👉🏻Греция и побережье Средиземного моря: «во времена Трояне...»
Ещё Геродот писал, что до греков на Балканском полуострове жили славяне — пеласги, которых греки частью перебили, а частью вытеснили с полуострова. Страна пеласгов называлась Пеласгией, с VII века до н. э. южная часть Балканского полуострова называется Пелопоннес (греч. Πελοπόννησος — «остров Пелопса«).
Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место. На греческом языке аист это πελαργoς — пеларгос («перелётные»). Как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Аист или лелека был когда-то тотемным животным древних славян; на греческом аист это также и λελεκι, лелеки, в дополнение к уже упомянутому πελαργoς, греки называли пеласгов лелегами.
С позднего средневековья до 19 века полуостров Пелопоннес был известен как Морея (средневековый греческий: Μωρέας, лат. Moreas), это славянское наименование до сих пор используется в разговорной речи в его до-греческой форме (греч . Μωριάς — Мориас), как известно по-гречески море — Понт.
Славяне действительно занимали большую часть полуострова Пелопоннес, о чём свидетельствует обилие славянских топонимов, но эти топонимы накапливались здесь в течение столетий жизни славян.
«Лидийцы называют двойной топор, по-гречески «пелекус» — «πέλεκυς», названный так по имени народа пеласги («пел-асг» , «бел-асг» — белые аисты), которые построили до-греческую цивилизацию в Средиземноморье III тыс. до н. э.
По сообщению Эфора, «Пелопоннес назывался Пеласгией«. «Пеласги были древнейшим из всех племён, которые властвовали в Греции. Гомер так говорит об этом:
«Зевс пеласгийский, додонский, далеко живущий владыка»
(Ил. 16. 233), а Гесиод же сообщает, что Пеласг был автохтоном:
«Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов».
Страбон в Книге 9, «Аттика», пишет: «племя пеласгов также, по-видимому, обитало здесь и вследствие блужданий получило от жителей Аттики название «пеларгов». «в Афинах часть города была названа Пеласгикон«, так как здесь жили пеласги. «Фессалия была разделена на 4 части. Одна часть называлась Фтиотидой, другая — Гестиеотидой, третья — Фессалиотидой и четвертая — Пеласгиотидой».
В конце II тысячелетия до нашей эры греки решили добить пеласгов и захватить Трою — их торговый порт в Малой Азии. Так началась легендарная Троянская война (1194—1187 г. до н.э.), которая привела к ослаблению микенской Греции, и вторжению племён дорийцев, индоевропейского народа с Балканского полуострова, вероятно, пра—славянские предки современных болгар и македонцев.
Фукидит (Книга 1. 3.) пишет: «до Троянской Войны Эллада, по-видимому, не совершала сообща ничего значительного. (2) Как я полагаю, вся страна тогда ещё и не носила этого имени» (имени Эллада)
(3) Наилучшее доказательство этому даёт Гомер. Ведь Гомер, хотя он жил гораздо позже Троянской Войны, нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет, кроме воинов дружины Ахиллеса из Фтиотиды — они-то и были первыми эллинами«.
«До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племён, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племён». (Геродот, 1. 58)
«На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов (этрусков) в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем — по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия.» (Геродот, 1. 57)
Гомер говорит, что пеласги обитали «в Ларисе»:
Гиппофоой предводил племена копьеборных пеласгов,
Тех, что в Ларисе бугристой по тучным полям обитали;
Гиппофоой предводил их и Пилей, Ареева отрасль,
Оба сыны пеласгийского Лефа Тевтамидова сына.
(Ил. 2. 840)
Страбон в книге 8, «Пелопоннес» пишет:
«Вторжения и переселения происходили главным образом в эпоху Троянской Войны и после этого времени, когда варварами и греками овладела прямо какая-то страсть к захвату чужих земель. Впрочем, такие явления были и до Троянской Войны. Ведь и тогда существовало племя пеласгов, так же как и кавконов и лелегов.» (Глава 3, …4)
(3) По рассказам, эолийцы, двинувшись от Фрикия, локрийской горы, возвышающейся над Фермопилами, прибыли в местность, где теперь находится Кима. Здесь они застали пеласгов, ослабленных Троянской Войной, но все ещё владевших Ларисой, которая находилась в 70 стадиях от Кимы; они возвели против пеласгов так называемую еще и теперь «Новую стену» в 30 стадиях от Ларисы и, взяв Ларису, основали Ким». (Страбон. Книга 13. Малая Азия).
Антиклид рассказывает, что «пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса, и, действительно, часть их во главе с Тирреном, сыном Атиса, переправились в Италию.»
(4) «...пеласги, происшедшие от тирсенов, которые некогда жили на Лемносе и в Афинах, бисалты, крестонцы и эдоняне. Живут они разбросано по маленьким городам. (Фукидид. Книга 4.)
Согласно легендам пеласги переселились в Этрурию и стали называться тирренами (этрусками, тирсенами). Часть пеласгов называли фракийцами, дарданами и теврками, а это всё славяне.
Пеласги Греции, Малой Азии и Италии
Жили славяне и на острове Крит. Страбон пишет: «Пеласги были также поселенцами на Крите, как говорит Гомер.» (Книга 5. Италия. Глава 2.).
(27) Из множества рассказов о карийцах общепринятым считается тот, согласно которому карийцы были подвластны Миносу* (они назывались тогда лелегами) и жили на островах; затем, переселившись на материк, завладели большей частью побережья и внутренней области страны, отняв её у прежних владельцев у лелегов и пеласгов. Однако часть владений у них отняли греки — ионийцы и дорийцы. (Страбон. Книга 14. Иония, Кария) (царь Минос* на острове Крит)
Именно на Крите был найден Фестский диск, возраст которого 3700 лет. Современные лингвисты изобрели уже три лингвистических теории, но никак не могут его прочитать. Однако, они наотрез отказываются признавать расшифровку текста Фестского диска , сделанную российским учёным Геннадием Гриневичем, который прочёл текст, руководствуясь древними славянскими письменами — «чертами и резами». Оказалось, что на диске описана печальная история целого народа, изгнанного со своих «рыських» земель и тоскующего о родине.
Официально современная лингвистическая наука придерживается знаменитого, со времён древнего Рима, изречения римлян: «Etruscum non legitur» — «Этрусское не читается». Филолог, языковед, профессор Парижского университета Мишель Бреаль (1832—1915), занимавшийся сравнительным языкознанием и древним италийским языкам, писал:
«латинский язык задушил своих братьев, так что, не случись некоторых счастливых находок, можно было бы подумать, что это был единственный язык древней Италии».[Bréal. Les tab. Eugub. XXVI.].
👉🏻Италия: Что римляне заимствовали у этрусков?
До римлян на Апеннинском полуострове жили этруски.
Греческий историк, современник Геродота, Гелланик (ок. 485 — ок. 400 гг. до н. э) упоминал предание о племени пеласгов, которых в Италии стали именовать тусками (этрусками) или тирренами.
В египетских папирусах 1200 года до н.э. этрусков называют Тиррени — Tursha или Tersha, народы моря, а сами себя этруски называли расенами или рашна — Rasenna, Raśna.
По греку Дионисию из Галикарнаса, этруски был автохтонным народом на Апеннинском полуострове— они жили на полуострове тысячелетия, были геометрами, математиками и архитекторами. Это от них римлянам достались города и акведуки, инженерные науки и бани. Этрусский союз объединял 12 культурных центров-городов, примерно 1400 жителей в каждом. Федеративный союз этрусских городов — Вульчи, Тарквинии, Вейи, Черветери, Орвието, Каркаде, Ветулония (Vetulonia), Популония, Кьюзи, Перуджа, Ареццо и Вольтерра и два порта — Спина и Адрия — обеспечивали выход в Адриатическое море.
Имя Тарквиний — Tarconte, в честь основателя Тарквиния, по-этрусски Тархуна -Tarchuna, происходит от имени Анатолийского и скифского бога Тарха, Таруя (tarhui) или Тархун (Tarhunt). Из хеттских текстов известно, что бог Тарх был покровителем Taruisa или Tarhuisa, то есть Трои (Troy).
«Государство города Ватикан» (итал. Stato della Città del Vaticano) внутри территории Рима, ассоциировано с Италией, согласно Латеранским соглашениям, заключённым 11 февраля 1929 года между Святым Престолом и правительством Италии во главе с Бенито Муссолини. Статус современного города-государства Ватикана в международном праве определён, как вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства Римско-католической церкви, а слово «ватикан» имеет значение «дворец папы».
Название города государства Ватикан взято от этрусского названия Ватиканского холма (итал. Monte Vaticano) «Ватикум». Согласно легендам, на этом месте этрусские прорицатели (авгуры) провозглашали свои предсказания — «ватицинации» (лат. vaticinatio — «предсказание», «пророчество») относительно будущего.
Наблюдая за небесными знаками, за птицами и священными цыплятами, авгур старался узнать, одобряют ли боги начинание, предпринятое Римским государством, и можно ли рассчитывать на их содействие.
Авгур (augur — жрец, предсказатель; от augeo — «умножаю, увеличиваю, наделяю богатством», месяц сбора урожая; от Прото-ИЕ корня *aug- «увеличивать», вторым элементом будет слово garrire «говорить»; греч. αὔγουστος; ст.латин.: *augos (род. п. *augeris) «увеличение» и связано с augere «увеличение»; лат. augustus — «священный, возвышенный, великий»; ит. agosto, англ. august — август.
Если одобрения богов не наблюдалось, следовало отказаться от начинания, дабы избежать серьезнейшей опасности. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э.
Итальянцы всем рассказывают, что этруски «пришли из ниоткуда» и «ушли в никуда«. С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией.
Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., и многие этруски бежали от римлян к родственным народам норцам в Норик и ретийцам в Рецию, но римляне позднее захватили и эти территории. Самоназвание этрусков – «расены», их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» Тита Ливия, который отмечает:
«Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски«.
Ретийцы (резяне) — жители римской провинции Ретия (Реция, Резия и Русия — одно есть) в 117 г. н.э. Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает о подвигах лихих всадников древней Этрурии.
Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Начиная с 750 г. до н. э. греческие мореплаватели селились на южном побережье Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.
Исследователи древней истории области Норик, отмечают, что название Norici вначале принадлежало одному местному кельтскому племени и явилось производным от местного названия Noreia или вместе с последним — от имени богини Noreia. В «Повести временных лет» Нестор назвал норцев славянами: «Нарци еже суть словене«. Вассальное в отношении Рима Норикское царство обладало значительной силой и весом, следствием чего явилось распространение племенного названия Norici на все население римской провинции Норик (было вытеснено, например, имя племени Taurisci). К началу новой эры Норикское царство распространилось до озеро Балатон, захватив, таким образом, северо-западную Паннонию. Широкое употребление этнонима Norici в этнически смешанной зоне, какой был Норик, вмещавший венетов, иллирийцев, позднее — кельтов, и на часть славянских племён (Быстрица — «Bustricius«, река в Паннонии, по древнеримским картам). Норци «славяне западной Паннонии и Норика», ныне земли Штирии.
Связи славянских нарцев с кельтскими нориками не случаен, но целиком созвучен эпизоду о кельтах-волохах. Для кельтов Подунавье было ареной экспансии, а для славян это была своя земля. О волохах у Нестора, речь о событиях ещё I тыс. до н.э., причём несторовские волохи — это не римляне, не итальянцы и не соплеменники румын (молдаван), а кельты-вольки.
По данным историка Николая Веселовского, уже I тыс. до н.э. Апеннинский полуостров населяли многочисленные славянские племена: омбричи, опичи, воличи, любичи, речане, лучане, пелигини, иллиры и венеды.
Веселовский был не одинок — Фаминцын Александр Сергеевич, в книге «Божества древних славян» (в гл.III) «Основы религиозного мировозрения древних италийцев», исследовал Сабинские племена и славянские народы.
Сабины. По объяснению Феста, оно произошло от почитания и славления богов (Sabinia (σέβεσυαι) cultura deorum dicti, id est) (Festus. De verb. sign. 342) [севесяи — sevesyai = σέβομαι = уважаю, почитаю] (отсюда: Севастополь). Понятия честь, почитание, восхваление на разных славянских наречиях обозначаются словами СЛАВА, славление, отсюда, следуя объяснению Феста, смысл названий обоих народов: сабинов и славян весьма близок. С другой стороны, название «сабины» совпадает с именем венетов (энетов, антов или вантов [= вятичей?]). Имя это производят от корня —ван (также ванд), означающего у индусов «чтить, выражать почтение, хвалить«, отсюда венеты = почтенные, достохвальные, славные.
Такое значение древнего имени славян подтверждается и свидетельствами Иордана и Павла Диакона, которые переводят название энет словом: достохвальный, славный (Enetici namque laudabiles dicuntur, – говорит Павел Диакон) (См. у Гильфердинга. Древ. пер. ист. сл. II, 156, 157, прим. 14 и 15). В связи с таким значением названия энетов находится и производство некоторыми писателями имени их от Ayni = άίνη = хвала, слава, άινετός = достохвальный, славный.
Итак, названия: сабины, энеты и славяне служат выражением одной мысли, что, ввиду и других, общих названным народам черт, даёт, в свою очередь, повод к сближению сабинов со славянами. Такое толкование имени славян, конечно, противоречит общепринятому производству этого названия от «слово», т.е. «говорящие», в отличие от «немцев» (немых), не говорящих на славянском языке.
В XVI веке католический монах -доминиканец, писатель, историк Винко Прибоевич (лат. Vincentius Priboevius; 1532) первым сформулировал идею панславизма и стал основоположником балканского происхождения славянских народов. Он написал исторический труд, основанный на текстах 39 античных авторов, в котором утверждал, что автохтонное население Апеннинского полуострова было славянским. Он считал, что праславянским языком следует считать иллирийский, и утверждал, что «московская речь» — это далматинский вариант иллирийского — Dalmatarum sermone.
При этом сами итальянцы знают о славянском наследии Рима.
Русский историк-славист Викентий Макушев (1837-1883), изучавший поселения славян, защитивший в 1867 магистерскую диссертацию «Исследования об исторических памятниках и бытописателях Дубровника», был в 1868‒1871 г. командирован министерством просвещения России в Италию для научной работы в библиотеках и архивах.
По документам из итальянских архивов Викентий Макушев написал и издал в России фундаментальную работу «Исторические памятники Южных славян...», (ч. 1‒2, 1874‒1882).
Исследования Макушева касались городов, основанных бровичанами, дубровичанами и далматинцами. Таковыми считались, представьте себе, «вечный город» Рим, построенный этрусками, а также Генуя, Флоренция, Неаполь, Мессина, Анкона, Милан, Сиракузы, Бари, Падуя, Палермо, Верона, Болонья и Мантуя. Вернувшись в Россию, учёный написал три научных труда, один из которых описывал «исторические древности» славян, извлечённые из итальянских библиотек, а в другом — упоминались городки Италии, сохранившие древние названия: от Спина, Ларино, Кручи и Вода Жива.
Из книги Викентия Макушева «О славянах Молизского графства в Южной Италии» (1870г.) стало известно о местных молизские славянах (ит. Slavo-molisani, Slavi del Molise) — хорватская община (Moliški Hrvati, самоназвание «злава» и «шкьявуна» — «слава» и «славяне») в провинции Молизе на юге Италии. Исторические термины для этого сообщества Скьявони, Склавуни, Скиавуни и Шчавуни («Славяне»).
В исторических источниках 10-11 веков упоминаются вторжения славян в Калабрию и на полуостров Гаргано. Общины не использовали конкретный этноним, а скорее племенные обозначение: naša krv (наша кровь), naša čeljad (наша челядь, наши жители), braća naša (братья наши), su z ‘Dalmacije pur naši stari (из Далмации наши старики, наши предки) «z one ban(d) e mora» (с иной стороны моря);
На полуострове Гаргано два топонима: Пешици (*pěskъ- Пески) и Лесина (*lěsь — лес)
В XII веке подтверждены топонимы: Castelluccio degli Schiavoni и Сан-Вито-дельи-Скьявони.
В 13 и до 15 века топонимы: Slavi cum casalibus (Отранто, 1290), Castellucium de Slavis (Capitanata, 1305), casale Sclavorum (Lavorno, 1306), clerici de Schalvis (Trivento, 1328), S. Martini in Sclavis (Марсия, 13 век), Сан Николо дельи Скьявони (Васто , 1362). В 1487 году жители Анконы отличались от славян, ранее заселенныхи пришельцев Морлакки. В 16 веке Авраам Ортелиус в своем Theatrum Orbis Terrarum (1570 г.) упомянул Далмацию к западу от Гаргано в сегодняшней славянская провинции Молизе. На Гаргано также существуют мыс Порто-Кроатико и бухта Валле-Хорватия.
В своих изысканиях Макушев не был одинок — ему помогали итальянский учёный Джованни де Рубертис, написавший в 1856 году работу «Славянские поселения в Неаполитанском королевстве» о древних славянах Италии.