Согласно древнескандинавской космогонии, Ванахейм – это один из Девяти Миров, созданных асами из тела великана Имира. Ванахейм (Vanaheimr) в переводе с исландского означает дословно «мир ванов». В германо-скандинавском эпосе ваны (Vanir)) – это особая категория богов, которые «в начале мира» воевали с асами, в войне спровоцированной ваном Гулльвейгом. Согласно текстам Старшей и Младшей Эдды ваны старше асов и в первой войне они одерживали верх, пока мудрый Один не решился на перемирие.
Ванахейм – прекрасный и светлый мир Природы. Многие исследователи полагают, что культ ванов предшествовал ранней средневековой мифологии у скандинавских народов. Духи Природы обожествлялись, стихии природных явлений обретали божественное воплощение. Ванахейм в эпосе Эдд предстаёт перед нами миром гораздо более совершенным, чем Асгард.
Согласно Старшей Эдде Ванахейм находится на западе от Мидгарда и Асгарда, в ведической традиции северных народов этот мир имеет устойчивое соответствие с воздушной стихией.
Древнескандинавский пантеон богов имел две основные группы божеств: из Асгарда — Асы (Æsir), из Ванахейма — Ваны (Vanir), воевавшие между собой.
К «детям Ванахейма» относится Квасир, рожденный в день заключения мира из слюны асов и ванов.
Из Ванахейма (Vanaheimr) — дома богов Ванов (Vanir), происходит богиня красоты, войны, страсти и раздора Фрейя (Freyja), и бог лета и урожая Фрейр (Freyr), Ньёрд (Njörðr) и Скади (Skaði).
Фрейр (Freyr) — бог солнца и солнечного света, лета, плодородия и процветания, сын Ньёрда. Фрейр (Freyr) покровительствует миру, ненавидит и презирает войну, но обладает оружием исключительной мощи – мечом света, с которым расстаётся ради любви.
Этимология имени Фрейр: Freyr происходит от слов санскрита: «Pravyaḥ» — «ПРАВ, ПРАВЫЙ» и PGmc: *Fraujaz; OE: frēa и frīgea (< *frīegea < *frēaja < *frauja) — ‘господин, мастер, хозяин’. Фрейру принадлежит вепрь Гуллинбурсти (др.-сканд. Gullinburste — «золотая щетина», он же в др.-сканд:. Slíðrugtanni — «острозубый»)
Ещё один атрибут бога Фрейра – корабль Скидбладнир («собранный из дощечек»), его сотворили мастера-кузнецы Ивальди. Корабль Фрейра мог складываться до столь незначительных размеров, что без труда мог поместиться в кармане. Удивительный корабль Скидбладнир мог взять на борт всё войско Асгарда, а его паруса всегда наполнялись попутным ветром и он мог плыть по морю, по воздуху и по суше. Изначально корабль принадлежал Локи, но по наущению Фрейи, Локи отдал волшебный корабль Фрейру за золотые волосы богини Сиф, жены Тора.
По воле Одина бог Фрейр стал правителем в Уппсале, одном из древнейших городов Швеции, где он возвёл величайшее капище.
Одно из имён Фрейра – Ингви, отсюда произошло название германских племён VI века до нашей эры ингевонов, упоминаемых Тацитом и Плинием. Готский- ing , ingus — ингви. Название происходит от имени германского бога плодородия и лета Инг, Ингви; ING — герм.-сканд. бог плодородия; waz — «на коне» (др.-сканд. Yngvarr, рус. Ингварь — «в гвардии», гвардеец). ING + -arr — протосканд. *-harjaR —«воин, воитель», от арья — «благородный, воин, господин. Ing — бог плодородия не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами. Священным животным Ингви (или Фрейра) был кабан — на санскрите — Вараха – varāha – боров, хряк (родственное слова рус. яз.: варяг)
Ингевоны (лат. Ingaevones) общее название германских племён, обитавших у берегов Северного и Балтийских морей, а также Северного Ледовитого океана. (Источники: Plin. Nat. Hist. IV. 96. 99; Tacit. Genn. 2; Solin. 19, 20.) Варианты написания имени Ингвеоны: Ингвеоны (лат. Inguaeoues), Ингионы (лат. Ingeeones), Ингиаоны (лат. Ingyaones), Ивгиноны (лат. Ingynones), Ингиаоны (лат. Ingyaeones), Инкиэоны (лат. Incyeoues), Инкиаконы (лат. Inciacoues) — см. Ингевоны.
Фрейр, сидя в Асгарде на троне Одина Хлидскьяльв (Hliðskjálf), с которого можно в мельчайших деталях разглядеть все миры, увидел в Ётунхейме красавицу Герд (др.-сканд. Gerðr), дочь великана Гюмира (Hymir) и полюбил её, но не мог покинуть Асгард, поэтому послал своего слугу Скирнира, чтобы тот привёз ему Герд. Скирнир (Skírnir) взял с собой яблоки вечной молодости, волшебное кольцо Драупнир и меч Фрейра. Герд отказалась от подарков, Скирнир пригрозил ей, что проклянёт Герд и её красота померкнет. Лишь тогда Герд согласилась, поехала с ним в Асгард и вышла замуж за Фрейра.
Фрейр или Fro (от friof— семя, friofr —плодовитый) признавался покровителем любви и браков; от него зависели и дожди и ясная погода, урожаи нив, счастье и благосостояние смертных. При совершении свадьб ему приносили жертвы. Адам Бременский называет его Фрикко: «Третий бог был Фрикко, дарующий смертным мир и наслаждения, которого даже кумир изображают с огромным приапом». Весною, празднуя возвращение Фрейра, шведы возили в колеснице изображение этого бога. Указанием на связь Фрейра с громовником служат его полёты на золотом борове и блестящий меч (= молния), который сам собою поражает великанов туч (reifriesen). Богу Фро соответствует богиня Frowa (Freyja) — то же, что у славян Ладо и Лада.
Благородный Фрейр подарил Скирниру свой меч в благодарность за то, что он привёз Герд. Согласно «Прорицанию Вельвы» во время Рагнарека, если бы у доблестного бога Фрейра был его меч, он бы не вышел биться с огненным великаном Суртом, предводителем войска Муспельхейма безоружным, и не был бы повержен.
Огненный великан Сурт (др.-сканд. Surtr — чёрный, смуглый) срубит пламенным мечом мировое дерево Иггдрасиль, и это станет началом гибели всего мира, позже он уничтожит все Девять Миров. Уцелеет лишь роща Ходдмимир, тайное место великан Мимира (Mímir) охраняющего источник Мудрости Мимсбруннр (Mímisbrunnr; др.сканд.: «Mímir’s well»- «Мирской колодец», откуда выйдут два человека: Лиф («жизнь») и Лифтрасир («пышущий жизнью») — в роще Ходдмимир во все времена будут жить хорошие и праведные люди. Уцелеет и чертог Гимле («чертог блаженства»). Чертог Гимле (ЗЕМЛИ) в германо-скандинавской мифологии прекрасный чертог, куда уходят души умерших, он считался более высокой наградой, чем Вальгалла (Valhalla; Old Norse: Valhöll — Валхолл; СВАРГОЛА, обитель древнеславянского бога СВАРОГА — Бог Солнца, и его сына Сварожича — кузнеца).
У бога Фрейра от великанши Герд родился сын по имени Фьёльнир (Fjölnir) — легендарный правитель Уппсалы, положивший начало династии Инглингов, великих правителей Севера, правивший на рубеже I века до н.э. и I века н.э., согласно «Песни о Гротти»(«Сага об Инглингах»- X век)
Сын Фрейра и Герд Фьёльнир был современником и другом «Фроди Миротворца». Однажды, когда Фьёльнир был в гостях у Фроди, он отправился ночью по нужде и, поскольку был сонный и пьяный, упал в чан с мёдом и утонул. Об этом пишет Тьодольв из Хвинира:
Рок настиг,
Обрёк смерти
Фьёльнира
В доме Фроди.
Ждал конец
Вождя ратей
В бухте безбурной
Бычьих копий. (Сага об Инглингах, XI век.)
Конунг Уппсалы Фрейр, как историческое лицо, положил начало «миру Фроди» — длительному периоду времени без войн на Скандинавском полуострове. «Сага об Инглингах» говорит о том, что правление конунга Фрейра (он же Фроди) ознаменовалось богатыми урожаями и общим повышением благосостояния населения. После смерти конунга Фрейра его тело было тайно захоронено жрецами на холме, который по легенде на протяжении трёх лет «давал» золото, серебро и железо.
Фрейя (Freyja) — богиня любви, плодородия и красоты, дочь Ньёрд; Имя сестры Фрейра — Freyja происходит от слова санскрита «Pravyā» — «ПРАВАЯ» и Parva — «ПЕРВАЯ». У хеттов имя богиниs Puru, а её честь празднества Purulli в январе, и богиня Pirwa — «первая«. На санскрите Freyja известна как Прия (Priya — «приятная, желанная»), другие формы её имени в Индии — Парвати (Parvati — «первая) и мужская форма имени Праджапати (Prajapati). В старославянских источниках богиня Прия (Priye = БЕРЕГИНЯ) была христианизирована и заменена именем святой Параскевы (греч. παρα-σκευή — «канун субботы, Пятница»; παρα = «перед», «первая»), ей дают пожертвования и поклоняются по пятницам. День Параскевы-пятницы, «бабьей заступницы» — 10 ноября. Имя Freyja в IE происходит от *frauj̣ōn — «первая», первоначальная (богиня любви).
Имя Фрё (Fṛēo) упоминается, как эквивалент имени Фрейя (Freyja); в древнескандинавском: Frôwâ; Old High German: Frea; Old English: Fræa, Freō. Фонетически Fṛöo, происходит от *frij̣ō — «любовь», и поэтому связано с Fṛīge от * frijj̣ō, что фонетически соответствует древнескандинавскому (Old North) имени Фригг — Frigg.
Имя Фрейя (Freyja) происходит от *frauj̣ōn — «первая», а Фрё (Fṛēo, Fṛöo) — происходит от frij̣ōn — «любовь», следовательно, оно имеет другое происхождение, хотя обе богини имеют схожие роли.
Основной праздник Фреи — 1 мая, который отмечается музыкой, песнями, танцами и связан с романтической любовью. «Furry Day» — одно из названий фестивалей, связанных с майским месяцем. В стихах описывается суровая зимы, а затем Богиня Freyja — «первая» приносит весну в мир после таяния льда, любовь заставляет солнце светить, семена прорастать, землю цвести.
Фрейя — могущественное женское божество, покрытое соколиными перьями и способное летать. В эпоху викингов Фрейю представляли, как хранительницу огороженного цветущего весной фруктового сада с колодцем —«Берига Фреи» (Berig Freya’s) = БЕРЕГИНЯ.
Мужем Фрейи был Одр (Одур) = Odr (Odur) — прекрасный бог летнего солнца и страсти; у пары было две дочери, Хносс (Hnoss) и Герсеми (Gersemi), их имена означают «драгоценный камень».
Фрейя изменила супружескому Одру (Одур), проведя четыре дня и ночи с гномами, ради Ожерелья Брисингамен (Brisingamen Necklace). Локи узнал о предательстве Фрейи и сообщил Одину, который не хотел в это верить и потребовал от Локи в доказательство Ожерелья Брисингамен. Локи превратился в муху и полетел в большой зал Фрейи Сессрумнир (Sessrumnir = «Комната Мест»). Фрейя спала в ожерелье и, чтобы расстегнуть его, Локи превратился в блоху и укусил её, та повернулась набок и застёжка ожерелья расстегнулась. Наутро Фрейя обнаружила пропажу ожерелья, плача, она послала слугу, чтобы привести Одра к ней, чтобы она могла признаться в своей измене и просить его о прощении. Было слишком поздно, Одр покинул Асгард и решил побродить по Мидгарду. Боги Асгарда простили Фрею за совершённую глупость, Один сказал ей: «Вы никогда не забудете свой стыд, и вашим наказанием будет ношение Ожерелья Брисингамен, пока вы не найдёте Одра и не получите его прощения».
Через печаль и страдания Фрейи, Один хотел научить людей Мидгарда всем таинственным способам любви, страсти, счастья и боли. Фрейя достигла солнечной и теплой части света и нашла Одра, отдыхающего под цветущими вечнозелеными душистыми миртовыми деревьями. Аромат Мирта помог Фрейе вернуть Любовь Одра, и она снова была счастлива. Как и в далеком прошлом, северные невесты носят миртовые венки.
Легенда рассказывает о том, что Адам принёс на землю Мирт из рая. Богиня любви и красоты Афродита носила венок из мирта, миртовый венок стал причиной того, что Парис признал Афродиту самой красивой.
Ньёрд (Njörðr) — бог моря и воды, живёт в Нуатуне (Nóatún — «Корабельный двор», Nóa — корабль; tún — двор, город; санскрит: nau — лодка; НЕВА) и связан с морем, мореплаванием, ветром, рыбалкой, богатством и плодородием сельскохозяйственных культур.
Njörðr отец солнечного бога Фрейра и богини любви Фрейи (Берегини).
Ньёрд (Njörðr), рожденный в Ванахейме (доме Ванов), почитался древними скандинавами как бог плодородия, и считался высшим среди ванов. Один из сильных и древних ванов Ньёрд остался в Асгарде как гарант мира с асами, описан как владыка моря и ветра.
Название Njörðr соответствует названию более старой германской богини плодородия Nerthus, и оба имени происходят от протогерманского * Nerþuz. Со временем имя богини «Nerthus» плавно перетекло в имя «Njörðr». Имя Ньёрда (Njörðr) связывают с исландским словом «nert»- «мощь», «сила».
Njörðr может быть связано с именем норвежской богини земли Ньорун (Njörun). Ньёрд и Ньорун могли быть двойным воплощением противоположных стихий. Ньёрд (Njörðr ) — воды, а Ньорун (Njörun) — земли.
В переводах древнеисландских мифологии имя римского бога Сатурна переводится как «Njörðr». В Норвегии бога Njor рыбаки благодарят за обильный улов рыбы.
Древнескандинавское имя: Njor, Njörðr ~Njord, Njoerd, Njorth — в германо-скандинавской мифологии божество плодородия, воздушной стихии и благополучия.
Скади (Skaði) — покровительница охоты. Атрибуты её (так же как и бога Улля) — лук и лыжи. Скади супруга Ньёрда, богиня зимы и льда, и катания на лыжах.
Согласно скандинавским мифам, когда асы убили её отца Тьяцци (ТЯТЯ; норв. Þjazi, дат. Tjasse, англ. Thiazi), и Скади вооружившись, отправилась в Асгард мстить за тятю. Однако асы предложили Скади в качестве выкупа за отца выбрать одного из богов себе в мужья. Она согласилась, поставив условие: асы должны были рассмешить её, что до тех пор никому не удавалось. Локи привязал к мошонке козлиную бороду и проскакал в таком виде перед Скади. Она расхохоталась, а за ней и все остальные асы. Скади должна была выбрать мужа, видя только босые ноги асов. Великанша указала на одного из них, полагая, что это Бальдр, но её избранником оказался Ньёрд из Ноа-туна («Корабельный двор»). Наконец, Один взял глаза Тьяцци и забросил на небо, где они превратились в звёзды; так между Скади и асами установился мир.
Скади желала поселиться в Трюмхейме («Жилище шума»), в горах, там, где жил её отец, Ньёрд же хотел жить у моря. Они решили девять дней жить в Трюмхейме, а другие девять дней — в Ноатуне. Но, вернувшись однажды с гор в Ноатун, Ньёрд сказал:
Leið erumk fiöll, Не любы мне горы,
vark-a ek lengi á, хоть я и был там
nætr einar níu; девять лишь дней.
úlfa þytr Я не сменяю
mér þótti illr vera клик лебединый
hjá söngvi svana. на вой волков.
На что Скади ответила:Sofa ek né máttak Спать не дают мне
sævar beðjum á птичьи крики
fugls jarmi fyrir; на ложе моря,
sá mik vekr, всякое утро
er af víði kemr, будит меня
morgun hverjan már. морская чайка.
Скади вернулась в горы и поселилась в Трюмхейме, где вернулась к своим привычным занятиям. В одной из глав Старшей Эдды, «Речах Гримнира», об этом говорится так:
Þrymheimr heitir Трюмхейм зовется,
er Þjazi bjó, где некогда Тьяцци
sá inn ámáttki jötunn; турс обитал;
en nú Skaði byggvir, там Скади жилище,
skír brúðr goða, светлой богини,
fornar toftir föður. в доме отцовом.
(Grímnismál, 11 Речи Гримнира, строфа 11)
Сага об Инглингах упоминает, что позднее Скади жила с Одином и родила от него много сыновей.
Один из поздних мифов («Младшая Эдда») скандинавской мифологии упоминает о том, что бог из числа асов Хенир (др.-сканд. Hœnir, или Hönir), живущий как заложник с в Ванахейме, после заключения мира с асами, со временем стал лидером ванов.
Прорицании вельвы, одной из песен Эдды, рассказывается, как боги Один (ВЕДУН), Локи (Лодур) и Хенир нашли древесные прообразы Аска и Эмблы ясень и ольху (иву) и участвовали в оживлении древесных прообразов первых людей.