«В советской Москве двадцатых годов жизнь людская текла так, как текут в одном русле, ещё не перемешавшись, воды двух сливающихся рек. Кто видел в старину, ещё до плотин и электростанций, слияние Камы с Волгой, наверное, помнит, коли наблюдал в ясный день, как быстрая темная Камская вода, ударившись о желтоватую толщу волжской, поначалу бежала рядом с той, будто отделенная незримой стенкой. Так старомосковский быт ещё на протяжении доброго десятка лет после революции не смешивался с новым советским, а шел сам по себе, как бы в разных социальных плоскостях.
Пережила Москва террор, холод и голод военного коммунизма, все виды кощунства над святынями старой России, но не могли пионерские барабаны и горны заглушить колокольного благовеста к заутрени. Когда Пасха совпадала с Первым Маем, заводские колонны бедновато одетых рабочих шествовали в сторону Красной площади, навстречу им попадались на рысаках молодые люди в расстегнутых пальто, чёрных костюмах и крахмальных сорочках, торопившиеся отдать как можно больше праздничных визитов старшим родственникам и добрым знакомым.
Были гостеприимные, интеллигентные дома, где никогда не произносились советские неологизмы, никто не желал знать слов «ЦУМ» или «Мосторг», а говорил с аппетитом: «у Елисеева» или «Мюр-и-Мерилиза». Фамилии советских вождей неизменно заменялись насмешливыми кличками, вроде «лысый», «очкастый», «бороденка», «кепочка», «пенсне».
Под неписаным, но под железным запретом находились все переименования, и назвать в застольной беседе Варварку «улицей Разина» или Николаевскую дорогу — «Октябрьской» означало бы политическое, эстетическое и моральное предательство дома сего, и всей России вообще, с её мучениками, традициями и заветами.
…Семья свято блюла кастовую честь и клановые устои российского инженерства, а происхождение своё вела издалека, чуть не от бельгийского королевского дома, правда, не по мужской линии, а со стороны Лидии Георгиевны Брунс, супруги инженера….
В доме Брунс общались либо на французском, либо на чистейшем и строгом, как в Малом Театре, старо-московском наречии, певучем, протяжном, акающем, «штокающем» и «сердешном». После долгих трапез здесь много музицировали — у Толи был голос, у Лидии Георгиевны хорошая фортепианная техника, а гостями бывали тогдашние инженеры, люди воспитанные и многосторонние. Инженер-путеец Эрвин Брунс нёс в НКПС столь солидную ответственность за состояние отечественного транспорта, что его жалования доставало кормить жену и дочь, не жертвуя их досугом ради совслужбы.
Вечерами у Брунсов всегда читали Фета, Мея и Бунина, играли Сен-Санса, пели романсы Кюи, выражали презрение к декадентам (начиная от Брюсова и Блока), показывали младшим гостям старинные фигуры в вальсе и составляли гороскопы для гостей по французскому изданию «Мануэль астроложик». Дамы перед праздниками говели, гадали под Крещенье, ездили на кладбище в Родительские субботы, на Пасху христосовались, перед Троицыным днём убирали дом березками и посыпали полы травкою, а, справляя именины, раздвигали столетний дубовый стол персон для тридцати-сорока.» (из биографического романа Штильмарка «Горсть света».)
В 20 годы ХХ века Москва стремительно менялась. Некоторые специалисты даже считают, что это был лучший период в истории города. Давайте посмотрим, как выглядела наша столица, какие события произошли и появились необычные изобретения, какие были архитектурные достопримечательности Москвы, которых сейчас уже нет.
Жара в Москве 1920 — 1921 года
В засушливое лето 1920 года жаркими в Москве были июль и особенно август, температура в те месяцы несколько недель держалась выше +35 градусов. Рекорд жары в Москве, зарегистрированный 7 августа 1920 года (+36,8), в течение 90 лет являлся также абсолютным максимумом для столицы. Продолжительный период аномально жаркой погоды в России в последней декаде июня — первой половине августа 2010 года — 7 августа жара +38,2
Конечно, нет фотографий именно жары 7 августа 1920 года, но вы можете посмотреть на жаркий летний день в Александровском саду около Итальянского грота у подножия Средней Арсенальной башни. В 1920 г. там была большая детская песочница.
Следующий 1921 год был также засушливым. Особенно жарким в Москве был июнь 1921 года. Действующими до сих пор остаются два суточных рекорда тепла, зарегистрированных в тот год: 1 июня (+33,1) и 3 июня (+31,4). Рекорд самого жаркого дня лета в истории столичных метеонаблюдений — это 26 июля 2010 года. Тогда московские термометры зафиксировали +37,2 градуса.
Неудачный эксперимент 1921 г.
Летом 1921 года инженер-самоучка Валериан Абаковский представил новое чудо техники — аэровагон, который передвигался по рельсам железной дороги и работал не на электричестве или угле, а благодаря самолётному винту в передней части вагона. Изобретение было многообещающим. Вагон мог развивать скорость до 140 км/час, но при это издавал жуткий звук взлетающего аэроплана.
Однако использовать по назначению новинку смогли только дважды. Именно на этом аэровагоне 24 июля группа коммунистов (в том числе иностранцев) уехала с Павелецкого вокзала в Тулу на встречу с шахтёрами. На обратном пути аэровагон сошёл с рельсов на скорости 85 км/ч около Серпухова. В итоге из 22 человек, находившихся внутри вагона, погибло семеро, в том числе и сам изобретатель Абаковский. Причинами трагедии стали технические недочёты аэровагона, ведь перед своим первым рейсом он не прошёл ни одного испытания.
Шуховская башня, 1922 год
В Москве открылось космическое по тем временам сооружение — Шуховская башня недалеко от улицы Шаболовка. Название конструкция получила в честь инженера, который её спроектировал — Владимира Григорьевича Шухова. Интересно, что первую башню такой формы, которая была похожа на итоговый вариант, Шухов создал ещё в 1896 году для художественной выставки в Нижнем Новгороде.
Проект Шуховской башни на Шаболовке разрабатывали с 1919 года. Строительство понадобилось, потому что Ходынская радиостанция в районе современного Октябрьского поля уже не справлялась с нагрузкой. Высота новой Шуховской башни по проекту должна была достигать 350 метров. Однако тяжёлая экономическая ситуация в стране не позволила воплотить замысел Шухова в жизнь. Высоту башни пришлось уменьшить до 148 метров. Возводили конструкцию интересным способом. Каждую секцию собирали на земле, а потом поднимали наверх с помощью лебёдок.
Строительство Шуховской башни завершили в 1922 году. А уже через 17 лет начали использовать для передачи телетрансляций. С 1950-х Шуховская башня стала символом телевидения СССР. Конструкция появлялась на заставках многих программ.
В первую очередь, конечно, «Голубого огонька» в новогоднюю ночь. Своё значение Шуховская башня, потеряла в 1967 году, когда в строй вступила Останкинская телебашня. Долгое время велись разговоры о реставрации сооружения. Однако до сих пор никакие проекты не реализованы, и Шуховская башня потихоньку разваливается.
Предшественница ВДНХ в 1923 году
9 марта 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) выпустил постановление о проведении в 1923 году Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Руководство поручили Сельскохозяйственной комиссии ВЦИК во главе с Михаилом Калининым.
Под выставку определили территорию огородов у Крымского моста, сад Голицынской больницы, Нескучный сад и Воробьевы горы.
Генеральный план составлял академик архитектуры Иван Жолтовский, который также спроектировал выставочный павильон «Машиностроение», или «Шестигранник».
На территории будущего Парка Горького построили 38 павильонов, а всего на площади более чем 27 тысяч квадратных метров разместилось 255 зданий. Выставку создавали архитекторы Алексей Щусев, Иван Фомин, Владимир Щуко, Константин Мельников, Федор Шехтель, а также скульпторы Сергей Коненков и Иван Шадр.
В художественном оформлении участвовали Александра Экстер, Вера Мухина, Кузьма Петров-Водкин, Аристарх Лентулов и еще почти две тысячи художников со всех концов Советского Союза.
Торжественное открытие выставки состоялось 19 августа 1923 года. В ней участвовали производители из 19 республик, 11 автономных областей и 50 губерний.
Согласно докладу Наркомата земледелия РСФСР с 19 августа по 21 октября выставку посетили 1 618 882 человека.
Рождение автобуса в 1924 год.
Первый автобусный маршрут в Москве начал работать в 1924 году. Впервые этот вид транспорта появился ещё в начале 20 века, но был пригородным, несколько автобусов ходили от московских окраин до ближайших поселений.
8 августа 1924 года начал работать первый маршрут автобусов в границах столицы. Автобус следовал от Каланчёвской площади до Тверской заставы.
Сначала для перевозки пассажиров использовали английские автобусы «Лейланд». Они имели небольшой размер, поэтому вмещали только 28 пассажиров.
Первым массовым советским автобусом в 1934 году стал ЗиС-8, рассчитанный на 30 пассажиров, автобус так и не стал массовым общественным транспортом. Он уступал по вместительности трамваю и, конечно, московскому метро.
Расцвет автобуса, как городского транспорта пришёлся уже на 50-е годы прошлого века. Тогда начали появляться модели, которые развивали приличную скорость и могли перевозить большое количество пассажиров. В наши дни автобус является основным наземным транспортом столицы.
Переименование улиц Москвы — 1925 год.
17 декабря 1925 г. вышло новое постановление Президиума Моссовета о переименовании некоторых улиц и переулков. Казалось бы, эпопея с присваиванием новых названий столичным улицам закончилась ещё через пару лет после Октябрьской Революции 1917 года. Однако в этот раз городские чиновники посчитали, что уж слишком много в Москве улиц и переулков, которые называются по фамилиям бывших домовладельцев, которые имели дворянское происхождение.
Улица Ермаковская стала улицей Короленко, улица Архипова превратилась в Просторную, улица Тимохина отныне стали называть улица Халтурина. В 1925 году всего переименовали 80 столичных переулков и улиц.
Также окончательно лишилась своего названия Знаменка. Её уже переименовывали в 1918 в Краснознамённую. А в 1925 году умер партийный деятель Михаил Фрунзе. В Советском Союзе так было принято. Отдать дань памяти чиновникам или деятелям культуры и науки, назвав в их честь улицу, так Знаменка стала улицей Фрунзе.
А ещё 4 октября 1925 года отменили сухой закон, который ранее действовал на протяжении 7 лет. Плакат у храма Христа спасителя «Девушка, не дружи с пьющим».
Алкоголь снова появился в продаже и в магазинах Москвы и других городов СССР, длинные очереди выстраивались в винные магазины, хотя и борьба с пьянством в Советском Союзе не прекращалась. (1925-1930).
Венеция по-московски — 1926 год.
В апреле 1926 года в Москве случилось одно из крупнейших в истории столицы наводнений. Конечно, весенние половодья в те времена для столицы не были редкостью. В газетах писали, что все ожидали среднего подъёма воды и уже в начале апреля начали готовиться к разливу реки. Однако проблема в том, что наводнение оказалось намного серьёзнее ожидаемого по прогнозам специалистов.
Начиная с 20 апреля на Москву обрушились мощные ливни. Естественно Москва-река вышла из берегов. Её уровень поднялся чуть больше, чем на 7 метров. Конечно, до отметки 1908 года стихия не дотянула (тогда было 8,9 метров). Но последствия для города всё равно были ощутимыми. Больше всего пострадали Замоскворечье, Хамовники, Дорогомилово и Якиманка. Пик наводнения пришёлся на 24-26 апреля 1926 года. В итоге без жилья в Москве остались около 1300 человек.
После наводнения 1926 года столичные власти решили всерьёз заняться обустройством городской канализационной водосточной системой. Таким образом, наводнение 1926 года стало одной из причин реконструкции набережных Москвы-реки в 1930-х.
Красные ворота в Москве.
В 1927 году исчезла одна из самых красивых архитектурных достопримечательностей Москвы — Красные ворота. Сегодня о них напоминают только название станции метро и одноимённая площадь.Красные ворота существовали на этом месте с 1634 года. В то время это был проезд через укрепления Земляного города. Триумфальная арка Красных ворот в окончательном варианте появилась в 1757 году. Название ворот «красные» произошло от слова «красивые». Хотя бордовый цвет на них и присутствовал.
В 1927 году Красные ворота решили снести, потому что они мешали проезду автомобильного и общественного транспорта.
Надо сказать, что попытки избавиться от Красных ворот предпринимались ещё во второй половине XIX века. В те времена сохранять ворота удавалось с помощью общественности, которая вставала на защиту древнего сооружения.
Перед уничтожением инженеры сделали замеры ворот. И точный эскиз хранится сегодня в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Так что при желании сооружение можно восстановить, но пока нет таких мыслей ни у кого.
Решение о сносе Красных ворот принял ВЦИК в марте 1927, а уже к июлю того же года от конструкции уже не осталось и следа.
Уничтожение Красных ворот положило начало сносу и других памятников архитектуры в последующие годы: Сухаревой башни, стен Китай-города и др.
1928 год, создание самого известного парка Москвы
Прообраз будущего Центрального Парк Культуры и Отдыха (ЦПКиО) появился в 1923 году, на месте Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), планировку которой от входа до Нескучного сада выполнил архитектор-авангардист Константин Мельников. ЦПКиО был открыт 12 августа 1928 года, в 1932 году парку присвоили имя писателя Максима Горького. Проект ЦПКиО обошёлся в 700 тысяч рублей.Возглавил проект создания нового парка архитектор Константин Мельников. Арка главного входа в парк возведена в 1955 году по проекту архитектора Георгия Щуко.
Участок для большого парка на Крымском Валу был выбран неслучайно. Эта территория расположена на живописном берегу Москвы-реки и близко к центру города. Речная линия определила основную ось плана выставки и расположение павильонов, примыкающие к выставке Нескучный сад и Воробьёвы горы создавали естественные зелёные границы участка.
В первый день 12 августа вход в парк был бесплатным, парк посетили более 100 тысяч человек. Далее вход в парк стоил 10 коп. В ЦПКиО устроили аллеи и дорожки для прогулок, площади, газоны и клумбы. Посетителям были доступны физкультурные и танцевальные площадки, кино, «читальня», аттракционы и другие развлечения. В ЦПКиО были организованы Ленинская площадь и Детский городок, работали ясли, несколько театров, аттракцион «Спиральный спуск». В Нескучном саду находились Военный городок и Симфоническая эстрада, а в парке усадьбы Голицыных для посетителей были открыты аллея гамаков и кафе.
Первый год парк работал чуть более месяца — до 23 сентября. Согласно сохранившейся статистике, за 1923 г. парк посетили около 1,5 млн человек — по 10—12 тысяч ежедневно.
С 1929 по 1937 год директором ЦПКиО им. Горького была режиссёр, журналист Бетти Глан, жена Милана Горкича, югославского политического деятеля, секретаря ЦК КПЮ (с 1932 по 1937 гг.) Время руководства парком Бетти Глан называют «золотой эпохой», когда ПКиО был «культурным комбинатом переделки сознания».
На протяжении десятилетий Парк имени Горького является, пожалуй, самым популярным и любимым у москвичей. В ЦПКиО проходили различные выставки и даже космический корабль «Буран». В 2010-х годах парк реконструировали. Теперь Центральный парк — место для прогулок и занятий спортом.
Первый в СССР планетарий — 1929 год
5 ноября 1929 года Москва стала ближе к Космосу. В столице открылся первый в СССР планетарий. Само здание придумали архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский. Но идея создания планетария принадлежала политическому и общественному деятелю Давиду Рязанову. Именно он ездил в Германию, чтобы договориться о поставках немецких телескопов для будущего сооружения. Архитектура здания получилась внушительной, с мощным куполом. Внутри планетария могли одновременно находиться 1400 посетителей. Причём лестницы были сделаны таким образом, чтобы люди, которые пришли в планетарий, не пересекались с теми, кто уже оттуда уходил.
В целом сооружение получилось необычным, а его появление способствовало увеличению интереса к изучению Космоса благодаря многочисленным кружкам для детей и молодёжи. В 1950-х само здание загородили новые сталинские жилые дома на Садовом кольце, и теперь московский планетарий практически не заметен. В 1994 году планетарий закрылся, так как планировалась реконструкция, в июне 2011 года московский Планетарий вновь заработал для посетителей.