Вторник , 19 Март 2024
Домой / Античный Русский мир. / Сокол Рюриковичей

Сокол Рюриковичей

Печать Рюрика — Сокол. Старая Ладога

На Земляном городище Старая Ладога во время археологических раскопок, которые проводила Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН, под руководством профессора А. Н. Кирпичникова, был найден 20 июня 2008 г. уникальный артефакт — глиняная литейная форма конца второй четверти X века. Диаметр литейной формы по горизонтали 33 мм. Фото находки и новейшего оттиска с неё было опубликовано  в книге А. Н. Кирпичников, В. Д. Сарабьянов. Старая Ладога. Древняя столица Руси. (СПб. 2010. С. 79).

Глиняная литейная форма была найдена на Земляном городище Старой Ладоги среди полусотни полусотни более мелких осколков тиглей, льячек и литейных форм.

поздний викингский стиль, или стиль Борре (вторая половина IX — первая половина X века)Исследователи считают, что на литейных формах нанесены фрагменты рисунков, выполненных в скандинавском орнаментальном стиле борре, который охватывает период с 840 по 980 годы, почти до конца 10 века.
Название стиля борре происходит по кладу литых бляшек, найденных в местечке Борре. Характерной чертой стиля Борре является выделенная голова животного с тщательно вырезанной кошачьеподобной мордой, и с цепкими когтями. Зооморфные элементы стиля Борре окончательно складываются в зооморфный узел, связанный ленточным орнаментом, в нём нет прямых линий. Как самый поздний из стилей орнамента, стиль Борре демонстрирует дальнейшее развитие усебергского стиля. Стиль Борре использовался в ювелирных работах в технике зерни и скани.

По оценке руководителя экспедиции А. Н. Кирпичникова, горизонт залегания этой группы находок ладожского литейного производства относится к концу второй четверти X века.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском построен великим князем Юрием Долгоруким в 13 веке

Расскажем о технологии изготовления глиняной литейной формы.
Мастер-камнерез сначала вырезал рисунок на камне, затем с каменной формы снимал восковой оттиск, который наполняли, обмазывая глиной, а когда глина высыхала, её обожгли в печи, воск при этом выгорал, и получалась глиняная литейная форма, которую можно было использовать для изготовления металлических бляшек, печатей, элементов украшения для одежды или конской сбруи.

Глубина найденной на Земляном городище Старой Ладоги глиняной литейной формы менее пяти миллиметров. На глиняном оттиске видны перья хвоста птицы и два опущенных крыла, возможно, изображён сокол.

Литейная накладка могла быть изготовлена для украшения упряжи коня, или для изготовления тамги мечника, княжьего сборщика дани[2]. При изготовлении простых металлических подвесок и накладок на пояс, или украшений на конскую упряжь в Х веке, могли использовать бронзу, свинец или свинцово-оловянистый сплав. Какой именно металл был залит в опоку для печати с соколом, возможно, ещё удастся установить при лабораторном исследовании.

В договоре 945 года князя Игоря с греками сказано, что русские послы раньше приносили в Царьград золотые печати, а купцы – серебряные, а впредь должны приносить ко двору византийских императоров грамоты. До этого времени грамоты писали редко: металлическая тамга вручалась послу, как верительная грамота — документа, которым снабжают посланников для удостоверения их представительства в иностранном государстве, и этого было достаточно.

После крещение Великого князя Владимира Святославовича и его дружины в 988 году в Херсонесе Таврическом, и принятие на Руси православного христианства византийского образца, Библия и Евангелие были переведены с греческого на древнерусский язык Кириллом и Мефодием и записаны на кириллице. Грамотными  была большая часть населения Древней Руси, что подтверждается многочисленными находками Берестяных грамот, в которых есть образцы бытового письма, делового и торгового учёта. В 1949 г. у деревни Гнездово найдена самая древняя кириллическая надпись 925 – 950 г.г на глиняном горшке – «Гороухща». Само собой разумеется, в международных делах древней Руси также велась переписка, составлялись государственные документы, подлинность которых должны была подтверждаться печатью.

Хартии (от греч. chartes — бумага, грамота) документ публично правового и политического характера в средние века, отправляемые в Византию, обязательно скрепляли свинцовыми печатями, такими же печатами скрепляли письма и документы  древнерусские князья в переписке между собой.

Геральдический знак Рюриковичей из Старой Ладоги

Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе. Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, исследователи предложили два варианта реконструкции.

Первый вариант реконструкции хищной птицы базируется на находке обнаруженной летом 2008 года археологом Татьяной Ершовой, обнаружившей в Пскове захоронение «наместника князя Владимира».

О высоком статусе погребенного в Пскове свидетельствует трапециевидная серебряная тамга – подвеска, где на одной стороне изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из неё крестом [4].

Тип 1. Подвеска трапециевидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде «двузуба», в центре которого помещён ключ. В центральной части оборотной стороны располагается пятиугольник с двумя вогнутыми нижними сторонами. Верхняя часть его увенчана головой птицы влево с четырехчастной композицией над ней. Оглавие в виде плоского ушка. Серебро, штамповка, чернь. Середина – вторая половина X века. Известна в единственном экземпляре. Место находки – Псков. Раскопки Татьяны Ершовой. (См.: Ершова Т. Е. Серебряная подвеска с изображением тамги Рюриковичей из камерного погребения в Пскове // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается. Т. I. СПб; М. 2009. С. 284–289.)

На одной стороне древнерусской псковской подвески изображён «двузуб», напоминающий высокие оборонительные стены города, закрытого на ключ, хранящийся внутри города. Во многих средневековых источниках Русь называли страной городов«градарики» — (др.-сканд. Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) — норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века. века. (15, Abb. 335b, 347b). Задачей оберегов-ключей в 11–12 веках было обеспечение сохранности и неприкосновенности домашнего имущества.

На оборотной стороне псковской подвески изображена повёрнутая влево голова охотничьего сокола в ошейнике, к которому крепили клобук — кожаная шапочка, надевающаяся на голову птице и полностью закрывающая ей глаза. Клобучки в XIII веке были ещё без стягивающих ремешков, а крепились к ошейнику охотничьей птицы, с тем чтобы птица не могла его сбросить.

Похожее изображение охотничьего сокола можно увидеть на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плёток, хранящихся в коллекции Новгородского Государственного музея-заповедника.

Часть из них опубликована [3].

На самом древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник.

В январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80-летию академика Валентина Янина, А. Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, показал древнерусский псевдодирхем времён князя Ярополка (961-980 гг., правивший 972-980 гг. ). Таких монет в центральной и северной Европе известно лишь 11 экземпляров, из них 8 в Швеции, две в Польше и одна в Эстонии.


На псевдодирхеме изображена хищная птица в ошейнике и тот же широколопастной христианский крест над  соколиной головой.

Теперь становится понятно, что именно креста не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции глиняной литейной формы, найденной в Старой Ладоге.

Подобное изображение встречается на монете датского конунга Анлафа Гутфритссона 940 года. По мнению Британского музея, где хранится монета времён захвата Англии датскими конунгами, на монете изображён ворон Одина, по легенде приносивший ему напиток бессмертия (Сома, амрита). Ворон — герб древних датчан (данов) и викингов.

Однако некоторые наши исследователи считают, что на датской монете изображён охотничий сокол, о чём говорит ошейник на шее птицы. А чуть правее головы сокола изображён такой же крест, как на псевдодирхеме.

Первая столица Дании – Роскилле (дат. Roskilde), порт на берегу Роскилле-фьорда на острове Зеландия, находящийся в 10 км западнее от Копенгагена.

Герб датского коннунга из Роскилле (дат. Roskilde) известен с 1286 года: полагают, что город сохранил первую эмблему датских королей – орла, восседающего на городской оборонительной стене.

Считается, что орёл как геральдическая эмблема взят из символики империи Карла Великого.

Почему сокол, орёл, ворон утвердились в геральдических знаках?

В Риг-Веде описывается, что бессмертный напиток богов — Сома (Сок) был принесён с неба Соколом. На санскрите: Жиена — zyena (zyaina) — —  сокол, орёл, ястреб, любая хищная птица, готовит или сбивает Сому и приносит божественный Сок человеку самка Сокола. Жиена — zyena (zyaina) — самка ястреба, дочь Кашьяпы (Kashyapa), считается матерью ястребов.

 Сома  – soma,  haoma —  это Божество и Сок, отождествляется с Луной и с богом Луны {somacandra}, а также с Вишну (Vishnu, Вешний, Горний = Гор), Шива (Жива- Siva), Яма и Кубера (Сибера, Сибирь). Сому называют Раджан (радость).  Соме посвящены все 114 гимнов 9-й Риг-Веды (RV).

В Понедельник – день, предназначенный для извлечения сомы (Сома-вара {soma-vAra} или Варить Сому). Священники (брахманы — Brahman) размалывали стебли {aMzu} растения Asclepias Acida, зажатого между камнями {adri}, растирали и смешивали с молоком или ячменной мукой и мёдом, для БРОЖЕНИЯ (Бражж — bhrajj – от корня bhrag = брага). Через ситечко {pavitra} забродивший Сок (bhaTTa) разливали в кувшины {kalaza} или сосуды большего размера {droNa}, а затем Ашвины на летающих белых конях приносят богам  этот напиток Сок бессмертия (на санскрите amRtyu — «бессмертный»). Небесная сома пища Богов именуется  somyam madhu —  «сома медовая».

Египетский бог Гор-Сокол, сын Исды, в римском военном костюме

Священная птица сокол (Гора) в ведическом санскрите именуется  «гра-ака» — grAhaka (Гора-око-как). Имя Гор (или Хорово имя) фараона древнего Египта означало его земное воплощение небесного бога Гора-Хоруса, символом которого был Сокол.

Гор-сокол-покровитель фараона

Хор — бог неба, царственности и солнца. Хорус от ведического санскрита: Харшу — hṛṣu – Агни, огонь; солнце; харша — harṣa — радость. Согласно древнеегипетским преданиям белые боги Гипербореи принесли в древний Египет знания в десятом тысячелетии до н.э.

Этимология слова «Сокол».

СОКОЛ — название известное в древнем славянском языке в варианте «sokolъ» (Булаховский, 1948). В большинстве славянских языков оно сохраняется практически без изменений: древне-русское — соколъ, белорусское — сокол, малороссийское — сокiл, болгарское — сокул, сербохорватское сокф, словенское — sykol, чешское и словацкое — sokol, польское soky верхне и нижнелужицкое soko,  литовское srkalas, что указывает на глубокую древность происхождения. Этимология не совсем ясна и предлагаемые этимологическими словарями варианты малоубедительны. На наш взгляд, это название происходит от пра-славянского словосочетания so-kol — «so» — в значении «как, подобный», «kol» — «солнце, круг» в целом «как солнце, солнцеподобный«. Латынь: sucus «сок» (Мейе–Эрну), «поварня» — сокалъ, сокало , сокалъкъ ,  словен. sokac «повар«от *sok- «бить». В ведическом санскрите: 28. ararinda —  «сосуд, используемый при приготовлении сока сомы«, отсюда у западных славян «рарог» Сокол, приносящий во рту Сок сомы царям (людям). 45 bahurasa — «сочный, наполненный соком (расой)» = Бахус.

Мифология многих евразийских народов связывает этих птиц с высшим солнечным божеством. Название одного из видов так называемых благородных соколов «Кречет», в русском языке имеет общий корень с названием высшего из божеств египетского пантеона бога солнца «Hr» (в русской транскрипции Гор). Близкий вариант встречается в арабском — sakr «охотничий сокол», но буквально то же «са» — как, «kr» — Кр, Гор, солнце; от латинского корня *sac, (sacri) — в значении сакральный, священный, обрядовый, ритуальный и др. варианты в том же значении — это  корсиканское sagro — священный, каталонское, испанское, португальское — sacreсвятой (Фасмер, 1996), французское sacret — святой, немецкое — Sacker Falke балобан, отсюда же вариант «сокол».

Сокол — кречет (название рода лат. Falco Rusticolus), где Falco, от санскрита palitah «серый», корень в индоевропейских языках (PIE) * pel- (1) «БЕЛый, ПАЛЕвый, бледный», в др.греч. polios«седой, белый», латин. pallere «бледнеть», pallidus «бледный, бесцветный», др.англ. fealo, fealu «тусклый, палевый-жёлтый», как цветовая характеристика Сокола в латинском falx, falcis, в позднелатинском falconem, falco — сокол; др.франц.  faucon «сокол» (12 век), исп. falcon, португ. falcão, итал. falcone, др.верх.-нем. falcho, англ. falcon (13 век) — сокол.

Rusticolus — сельский житель, от rus, ruris«деревня» и colere«жить»; в средневековой латыни Гир-фалко —  gerfaucon, от др.верх.-нем. gîr (нем. Geier) — «гриф», от др.греч. γῦρος, ros — «круг», латин. gȳrus — «круг» —  от вида, кружащего в поисках  добычи сокола.

Готские соколы на фибулах

Происхождение термина Русь.

Из индоарийского *russa– «светлый», «белый» происходит круг местных форм ономастики Северного Причерноморья, объединяющихся вокруг  слова *ruksa-/ *ru(s)sa – «светлый», «белый»; «русь» — белый свет» (Даль IV, 114).

Академик Трубачёв в книге «К истокам Руси. Народ и язык» высказал «мнение о южном происхождении термина «русь» и продвижении его с Юга (из Причерноморья) на Север. Дело в том, что ранняя датировка имени Русь имеет неуклонную тенденцию к более глубокой древности именно на Юге.

*Roka-, *Ruka-, *Ruksa-/*Russa-/*Rossa-, *Ruksi-/*Russi/ *Rusia говорит само за себя. «Двойственность» о/у есть не более как отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном, индоарийском, варианте Rok– (*rauk-), Ruks-, Ross-/Russ-. Оба варианта – на -о– и на -у– изначально представлены на Юге России.

фибулы готов с соколом

В главе «Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии«, академик Трубачёв упоминает о Народе Ruksi– в составе племенного названия (декрет Диофанта, II века до н. э., в Таврике) интересно как своей формой на -i с потенциальным дальнейшим развитием *Ruksi->*Russi-, так и глубокой хронологией; в относительной близости расположены кучно на восточном берегу Боспора Киммерийского (Керченского пролива) упомянутые Птолемеем (II век н. э.) и писателем уже раннего византийского времени Стефаном Византийским города Koova,  «A, в нашей догреческой реконструкции – *Ko-rusia, *Ge-rusa, *Asta-rusia, всё – со значащим компонентом *Rusa, *Rusia.

Встреча исконно пра-древнерусского *Rutsь и празападно-финского *rōtsi вполне возможна и во времени, и в пространстве. С юга на север шло и распространялось это имя Рос  (рассказ о Руси Азовско-Черноморской). 

На Севере, даже на русском, новгородском Севере имя Русь было распространено слабо и прижилось уже на глазах письменной истории Исконно русской этимологии Русь < Руса, Старая Руса, Неруса, русло или, скажем, русый – «светлый», «светловолосый».

скифская фибула- сокол

Имя Рос шло с юга вместе с нарастающими известиями о Юге и о людях Юга, а с ними – и о людях Севера, тех же варягах-скандинавах, которые с Югом связали свою судьбу и имя «рос»,  не раз возвращались через финские леса, реки и заливы обратно в свою Скандинавию. 

Во-первых, хорошо знакомое из письменной истории древнерусское летописное известие о двух разных даннических регионах – северном и южном:

«В лето 6337 (859 г.). Имаху дань Варязи из заморья на Чюди и на Словенех, на Мери и на всех Кривичех; а Козари имаху на Полянех, и на Северех, и на Вятичех…»

Четко прослеживается первоначальная связь варягов только с Севером, а не с Югом, который в летописи практически одновременно назван Русью. Фиксации в письменности должно было предшествовать более раннее употребление в устной речи.

Во-вторых, вскоре после описанного времени устанавливается контакт варягов и с более южной Русью, вплоть до изменения самоназвания этих варягов, что отметила летопись и правильно оценил вдумчивый историк:

«После того как Олег утвердился на Руси, его варяжские воины взяли себе новое название («прозвашася русью»), что подтверждается и другими источниками, т.е. выступали не как завоеватели, а наоборот, ассимилировались, были поглощены окружающей средой«. [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 142].

Чтобы не оставалось никакой неясности, историк в другом месте солидаризируется ещё раз «с известием «Повести временных лет» о принятии варягами названия «русь» в Киеве». [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 176]. В «Повести временных лет» (1110-1118 г.г.) записано:

«В лѣто 6370 [862 г.]… Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: „Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами“. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля».

Печать князя Святослава древней Руси X–XV вв

Константин Философ назвал среди «многих родов» Таврии, народ «книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI) упомянуты тоурси (они же тoypcïu) в перечне народов: «…Sugdi, Goti, Obri, Tursi, Hazari…». Реальное написание слова: «тоурси, тоурсïи, тоур’си, тоуръси«, можно реконструировать *тауро-руси, «тавро-русы» (греч.*Ταυρο-ρως, *Ταυρο — бык; ρως — белый; *ros/*rus– «белый»).

Кирилло-мефодиевское тоурси (тoypcïu) может отражать дославянское название северопричерноморского народа *tur-ros– или *tur-rus- «Тур светлый».  Северо-Причерноморском и Таврическом регионе более известное Ταυροσκúθαι — «тавро-скифы».

Граффити на монете: «знак Рюриковичей» поперёк арабского текста. Место находки неизвестно. Саманиды, Наср ибн Ахмад. Андараба, 913-914 г.

Мы от рода РУССКОГО.

 Не следует слова послов о себе – «мы оть рода руска (рускаго)» – в договорах Руси с греками 911 и 944 годов ставить в один ряд с фактом, что послы эти в основном носили скандинавские имена. Отсюда вывод «северной» норманской  школы: русь – скандинавы.  В том же духе «северной» школы представляют Вертинские анналы под 839 годом сообщают о том, что к германскому императору прибыли транзитом через Грецию «некие люди», уверявшие, «что они, то есть их род, зовутся рос» (qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant), a поскольку император навёл справки и выяснил, что «они принадлежали к роду свеонов«, то есть шведов (eos gentis esse Sueonum), он принял этих подозрительных людей за шпионов [цитаты из анналов [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 174 – 175].

 Варяги послы выдавали себя за русь (Rhos), и от имени государства Русь/Rhos сначала, безусловно, на Юге, куда пробирались толпы варягов. Один только князь Владимир отправил до 6000 варягов в Византию в 988 г., и нетрудно представить себе, как они там продолжали себя именовать — «мы от рода русского» могла применяться вторично и на севере.

Древнего племени Ros в Скандинавии найти не удалось, не найдена и скандинавская этимология для слова «Русь», финское Ruotsi своей, финской, этимологии не имеет. «Норманнская этимология Руси у Фасмера является одной из величайших ошибок, когда-либо совершавшихся наукой».

Совершенно реальна скандинавская генеалогия Рюрика, в котором можно видеть датского викинга Рерика, или Ререка (Hroerekr) Ютландского. [Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].

Правда, это решение, внося ясность в личную генеалогию древнерусского князя Рюрика, попутно вызывает немало осложнений в других вопросах. Курьезно то, что датчанин Рерик не имел ничего общего как раз со Швецией, откуда в основном ведут варягов, поскольку известно, что, в отличие от варягов-шведов, устремлявшихся на Русь, викинги-датчане направляли свои походы в основном в Западную Европу. Так что датчанство Рерика-Рюрика сильно колеблет весь шведский комплекс вопроса о Руси и даже побуждает наших историков расценивать призвание Рюрика «как один из эпизодов противоваряжской борьбы…»[Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 1982, с. 299; Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].

Русь получилось из древнего слова *Rutsь, образовавшееся на Юге.

Генеалогия Рюриковичей по Белецкому

НОВЕЙШАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ЗНАКОВ РЮРИКОВИЧЕЙ IX–XI ВЕКОВ,
С. В. Белецким 1 сентября 2008 года. Издано: Белецкий С. В. Ещё раз о знаках Рюриковичей. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX. СПб., Издание Гос. Эрмитажа. 2009. С. 222–226. Схема со с. 224.

Первый из русских геральдических трезубцев Рюриковичей принадлежит князю Владимиру Святославичу. Ещё в XIX веке это пытались связать с крещением князя Владимира в 988 году и культом Троицы, однако первые трезубцы князя Владимира относятся к языческому времени. До Владимира русские князья Рюриковичи Игорь, Ольга, Святослав Игоревич, Ярополк Святославич, как показал Сергей Белецкий, использовали герб — двузубец (см. Тур-рус). Полагаю, что, под влиянием геральдического сокола двузубец, трансформировался в трезубец – этот блистательный иероглиф русской княжеской династии. И свидетельством тому – серия бронзовых наконечников ножен от мечей с изображениями магического направления, на которых уже со времён князя Владимира Святославича Красное Солнышко сокол графически превращается в трезубец «геральдических знаков Рюриковичей».

 

Россия с русскими
Дунай - ось древнеиндоевропейских диалектов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*