии (Ассура; Золин)

В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен великаном каменщиком-гримтурсеном (hrímthurs — ГРОМадным-ТУРом-, позднее их называли ЕДУН = ётуны, др.сканд.: Jötunn — «обжора»).  Ётуны — это древние исполины, первые обитатели мира, по времени предшествующие богам и людям, они жили в Ётунхейме, отличались особой силой и гигантским ростом и были противниками асов и людей.

Великан-каменщик с помощью своего коня Свадильфари (Svaðilfari, др.сканд.: ‘svað’: скользкий, ‘-fari’: путник) пропахал борозду вокруг будущего города. Боги утверждали, что, если строитель завершит стену в одно зимнее время, его наградой будет богиня Фрейя, Солнце, Луна. Стена вокруг Асгарда была почти завершена за несколько дней до конца зимы. Боги, однако, смогли помешать гиганту выиграть его выплату с помощью хитроумного бога Локи,  который превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и работа не была выполнена в срок, боги отказались платить. Великан в гневе стал метать в асов строительные камни, но был убит молотом Тора.

Асы построили укреплённый Асгард, ведя войну с ванами — существами природы.

Древнескандинавский пантеон богов имел две основные группы божеств: из Асгарда — Асы (Æsir), из Ванахейма — Ваны (Vanir).

Главные боги древнескандинавского пантеона богов принадлежали к роду Асов (др.сканд: Æsir) или Aesir – Этир – «сонм богов» и обитали в Асгарде — Asgard (Ас-град).

Четыре древнескандинавских бога были общими для всех германских народов:

Один (Odin)Верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов Один (др.-сканд. Óðinn) . Прото-герм.: *Woðanaz или *Wōđinaz — «воданаз», «водиназ»); дат.: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); 

«Viðurr at vígum» — «Видур в боях» («ВЕДУН»);
«Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира». (Из Перечня имён Одина в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира»).

Несомненно Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН) — это более раннее имя Одина (Odin). Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

В одном из фрагментов текста «Сборник саг о норвежских королях» («Agrip af Noregs konunga sögum») говорится:

«Heiþnir menn gerþo sér samkundo ok í tígn viþ Oþin, en Óþinn heitir mǫrgum nǫfnum, hann heitir Viþrir ok hann heitir Hár ok Þriþi ok Jólni[r], ok var af Jólni jól kǫlluþ».

«Язычники устроили много праздников в честь Одина, а Одина называют многими именами. Его зовут Видрир -Viþrir, его зовут Хар (ЯР) — Hár , Дриди- Þriþi и Йолнир — Jólni[r]. Йоль- jól назван в честь Йолннира — Jólni.»

Бог Один говорит правду стихами и загадками, он может одним словом сделать своих врагов в бою слепыми, глухими или пораженными ужасом, он может вселить храбрость в своих воинов и сделать их сильными, как медведи. Один может предсказать и видеть прошлое и будущее, он знает когда наступит день Ragnarok (Ragnarök), но не может его предотвратить.

Этот эпитет к своему имени Один получил от праздника, а не наоборот. В старо-исландском: jól-mánuðr — «yule-month», был третьим месяцем зимы, который длился с середины декабря до середины января. ЯНВАРЬ  на англо-саксонском: Æfterra Gēola = «geola se æfterra» (от geol, др. сканд. jol, jolly — весёлый, от «ГУЛИ», «ГУЛЯние» )- giuli — 12-дневный праздник.

Йоль- jól , как один из эпитетов Одина  — Jolnir или Jolfadir, т. е. отец зимнего солнцеворота. Посвященные Одину волки могли означать губительное владычество зимы, с её туманами, снежными тучами и вьюгами, а вороныносители живой воды — олицетворяли весну, с её дождевыми ливнями.  На Рождественские Святки Один выезжает на белом коне и начинает дикую охоту против демонов зимы.

Один неустанный искатель мудрости, он жертвует своим глазом, ради приобретения мудрости из священного источника, и 9 дней висит на древе жизни без еды и питья, ради того, чтобы получить знания о рунах.

Один бог войны, он был частым получателем человеческих жертв, особенно королевской семьи, дворян и вражеских армий. Одним из способов для воина завоевать благосклонность Одина в бою было бросить копьё на своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla).

Один мало заботится об общественных ценностях, таких как справедливость, или уважение к закону и условностям. Один божественный покровитель правителей, а также преступников. Один бог поэзии, он говорит только в стихах, этот дар и способность сочинять стихи он украл мёд поэзии в первобытном источнике, и получил умения красиво и убедительно говорить и писать. С тех пор Один раздаёт поэтический дар некоторым богам и людям, которых он считает достойными этого. Древнескандинавское название мёда — Óðrœrir, «Мешалка из Órr», где —«-órr» — «ЯРость, Ор, экстаз, вдохновение», также является корнем имени Одина. Мёд — опьяняющий напиток, наподобие священного медового напитка Сома (Амрита),  дарует силу и бессмертие, и переполняет пьющего экстазом.

Историк одиннадцатого века Адам Бременский ( Adam of Bremen) считает, что имя «Один»- Óðrœrir, переводится, как «Яростный» (ЯРИЛО).

«Всеотец» (‘All-Father’ ) Один от великанши Гуннлод (Gunnlod) имел сына Браги (Bragi — «поэт», от Brag — «поэзия») —  БРАЖНИК — бог поэзии и музыки, он известен своей мудростью, красноречием, знает много стихов и песен. Викинги называли своих поэтов брагаманами (bragamen — «бражники»). У Браги очень длинная борода, и на его языке вырезаны руны. Он женат на прекрасной богине юности Идунн (Iðunn). 

«Младшая Эдда, в разговоре Браги с Эгиром, передаёт любопытное предание о происхождении поэтического искусства скальдов. Об этом рассказывает Bragi, сын Одина, бог поэзии, его называли лучшим из всех скальдов, ему приписывали дары красноречия и стихотворства и самой поэзии давали название bragr (bragr karia — vir facundus, praestans, asa bragr [deorum princeps] =Top; ему же был посвящен кубок Bragafull, напоминающий рог Световита. Гримм сближает с именем Браги англос. bregen (bragen), англ. brain, фриз. brein, нижнесакс. bregenмозг, как седалище разума, понимания и поэтического вдохновения; сравни греч. jrhn , jrenoz , jron , jronoz. Браги поведал о том, что Асы (из Асгарда) долго враждовали с Ванами (из Ванахейма), наконец решились заключить мир и назначили для того сходку; чтобы скрепить договор, те и другие должны были подходить к одному сосуду и плевать в него, т. е. соединить свою слюну во знамение союза.» (Афанасьев А.Н.  Поэтические воззрения славян на природу. Вещее слово.)

В эпоху викингов было много поэтов с именем Браги, но самым известным из них был Браги Боддасон (Bragi Boddason), который служил нескольким королям, включая викинга Рагнара Лодброка (Ragnar Lodbrok — 9 век н.э.)


Фригг (Frigg)жена Одина Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Фригг  богиня мудрости; Имя Frigg происходит из санскрита: ‘priya’ (priyaḥ, priyā, priyaṃ) — Любимый, дорогой, желанный; priyaḥ — «ПРИЯтная, любимая, желанная», вошедшего в прагерманский (PGmc) *Frijjō,  и связано с индоевропейскими (И-Е): frīge — «любовь», включая Gothic: frijōnds, frēond-  ‘ПРИЯтель, друг’, fröo / frī  -‘свобода’, frēod — ‘мир, дружба, добрая воля, привязанность «; гот.: frijōn,  frijaþwa — ‘любовь’,  fröogean — ‘любить’. Готское: Fṛöo — Прото-ИЕ.: fröo может означать: «свободная», «благородная, прославленная», стала friege — «любовь». Frīge — от Прото-ИЕ: fṛēo изменила форму с frīġ-, так как исходит из нем. * frijaz. Это может быть происхождение имени богини Фри (Fṛöo) — коренное значение «любовь, любимая». В др.-в.-нем. Frija — «возлюбленная».

С именем Freyja (Frea, Frija, Fria, Frigg, Frikk) соединяются понятия любви, брачного союза и плодородия: freyen (frijen, friggen) — сватать, женить, freyer— любимый, жених, готск. frijon— любить, frijonds (freund)— друг, сканд. fri — procus (сватающийся), maritus, freia, швед. frija, дат. frie; сканд. frekr — бесстыдный, impudens, friof — семя, friofr — плодовитый, foecundus. Фрее соответствует славянская богиня Прия от санскр. pri (зенд. fri) — любить, prijas — любимый человек, супруг, откуда наше приятель (приятный), чешек, prjtel, пол. przyiaciel. В Mater verborum Прия названа Афродитою, а Венера переводится именем Лада. В народных песнях Ладо до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа, а в женской форме Лада — любовницу, невесту и жену; с тем же значением слово это встречается и в известном причитании Ярославны и в другом месте сказания о походе северских князей: “жены русские всплакашась, аркучи: уже нам своих милых лад (мужей) ни мыслью смыслити, ни думою сдумати, ни очима сглядати».

Фригг (Frigg) стала богиней брака, хотя в более древние времена Frigg была богиней любви в древнескандинавской мифологии, но позднее богиней любви стала Фрейя (Freyja). Имя Frigg  от * frijj̣̣ōn, по этимологии почти то же, что *frij̣ōn, и возможно когда-то существовало по форме Frjá от * frij̣ōn. 

Древнеанглийское имя: Fṛīge, по этимологии идентично Frigg,  и отождествляется с Венерой, богиней любви, её имя является первой частью слова: Fṛīgedæg – пятница, «день-Венеры»; в немецком: Freitag «пятница»).

Фригг (Frigg) — покровительница брака, любви, домашнего очага, деторождения; символами Фригг являются прялка и пояс с ключами. Фригг — провидица, которой известна судьба любого человека, но она не делится этими знаниями ни с кем.

По немецким сказаниям, супруга Одина Фригг работала на золотой прялке, которую усматривали в созвездии Орион; народ называл это созвездие— Friggerock (Friggs rocken), позднее: Mariarock; та же замена древней богини Богородицею допускается и в названиях трав: Freyjuhar, Fruehaar, Venusgras (capillus Veneris; травы = волоса Фреи, как богини весны и Mariengras.

Сыновья Фригг и Одина: Бальдер (Balder) — бог Света, мира и справедливости, Хёд, Хермод (Hermod; Old Norse: Hermóðr).

Хермод (Hermod; др.сканд: Hermóðr = ЯР) его имя означает либо раскол войны, воин или «ярость войны».

Хермод — сын «Всеотца» Одина и богини Фригг. Когда Бальдр был убит, Хермод был единственным смельчаком, кто отправился в ад (Хель), чтобы попытаться вернуть Бальдра из мёртвых.

Тир (Old Norse: Týr — «бог», от прото-индоевропейского божества *Dyeus;  Самая древняя надпись на шлеме — Teiw, предшествовала Gothic Tyz; Old H-German: Ziu, 

от прото-германского божества *Tīwaz, в руническом алфавите руна Тиваз, соответствует латинской букве Т.  англо-сакс.: Tiw, Tiu; Tuesday («День Тира» -‘Týr’s day’ — вторник; норв. Tirsdag; Týsdagr)

Римляне, принявшие всех этрусских богов, связывают имя этрусского бога Тина (Тиния; этрус. Tinia — День) — в этрусской мифологии бог-громовержец, с богом войны Марсом Тингсусом (Mars Thingsus — «Mars þing» — бог судебного собрания».

Тир (Týrоднорукий бог войны, славы, хранитель присяги, клятв и воинской доблести, один из древнейших богов германских народов.  В древнескандинавских источниках Тир поочередно описывается как сын Ётунн Химир (jötunn Hymir) в Химсквире (Hymiskviða), или сын бога Одина.

Одину было магическим способом предсказано, что трое детей Локи — Ёрмундангер (Jormungandr), мировой змей, владычица Подземного мира великанша Хель, и воин-демон волк Фенрир, сыграют решающую роль в войне против сонма богов Асгарда (Эзир) в «Судный день» Рагнарок. Высший бог Один решил изгнать змея и великаншу Хель и волка Фенрира из Асгарда

В знак доброй воли к побеждённому Фернику, Тир жертвует своей рукой, вкладывая её в пасть чудовищному волку Фенриру, но боги тут же связывают волка Фернера крепкой нитью Глейпнир (Gleipnir), которую невозможно порвать. Хитростью пленённый Фернер откусывает руку Тира. Тиру предсказали, что его поглотит подобная чудовищная собака Гармр «охраняющей ворот в Хель», во время событий Рагнарека.

Скандинавские боги сами мстительны, они сами часто нарушают мир и презирают законы совершают святотатство и лжесвидетельство.


Тор (Thor)«Гром», бог молнии, силы, защитник человечества, сын Одина и  богини Ночи — lörd.

Тор ( звуки громовых ударов: др.-сканд. Þōrr (=разрушать), Þunarr, прагерм. *Thunaraz —«гром»; др.-сакс. Þunærдр.-англ. Þunor, Þūr,  др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, англос. Thunor, лат. tonus, toritrus) — в скандинавской мифологии бог грома и бури, бог войны, живущий в Асгарде, и защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Трижды рождённый» старший сын Одина и богини земли Ёрд (или Хлодюн, Фьёргюн). В германских языков Тору посвящён день недели — четверг (англ. Thursday, нем. Donnerstag). Образ восходит к прото-индоевропейскому божеству грома; таким образом, близок таким богам индоевропейских народов, как Индра, Таранис, Перкунас,

Таранис — громовержец с ваджрой и громовым колесом Индры

Перун.

От прагерманского *thunaraz — «гром» — Таранас происходит древнеисландское слово Þorr, и нем. Donner, дат. donder и др.-англ. Þunor, англ. thunder. швед. tordön, дат. donder и норв. torden , где суффикс -dön/-den означает «грохот» или «гул».

Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл. tarann) — «гром» и «бог Таранис«.

В скандинавской мифологии Тор (Thor) бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Тор (Thor) рыжебородый богатырь, обладающий могучей силой, и невероятным аппетитом — за один присест он мог съесть целого быка. Тор — защитник людей, живущих в Мидгарде, и богов, живущих в Асгарде, сражающийся с великанами-ётунами и чудовищами.

Тор сразился с сильнейшим великаном-ётуном  Грунгниром (Hrungnir), князем Ётунхейма, владевшего Каменными Горами, когда он пообещал разрушить Асгард и стать правителем вместо асов. Каменная дубина великана Грунгнира столкнулась в воздухе с молниеносным топором Тора — Мьёллниром и разбилась вдребезги. У Грунгнира была каменная голова и «знаменитое сердце» из твёрдого камня с тремя (þrimr) рогами (hornum) и с тремя краямиМьёллнир Тора с такой силой обрушился на гранитную голову властелина Каменных Гор, что расколол её пополам, и каменный великан тяжело рухнул на Тора. Сын Одина Магни, бог физической силы, смог поднять рухнувшую каменную глыбу, и освободить Тора.

Согласно и Старшей, и Младшей Эдде, Тор был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд или Фьёргюн.

В королевстве Трудхейм (др.-исл. Þrúðheimr — «дом силы») или Трудванг (др.-исл. Þrúðvangr, Þrúðvangar — «равнина / поле силы») в покоях Бильскирнир (др.-сканд. Bilskirnir, «скрежет молний») жил громовержец Тор со своей женой Сив (Siv), «хранительницей огня моря», и детьми — дочерью Труд (др.-исл. Þrúðr) и сыном Моди.  Согласно Речам Гримнира, покои Тора Бильскирнир (др.-сканд. Bilskirnir, или БильШирн) состоят из 540 комнат, и расположены в королевстве Трудхейм в Асгарде, жилище богов асов. В одной Эдде скандинавской мифологии написано, что Трор, «кого мы зовём Тор», покорил королевство Фракия, «что мы зовём Трудхейм».

У жены Тора богини плодородия Сив (Siv) были золотые волосы, которые она получила взамен отрезанных богом Локи.

Древнейшее значение слова: сив, было: сияющий; выражение “сивый сокол” равносильно эпической форме: “свет-ясен сокол”; готс. sibja, др.-вер.-нем. sippia, sippa, англос. sib (gen. sibbe) — согласие, дружба, родство; отсюда имя богини Sibja, Sippia, Sib, сканд. Sif, которая, подобно Фрее, прекрасноволосая богиня Сив — представительница красоты, любви и семейных уз. 

На санскрите Риг-Веды: Сив, сивана — siv, sivana — Шить, шитье, шов, сшивать (родственные слова в рус. яз.: шов, шить, шитьё, швея…).

Злой Локи обрезал её роскошные косы и, чтобы избежать мщения грозного Тора, заказал подземным карликам выковать ей новые волосы из чистого золота, что и было исполнено.

Золотые волосы = блестящие лучи богини Солнца; демон чёрных туч и туманов похищает её свет = обрезывает чудные косы, но когда берёт верх сила громовника — мифические кузнецы-карлики, представляющие небесные молнии, куют ей громовым молотом золотые кудри, т. е. гроза разбивает тучи, рассеивает туманы, и солнце снова показывается во всем своём блеске. Златовласое весеннее солнце, выступающее в свите дождевых облаков, даёт земле плодородие, одевает её цветами и зеленью богиня плодородия, земледелия и урожаев

Самое имя богини Сив указывает в ней существо светлое, блестящее: малор. сивый — седой, белый, сивети — становиться седым; серб называют месяц сивкою и сивац.

В прологе Младшей Эдды сказано, что у Тора и Сив (Сиф) был сын по имени Луриди (др.-сканд. Lóriði).

Пасынком Тора был сын богини Сиф Улль  (др.-сканд. Ullr, от *Wulþuz «слава») — он УДАЛ, красив, воинственный УДАЛЕЦ, самый великий охотник, меткий стрелок из лука и быстрее всех бегает на лыжах, он научил этому искусству всех людей. Улль живёт в Асгарде в доме Идалир (Ydalir — «УДАЛир).

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa) Тор имел сына Магни.

Упоминается некая Хлора (др.-сканд. Hlóra), приёмную мать Тора, которую можно соотнести с Лорей или Глорей из пролога Снорри Стурлусона (13 век).

Волшебное оружие Тора раскалённый докрасна молот Мьёльнир, выкованный для бога братьями-карликами — цвергами, можно было держать только в железных рукавицах.  Мёльнир (др.-сканд. moʊlnᵻr — «МОЛНУР» =  «молниеносный») означает «сокрушитель». Сила молота столь велика, что от его ударов на земле слышен гром, сверкают молнии. Тор, вооружённый молниеносным топором Мёльниром,  защищает небесную ГОРУ — крепость богов Асгард (град асов).

Железный молот Тора — символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел короткую ручку и всегда попадал в цель, возвращаясь к владельцу, как бумеранг.

Тор обладал волшебными рукавицами ЯРнгрип (Járngreipr  или  Járnglófar — «железные перчатки»), которые могли удержать в руках молот с короткой рукояткой.

Удваивал силу Тора украшенный рунами пояс Мегингъёрд (megingjörð — «пояс власти»),  делавший его непобедимым. В стихе 7 скальдической поэмы Þórsdrápa (Thorsdrapa, 11 век) есть строка «njótr njarðgjarðar» буквально означает «тот, кто гъярдар =ОГРАЖДЁН могучим пояса» Megingjörð — «мегин+гъёрд» — (ГВАРДия, ГВАРДеец)

Подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был победителем зла, которое в скандинавской мифологии олицетворяли великаны-ётуны. В мифах Тор может избавить мир от мирового змея Ёрмунганда ценой своей жизни.

Огромную бронзовую колесницу Тора тащили по небу два козла, их звали Тангнёстр (др.-сканд. Tanngnjóstr, «скрежещущий зубами») и Тангриснир (др.-сканд. Tanngrisnir, «скрипящий зубами»).  Земля содрогалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице. Согласно Младшей Эдде, проголодавшийся  Тор мог зажарить своих ездовых козлов и съесть, не повреждая их кости. После обеда Тор мог благословить останки козлов своим молотом Мьёльниром, и они сразу же воскресали, чтобы продолжить путь.

Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами (ЕДУН, ётун — Jötun — «обжора») и его походах в их страну Ётунхейм. Тора часто сопровождал самый Ловкий из Асов — бог хитрости и обмана Локи, державшийся за пояс Тора.

Великан Трим (др.-сканд. Þrymr) похитил у Тора его молот Мьёльнир, и Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд (Geirröd) потребовал от пойманного им Локи, чтобы тот привёл к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур (Vimur) в Ётунхейме (Jötunheimr), ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ею дочерей великана. Своими железными рукавицами он ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котёл для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом, порождением Локи. Победитель Тор снёс уродливую голову чудовищного змея и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изливавшегося из разверстой пасти мёртвого змея. Молот Тора поднял его сын, Магни, который продолжил борьбу за отца.

Другие важные древнескандинавские боги из рода Асов:

      Бальдер (др.-сканд. Baldr или Baldur) бог мира, весны и света, сын главного бога Одина и его жены Фригг, погибший от прикосновения омелы. Красивый и справедливый любимец богов Бальдер покровительствует земледелию или плодородию. Большая часть легенд о нём, изображают Балдера как бога умирающей и возрождающейся природы.

Балдер настолько ярок, что от него исходит свет. Бальдер женат на богине Нанне (Nanna), и  у них есть сын по имени Форсети (Forseti). Вместе со своей женой Нанной они живут в его доме Брейдаблик (Breidablik — «яркий свет») в Асгарде. Этот дом — самый красивый дом в Асгарде, и в него могут войти только самые чистые душой и сердцем.

На санскрите: Сви, свит — cvi, cvit, cveta = белый, эпитет божества солнца; (родственные слова в рус. яз.:  белый свет и белый день — озарён  небесным светом; литов. swietas и др.-прус. switai также употребляются в обоих смыслах – и как мир, и как стихия света; Слова свет (светить) и свят (святить) филологически тождественны; по древнейшему убеждению — «святой».  Све(я)товит — бог дневного и весеннего (= ясного) неба; «белый, ясный, светлый месяц» с корнем бел = бил связана идея плодородия, изо-билия.

Бел-бог , в нем. яз.: Baldag, Beldeg — из бел- и dag, dag, tag – бог света, белого дня, сын Одина.  У кельтов весенний, майский праздник назывался Белтайн, фр. la bealtine, англ. beltein; la- день, teine, tine – огонь, свет дня и Beal (Beil, Beui, Beli) – имя верховного божества света, др.-кельт. Belenus, Belinus. 

Одним из самых ценных владений Балдера является удивительный корабль Хрингхорн (Hringhorn)-«величайший из всех кораблей».

Колдунья-провидица поведала Одину (Odin), что Бальдр (Baldr) погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда (Höðr — «воин»; Höd).

Опечаленный новостью, Один вернулся в Асгард, но его мать Фригг  (Frigg) придумала, как спасти Бальдра.

По легендам, Фригг (Frigg) взяла клятву с каждого металла, с каждого камня, с каждого растения, с каждого зверя, с каждой птицы и с каждой рыбы в том, что никто из них не причинит вреда Бальдру.

Исландские рассказы повествуют, как боги развлекались, бросая в Балдера разные предметы, зная, что он неуязвим. Валлийское название омелы — olliach — «всё исцеляющий», кельты считали её целительной, омела никому не приносила вреда. Локи, узнав, что Фригг ещё не взяла клятвы с омелы (Mistlteinn — «Мглистый клинок»), сделал стрелу из омелы и хитростью заставил Хёда выстрелить в Бальдра. Стрела попала точно в сердце Бальдра. 

Омела священное дерево кельтских друидов

Хермод отправился в царство мёртвых Хельгард, чтобы за брата дать выкуп, повелительнице подземного королевства великанше Хель, которая ответила, что она вернёт Бальдра к жизни, если весь мир будет о нём плакать. Асы разошлись в разные стороны, чтобы обойти весь мир, но им встретилась великанша Токк, в которую обратился Локи, и сказала, что она не будет плакать о Бальдре. Так Бальдр остался в царстве мёртвых.

Балдер и его жена Нана

Балдер был сожжён на погребальном костре вместе с кораблём Хрингхорн (Hringhorn)

Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдёт после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зелёная земля.

Форсети (Forseti ) — сын Нанны и Балдра,  бог правосудия и закона, он живёт в доме богов в Асгарде, его дом с серебряной крышей и золотыми колоннами называется Глитнир (Glitnir — сияющий). Форсети вершит справедливый суд, если возникнет спор между богами и богинями в Асгарде.


Великанша Йорд (др.сканд.: Jörd – «земля», от Fjörgyn = ПЕРКУНЬЯ, или Hlódyn) — мать бога Грома Тора (Thor) и жена бога Одина.

В конце дохристианской эпохи у Йорд (Jörd, от Fjörgyn) был муж с тем же именем — Fjörgyn — ПЕРУН от PRE: *perūn(V) — «гора», а бог Грома ПЕРКУН — от PRE: *perō(ṷ)nos — «гром, бог-громовержец» (Perkun, от глагола *perti, *pьrǫ — «ударять, бить»). В др.-инд. Parjánya восходит к пра-индоевропейскому названию дуба — *perkṷu-, поскольку дуб является священным деревом Громовержца. Имя Fjörgyn связывают с Old High German: forha — дуб, fir — ель; Latin: quercus  — «дуб».

Имена Перун и Перунья происходят от слов ведического санскрита (из «Риг-Веды) : Паръяан — ‘Parjan’ — гром,  Паръянья — ‘PñParjanya’ — звук грома (из словаря санскрит-английский). Перуница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга. В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» (в рус. яз. Пер-кунья, свер-канье), шум грома. Перуница – это  женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная

Локи (Loki — «ЛОвКИй») — бог хитрости и обмана

Локи (др.сканд.: Loki; Loki Laufeyjar sonr) – Ловкий бог хитрости, беспутный бог обмана Локи (Loki — «Ловкий»), сын великана Ётун (др.сканд.: Jötunn — «обжора»; ЕДУН)  Фарбаути и Лаувейи.

Имя Локи на датском: Lokkemand, норв.: Loke, и Lokke, швед: Luki, и Luku, фин.: Lukki.  Этимологи связывают слово loki (lokke, lokki, loke, luki) с германским корнем * luk-, что означает «создатель паутины«, ловкий, как паук, плетущий петли. Поведение Локи схоже с ажурной сетью хитростей и интриг, состоящих из хитросплетений петель и узлов.

Локи или Лодур, связан клятвой побратимства с Одином. Локи иногда помогает богам и иногда ведёт себя злобно. Локи может ловко превращаться в лосося, кобылу, муху и, даже в пожилую женщину по имени Þökk (др.сканд.: «спасибо»).  Позитивные отношения Локи с богами заканчиваются его ролью в смерти бога мира и справедливости Бальдера (Balder), погибшего от стрелы, сделанной из омелы.

Локи — отец  великанши Хель (Hel; Гелла = смерть, чума, ад) — богини царства мертвых, волка Фенрир (Fenrir; Fenrisúlfr) и мирового змея Йермунгард (Jörmungandr), грызущего корни Мирового древа. От жены Сигюн (Sigyn) у Локи есть Нарфи (Narfi) или Нари (Nari).  Сигюн всегда хранила верность своему мужу и не предала его даже после того, как боги-асы окончательно изгнали Локи из Асгарда и свергли его в недра земли. Существует также сказание, что сам Локи, в наказание за свою злобу, был закован в цепи и над ним повешена змея, изрыгающая капли жгучего яда.

Жена Локи Сигюн (Sigyn; Sigin’n) собирала змеиный яд в чашу, и выливала наполненную ядом чашу; в этот краткий промежуток времени капли яда падают на лицо узника, и от его судорожных корчей колеблется земля. Из этих цепей Локи должен освободиться при конце вселенной, когда настанет время торжества демонических сил над светлыми богами.

Конь Слейпнир (англ. Sleipnir; др.сканд.: “Slippy”- «Скользящий») — серая восьминогая лошадь, может так же легко скакать по воздуху, как и на суше. Слейпнир —  сын Локи, которого родил сам Локи, превратившись в кобылу, от коня Свадильфари, превратившись в кобылу.

«Золотозубый» Хеймдалл (англ. Heimdall; old Norse “Heimdallr”) — хранитель радужного моста Бифрост (Bifrost), через который проходит единственный путь в дом богов Асгард (Asgard), мост связывает Асгард с домом человечества Мидгардом (Midgard). Хеймдалл вооружён мечом «Хофунд» (Hofund), чтобы защитить Асгард от любых врагов. Если ему понадобится какая-либо помощь от других богов и богинь, у него есть рог по имени Гьяллар-хорн (Gjallarhorn — «кричащий рог» “the yelling horn” или «громко звучащий рог»).

Звук рога настолько громкий, что его можно услышать, громко и отчетливо во всех девяти мирах скандинавской мифологии. Хеймдалль протрубит рог в роковой день Рагнарок (ragnarök — «РОГ-НА-РОК»), когда увидит, как враги Асгарда прибывают на равнины Вигрид (Vigrid), и боги выступят в последнюю битву.

Хеймдалл — сын Одина и девяти матерей, и все они сестры и связаны с девятью волнами.

ХеймДАЛЛ никогда не спит, у него острое зрение и слух, как у птицы, он видит всё днём и ночью на сотни километров в ДАЛЬ. Он видит и слышит как растёт трава, и шерсть на спине овцы.

Хеймдалль живёт рядом с мостом Бифрост (Bifrost), в местечке под названием Химинбьорг (Himinbjörg — БЕРЕГ). Он ездит на золотой лошади по имени Гуллтопп (Gulltopp — «гулкий топот»).

Известно, что Хеймдалль бродил среди людей, и получил от них много имён, и его также называют Риг (Rig = РОГ), Халлинскиди (Hallinskiði — лыжник), Гуллинтанни (Gullintanni) и Виндлер (Vindlér; Vindhlér).


Хеймдал (Heimdall; Old Norse: Heimdallr) — страж Мирового древа и богов, обладающий острым зрением и слухом, он стоит при входе в Асгард, сияющий белый бог — «Светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища — «златорогий» и «златозубый» (Hallinskiði — ‘тот, у кого золотые зубы’); его называли: Vindlér (или Vindhlér) — «защищающий от ветра», «ветер-моря; его называли: Rig, Hallinski ~Hallinskiði, Gullintanni.

Его дом — Химинбьёрг (Himinbjörg — «небесная гора», «небесный замок»), др.сканд.: Himinvângar (~ СВАРГА), др.сакс.: hebanwang, hebeneswang = «небесный рай». Согласно «Младшей Эдде» светлый бог Хеймдал (Heimdall) охраняет радужный мост — Бифрост ( Bifröst — «мерцающий путь»; bifa — ‘мерцать, дрожать’; röst — ‘путь’; ~»Млечный путь»), соединяющий Асгард с другими мирами, и небо с землёй.

У  Хеймдалла (Heimdall) есть златогривый конь — Гуллтопр (Gulltoppr — ‘золотая грива’). У его пояса висит золотой рог — Гьяллархорн (Gjallarhorn).

Перед концом мира Хеймдал (Heimdall) затрубит в золотой рог, звуки которого будут слышны по всему небу, земле и низшему миру, призывая богов к последней битве с врагами, гигантами в Рагнарёк (Ragnarök Судный день») — конец мира богов и людей. Во время Рагнарёк белый бог Хеймдалль и Локи убьют друг друга в схватке.

Рог этот хранится под священным древом Иггрдразилль (т. е. в грозовой туче)звуки рога слышны во всей вселенной.  Как божество весенней грозы, Хеймдалль владеет златогривым конём и золотыми зубами (символы громоносной тучи и золотистых, кусающихся = разящих молний) и участвует в творческих деяниях богов; при кончине мира, когда сокрушается старое царство одряхлевшей природы (=зимы) и созидается новое благодатное (= весна), при звуках Хеймдаллева рога возгорается Иггдразилль — грозовая туча огненными молниями и дождём.

Главные боги из Ванахейма — Ваны

Волшебные миры древнескандинавской мифологии

Стаффордширский клад
Главные боги из Ванахейма - Ваны

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*