Вторник , 19 Март 2024
Домой / Язык – душа народа / Богини Мудрости и Слова в Риг-Веде

Богини Мудрости и Слова в Риг-Веде

Самые древние гимны «Риг-веды» появились в устной форме около 3900 года до н. э., когда индуизм, как религия, ещё не сформировался. Тексты Риг-веды начали записывать в 2500 году до н. э. на ведическом санскрите, языке ариев.  Основы религиозного мировоззрения древних ариев. В те времена, Ведизм не был обще-индийской религией, а Ведическим богам Риг-веды поклонялись некоторые группы племён, говорящие на ведическом санскрите, языке ариев. Известно, что идеи ведизма и боги, со временем, вошли во многие религии мира — в индуизм, буддизм, христианство.

В самую раннюю эпоху своего существования священные гимны Риг-Веды, посвящённые богам не записывались, а заучивались наизусть, произносились вслух, именно, поэтому в древних текстах Риг-веды, написанных на  ведическом санскрите, почитаются божества УСТНОЙ Речи и Слова — Сарасвати и Вак.

Сарасвати (др.-инд. Sаrasvati, «богатая водами») в древнеиндийской мифологии (Риг-веды, 6,61,7) богиня древней реки ведийского семиречья. Реки Сарасватий больше не существует, она начала высыхать в начале IV тысячелетия до н. э. Вдоль русла реки Сарасвати было обнаружено 414 археологических стоянок, которые датируются IV или III тысячелетием до н. э. Это был период расцвета ведийской культуры в долине реки Сарасвати.

Сарасвати всегда рядом с белым лебедем —
символом духовной чистоты и совершенства,

Богиня реки и воды, Сарасвати (Царица-Вода) была символом плодородия и процветания. Многоводная река Сарасвати очищает (PB I 3, 10), излечивает бога войны Индру, и дарит ему жизненную силу и бессмертие (X 30, 12), она помогает Индре победить врагов ариев — злых асуров (демонов) Вритры, который приносит засуху, тьму и хаос. (II 1, 11). Река Сарасвати может дать пищу, напоить водой и молоком (I 164, 49; VI 61, 14). Кстати, в древнерусских сказках часто упоминается «Молочная река, кисельные берега…», известная в народном эпосе, как не существующая река.

В русском языке РЕЧь образно связана с РЕКой, текущей то плавно, то стремительно. В древнерусской азбуке буква Р называется «Рцы», что означает «говори, реки, изрекай»; (в древнерусском языке: РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал! )  Стихи гимнов Ригведы писали поэты, воспевавшие божественную картину мира, их называли «РИШИ»- rshi — ( от корня «РШ»/»АРШ» — rs/ars — устремляться, течь, изливать). Речь в  Риг-Веде сравнивается с рекой, мы и сейчас говорим «РЕЧИстый» о человеке складно рассказывающем что-то.  Часто человеческую речь связывают с потом реки — «А, как речь-то говорит, словно, реченька журчит…», — читаем мы в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.

На берегах реки Сарасвати зародилась самая ранняя письменность Индии, богине реки посвящены 3 гимна в Риг-веде. Богиню реки Сарасвати считают богиней красноречия и мудрости, называют создательницей санскрита и алфавита деванагари, покровительницей искусств и наук. Сарасвати символизирует интеллект, сознание и космические знания.

Сарасвати является богиней знания, мудрость, науки, всех искусств – классической музыки, живописи, танца и литературы и богиней Священной Речи (I 3, 10-11), звучащей во время богослужений ведическим богам Риг-веды. Богиня Сарасвати покровительствует певцам гимнов Риг-веды (VI 49, 7; VII 95, 5) и поэтам (риши), пишущим священные поэтические гимны (I 3, 12; II 3, 8) и обладающими божественной духовной речью.

На санскрите Риг-Веды:  Го — go – речь духовная, (родственные слова в рус. яз.: ГОвор, ГОворить…). Корень «гу» также означает «говорить» и «корова», так «Гава» – gava – говор, говорить и «корова».  Гава  Говед, говядо – govjado — «ГОвядина» — то, что произведено коровой. Гавати — Gavati — говорить. В ведической традиции корова говорящее священное животное напрямую связано с богиней Вак – речью, упоминается во многих стихах Риг-веды. (родственные слова в рус. яз.: говор, говорить, оговорить, за-, до, с-, у-, при-, …)

Поэты Риши просят богиню Сарасвати просят спуститься с неба (Сварга), с божественной горы Меру, и принять участие в жертвоприношении богам.

Сарасвати – сакральное (священное, тайное) название современной реки Инд, которая «течёт с гор к морю» (VI 61, 2; VII 95, 2) в северо-западной Индии, она упоминается, как «великая дочь реки Синдху«, она полноводнее Сараю и считается «матерью всех горных потоков» (VII 36, 6); «лучшая из матерей, рек и богинь» (II 41, 16); «у неё семь сестёр» (VI 61, 10, 12); она течёт рядом с реками Ганг, Ямуна, Шутудри, Парушни и другими реками Индии. «Сарасвати заполняет собою воздушное и небесное пространство» (VI 61, 10-12; X 65, 1, 2), «она жена героя Сарасвата» («освежающий дождь», ср. III 4, 8). «Сарасвати родила сына Диво-дасу» (Риг-Веда, VI 61, 1).

В более поздний период развития ведийской литературы продолжается мифотворчество, в индийских ведах, но не в Риг-веде, появляются новые боги и герои индуизма, не существовавшие в самой древней части Вед.

Индуизм изменяется облик богини Сарасвати, у неё появляются новые свойства и новые сюжетные связи. В поздней ведийской литературе черты сияющей белизной богини Сарасвати смешиваются с новыми божествами индуизма – Лакшми (др.-инд. Laksmi, «счастье», «красота»), богиней богатства и счастливых предзнаменований, которая сопровождает Вишну, её же называют Шри (Cri — «процветание», «счастье», «слава») — богиней плодородия и изобилия, и женой бога-творца Брахмы.

Индуистский бог Брахма становится супругом Сарасвати/Лакшми/Шри. В некоторых текстах поздних вед Лакшми и Сарасвати – это соперничающие между собой жёны Брахмы. В более поздних индуистских ведах у Сарасвати появляются новые имена — Брахми, Бхарати, Сарада/Шарада, Вагишвари, Путкари, Тара (звезда), в Китае её имя Сутра (золотой свет), в Японии – Бензайтен (Benzaiten).

В «Риг-веде», самой древней части Вед,  богиня реки и воды Сарасвати персонифицируется с богиней слова Вак (Вач).  Вначале было Слово…

Вак, Вач — Vak, Vac (vāc-, vāk) – «Речь», «Слово». Богиня Слова и Речи — Вак могла быть только  богиней Слова произнесённого, и УСТНОЙ Речи, богиней поэтической УСТНОЙ речи. В «Ригведе» богине Вак, (Вач) посвящён один гимн (X 125). Её называют «божественной, царицей богов» (VIII 89, 10-11). Богиня устной речи и божественного Слова — Вак — дочь великого поэта (риши) Амбрины. Образ богини Слова Вак, создавшей поэтические гимны Риг-веды, сложился на основе древнеиндийских представлений о триаде: мысль — слово — дело. Сила заключена в особой магии, заложенной в энергии Слова, и особой материальной силе звучащей устной речи и произнесённого слова.

В Риг-Веде прослеживается отношение к РЕЧИ, как к особой творческой СИЛЕ, превращающей обычный текст в поэтический.  Богиня Вак (Vac)  в Риг-Веде говорит: «Кого возлюблю, того делаю могучим, того — брахманом, того — риши, того — мудрым».

Вездесущая богиня Вак — богиня устной Речи, Слова, обитает на небе и на земле, в воде, море, она содержит в себе все миры, она выше неба и шире земли,  гром небесный называют «голосом (vac) срединного пространства». Богиня Вак жена верховного ведийского бога Индры, она владычица и собирательница богатств, она наделяет красноречием и мудростью всех тех, кого любит.

Само Слово в Ригведе было олицетворением божества, Слово было божественным посредником с Богом.

Древо родства языков мира
Древние знаки препинания найдены в новгородской грамоте XII века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*