Четверг , 5 Декабрь 2024
Домой / Античный Русский мир. / Краткий обзор современных народов Северного Кавказа

Краткий обзор современных народов Северного Кавказа

Славяне и их соседи в IX в.

Евграф Савельев
История казачества с древнейших времён до конца XVIII века.

Историческое исследование в трёх частях.
Часть І. Предки казачества.

Глава 2. Краткий обзор современных народов Северного Кавказа.

Все народы Европы, принадлежащие к так называемому «кавказскому племени» — англ. Caucasian — «белый», произошли от одного общего первобытного племени — арийцев, т. е. было то время, когда, по выражению Макса Мюллера, предки арийцев, как то: индусов, персов, греков, римлян, славян, кельтов, германцев, и др. жили под одною кровлей, составляя одну семью, род11). Уже на пороге истории между отдельными отраслями арийского племени было довольно значительное различие как в образе их жизни, в нравах и обычаях, так и в религиозных воззрениях и только сравнительное языковедение позднейших времен могло установить их первоначальное единство.

 На помощь к этому явилась археология и сравнительная антропология. Лингвистика ищет родственность народов в сродстве корней их первоначального языка, история культуры в связи с археологией — в общности культа, антропология же ищет родство народов в общих чертах их физического строения, в устройстве черепа и других частей тела. Одни из народов, благодаря климатическим, географическим, топографическим и другим условиям местности, сохранили в достаточной степени свой древнейший тип и особенности языка, другие же, в виду неблагоприятных исторических событий, давно уже утратили не только свою политическую самостоятельность, но и народную индивидуальность, подпав под влияние более численного и сильного врага и приняв его язык, веру и обычаи, и только сравнительная антропология указывает нам на те, или другие физические особенности таких погибших народов, выделяющие их из общей массы, как единиц, искусственно присоединенных к чужому организму. Примером тому могут служить давно исчезнувшие политически, народы передней Азии, как-то: шумеро-аккадийцы долин Тигра и Евфрата, за ними ассиро-вавилоняне (халдеи), финикияне, фригийцы, бактриане, лидийцы и другие.

Из всех частей света Европа представляла самые благоприятные условия для смешения рас и племён. С древнейших времён на это влияли не только местные передвижения народов и междоусобные войны, но и переселение их с востока на запад, как-то: болгар, угров, печенегов, половцев, татар и оттоманов. Это последнее обстоятельство вызвало беспрерывные войны, развило торговлю Европы с Азией, внесло в жизнь народов запада много обычаев и взглядов, унаследованных азиатскими народами от своих предков, создало помесь языков и произвело такой хаос в этнологических основах европейцев, что многочисленные исторические и лингвистические исследования не могли дать никаких объяснений, и лишь благодаря успехам этнографии, археологии и антропологии перед нами открылось далекое прошлое человека с его верованиями, взглядами, привычками и мировоззрением.

С древнейших времён племя Гомера (гомо-ер, ир, ар) и Аскеназ (ас-кен-аз) — в народной таблице Моисеевой, потомки Иапета Гезиода, миф о Прометее и предание о переселении Девкалиона, сына Прометея, с Кавказа в Фессалию — у греков связывают Кавказ с историей Европы12)

Самое слово Кавказ (от кау — село, поселение, по-осетински, и аз) означает жилище или поселение «азов», древних предков арийцев. Страна, лежащая между низовьями Дона, восточными берегами Азовского и Чёрного морей и Кавказским хребтом, у древних народов называлась землею «азов» asia terra, т. е. священная земля. Это родина и первобытное местопребывание богов и героев всех арийских народов. Кавказский перешеек, с высокой горной цепью, перерезанный глубокими плодородными долинами и расположенный на границе двух частей света, так резко отличающихся и по характеру растительности, и по устройству поверхности, с юга плоская возвышенность, а с севера равнина, с доисторических времён представлял из себя как бы спасательный остров для всех обитавших близ него народов или случайно принесенных каким либо течением из глубин востока и запада, потерпевших здесь кораблекрушение и за немногими остатками погибших исторически.

Кроме этих случайно заброшенных или укрывшихся от преследований более сильнейшего врага в неприступные дебри гор народов, Кавказ должен был иметь и своих первобытных жителей. Народы эти поселились там, надо полагать, весьма рано, раньше чем населена была Европа, бывшая большею частью, как это доказывают геологические изыскания, долгое время, в третичный период, под водой и в четвертичный или ледниковую эпоху — под льдом.

Граница последнего ледникового периода

Хотя следы доисторического человека, большею частью найденные в западной Европе, Бельгии, Франции, Австрии и южной Германии, относятся к последней промежуточной, между ледниковой эпохе, а более ясные к послеледниковой, но это показывает только то, что в этом отношении западная Европа исследована лучше. Кавказ же с своими пещерами, дольменами и циклопическими постройками, которые мне самому приходилось видеть в области Осетии, по северным склонам гор,почти совсем не исследован, между тем как многочисленные следы здесь доисторического человека на каждом шагу являются очевидными.

 На Кавказе, как и в других местах, после каменного века существовал также и бронзовый век, о чём сделал свой доклад знаток археологии профессор Д Н. Анучин на IX съезде археологов в Вильне в 1893 г., причем он указал на влияние этой культуры и на область Дона. Открытая в 1869 г. в Осетии, близ аула Кабан, древняя могила, исследованная Филимоновым, Антоновичем, Вирховым и другими, даёт ясные указания на связь бронзовой культуры Кавказа с многими странами Европы. Позднейшие исследования могил этих древних обитателей Европы, известных под названием Неандертской расы, привели к заключению, что раса эта населяла все пространство европейского юга от берегов Дона до Атлантического океана и перебралась в Америку, которая некогда (в третичный период) была соединена сухим путём с Европой.

Ковровый меандровый узор 3000 лет назад копировал рисунок на спиленной кости мамонта

В юго-западной Европе Неандертская раса, помнившая пещерного медведя и мамонта, вымерла раньше, на Руси же она ещё долго держалась и стала известна впоследствии под именем Киммерийцев (из путешествия Геродота в Скифию). Но это не были арийцы, так как исследования черепов Неандертского человека и найденного у нас в России близ села Гамарни (Каневскаго уезда) ясно показали, что древние обитатели Европы относились к длинноголовым (долихоцефалам) и пережили каменный период. Черепа эти длинны и узки, надпереносье сильно выдается, выступы бровяных дуг толсты, темя по средине приподнято и округлено, лоб отлог, затылок выпуклый, зубы все, но стерты до десен, нижняя челюсть низка, мускульные прикрепления сильны
Не будем говорить о том, где именно человечество впервые познакомилось с обработкой металлов, меди, бронзы, а потом и железа, так как этот вопрос в науке является спорным, но несомненно лишь то, что обитатели Кавказа с прилегающими к нему местностями, в том числе Ираном и Месопотамией, очень рано научились обрабатывать металлы; отсюда искусство это постепенно распространилось на юг и восток Азии и на запад в Европу.

Носителями этой культуры по передней Азии были древние воинственные ассирийцы, а по Европе — арийские племена, населявшие богатую металлами область — между Чёрным, Азовским и Каспийским морями, западными склонами Ирана, равниной Месопотамии, Таврскими горами и гористой Каппадокией. Область эта в древности считалась колыбелью металлургии, благодаря богатым залежам железной руды, доставлявшей прекрасное железо и сталь.

К этим древним обитателям Кавказского перешейка в течение веков постепенно двигались новые народные массы с южных и северных берегов Каспийского моря, из-за Урала, с северных берегов Понта и других мест. Все эти дороги вели к подошве Кавказского хребта, где проходившие народы, испытав различные судьбины, постоянно встречались.

Таким образом на столь незначительном пространстве, как Кавказский перешеек, между туземными народами в дебрях гор вместилось множество последующих племён, путём мирным или враждебным, целыми массами, поколениями, отраслями и колониями. Уже от древних цивилизованных народов не укрылась многонациональная особенность Кавказа.

Войны Рима с Боспорским царством Митридата Евпатора — Митридатовы войны

Например, царь Понтийского и Боспорского царства Митридат VI Евпатор говорил на 20 языках кавказских горных племен, которых он старался привлечь на свою сторону в борьбе с Римом, а римляне для своих торговых отношений с Диоскуриасом (где ныне Сухуми) нуждались в 70 переводчиках, а по Плинию даже в 130.

В настоящее время между горными племенами Кавказа можно указать на семь совершенно самостоятельных коренных языков, разделяющихся на 80 различных наречий; народы же, говорящие ими, распадаются на бесчисленные племена и маленькие народцы, имеющие каждый свои нравы, обычаи и наклонности, а также отличающиеся один от другого чертами лица, телесным развитием и религией, представляющей смесь язычества, христианства и мусульманства.

Народы Кавказа — арийской расы, а именно, три группы: восточнуюлезгино-чеченскую, западнуючеркесско-абхазскую и среднюю осетинскую, в настоящее время нужно рассматривать как только немногие остатки от той многочисленной и сильной семьи арийцев, населявших когда-то северные склоны Кавказских гор до берегов Дона и Волги и от берегов Азовского и Чёрного морей до Каспийского и потерпевших в течение многих столетий метисацию с восточными тюркско-монгольскими племенами, арабами и евреями, проникшими сюда из древне-персидской монархии в VIII и VII в.в. до Р. Х., а с запада — с греками и римлянами, а ранее того — с доисторическими племенами Европы, известными у древнегреческих историков под именем Киммерийцев (кимров).

осетин Николай Савлаев Георгиевский кавалер

Чистый арийский антропологический тип теперь можно встретить только в горных малодоступных областях Кавказа. 0бщие черты этого типа следующие: короткий, стройный стан, широкий в плечах и тонкий у талии: высокие, прямые, вытянутые в голенях ноги, круглая голова с высоким прямым лбом, тонким прямым или с горбиной носом, малым, круглым, подобранным подбородком, светлыми или тёмно русыми волосами, голубыми, чаще карими глазами и белым (англ. Caucasian) чистым, румяным лицом, в особенности бросающимся в глаза у молодого поколении.

Как на особенности переходного типа (метисов) можно указать на чёрные, иногда с красниной, жёсткие волосы на усах и бороде, выпуклый лоб, выдающийся затылок (колпачком), горбатый, орлиный, или ястребиный нос, а в Дагестане и Осетии часто семитический16). По исследованиям К. Курдова, (Антропология лезгин. 1902 г.) более чистый тип лезгин сохранился в Самурском округе Дагестана — местности, изрезанной глубокими и дикими ущельями и защищенной с юга Кавказским хребтом.

Лезгины, древние Аланы-Лезги, самый многочисленный и храбрый народ на всем Кавказе; они говорят, собственно самурские, лёгким звучным языком арийского корня, но благодаря влиянию, начиная с VIII века по Р. Х. арабской культуры, давшей им свою письменность и религию, а также давлению соседних тюркско-татарских племён, много утратили из своей первоначальной национальности и теперь представляют поразительную, трудно доступную для исследования смеcь с арабами, аварами, кумыками, тарками, евреями и другими.

Соседями лезгин, на запад, по северному склону Кавказского хребта, живут чеченцы, получившие это название  от русских, собственно от своего большого аула «Чачань» или «Чечень». Сами чеченцы свою народность называют Нахчи или Нахчоо, что значит люди из страны Нах или Ноах, т. е. Ноевой, так как по народным сказаниям, они пришли около IV веке по Р. Х. в настоящее своё местожительство, чрез Абхазию, из местности Нахчи-Ван, с подножия Арарата (Эриванской губернии) и теснимые кабардинцами, укрылись в горах, по верхнему течению Аксая, правому притоку Терека, где и теперь еще есть старый аул Аксай, в Большой Чечне, построенный некогда, по преданию жителей аула Герзель, Аксай-ханом.

По филологическим изысканиям барона Услара, в чеченском языке есть некоторое сходство с лезгинским, в антропологическом же отношении чеченцы — народ смешанного типа. В чеченском языке встречается довольно много слов с корнем «гун», как например, в названиях рек, гор, аулов и урочищ: Гуни, Гуной, Гуен, Гуниб, Аргун и друг. Солнце у них называется Дэла-Молх (Молох). Мать солнца — Аза.

Из всех народов Кавказа ученых более всего занимали осетины, живущие по горам и северным предгорьям Кавказского хребта, от Военно-грузинской дороги на запад. Много было написано трактатов, разных исследований, гипотез об этом загадочном народе, об его далеком прошлом, языке, верованиях, нравах и обычаях, но к несчастью, мало основанных на научных данных. Несомненно лишь то, что язык осетин, по исследованию известного немецкого лингвиста и санскритолога Макса Фридриха Мюллера, относится к одному из индоевропейских наречий иранской ветви, занимающей среднее положение между армянским и персидским, но ближе к языкам древних пельви и парси, сохраняя в то же время свои некоторые первобытные особенности. Как это обстоятельство, так и наблюдения в области сравнительного языковедения, скажу от себя — даже поверхностные, дали повод нашему московскому профессору В.Ф. Миллеру причислить осетин чуть ли не к современной германской расе, даже к немцам.

Одно забывают наши учёные исследователи большею частью из немцев, что язык не есть ещё показатель принадлежности данного народа к той или другой расе. Примеров к тому много налицо.

Все литовско-славянские племена, населявшие до X века по Р. Х. южные берега Балтийского моря и средние и нижние течения рек Немана, Вислы, Эльбы и Рейна, как-то: Пруссы, Венеды, Поморяне, Оботриты, Полабы и др. в настоящее время, как онемеченные, говорят на немецком языке, но это нисколько не может служить основанием к тому, чтобы их и в антропологическом, и в других отношениях также можно было причислить к германцам. Язык, нравы и обычаи, с потерей политической самостоятельности народа, могут быть поглощены более сильной культурой завоевателей, антропологический тип может удержаться на целые тысячелетия и в особенности скажется в атавизме молодого поколения. Дети немцев-пруссаков поразительно похожи на детей малороссов наших Харьковской, Черниговской, Полтавской, Волынской и других губерний, не говоря уже о детях польского и белорусского крестьянства.

По исследованиям Шантра, Эркерта и нашего антрополога И.И. Пантюхова, армяне с антропологической точки зрения в большинстве случаев, крайние брахицефалы, т.е. короткоголовые и в этом случае во многом сходны с сиро-халдеями и кавказскими горскими евреями. Английский учёный Бертинг считает армян людьми одного типа с евреями до-палестинского периода. Профессор Анучин говорит, что армяне — племя не арийское, а скорее арианизированное (по языку).

Доктор И.И. Пантюхов, воспользовавшись случаем, когда Тифлис был наводнён армянами, бежавшими из Турции в конце прошлого столетия, подверг многих из них антропологическому измерению, причём нашёл, что огромная часть из них, по своему физическому складу, оказалась чистокровными курдами. Среди армян очень много даже ассимилированных цыган. А между тем армяне говорят на одном из арийских языков и в этом только отношении причисляются к индоевропейскому племени.

Название вещей меняется в истории народов, но под новыми словами живут старые факты, трудно изменяемые. (В. Величко).

В языке осетин довольно много корней славянских, германских, древнеперсидских, греческих и латинских, т.е. общеарийских (индоевропейская группа языков). Но причислять их только за это к одной из немецких народностей довольно рискованно и даже смешно. Не трудно догадаться, что все это вышло из-за того, что все наши учёные в области сравнительного языковедения были из немцев, которые и старались всё, что только есть хорошего у народов, в особенности входящих в состав России, приписывать своей расе, своему влиянию, своей культуре, отнимая это у других.

Осетинский язык имеет много диалектов, главные из них: тагаурский, куртатинский, дигорский, валаджирский, джавский и др. Дигорец с трудом понимает тагаурца и валаджирца. Тагаурское наречие считается более чистым, т.е. оно более других приятней для слуха европейца и может легче других быть усвоено, между тем как остальные изобилуют неопределенными гласными, большею частью протяжными, не легко запоминаемыми, твёрдыми шипящими, гортанными и горловыми, так неприятно действующими на слух европейских наций. В осетинском языке немало есть слов туранских и семитских, в особенности в собственных именах. В общем замечено, что во всех горных ущельях буква С произносится как Ш, ДЗ и Ц, как Ч, т.е. чем глубже в горы, тем произношение твёрже и наоборот.

Река по-осетински называется «дон», отчего все реки Осетии имеют следующие названия: Гизельдон, Садон, Нардон, Закидон, Сонгутдон, Мамисондон, Ардон, Лаядон, Фиагдон, Пацадон, Ксандон, Урухдон и др.

Названия рек и вообще воды «дон, тон, дан, тан, тун, дун» очень древние и общее для всей индоевропейской группы языков, встречающиеся на пороге истории арийских народов по всей Европе и западной Азии и удержавшиеся до настоящего времени не только в одном языке осетин.

Вардан — кипящий, пенящийся дан, река Кубань — по Птолемею (II в. по Р. Хр.);
Тан, Танаис (Танай, Данай) — Дон;
Данапр, дан с порогами — Днепр;
Данастр — дан-стрый, быстрый, струйный — Днестр: латинский Данубий, немецкий Донау, осетинский Дунеи-дон, т. е. всемирная река, Дунай19).
Дуна — Двина, Родан-Рона, Эридан-Рейн или какая-то другая северная река, скорее Неман, на берегах которого добывался янтарь.
Радус или Эриданус — По, в Италии.
Яксарт – нынешняя река Аму-Дарья, в древности также называлась Танаис, иногда Раса, как и наша Волга — Ра, Ара, Арас20).
Река Висла носила название Танаквисл, Танаисл, или просто Исла.

Неман в более древнюю эпоху назывался Рудон, а в позднейшую Рось, Поросье, собственно нижнее его течение. Устья рек носили общее название «донье», «тонье» или «тоня», удержавшееся до сего времени во многих местах славянских земель, как напр., у нас и у сербов.

Древние города, расположенные по берегам рек — «данов» носили названия: немецкий Данциг, польский Гданск, при устьях Вислы: Сингидан или Чингидан, Новио-дун, Лунгдун (Лейден), Лондон22), Каргодун или Кракодун — Краков. Тания или Дания — местность, изрезанная реками (данами), проливами. Датчане или Даны у поляков называются дуньчики.

У англосаксов даны или таны были привилегированным сословием, подобным нашим боярам: об этом сословии мы будем говорить ниже.

Древние божества с окончанием -дон, -тон и -тун; Посейдон и Нептун — боги воды, моря, и Плутон — бог ада, подземного огня (Вулкан), у греков и римлян: Годан или Одан – бог воды у германцев, у славян Водан, Дон-беттер – бог воды у осетин, какъ Ю-беттер (Юпитер) у древних лидийцев — царь небесный и Юмал — бог добра: отсюда Ю-дан — бог дождя, небесной воды.

Одним словом, название воды или рек «дон» было известно тому доисторическому народу, от которого Eridanus, знаменитая мифическая «река борьбы» получила свое название. Название рек с прибавлением «дон» встречается в языках санскритском и семитических, как-то: аравийском, финикийском и других, например, Иордан, с притоком Дан; в Египте Танис или Таникум — один из правых руковов Нила; Сардон или Сирдон, Ладон, Гесперидон и т.д. В малой Азии часть исторических рек также имела окончания «дон«. Но все это нисколько не подтверждает гипотезы некоторых наших учёных о том, что будто бы когда-то существовала какая-то осетинская цивилизация, простиравшаяся на все пространство Европы, западной Азии и северной Африки.

Это только доказывает историческую связь арийцев с Кавказом, как и присутствие во всех индоевропейских языках слова «ази, аза, азен и аз«, означающего бога, господина, вождя или народного героя.

Арийская раса, а какой именно народ – об этом мы будем говорить ниже, господствовала на всём указанном пространстве и свои этимологические особенности языка в более первобытной форме удержала только в одном из своих представителей, в осетинском народе, укрывшемся от чужеземного влияния в дерби Кавказа. По мнению некоторых лингвистов, при помощи осетинской этимологии можно объяснить многие непонятные слова, встречающиеся в арийских языках всех стран. Но это мнение преувеличено, так как осетинская этимология не так уж богата, чтобы ею могли пользоваться европейские языковеды для объяснения некоторых малопонятных или веками утративших смысл индоевропейских корней; в отношении же названий предметов семейно-домашнего обихода вывод этот в некоторой степени верен. Но сходство этих названий скорее всего имеет с языками древнеперсидским, древнеславянским, русским и литовским, но никак уж не с немецким, как об этом трактовал в своих осетинских этюдах в 1881-1887 г.г. московский профессор В.Ф. Миллер. Этот языковед в осетинском языке нашёл до 600 корней, будто бы имеющих большое сходство с разными немецкими наречиями, чем немало смутил других русских учёных и вселил уверенность в осетинском народе о родственности его с германцами. Одно забыл этот почтенный учёный, что немецкий язык сравнительно недавнего происхождения.

Древние германцы, по исследованию известного немецкого географа и историка Кледена, занимались лишь войною и охотой, презирали городскую жизнь, любили ленивый покой, мало имели понятия о торговле, ремесле и промышленности и до римлян даже не знали употребления денег. Следовательно, это были дикие варварские племена, одевавшиеся в звериные шкуры, занимавшиеся лишь войной и грабежами соседей и не оставившие после себя, ни памятников искусства, ни письменности, а также и следов языка, на котором они говорили.

Недавно в Тевтобургском лесу, в Вестфалии, во время работ землекопы наткнулись в толстом слое торфа на удивительно сохранившийся труп древнегерманскаго воина. Хирург, доктор Гротиан, и многиe археологи, явившиeся на место находки, признали, по одежде и оружию, в найденном трупе одного из древних тевтонов, так хорошо описанных Тацитом. Тело необыкновенно хорошо сохранилось. Только кожа слегка почернела и местами сморщилась, зубы же остались удивительно белыми, а волосы, очень длинные, сохранили красивый рыжеватый цвет. Черты лица довольно крупны и резки.

С виду германцу лет тридцать, а рост — 1,85 метра. Он был покрыт толстым плащем из тёмно-коричневой шерсти, с вытканными на нём рисунками. На ногах были кожанные сандалии, чудесно сохранившиеся, длиной 33 см. (около половины аршина). Вот образец германца со всей его цивилизацией.

Нынешний немецкий язык имеет много общего с языками голландским, датским и шведским и отличается от них лишь выговором. Вместе с христианством и вообще римской культурой в него вошли слова и даже целые фразы языка латинского, как развитого и литературного, названия религиозных обрядов, образа правления, законодательные термины, а также наименования разного рода учреждений и проч. Но самое главное это то, что в язык немецкий вошло много слов литовских и славянских, исковерканных и переработанных на свой лад в течение веков до неузнаваемости. Только современные беспристрастные лингвисты могут разобраться в этом. Некоторые немецкие учёные последнего времени откровенно сознаются, что для объяснения значения многих будто бы древне-германских корней им приходится изучать древнеславянский язык в его многочисленных говорах и наречиях.

Соседями германцев на севере и востоке были многочисленные племена славян и литовцев (Пруссов). Из славянских племен известны: Бодричи — на границе с Данией, Лютичи, — в нынешнем Бранденбурге (Бранном боре.), Венды, Поморяне — по берегам Балтийского моря, в Померании, к востоку от устьев Одера; Гаволяне, Лужичи, Сербы Полабские (по Эльбе). Силезцы, Великополяне и др. Словом, от Рейна, славянской Рины, до Вислы все земли были населены славянами.

Тацит в 60 г. по Р. Х. говорит, что германцы не знают ещё городов, славяне же строят прочные деревянные дома и укрепленные города для обороны от неприятелей. В славянских землях, говорит Кледен, торговля и ремесла процветали до такой степени, что миссионеры не могли иначе выразить своего удивления, как сравнением Поморья с обетованной землей.

У Вендов тоже процветало скотоводство и земледелие, так что в открытых полях находились всяких родов овощи и т.п. Оттуда вывозились соленые и копченые сельди, мед, воск, лен, полотна, пенька, хмель, бревна, доски, смола, поташ, сукна, меха, кожи, сало и копченое свиное мясо, до которого и тогда уже были лакомы германцы. Славяне даже имели свою особую письменность, о чем будем говорить ниже. Начиная с X века, германцы, объединенные Карлом Великим в сильную монархию, наступательно двинулись на восток, покоряя и истребляя одно за другим многомиллионные славянские племена и под тяжелым гнетом своим шаг за шагом убили их народность и их язык. Вся нынешняя германская низменность есть сплошное славянское кладбище.

Вслед за славянами-венедами потеряло свою народность и свой язык под тем же гнетом и литовское-славянское племя Пруссы, обитавшие между устьями Вислы и Немана, в Поросье (Пруссия). Славяне защищали свои родные земли отчаянно и с героизмом, но искусственно разъединенные и разобщенные хитрым и дерзким врагом, действовавшим где силой, где интригой и подкупом, легли костьми среди своих полей и лесов и под развалинами своих сел и городов. Мицкевич в «Конраде Валенроде» говорит, что нашествие немцев было для славян хуже чумы, или другого какого-либо мора, так как при этих бедствиях гибли только некоторые города и села; при нашествии же немцев гибло все:
Где ж сила немцев проходила,
Там целый край уже могила.
Слова эти глубоко верны, ибо они рисуют нам германизм, как могилу славянских народностей.

Распространение славянских языков в западной Европе

Древние германцы, как сказано выше, жили в лесных шалашах и юртах и занимались лишь войной и охотой, мало имели понятий о торговле, ремеслах и промышленности, а также об архитектуре; не знали и письменности; следовательно, не могли иметь в своём языке тех названий, которые необходимы для выражения понятий о предметах, качествах и действиях народам оседлым и более культурным. Всё это германцы в течении веков должны были поневоле заимствовать от культурных соседей и главным образом, от славян и римлян.

Славянские названия местностей, сёл и городов германцы переделали, по созвучию, на свой лад: Брани-бор, в стране Лютичей, в Бранденбург, Микулин-бор в Мекленбург, Гам-бор в Гамбург, Поморье в Померанию, Стрелов в Стрелиц, Лужицу в Лаузац, Будисин в Баунен, Липс в Лейпциг, Русиславу в Руслау, Прусаков в Прайсен, Вельбор в Вилленберг, Выструг в Истербург, Острог в Остерроде, Кролевец в Кенигсберг, Колобрег в Кольберг, р. Лабу в Эльбу, Рину в Рейн.

Немцы уродуют не только чужие слова, но и свои собственные; там, где д, он произносит Т, где т, тамъ д,, где г, там к; где к, там г; где б, там п и наоборот. Заставьте немца произнести пить, он скажет бить; велите сказать быть, он скажет пить. Славянский плуг они переделали в флюг.

Глагол «пахать» — в флюген— pflügen; полк — в фольк; холм, скалу, остров — в гольм — Ноlm; соху — в Zосhе и т.п. Кто желает убедиться, сколько славяно-русских корней в немецком языке, пусть возьмет сравнительный словарь этих языков и вспомнит при этом историю того и другого народа. Беспристрастный исследователь укажет нам, славяне ли заимствовали слова у немцев или немцы заимствовали у славян.

Германцы не знали также горного дела: в саксонском горном календаре, изданном в 1783 г., сказано, что славяне первые там начали разрабатывать руду и им принадлежали все первые горные рудники. Все технические горные названия сохранились там по сие время и названия эти вендо-славянские, выдаваемые немцами за древнегерманские25).

После всего этого спрашивается, какого же языка корни профессор Миллер нашел в языке осетинском? При сравнении, даже поверхностном, словаря осетинского с славяно-литовским, латинским, древнеперсидским и санскритским ясно бросается в глаза, что многие корни этого языка по своему значению общи языкам индоевропейским и более всего сходны с персидскими, языка парси, и древнерусскими, например: газ — гусь, сар — голова (царь), мад — мать, дуар — дверь, аш — яйцо, карн — курица, аз — год, хорь — хлеб (корь — корка), манг – обман, тарк — торг, зимег — зима, месть — месть, геди — гадкий, раст — прямой, хорзихороший, ней — нет, стин — стоять и т.п.

Примечания

11) Слова: ар, эр, орт, на всех древних языках арийского корня означают понятие «муж». Отсюда древнерусское «бойар» (бояр) боевой муж и санскритское arya (ария) благородный. Персы называют себя «ирами«, осетины – «ирон«, а страну свою «иранистаном». Древнее ассиро-вавилонское и персидское сар (наше царь), санскритское сир и сарапе – господин, французское сер и английское сир имеют один и тот же общий корень ар, эр и ир.

12) Слово «аз» или «ас», аза, ази, азеисвященное для всех арийцев, оно означает бога, господина, царя или народного героя. Иеркун-аз у литовцев и азы у древних скандинавов почитались как божества. На санскрите Ассиахдам-даю — желаю добра, господин. Здесь слово «ас» и «сир» (сараие) означают – владыка, господин.

13) Неандертский череп найден в пещере Н-ой долины в 1857 г.

14) Труды ІІІ Археолог. съезда в Киеве 1874 г. Известия Имн. Общ. Любителей естествознания, антропологии и этнограф. Москва, 1880 г. Т. ХХХV, ч. І-я
15) По преданию, древних греков научили добывать и обрабатывать железо «халибы» арийское племя, жившее на берегах Понта. Именем этого народа греки и называли сталь.

16) Дагестан – гора языков, по словам арабских писателей. И теперь в этой местности, что ни гора, ущелье, то отдельный язык, наречие, говор, мало понятный соседям. Среди этих народов издревле живут отдельными аулами евреи, занимаясь скотоводством, земледелием и торговлей; евреи эти заимствовали от древних персов их язык, а от местных жителей нравы и обычаи, оставшись верными религии праотцов.

17) Кабардинцы или Кабары по Константину Багрянородному (Х в. по Р.Хр.) были одно из казарских племён; часть этого племени, после междоусобной войны, ушла к Уграм и, соединившись с ними, представляла в их войске самую храбрую отборную конницу. Впоследствии конница эта стала называться хусары или гусары, т.е. казары.

18) Днестр по-осетински – Дон-стир, большая река. Днепр – Дон-бире (воды много), полноводная река.

19) Страбон говорит, что древним грекам известно было только нижнее течение Дуная под именем Истера или Истра.

20) Птоломей (ІІ в.) и Аммиан Марцеллин (ІV в). По-мордовски Волга также называется Ра.

21) Донье, низовье, дно, Dunen – низовья Рейна.

22) Река Темза или Тамиза, на которой расположен г. Лондон, в древности называлась Лоно-дон, т.е. широкий дон.

23) Юмал – Бог у эстонцев.

24) Плиний, V, 20.

25) Славянское название «немец«, венгерское «nemet» означает «неемец», от слав. глагола «не иметь», не имеющий, бездомник. Граф от greifen — грабить. (Вспомнить историю появления графов.). Наbеn — хапать, как и латинское capio — беру, хватаю.

Далее… Черкесия и её прошлое.

Черкесия и её прошлое.
Взгляд историков на происхождение казаков.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*