Археологическая культура Веретье эпохи мезолита (др.-греч. μέσος «средний» + λίθος «камень»), распространена на юге Архангельской области и севере Вологодской области. Выделена в 1983 году С. В. Ошибкиной на основе археологических исследований стоянки Нижнее Веретье в 1978—1980 годах.
Археологи считают, что к археологической культуре Веретье относятся поселения Нижнее Веретье, Веретье I, Сухое, Погостище I, Лукинчиха, Лёкшма 4, Могильник Попово, Могильник Песчаница на озере Лача.
Археологические памятники расположены компактной группой в системе озёр Воже—Лача, только Погостище I располагается отдельно в 100 километрах к югу. Следы разрушенных стоянок и отдельные находки, характерные для культуры Веретье, отмечаются по рекам Вологда, Тошня, Чагодоща, в верхнем течении реки Сухона у села Шуйское. Все памятники занимают древние берега рек и озёр, устья исчезнувших речек.
Археологически мезолит характеризуется преобладанием микролитов в каменной индустрии, применением каменных орудий труда c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была известна, но использовалась эпизодически. В эпоху мезолита происходит повсеместное распространение лука со стрелами, изобретенные ещё в предшествующую эпоху. Это связывают с происшедшими изменениями в охотничьем промысле. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Наряду с камнем широко применялась и кость для наконечников стрел и вкладышевых орудий. Гончарного производства почти нигде нет. На стоянках эпохи мезолита археологи находят много деревянных изделий, из транспортных средств — лодок-долблёнок и плотов. В этот период была приручена собака для охоты, и в качестве сторожа.
Памятники эпохи мезолита в торфяниках пребореального и бореального времени известны от Дании, юга Скандинавии и Северогерманской низины (Larsson, 2000) до Русского Севера, где обитали охотники-собиратели с примерно таким же образом жизни и во многом сходной материальной культурой.
Можно условно выделить отдельные центры искусства эпохи мезолита, где сохранились изделия из кости, рога или реже из дерева с орнаментами, рисунками, антропоморфными или зооморфными деталями.
Согласно современным данным, предметы искусства служат показателями творческой деятельности мезолитических охотников-собирателей.
Изделия широко представлены на памятниках культуры Веретье в Восточном Прионежье (Ошибкина, 1992), у населения, которым оставлен Оленеостровский могильник на Онежском озере (Гурина, 1956), на торфянике Вис 1 в бассейне Вычегды (Burov, 1999), на некоторых стоянках Верхнего Поволжья (Жилин, 2001; Лозовский, 2001).
Ещё одним центром искусства в мезолите является группа разрушенных стоянок на Шигирском торфянике в Зауралье и пещерные памятники Уральского региона (Сериков, 2003).
Просматривая материалы из раскопок в Каргополье, я обратила внимание на бесспорно мезолитические вещи в коллекции из Веретье. Стоянка и прежние раскопы были покрыты лесом, местные жители её не помнили, поэтому поиски неоднократно описанного в литературе памятника продолжались несколько полевых сезонов.
В публикации М.Е. Фосс (1941) сообщается, что расстояние от берега озера до стоянки Веретье 0,5 км.
Памятник эпохи мезолита Веретье 1, находится в 60–80 м от стоянки Веретье ниже по течению реки. Поселение исследовано общей площадью 1474 кв.м, выявлены развалы трёх сложных жилых строений, очаги внутри домов и между ними, площадки для обработки древесины и изготовления каменных орудий, оборудованные хозяйственные ямы. Вещественный материал представлен изделиями из кристаллических пород, кремня и сланца, деревянными и составными орудиями, изделиями из кости и рога, в том числе многочисленными художественно оформленными предметами (Ошибкина, 1983; 2006).
Орнамент
Ярким явлением эпохи мезолита на севере Восточной Европы является культура Веретье, памятники которой сосредоточены в бассейнах больших озёр ледникового происхождения. Наиболее значимы и лучше изучены памятники расположенные вокруг озера Лача, менее известны стоянки в бассейне озера Воже. На берегах озера Лача, существовавших в бореале, а в наше время уже покрытых лесами и расположенных на расстоянии до 1,5 км от современных побережий, открыты поселения и могильники эпохи мезолита. Подобные процессы сокращения зеркала озера происходили и на других водоемах Севера, в том числе и на озере Воже.
На всех поселениях и стоянках культуры Веретье, кроме множества орудий труда и оружия из кремня, кристаллических пород и сланца, сохранились разнообразные художественно оформленные изделия из органических материалов. Представительная коллекция таких вещей происходит из Веретье- 1, где культурный слой перекрыт двумя отложениями торфа. Один из них образовался на рубеже бореала и атлантического периодов, затем после осушения и очередного затопления местности водами гидросистемы озеро Лача — река Кинема, следующий слой торфяника отложился в суббореале.
После осушения торфяника несколькими траншеями была полностью исследована жилая площадка поселения Веретье 1. Здесь сохранились in situ развалы трёх больших жилищ с пристройками и очагами, хозяйственные объекты в межжилищном пространстве, найдены многие предметы, связанные с охотой и рыболовством.
Особое значение имеют исследования флоры и фауны, остатков охотничьей добычи, типичных для бореального времени на Севере Восточной Европы, что позволяет обратиться к реконструкции общей картины жизни и деятельности обитателей поселения с деталями этнографического характера.
Предметы с орнаментом и другими художественными деталями найдены в жилищах или около них, около объекта названного «святилищем». На восточной окраине поселения, найден упавший ствол березы, заточенный у основания на конус. Во время существования поселения ствол был укреплен вертикально при помощи ряда заостренных больших и малых кольев. У его основания располагались скопления органики (кости животных и рыб), множество костяных и деревянных наконечников стрел и их обломков. Около вершины упавшего столба найдены черепа двух молодых лосей, которые в своё время были укреплены на его вершине. По всей площади поселения обнаружено огромное количество обработанной древесины — детали стен и перекрытий, все из сосны, со снятой корой. Только упомянутый выше столб сохранял кору и бересту.
У подножия столба в скоплениях органики найдены предметы, которые можно считать культовыми — челюсть лося с резными знаками и подобие жезла из сосновой древесины, завершенное головой лося. Около жилых строений и внутри них найдены многочисленные предметы искусства. На других стоянках культуры Веретье раскопками вскрыты меньшие площади культурного слоя, но характерные предметы искусства и декорированное оружие, представлены всюду, что говорит о культурном и этническом единстве рассматриваемой группы древнего населения.
Другой вопрос касается сохранения орнаментальных традиций и общих приемов оформления вещей на всех памятниках, что прослеживается на протяжении всего бореального периода — времени существования древней популяции охотников-собирателей с определенными устойчивыми традициями. На исследованных раскопками памятниках культуры Веретье, главным образом в Веретье 1, предметы искусства представлены несколькими группами: 1 — орнаменты; 2 — гравировки (рисунки); 3 — украшения; 4 — метки, знаки, символы; 5 — объемные фигуры; 6 — роговые пластины; 7 — маски.
Самой многочисленной и сложной является группа орнаментов, некоторые предметы имеют разные дополнительные детали оформления.
Орнаментальные композиции и элементы орнамента украшают оружие и орудия труда из рога, кости и дерева. Они состоят из повторяющихся элементов и примерно сходных композиций, при выполнении которых на полированных поверхностях предметов встречаются нарушения правильных линий и фигур, возможно не случайные. В результате узоры отличает особая пластичность, характерная для декорирования орудий труда, охотничьего вооружения, одежды и бытовых вещей всегда имеющие не только декоративное значение, но несли определенную информацию традиционного характера, позволяя выделить этническую принадлежность группы людей или отдельного индивида по родовым узорам и символам на одежде или оружии.
На основании изучения неолитических орнаментов на керамике и на этнографических примерах эту проблему в своё время впервые детально рассмотрела М.Е. Фосс (1952, С. 64–77).
Вещи с орнаментами, происходящие из культурных отложений эпохи мезолита, недостаточно изучены, так как художественные изделия встречались здесь единично. Новые сведения о предметах искусства позволяют обратиться к проблеме особенностей и устойчивых традиций художественного творчества у различных этнокультурных групп населения, обитавших в эпоху мезолита в лесной зоне Восточной Европы.
Орнамент отличает повторяемость одинаковых элементов, его назначение могло быть декоративным и сводиться к простому украшению личных вещей или оружия. В тоже время признано, что именно орнаментация является традиционным видом декоративного искусства, отражающим родовые или племенные узоры, принятые у определенных этнических групп населения и переходящие из поколения в поколение. В этом смысле орнаментация достаточно консервативна, что, безусловно, является её положительной стороной. Поэтому для решения проблем исторического характера изучение орнаментов имеет особое значение.
Общей классификации орнаментов не существует. При описании этнографических материалов иногда выделяют следующие основные группы орнаментов — животные, растительные, геометрические и смешанные узоры (Иванов, 1963. С. 8).
Такая классификация составлена при изучении сохранившихся у современных народов традиционных узоров на одежде, обуви, бытовых вещах и также по известным этнографическим собраниям. По материалам мезолитического поселения Веретье 1 можно выделить четыре основные группы орнаментов — геометрические узоры, насечки по ребрам изделий, узоры из прочерченных линий и из коротких овальных углублений.
При всем разнообразии орнаментальных композиций, в которые каждый исполнитель мог внести какие-то собственные мотивы или незначительные изменения, как правило, типичные для культуры Веретье орнаменты всегда устойчивы в деталях, легко делятся по группам и редко дополняют друг друга. Обычно характерные композиции украшают только определенные предметы. Есть предположение, что некоторые характерные узоры или знаки встречаются на предметах разного назначения, например, на кинжалах и наконечниках стрел, поэтому могли быть традиционными для конкретных семейных групп.
Распространенные на ранних памятниках культуры Веретье приёмы орнаментации оказались достаточно консервативными, представлены на оружии и в поздних по хронологии стоянках культуры Веретье (Нижнее Веретье, Лукинчиха), что позволяет считать некоторые приемы украшения оружия и орудий труда традиционными для всей рассматриваемой популяции эпохи мезолита на протяжении всего времени её существования (Oshibkina, 2000)
Геометрический орнамент.
Наиболее характерен для культуры Веретье геометрический орнамент. Его выполняли в технике глубокой резьбы. Орудием при выполнении резьбы мог служить кремневый резец из массивного кремневого скола или угол отщепа, выделенный при помощи ретуши или резцовых сколов. Сложные орнаментальные рисунки или фигуры выполняли, очевидно, по предварительной разметке полированной поверхности предмета, методом резьбы от себя.
Орнамент состоит из повторяющихся элементов — линий разной длины собранных в группы, ёлочный узор, треугольные или ромбические фигуры. Геометрический орнамент упорядочен и декоративен, его особенностью можно считать легкую изогнутость волнистых линий, следующих естественным неровным поверхностям плоскости костяной основы, что придаёт композициям особую пластичность и декоративность. Подобная особенность могла зависеть также от индивидуальности резчика, составлявшего узоры из комбинации прямых линий и волнистых.
Геометрический орнамент чаще всего украшал кинжалы и ножи из костей лося — расколотых длинных или лопаточных, предварительно всегда тщательно обрезанных и полированных, перед нанесением узора.
Нож, оформленный из длинной кости лося (рис. 1, 2), вырезан из средней части заготовки, имеет два паза для кремневых лезвий и сложное поперечное сечение, так как сохранены естественные каналы заготовки. В пазах орудия сохранились остатки смолистого вещества, на которое крепились кремневые пластинки-лезвия. На внешней стороне по выпуклым краям нанесён узор в виде ёлочки из коротких линий, на внутренней стороне изделия, где под полировкой видна пористая основа кости и сохранены два продольных канала, по краю размещены две группы тонких насечек, собранных в группы по три. Возможно, здесь представлены отметки или какой-то счёт. Обух сломан, что не позволяет определить длину орудия. Однако аналогичные ножи с двумя пазами представлены в Веретье 1 большой серией, некоторые сохраняют кремневые лезвия, орнамента обычно не имеют.
Орудия такой формы и другие подобные изделия обычно имели деревянную рукоять, стоявшую в углублении внутренней поверхности и прикрепленную смолистым веществом и обвязкой из растительных волокон и бересты, которые хорошо сохранились на многих предметах различного назначения. Судя по отпечаткам на смоле, нередко деревянную рукоять соединяли с костяным лезвием тонкими полосками кожи по размеру и сечению соответствующими растительным волокнам. О размерах и устройстве кинжалов даёт представление орудие длиной 23,5 см, выполненное из длинной кости лося (рис. 2, 1; 60, 5). Вся его поверхность отполирована особенно тщательно, к обуху орудие плавно сужается, обух завершен двусторонним фигурным выступом. На внутренней поверхности кинжала размещен сложный геометрический орнамент, состоящий из групп резных линий с разным наклоном. Вдоль внутренней поверхности проходит глубокая резная линия, которая перед острием разделяется, выходя к краям орудия. Исключительно качественная полировка и орнамент отличают кинжал, который был, очевидно, личным оружием, приспособленным для руки, и, судя по размещению узора до самого обуха, не имел дополнительной деревянной рукояти.
О применении оружия подобного типа можно судить по кинжалам из кости и кремневых пластин, найденным в Веретье 1, у которых берестяная обмотка обуха занимала более половины лезвия, образуя простую рукоять. Сложное оформление кинжала говорит о его особом назначении, но сама орнаментальная геометрическая композиция и способ ее выполнения волнистыми линиями повторяется и на некоторых других предметах.
Основным поделочным материалом для обитателей всех поселений и стоянок культуры Веретье всегда служили кости лося, при этом чаще всего использовали длинные и особенно лопаточные кости, на которых размещали орнаменты и гравировки, поскольку здесь при выравнивании и шлифовке получались самые большие и почти ровные площадки. В Веретье 1 найдены многочисленные орудия из лопаток крупных лосей. Среди них значительное число, около 10% (125 экз.) всего инвентаря, выполненного из кости и рога, составляют так называемые широкие ножи (Ошибкина, 1997. С. 99). В категорию широких ножей многие орудия включены условно, поскольку они могли иметь разное назначение, несмотря на обычную для подобных изделий продольную заточку рабочего края.
Заслуживает внимания орудие с выделенной короткой рукоятью, срезанным гребнем, заточенным вдоль широким краем и сложным орнаментом по обе стороны гребня. Острие орудия сломано. Орнамент состоит из вертикальных линий с одной стороны гребня и наклонных, собранных в треугольники, с другой стороны. По срезу гребня, выровненному и аккуратно отшлифованному, нанесены шесть косых крестиков (рис. 1, 1). Длина кинжала 25,5 см, учитывая сломанное острие, он мог достигать длины около 30 см, а крестовидных знаков могло быть 7, тем более, что число 7 повторяется и на других предметах. Количество линий в треугольных фигурах орнамента произвольное. Назначение крестиков не ясно, возможно обладатель кинжала вёл какой-то подсчёт, скажем, считал охотничьи трофеи. На этом орудии представлен геометрический орнамент классического вида, который повторяется на разных предметах, костяных и деревянных, чаще украшает оружие.
Представляет интерес кинжал, орнаментированный геометрическим узором со всех сторон (рис. 4; 63). Сохранилась часть орудия длиной 19,5 см. Тонкий край орудия является лезвием, он аккуратно заточен продольно, как и у других подобных кинжалов, острие сломано. Гребень лопатки животного срезан таким образом, что плоскости по обе его стороны разной ширины. Орнамент, размещенный на трёх плоскостях, различается в деталях. На широкой полированной плоскости отдельными наклонными линиями выделены треугольные фигуры, заполненные волнистыми резными линиями, вертикальными и наклонными.
Отчетливо видна задача резчика, который помещает короткие линии только внутрь треугольных фигур, нарушая при этом вертикальные ряды линий. Примерно в центре всей композиции помещена четко очерченная по контуру фигура — треугольник, заполненный пересекающимися резными линиями, вершиной обращенный к лезвию кинжала. На фоне других фигур и волнистых линий, создающих впечатление известного беспорядка, ограниченный треугольник напоминает стилизованное изображение жилища. В этой связи можно вспомнить, что подобные заштрихованные треугольники, изображения жилищ или чумов, известны ещё в двух случаях — на костяных ножах на стоянке Сухое и в Нижнем Веретье, на роговой пластине. В отличие от других ножей и кинжалов это орудие отличается особенно сложным и красочным оформлением. Он украшен по широкой плоскости вдоль гребня чётким геометрическим узором из длинных и коротких изогнутых линий, собранных в группы с разным наклоном, образующих геометрические фигуры.
На третьей плоскости кинжала нанесён узор в виде легкой сетки из поверхностных процарапанных линий. Вдоль широкого края проходит линия коротких нарезок. Вся поверхность имеет яркокрасную окраску (рис. 4; 63) возможно, после изготовления орудие покрывали консервирующим составом с примесью охры.
Ещё один кинжал из Веретье 1 имеет относительно длинную рукоять, у него сохранен естественный выступ кости образующий подобие эфеса, острие орудия сломано, длина 23,5 см (рис. 5). Орнамент из коротких наклонно стоящих линий расположен по обе стороны срезанного гребня лопатки, с одной стороны одна линия узора, с другой стороны две линии. Широкий край украшен короткими нарезками, собранными в группы по две или по три. Весь узор достаточно скромный, но выстроенный в правильные ряды, соответствующие геометрическим формам, принятым в этой группе изделий.
Многочисленные орудия из лопаток лося условно отнесены к широким ножам и, хотя многие из них оформлены срезами и продольной шлифовкой по лезвиям, их настоящее назначение не ясно. Среди них представлены предметы с геометрическими узорами, обычно состоящими из рядов тонких резных линий или отдельных треугольников, составленных из линий разного наклона (рис. 6, 1).
Иногда поверхность изделия покрыта тонкими линиями, расположенными в ёлочном узоре, состоящем из наклонных линий ограниченных у основания мелкими углублениями, нанесенными под углом к основным линиям (рис. 6, 2).
На поселениях и стоянках культуры Веретье сохранились обломки различных предметов, форма и назначение которых не всегда определимы, но остались следы оформление в виде сложных геометрических орнаментов.
В Веретье 1 найдена тонкая костяная пластинка с изящным ёлочным узором по краю и отступающими от края рядами коротких линий (рис. 7, 2). Вероятно, это обломок ножа с пазами, такие орудия обычно орнаментировали по краям острия. На стоянке Нижнее Веретье орнаментированных предметов оказалось немного, что объясняется небольшим размером вскрытой раскопками площади культурного слоя. Однако здесь найдена костяная пластинка с характерным геометрическим узором (рис. 7, 3). На поселении Сухое, где органические остатки сохранились плохо, найден фрагмент широкого ножа с характерным сетчатым орнаментом вдоль заточенного края (рис. 7, 5).
О широком применении геометрических орнаментов самой простой формы можно судить по обломку деревянного предмета, вырезанного из сосны, тщательно обработанного со всех сторон и украшенного уже знакомым геометрическим орнаментом из тонких резных линий, образующих группы с разным наклоном элементов узора (рис. 8). Древесина была пропитана консервирующим составом, может быть жиром, поэтому хорошо сохранила фактуру заготовки и очень светлый цвет. Сечение орудия округлое, это предполагает, что перед нами средняя часть древка.
По степени обработки изделие напоминает древко копья или дротика, в особенности похоже на хорошо сохранившееся копьё из сосновой древесины, найденное на поселении Веретье 1. Особенно сложный геометрический орнамент украшает деревянный предмет, внешне напоминающий лопасть весла (рис. 9). Изделие длиной 11,5 см, треугольное в плане, шириной 7,5 см в середине, уменьшается к сломанному основанию, сечение имеет толщину менее 1,0 см в центре. Вся поверхность интенсивно окрашена в темно-красный цвет. На плоской гладкой стороне нанесены тонкие резные линии, расположенные группами разного направления и образующие треугольные и ромбические фигуры. По краям и на узком конце предмета, на плоской орнаментированной его стороне нанесены полосы коротких нарезок. Назначение предмета не ясно. Для весла оно слишком маленькое и хрупкое, рисунок и окраска как будто не соответствуют назначению.
На нескольких стоянках культуры Веретье, и особенно в Веретье 1, найдены поплавки из сосновой коры и бересты, есть два грузила сделанные из простой гальки и нуклеуса, оба в берестяной обмотке. В одном случае берестяная обмотка грузила укреплена обточенной палочкой, для прочности при погружении в воду. Есть и многочисленные рыболовные крючки, в том числе очень большого размера (до 12 см), что предполагает использование жителями не только острог для лучения рыбы, но также сложных рыболовных устройств, ловушек или сетей, для чего были нужны хотя бы примитивные плоты или лодки.
Изучение остатков ихтиофауны из культурных слоев стоянок и могильников показало, что жители ловили такие виды рыб, которые не всегда могли добыть при помощи остроги. Таким образом, рассматриваемый предмет мог быть обломком весла, но его размеры, окраска и орнаментация только одной плоской поверхности, оставляют сомнения в назначении изделия. Аналогичные изделия изредка встречаются на памятниках других мезолитических культур. В Карелии, на стоянке Сулгу XIV, найдена плоская сланцевая пластина овальной формы. На одной стороне этой пластины помещен рисунок или даже орнаментальная композиция из геометрических фигур (Филатова, 2009. Рис. 7, 3). Пластина и рисунок имеют определенное сходство с изделием из Веретье 1, напоминающим лопасть весла. Возможно, подобные предметы, с резным рисунком или окрашенные, имели сакральное назначение. Скорее всего, они относились к «чурингам», известным у многих традиционных народов.
В общей оценке геометрического орнамента можно принять во внимание повторяемость и четкость элементов, орнамент чаще размещен на определенных предметах, в основном на оружии. Этот орнамент представлен на изделиях из кости, рога и дерева, выполнен глубокой резьбой. Особенностью можно считать применение волнистых линий наряду с четкими узорами, что придаёт более пластичный и своеобразный характер подобной орнаментации.
Нужно заметить, что геометрические орнаменты встречаются на оружии и прочих предметах на ранних памятниках, таких как Веретье 1 или Сухое, датированных началом бореала, но традиции культуры сохраняются на протяжении всего времени существования этой популяции мезолитического населения. Поэтому на стоянках позднего бореала ещё встречаются образцы оружия с геометрическим орнаментом.