Воскресенье , 22 Май 2022
Домой / Русский след в мире / Великий русский инженер Шухов и его знаменитая башня.

Великий русский инженер Шухов и его знаменитая башня.

19 марта 1922 года в Москве на Шаболовке было завершено строительство самой высокой в стране 150-метровой башни гиперболоидной конструкции по проекту архитектора и изобретателя Владимира Шухова. Ровно 100 лет назад с помощью радиобашни на Шаболовке была проведена первая радиотрансляция, так началась работа Московской радиотелеграфной станции. Позднее, в 1939 году, с этой башни начали проводить первые в СССР телетрансляции и она подросла до 160 м, оставаясь самым высоким сооружением до постройки в 1967 году Останкинской телебашни.

Решение о строительстве новой радиобашни в Москве на Шаболовке было принято в 1919 году, спустя год после переноса столицы из Петрограда в Москву и последовавшего за тем переезда правительства. 30 июля 1919 года Ленин потребовал:

«Для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами Республики установить в чрезвычайно срочном порядке в городе Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью, достаточной для выполнения указанной задачи».
 Необходимо отметить, что до радиобашни Шухова в Москве уже существовала передающая радиостанция, сооруженная на Ходынском поле силами солдат русской армии всего за 100 дней, которая работала с 7 декабря 1914 года и во время Первой Мировой войны давала возможность  Генеральному штабу российских войск связываться с союзниками по Антанте — Францией, Великобританией и Италией.

Несмотря на срочность и ответственность задания по сооружению новой радиобашни, которое было поручено — после проведения конкурса — «Строительной конторе» — артели известного архитектора Владимира Шухова, вскоре выяснилось, что ресурсов на это строительство у молодой советской власти все же катастрофически не хватает — ни материальных, ни человеческих. Первоначальный проект Шухова подразумевал возведение 350-метровой башни гиперболоидного типа, которая по высоте превзошла бы Эйфелеву башню, а весить при этом должна была в три раза меньше — 2200 вместо 7300 тонн.Однако выступавший заказчиком Государственные объединенные радиотелеграфные заводы (ГОРЗ) выбрал более скромный 150-метровый вариант.

Однако и такого количества стали в стране не было, поэтому решили ограничиться башней высотой 148,3 метра и массой 240 тонн, состоящей не из девяти, а из шести секций. Специалисты подсчитали, что такой высоты достаточно для нужд радиосвязи, и проект был одобрен лично Лениным. Постройка башни, которую первоначально планировали закончить уже в середине 1920 года, велась с 1920 по 1922 год.

Строительство башни велось необычным, но весьма остроумным методом — без строительных лесов и высоких подъемных кранов. Поскольку заказать необходимые высотные краны не представлялось возможным, Шухов предложил никогда ранее не применявшуюся телескопическую модель строительства. Отдельные решетчатые секции высотой 25 метра, собираемые прямо внутри башни, протягивались лебедками сквозь предыдущий «гиперболоид», нижний диаметр обруча при этом на время стягивали, а после подъема сквозь установленную секцию вновь расширяли, стыковали с предыдущей секцией и окончательно монтировали.

«Изумительна была красота сборки башни, когда целые секции высотой 25 метров и весом до 3000 пудов или траверсы длиной 10 метров без единого рабочего наверху неожиданно появлялись на фоне неба в облаках и привлекали внимание жителей Москвы. Башня монтировалась без кранов, без лесов. Целые секции… поднимались за низ свободным верхом», — писал один из участников строительства Александр Галкин.

Нижнее опорное кольцо крепилось к фундаменту анкерными болтами, а сам бетонный фундамент диаметром 40 метров был выкопан и залит бетоном вручную, глубина его составила всего три метра. Позднее, при реконструкции в 1970-х годах, этот фундамент укрепили, забетонировав при этом опорные узлы, что усилило коррозию и нарушило замысел архитектора, который изначально подразумевал, что конструкция будет подвижной.

Шуховская башня — это не просто гениальное инженерное сооружение, это памятник эпохи. Башня была построена в условиях Гражданской войны, разрухи и голода. Её возведение стало возможно благодаря удивительному мужеству и абсолютному техническому гению её создателя Владимира Григорьевича Шухова (16 августа 1853 – 2 февраля 1939).

Техника как искусство

Неординарное математическое и техническое дарование Владимира Шухова проявилось ещё в детстве, которое прошло в имении бабушки под Курском. Не смотря на то, что по семейной традиции все мужчины дворянского рода Шуховых носили офицерские погоны, никого не удивило, что юноша после окончания 5-й столичной гимназии поступил на инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища (ныне Государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Великолепно сдав экзамены, Шухов был зачислен в «казеннокоштные воспитанники».

Первое своё изобретение Владимир Шухов сделал в ходе написания дипломного проекта, темой которого была специальная паровая форсунка для распыления в топке мазута.

В форсунке конструкции Шухова мазут распылялся с помощью пара высокого давления. Получившаяся в результате мазутно-паровая взвесь прекрасно горела! Дипломная работа была защищена патентом (первым, но далеко не последним патентом В. Г. Шухова) и получила высокую оценку преподавателей.

В 1876 году Владимир Шухов с отличием закончил Императорское техническое училище, и сразу после окончания учёбы за отменные успехи был направлен на годичную стажировку в США.

В 1875-1876 гг. Владимир Шухов принял участие в конкурсе по устройству павильонов Всемирной выставки в Филадельфии, состоявшейся в 1876 году и посвященной 100-летию образования США. Техническая выставка в Филадельфии называлась: «Международная выставка искусств, производства и продуктов земли и шахт» (“International Exhibition of Arts, Manufactures and Products of the Soil and Mine”). Молодого человека приглашали остаться работать на кафедре в университете Филадельфии и посвятить себя науке, но он твёрдо выбрал практическую инженерию.

Первым местом службы молодого специалиста стало инженерное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги  в Петербурге, но работа на ниве модернизации депо и путевых насыпей продолжилась недолго. Всё изменила встреча с американским бизнесменом русского происхождения Александром Бари (1847—1913), с которым Шухов познакомился ещё на Всемирной выставке в Филадельфии. Судьба распорядилась так, что Бари по семейным обстоятельствам вернулся из США в Россию. Предприниматель включился в стремительно развивающийся нефтяной бизнес в Баку и пригласил в свою команду молодого талантливого инженера Шухова.

Владимир Шухов на велосипеде — 1916

Стоит заметить, что в те времена нефть в Баку добывали в основном открытым способом: рабочие стояли по пояс в текущей из-под земли чёрной жиже, ведрами черпали и переливали её в деревянные бочки, и на лошадях перевозили бочки на нефтеперерабатывающий завод. Там из трёх пудов нефти получали пуд скверного керосина, а остальные фракции — мазут, бензин и прочее просто выливали, поскольку не умели их использовать.

Александр Бари взялся за инженерную модернизацию компании братьев Нобелей, предоставил Шухову полную свободу инженерного творчества, и буквально через несколько лет технологический процесс добычи и переработки нефти преобразился.

Установка Владимира Шухова для термического крекинга нефти, 1931

Шухов предложил добывать нефть через скважины при помощи сжатого воздуха, а остатки сжигать факельным способом. Он построил первый в Российской империи нефтепровод Балаханы – Чёрный город и разработал основы и расчёты общей теории нефтепроводов, которыми по сей день пользуется весь мир. Шухов придумал первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища и нефтеналивные баржи — ранее нефть перевозили только в бочках на палубе.

Для производства нефтеналивных танкеров пришлось построить верфи в Царицыне и Саратове, нефтяные баржи стали доставлять каспийскую нефть по Волге вглубь страны. Вершиной же инженерной деятельности Шухова в нефтяной сфере стало изобретение новой системы термического «крекинга», которую он запатентовал в 1891 году. Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителями и ректификационными колоннами. С её помощью можно было разделять нефтяные фракции и получать автомобильный бензин в промышленных количествах . Эта идея намного опередила время, воплотить её на практике удастся лишь в 1931 году.

Свободный художник Шухов.

В 1880 году Шухов приехал в Москву, и занял должность главного инженера и директора в «Технической конторе инженера А.В. Бари» и, хотя ему ещё не было тридцати, был весьма обеспеченным человеком — мог позволить себе купить особняк в Москве и перевезти в него родителей и сестёр. Хотя некоторые биографы считают, что Бари нещадно эксплуатировал инженера, сам Шухов это отвергал:

«Моя личная жизнь и жизнь и судьба конторы были одно целое… Говорят, А.В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я всё время оставался наёмным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговоренном размере, подбор сотрудников и наем рабочих…. Приходилось терпеть несправедливости в оплате труда ради возможности инженерного творчества».

Разделение обязанностей абсолютно устраивало Шухова, тем более что отношения между ним и Бари были уважительными и скорее дружескими, нежели служебными. К тому же джентльмен и интеллигент Шухов был мало похож на «акулу капитализма», и ведение деловых переговоров с ушлыми заказчиками вряд ли далось бы ему легко.

В «Технической конторе инженера А.В. Бари» теперь работали 20 инженеров, и Владимир Григорьевич мог выбирать для себя самые интересные заказы. Шухов построил около 500 мостов, придумывал архитектурные элементы и изобретал новые технологии для металлургических заводов, ворота для сухих доков, уникальные печи, морские мины, платформы для тяжелых орудий, трамвайные депо.

Шухов придумал сетчатую оболочку-перекрытие для стеклянной крыши Верхних торговых рядов (сегодня ГУМ) и стеклянные перекрытия для Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им А. С. Пушкина). Создал уникальный дебаркадер над перроном Брянского (ныне Киевского) вокзала и куполообразную крышу для ресторана гостиницы «Метрополь». По просьбе Саввы Морозова сконструировал поворотную сцену для МХАТа, которая действует до сих пор. Шухов работал с такими знаменитыми архитекторами, как Федор Шехтель, Лев Кекушев, Роман Клейн, Иван Рерберг, дружил со многими из них.

Башня эстета

Особняком в творчестве Шухова стоит «башенное» строительство.

«Что красиво смотрится, то — прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно», — писал Шухов.

Считается, что идея башни-гиперболоида родилась из случайно подмеченного инженером бытового эпизода: кто-то из домашних поставил на перевернутую ивовую корзину тяжёлый цветочный горшок. Тонкие и лёгкие, но перевитые прутья легко выдержали нагрузку, хотя очевидно, что прямые прутья с такой нагрузкой не справились бы.

Первая в мире гиперболическая башня Шухова, Нижний Новгород, 1896 год

12 марта 1899 года Шухов получил Патент Российской империи № 1896 на оригинальную «ажурную башню» гиперболоидной формы, заявленную изобретателем 11 января 1896 года.

А уже через пару месяцев фирма Бари продемонстрирована на Нижегородской выставке изящную 25-метровую металлическую конструкцию, на которой был закреплен бак на 114 тысяч литров воды, а сверху ещё и смотровая площадка!

Кстати, после Нижегородской выставки башня Шухова была выкуплена помещиком и меценатом Ю.С. Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино в Липецкой области, где стоит и сегодня. В последующие годы по технологии однополостного гиперболоида Шуховым были построены больше сотни вышек для различных целей — от маяков до водонапорных башен.

В окрестностях города Дзержинск, на левом берегу Оки сложно не заметить высокую башню Шухова. Это уцелевшая до нашего времени опора линии электропередач. Изначально на этом месте было две опоры. Шуховкая башня считается единственной в мире гиперболоидной многосекционной опорой. Шуховская башня высотой 128 метров, считается местной достопримечательностью, её окружают живописные сосновые леса и река Ока.

В.Г. Шухов создал знаменитые башенные сооружения: телебашня в Китае 600 метров, телебашня в Австралии 309 метров; обзорная башня в Японии 108 метров.

«Расстрелять. Условно»

Первая Мировая война в 1914 году и Октябрьская революция 1917 года уничтожили тихое счастье семьи Шухова. Старшие сыновья ушли офицерами на фронт, затем оказались в рядах белой армии. Во время октябрьских боев в Москве 1917 года в дом инженера Шухова попал орудийный снаряд — чудом никто не погиб. Семью выселили из дома, им пришлось переехать в мастерскую. «Техническая контора инженера А.В. Бари» была национализирована (сам владелец к этому времени умер), но рабочие организовали артель и выбрали её руководителем Шухова.

В начале 1919 года, в самый разгар разрухи, Совет рабоче-крестьянской обороны решил поручить артели Шухова строительство грандиозной радиовышки.

В семье Шухова в самом начале строительства случилось две трагедии — от холеры умер его младший сын Владимир, ушла из жизни мама. Шухов был поглощён работой, он понимал, что от его успешной работы зависит судьба его семьи и всех сотрудников артели. Однако на строительстве случилась авария, четвертая секция башни упала с 75-метровой высоты и повредила при падении заготовки пятой и шестой секций.

«29 июня 1921 года, при подъёме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера», — записал в своем дневнике Шухов.

Сразу после этой аварии Шухова обвинили во вредительстве и саботаже, началось следствие, собрали комиссию из самых уважаемых инженеров. Однако они подтвердили, что «проект безупречен», а проблема в усталости и низком качестве металла. Дело всё же дошло до революционного суда, который вынес удивительный приговор: «Инженера Шухова расстрелять. Условно». Когда один из помощников спросил вернувшегося на стройку Владимира Григорьевича, как он после этого собирается работать, инженер ответил: «Без ошибок». К счастью, на строительстве больше не было аварий.

19 марта 1922 года радиостанция имени Коминтерна была сдана в эксплуатацию — первым в эфире прозвучал концерт русской музыки с участием Надежды Обуховой и Бориса Евлахова. Спустя 15 лет, в 1937 году, при деятельном участии Шухова башня была переоборудована для трансляции передач коротковолнового катодного телевидения.

Фактически башня спасла жизнь Шухову. Хотя сам великий изобретатель и его семья оставались под пристальным наблюдением ОГПУ, но арестов и репрессий им удалось избежать. Незаменимый инженер Шухов принимал участие в строительстве многих проектов первых пятилеток СССР: Челябинский тракторный, завод «Динамо», Магнитка, Кузнецкстрой.

В 1931 году в Баку был запущен первый в СССР нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг», по технологии, придуманной и запатентованной Шуховым ещё в 1891 году.

Шухов стал Героем Труда, лауреатом Ленинской премии, академиком.

Несмотря на преклонный возраст, Шухов продолжит работать, пока его жизнь не оборвал несчастный случай в 1939 году. Он случайно опрокинул свечу, от которой вспыхнула пропитанная одеколоном сорочка. Владимир Григорьевич получит страшные ожоги. Пять дней врачи боролись за жизнь 85-летнего учёного, но его сердце не выдержало. Владимир Григорьевич Шухов был похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище.

Знаменитая башня Шухова, как и многие другие изобретения русского гения, вошла в сокровищницу мировой инженерной мысли и историю нашей страны.

Философ Иван Ильин о России и Украине
Русины просят помощи России в создании Карпатской Руси

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*