Пятница , 24 Ноябрь 2017
Домой / Мир средневековья / Печати древнерусского Государства

Печати древнерусского Государства

Актовые печати появились на Руси в дохристианское время, в последние годы правления князя Игоря (912-945 г.г.). Основной причиной появления обычая скреплять документы особыми печатями была необходимость официального подтверждения дипломатического статуса послов и торговых договоров на межгосударственном уровне между Русью и Византией.
Благодаря византийскому влиянию на Руси утвердился византийский образец печатей, хотя изображения на на печатях и сам тип печати был вполне самобытным.

Первые сведения о печатях содержат договоры Руси с Византией X века. В письменных источниках сведения о печати впервые упоминаются в «Повести временных лет», в тексте договора князя Игоря с греками 945 г.: «ношаху сли печати злати, а гостье сребрени».

«Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные; ныне же повелел князь ваш посылать грамоты нам, царям (византийским); те послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту…»

Текст этого договора может свидетельствовать о замене существовавшего ранее без документного общения Руси с Византией на государственные отношения с оформлением документов, заверенных государственными печатями

Однако в тексте «Повести временных лет» упомянуты не те печати, которыми в более поздние времена скрепляли грамоты, а другие — те, что купцы и послы до 944 года предъявляли византийцам без всяких грамот.

Что же это за печати?
Учёные полагают, что самые первые древнерусские печати заменяли верительные грамоты, являясь своеобразным удостоверением личности древнерусских послов и купцов в иностранных государствах.

Печать из окрестностей Рюриковича городища 850-870 гг.

Различные предположения высказываются о форме печатей: по мнению одних исследователей, роль первых печатей играли металлические пластины или бляхи, висящие на груди владельца; большинство же историков считают, что в качестве печатей, согласно византийской традиции, использовались перстни.

В самом раннем древнерусском законодательном памятнике — «Русской Правде» X— XIII веков — встречаются термины «пятно», «знамя», аналогичные понятию «печать».

Упоминается о княжеском коне, на котором — «пятно»- знак принадлежности; о «княжеской борти» — дереве, на границе земельных владений с изображённым на нём княжеским «знаменом» — знаком. 

Благодаря археологическим находкам стало известно, как выглядели эти княжеские знаки: ими помечено множество деталей военного снаряжения, ремесленных изделий.

Датировка деревянных цилиндров, обнаруженных в Новгороде, относится к 70 годам X века.
На них изображены княжеские знаки или надписи «княже». С помощью особого устройства эти цилиндры, подобно замку, закрывали мешки с пушниной, различные сосуды, в том числе с серебром. Они использовались в княжеском обиходе и не только показывали принадлежность вещи князю, но и гарантировали её сохранность.
В ранний период истории Древней Руси печать служила удостоверением личности.
В торговле, финансовых предприятиях печати могли выполнять роль нормативных знаков, пломб, клейм, предназначенных для запечатывания, закрытия.
В те времена печати ещё не отделились окончательно от различных знаков собственности.

Постепенно древнерусские печати приобретают вид булл,«шариков» — круглых металлических предметов с изображениями на обеих сторонах.
Древнейшей печатью считается свинцовая булла князя Святослава Игоревича (около 945—972 гг.). На обеих сторонах печати изображён «знак Рюриковичей» — трезубец.
Разные начертания «знака Рюриковичей» встречаются на свинцовых княжеских печатях потомков Владимира Святого и на первых русских монетах этого князя — златниках и сребрениках . Печати древнерусских князей X — первой половины XI вв. историки называют «буллами архаической, древнейшей традиции».

С развитием письменности на Руси роль печатей усложняется. Теперь печатью скрепляют документ, иногда просто запечатывают, закрывают какое-либо княжеское письмо, послание, а иногда княжеская печать служит подтверждением подлинности документа, и законности содержания указа или требования, изложенного в документе.


Печати заменяют подпись князя, выдававшего жалованную грамоту, или подтверждают подлинность заключённого договора с другими князьями или государствами.
Печать, скрепляющая документ, выступает в своём основном назначении, которое она не утратила до сегодняшнего дня: удостоверение юридической силы документа, подтверждение его подлинности.

В этом качестве печати изучает вспомогательная историческая дисциплина — сфрагистика (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Печать русского князя Всеволода Мстиславича, найденная у поселка Привольное.

По способу скрепления документа исследователи разделяют печати на две группы.
Одну из них составляют вислые печати, оттиснутые специальными щипцами — буллотириями, на кожаных ремешках, шнурах, шёлковых нитях, обвязывающих письменный документ.
Вторая группа печатей — прикладные, оттиснутые самыми различными штампами, в том числе перстнями-печатками.

Актовая печать князя Михалки Юрьевича, с Михаилом Архангелом. Михалка младший сын Юрия Долгорукого (1160–1170-х гг.) Печать найдена на селище Мордыш 1. Суздальское Ополье. Россия.

На протяжении почти пяти столетий на Руси употреблялись «буллы архаической традиции», вислые металлические печати
— свинцовые МОЛИВДОВУЛЫ,
— серебряные АРГИРОВУЛЫ,
— золотые или серебряные позолоченные ХРИСОВУЛЫ.

В середине XI века возникла традиция княжеских печатей «греко-русского» типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой — греческая надпись: «Господи, помози рабу твоему…».

Подобными печатями пользовался, например, Владимир Всеволодович Мономах. На его буллах изображён Святой Василий Кесарийский, именем которого был наречён при крещении Владимир Мономах. В греческой надписи на оборотной стороне печати он величается: «архонт ( князь) Руси», «благороднейший».


Такие печати были в ходу у сыновей Ярослава Мудрого — Всеволода и Вячеслава.
Самую большую группу среди княжеских печатей Древней Руси составляют экземпляры с изображением двух святых — на лицевой и оборотной сторонах.

Что означает подобная композиция?
Дело в том, что древнерусские князья имели два имени — мирское (светско — языческое) и данное при крещении (христианское). 
В летописи указывалось мирское имя князя, печать же даёт крестильное имя.
Изображение того или иного святого на княжеской печати указывает на крестильное имя князя, изображение двух святых на лицевой и оборотной сторонах — на христианское имя и отчество древнерусского князя.
В древней Руси иметь печати было разрешено узкому кругу представителей власти, а так же церковного духовенства.

Свои собственные печати имели киевский Великий князь,
-приближенные к нему князья — сидевшие на отдельных столах,
-княжеские посадники, исполняющие волю Великого князя Киевского и управлявшие частями древнерусского государства, патриарх и митрополиты.

Печати Киевского митрополита Георгия вторая половина X века

Фонд древнерусских печатей X-XV веков составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл до-монгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на новгородском Городище, где находилась резиденция князя и его государственного управления, и княжеский архив. Фонд древнерусских печатей постоянно пополняется — их находят при археологических раскопках городов или обнаруживают случайно. Как правило, места находок печатей и территория их применения совпадают. Самая значительная находка была сделана в 1961-1962 годах в Пскове при археологических раскопках Довмонтова городища псковского Кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки древнерусского княжеского архива начала XVI века.

Печати древнерусских князей.
Печати были обязательным атрибутом власти, князь, имевший печать был уважаем и почитаем.
На самых древних печатях принадлежавших князьям, имелся знак Рюриковичей- изображения княжеской тамги, древнейшего гербового изображения княжеского тризуба, и по кругу печати были начертаны литеры.
Печати такого типа  существовали до XI века.

Полоцкий князь Изяслав Владимирович, Великий русский князь Святослав Игоревич уже пользовались печатями с изображением двузубца и трезубца- знака Рюриковичей.
Актовую печать XI века обнаружили археологи в Полоцке
Находка была извлечена из культурного слоя XI века полоцкого Великого посада, где в средние века располагались дома состоятельных полочан, а также ремесленные мастерские.
На одной стороне печати изображен лик Богоматери, а на другой написано «Серафим», из чего можно заключить, что прежний владелец был епископом или иным духовным лицом.
Княжеская или епископская печать могла существовать только в единственном экземпляре, что значительно повышает историческую значимость артефакта. Возможно, этот епископ был до сих пор неизвестен, а теперь, благодаря находке откроется новая историческая веха.

Сыновья великого русского князя Ярослава Мудрого – Изяслав и Святослав уже пользовались другими печатями, на которых был изображен человеческий силуэт в полный рост, и у него на голове была княжеская шапка или венец императора, указывая на княжеский титул владельца печати.
Подобные печати принадлежали новгородским, киевским, черниговским, смоленским и другим древнерусским князьям.

В ходе раскопок в центре Ярославля археологи обнаружили свинцовую княжескую печать, датированную концом XII — началом XIII века. Находки говорят о том, что в центре Ярославля размещался «княжий двор» князя Всеволода (Иоанна) Константиновича. Свинцовая печать принадлежала жене великого князя Владимирского Константина Всеволодовича и матери первого князя Ярославля. Её звали Мария.

Печать с изображением святых Константина и Марии

Как отметил заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков, на таких печатях традиционно изображали святых покровителей князя. На сегодняшний день ученым известно лишь около двух десятков древнерусских печатей, которыми владели женщины. На печати изображали двух святых.

Ранее имя супруги Константина Всеволодовича оставалось неизвестным. «Изображение святой Марии на печати указывает, что её звали Мария. Безымянная княгиня получила имя», — рассказал Гайдуков.

Печати должностных лиц.
Из далекой истории Древней Руси до наших дней дошли свидетельства использования печати княжеского посадника Ратибора Тмутараканского. 
На его печатях изображения Климента — четвёртого папы римского, в сутане, одной рукою благословляющего и другою — держащего священное писание, а так же на печати имеется надпись: «О Климент».
C противоположной стороны есть надпись:
«От Ратибора».
Может быть, княжеский посадник Ратибор в христианстве имел имя Климент, от этого и стояло на печати изображение папы римского.
В то время, как древнерусское имя Ратибор является языческим. 
Надпись на печати «От Ратибора» свидетельствует о том, что грамота с этой печатью содержит, письмо или иную информацию, написанную Ратибором, он использовал эту печатью для идентификации своей корреспонденции.

Печати духовенства.

Использовавшиеся у Киевских митрополитов в XI -XII веке печати очень сильно и недвусмысленно отражают зависимость патриарха Русской церкви от Константинопольского.
Это выражалось в изображении персональной патриаршей эмблемы на печатях, а так же в именовании митрополита синкеллом. 
Это означало, что митрополит является членом Совета Цареградского патриархата (Византии)
Сохранились печати с изображением лика святого, имя которого носил митрополит. Так же на печатях помещалась надпись на греческом языке, идентичная княжеским печатям.
В конце XI века все личные эмблемы на печатях митрополитов пропадают.
Их замещает новый общецерковный символ– изображением Богоматери.  Принадлежность печати теперь становится очевидной.
В конце XI, начале XII века печати с изображением Богоматери были входу у Киевских митрополитов Никифора и Николая. Сохранившаяся до наших дней печать митрополита Никифора с одной стороны имеет изображение Богоматери, а с другой– надпись на греческом языке: «Пресвятая, воззри на меня, Никифора России». 
Таким образом,, сложился не только новый вид церковной печати, но и изображение Богоматери стало использоваться как эмблема церкви.
Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта, присланного в Киев из Византии в середине XI в.

От времён Древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых булл, найденных при археологических раскопках.
Грамоты с печатями, дошедшие до нас от столь далёких времён, — большая редкость. Самая известная из них — жалованная грамота дарованная киевским князем Мстиславом Владимировичем и его сыном Всеволодом новгородскому Юрьеву монастырю на волость (область) Буец и серебряное блюдо.
Подтверждал подлинность акта хрисовул — «золотая булла».
В настоящее время доказано, что сохранившаяся при грамоте вислая печать изначально не имела к ней отношения и принадлежала князю первой половины XIII в. Ярославу Всеволодовичу, т.е. она «моложе» грамоты на сто лет.

Наибольшее количество русских печатей-булл обнаружено в Новгороде. Там, на территории Городища, где на протяжении всего периода существования Новгородской республики была резиденция князя и его администрации, находился архив. Остатком этого архива и являются многочисленные печати от хранившихся в нём документов. По этим печатям учёные восстановили структуру органов власти, которым на протяжении столетии принадлежало право подтверждать подлинность официальных документов. Печатей князей, архиепископов (владык), должностных лиц (посадников, тысяцких) находили здесь сотни.. Известно, например, более 40 экземпляров печатей Александра Невского.
На них — Святой Александр с мечом и щитом, а также Святой Фёдор (патрон князя Ярослава, отца Александра Невского) с мечом и щитом. Иногда Святой Александр изображается в виде всадника. Любопытно, что голову всадника украшает корона, он олицетворяет самого князя.
Республиканские органы власти представлены самыми разными печатями: например, новгородский Совет Господ — печатями с характерными надписями: «Печать Великого Новгорода», «Новгородская печать» и другими; основные территориальные части города (концы) — «кончанскими» печатями.

Много металлических печатей обнаружено при раскопках Пскова; они найдены также и в других русских городах, где наряду с буллами употреблялись и прикладные печати-оттиски на воске. Археологами обнаружено немало перстней-печаток (особенно на юге Руси), а также металлических, деревянных, костяных печатей-матриц во многих древнерусских городах.

Древнегреческая византийская надпись найдена в Иерусалиме
Русский каплевидный щит 10 века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*