6 февраля 1935 года Московский метрополитен сдали в эксплуатацию, 15 мая 1935 года метрополитен открыли для рядовых москвичей первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Пусковой комплекс из 13 станций включал 11,2 км трассы.
Первая очередь метрополитене шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд», далее разделялась на две части: одна шла до «Парка культуры», другая — на «Смоленскую».
Вторая из них, ставшая затем Филёвской линией, в 1937 году дошла до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту. До начала Великой Отечественной войны были открыты ещё две линии.
В марте 1938 года Арбатскую линию продлили до станции «Курская». В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова».
Во время Великой Отечественной войны метро использовали как бомбоубежище. За время гитлеровских авианалётов в метро родилось 217 детей.
В связи с тем что Москва становилась прифронтовым городом, осенью 1941 года началась эвакуация оборудования метрополитена. 179 вагонов метро были отправлены в Андижан, и с октября 1941 года по май 1942 года парк подвижного состава метро в Москве составлял всего 105 вагонов.
Строительство третьей очереди Московского метрополитена началось в 1940 году, ещё до начала Великой Отечественной войны.
В мае 1942 года были введены в строй два отрезка пути: в январе 1943 года — «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» (с 1956 года «Автозаводская»), с пересечением Москвы-реки в глубоком тоннеле.
В ноябре 1943 года открыты станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а в январе 1944 года — «Курская» — «Измайловский парк» (с 2005 года «Партизанская») (4 станции.)
На 7 станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
После Великой Отечественной войны начали строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от «Площади Революции» до «Киевской».
Первая очередь линии — от «Парка культуры» до «Курской» (1950) расположена как раз под Садовым кольцом. Позже решили строить северную часть Кольцевой линии за пределами Садового кольца, обеспечивая доступ к семи из девяти вокзалов столицы.
Вторая очередь Кольцевой линии открылась в 1952 году («Курская» — «Белорусская»), а в 1954 году строительство линии было завершено.
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии архитектора Леонида Михайловича Полякова изобилует элементами лепнины и подвесок в стиле барокко.
Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом холодной войны. Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны.
После завершения строительства линии в 1953 году часть линии (от «Калининской» до «Киевской») была закрыта, но в 1958 году открылась вновь как часть Филёвской линии.
В конце 1950-х и в 1960-е годы развивалась концепция радиусов, соединённых лишь с Кольцевой линией: в 1958 году открылся Рижский радиус, в 1962 году — Калужский, в 1966 году — Ждановский, в 1972 году — Краснопресненский.
В 1971 и 1975 годах радиусы были объединены в диаметральные линии — Калужско-Рижскую и Ждановско-Краснопресненскую.
С конца 1970-х по начало 90-х годов ХХ века введены Калининская (1979—1986) и Серпуховско-Тимирязевская (1983—1994) линии.
В середине 1980-х годов появляется концепция скоростных хордовых линий метро, ведущих в спальные районы и аэропорты за пределами МКАД. Позднее вследствие снижения финансирования метрополитена эти планы были отложены на неопределённый срок.
В последние годы существования СССР началось строительство Люблинской линии.
В 1992—1994 годах достроили северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии, от «Отрадного» до «Алтуфьева» (с промежуточной станцией «Бибирево»).
В 1995 году открыли Люблинскую линию, запроектированную ещё в середине 1980-х.
В 2000—2001 годах достроили южный участок Серпуховско-Тимирязевской линии, от «Пражской» до «Аннина».
В конце 2002 года открыли конечную станцию «Бульвар Дмитрия Донского», впервые выводившую метро за МКАД, оставаясь при этом на территории Москвы (район Северное Бутово). В 2003 году пущена Бутовская линия, в то время полностью расположенная за МКАД.
В 2005 году было построено простое ответвление с двумя станциями: «Выставочная» и «Международная».
В 2007—2010 годах Люблинско-Дмитровскую линию продлили через центр города до станции «Марьина Роща».
15 мая 2010 года Московскому метрополитену исполнилось 75 лет. В честь юбилея на всех станциях установили памятные доски с датой открытия станции и именами архитекторов.
В августе 2012 года вышла за пределы МКАД ещё одна линия — Калининская, была открыта станция «Новокосино». В декабре того же года открыли станции метро «Алма-Атинская» (Замоскворецкая линия) и «Пятницкое шоссе» (Арбатско-Покровская линия).
В ноябре 2013 года Таганско-Краснопресненская линия была продлена в районы Москвы за МКАД, с открытием станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».
В январе 2014 года пущен участок Солнцевской линии от «Парка Победы» до станции «Деловой центр», в феврале станций «Лесопарковая» и «Битцевский парк».
В августе 2014 г. между станциями «Щукинская» и «Тушинская» открылась станция «Спартак», заложенная ещё в 1970-х годах, но остававшаяся законсервированной на протяжении почти сорока лет. В декабре 2014 г. была открыта станция «Тропарёво».
В сентябре 2015 года открыли станцию «Котельники», имеющую выходы сразу в трёх городах.
В декабре 2015 г. открыли станцию «Технопарк» на наземном перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская».
В январе 2016 года метро пришло в Новую Москву с открытием станции «Румянцево» на Сокольнической линии. В феврале была открыта следующая за ней «Саларьево», ставшая двухсотой станцией Московского метро.
В марте 2017 года пущен второй участок Солнцевской линии от станции «Парк Победы» до станции «Раменки».
В начале июня 2019 года пустили первый участок новой Некрасовской линии от станции «Косино» до станции «Некрасовка», в составе которого 4 станции, протяжённость — 6,9 км. В конце июня 2019 г. введён в эксплуатацию участок Сокольнической линии от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» с тремя промежуточными станциями.
В конце марта 2020 года введён второй участок Некрасовской линии длиной 14,4 км от станции «Косино» до станции «Лефортово» с 6 станциями.
31 декабря 2020 года этот участок был продлён на одну станцию — до «Электрозаводской».
1 апреля 2021 года была запущена первая очередь западного участка Большой кольцевой линии, от станции «Хорошёвская» до станции «Мнёвники» с промежуточной станцией «Народное Ополчение». Организовано вилочное движение от «Хорошёвской» в сторону «Мнёвников» и «Делового центра».
7 декабря 2021 г. открылись ещё сразу 10 станций — вторая очередь западного участка, а также юго-западный и частично открытый южный участок Большой кольцевой линии от станции Мнёвники до станции «Каховская» с промежуточными станциями «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино».
1 марта 2023 года Большая кольцевая линия полностью замкнулась, открылись оставшиеся станции: «Варшавская», «Каширская» (после реконструкции), «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». Участок «Нижегородская» — «Электрозаводская».
В Московском метрополитене 258 станций. Из них 255 расположены на территории Москвы и Новой Москвы, 1 — целиком в Московской области («Мякинино» в г. Красногорске), 2 («Новокосино» и «Котельники») расположены на границе регионов. Многие станции меняли свои названия, некоторые — по нескольку раз.
“Россия: Яркое будущее”
— серия фотографий канадского фотографа Дэвида Бардени.
Канадский фотограф Дэвид Бардени открыл не только для себя, но и для всего мира необычайную красоту и совершенство архитектуры московского метро, работая над серией снимков, посвященных российской дворцовой архитектуре.
Самые первые станции московского метро, построенные в середине прошлого века, ошеломили Дэвида Бардени дворцовой пышностью убранства, и совершенством архитектурных линий.
Канадский фотограф был потрясён тем, что архитектура станций московского метрополитена сохранилась в первозданном виде.
“Там ничего не изменилось с тех пор, как их построили”, – рассказывает фотограф. – “Безо всей современной рекламы ты просто не понимаешь, в какой эпохе находишься. Это будто машина времени”.
Станция «Маяковская» украшена 34 мозаиками Александра Александровича Дейнеки «Небо нашей родины». В спешке мало кто успевает заметить уникальные по смелости архитектурные новшества Алексея Николаевича Душкина, вынесшего стальной каркас на поверхность колонн. В то время это было смелым инженерным решением и эстетическим подвигом архитектора. В 1938 году архитектура станции «Маяковская» удостоилась Гран-при всемирной выставки в Нью-Йорке.
Оформление станции «Комсомольская» Кольцевой линии принадлежит архитектору Алексею Викторовичу Щусеву и художнику Павлу Дмитриевичу Корину. Один из выходов со станции «Комсомольская» Сокольнической линии украшен керамическим панно Евгения Евгеньевича Лансере «Метростроевцы».
Лучшие камнерезы России подбирали разноцветные образцы мрамора, в соответствии с замыслом архитектора Нины Александровны Алёшиной так, чтобы разница оттенков соседних плит была совершенно не заметна глазу. Один конец станции «Кузнецкий мост» был облицован тёмно-серым мрамором, другой – густо-красным, а средняя часть станции – ярко жёлтого цвета.
Станция «Пушкинская», названная в честь классика русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина, и построена в стиле классицизма. Станция «Пушкинская» украшена чеканными панно с видами памятных мест и иллюстраций Пушкинских строк.
На стенах станции «Чеховской» можно увидеть мозаику, иллюстрирующую эпизоды из пьес Антона Павловича, а рядом с люстрами свисают складки театрального занавеса из меди.
Стиль станции «Горьковской» нейтрален, и статуя Алексея Максимовича Пешкова (Горького), установленная на площадке эскалатора, ведущего к станции «Чеховской», напоминает о буревестнике революции.
Две станции сталинской эпохи – «Чистые пруды» Сокольнической линии и станция «Белорусская» – Замоскворецкой линии вымощены кафелем. В довоенное время кафель в строительстве интерьеров воспринимался как безудержная роскошь и демонстрировал державное величие СССР и неисчерпаемость ресурсов страны.
Гораздо важнее другое назначение подземных дворцов Москвы – борьба с транспортной усталостью. Известно, что многие жители мегаполиса проводит в транспорте несколько часов в сутки.
Мгновения созерцания красоты – это жизненно важная разрядка, даже если вы не замечаете всей красоты окружающего пространства – она откладывается в вашем подсознании чудесной гармонией света и цвета.
Архитектурная красота московского метро — универсальная возможность гармонизации общества и прямого воздействия на каждого человека. За взгляд на архитектурное совершенство никто не платит напрямую, и в то же время решается одна из ключевых задач – повышение если не материального, то духовного уровня жизни.
Гармонично созданное пространство немало способствует и вашему душевному благополучию.