Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Папа Римский Климент I покровитель Херсонеса

Папа Римский Климент I покровитель Херсонеса

В средневековье Крымские торговые города Херсонес, Солхат и Сураж были довольно известны в Европе, а Кафа (Феодосия), имела в начале XV века 70 тысяч жителей и называлась «малым Константинополем». Крым соединял северную ветку Великого шелкового пути с портами стран Средиземноморья и всей Европы, и выполнял важную роль в торговом пути из «Варяг в греки». В Таврию были сосланы византийский император Юстиниан, папа римский Климент I, папа римский Мартин I Исповедник.


Россия, как второй Рим, выступает приемником Византии с её православием, двуглавым орлом, а Крым (Таврия) и древний Херсонес в этой концепции оказывается неким связующим узлом между прошлым и настоящим.

Крым богат историческими событиями, густо оплетенными древними легендами. Хочется привести одну почти детективную историю о крымском святом Клименте (лат. Clemens Romanus I). Предание гласит, что в Плестине Климент принял святое крещение от апостола Петра, а в  88 году Климента был рукоположен апостолом Петром в епископы Рима.

Согласно официальной хронике Католической церкви, Климент возглавил Римскую церковь и стал четвёртым Папой Римским с 88 г. (или 90 г.) —  по 97 г. (или 99 г.) . Святой Климент проповедовал в Риме и после проповеди апостола во время Пасхи крестилось сразу 424 римлянина. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники Рима донесли о нём римскому императору Траяну (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus) из династии Антонинов, правивший в 98—117 годах.  Император Троян обвинил христианского епископа Рима святителя Климента в неуважении к древним римским богам, и потребовал от Климента принести жертву языческим богам и отречься от христианства. За отказ сделать это, римский император Троян приговорил епископа Климента в 98 году к изгнанию из Рима в далёкую Тавриду, на каторжные работы в Инкерманские каменоломни.

Прибыв в Инкерман в 98 году по Р.Х., апостол Климент встретил там более двух тысяч христиан, ранее осуждённых и сосланных в Тавриду на каторжные работы. Апостол Климент продолжал проповедовать христианское учение среди простых каменотёсов, утешал отчаявшихся и наставлял заблудших.

В 99 году по Р.Х. святой Клемент каждый день крестил до 500 язычников Тавриды.  За одно лето 100 года по Р.Х. число христиан в Херсонесе и на всём Таврическом полуострове настолько  увеличилось, что для них потребовалось построить около 75 новых христианских церквей.

Языческие идолы на Таврическом полуострове были разбиты в 100 году по Р.Х., а языческие капища – разрушены, а все жители приняли христианскую веру. Узнав о том, что в Херсонесе Таврическом бесчисленное множество людей уверовало во Христа,  римский император Траян (98 — 117 г.г.),  приказал умертвить Климента, его посадили в лодку, отвезли далеко в море и там, привязав якорь на шею, бросили в пучину морскую в районе бухты Казачьей, дабы христиане не нашли его тела.

Синод Русской православной церкви включил в поминальный список святых (церковный месяцеслов) тех, кто был канонизирован до 1054 года, когда произошла Великая схизма —разделение Церкви на западную и восточную. Святого мученика Климента одинаково почитают и в католицизме, и в православии.

Сохранились две версии о «чуде обретения мощей святого Климента»: латинская — рассказ Григория Турского и греческая — текст Херсонского епископа Ефрема.

Обе истории свидетельствуют о том, что по молитвам христиан Херсонеса каждый год в день мученической кончины апостола Климента 25 ноября воды Чёрного моря (Понта Эвксинского) отступили от берега на три стадия (около 500 метров), открывая вход в подводную каменную пещеру, где покоились мощи  святого мученика Климента, и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Просветители славянских народов Кирилл и Мефодий

Факты истории.

Согласно Евсевию Кесарийскому (260 — 340 гг.), Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы. В анналах бенедиктинского монастыря в австрийском городе Мельк («Annales Mellicenses») от 1123 года говорится, что Климент был четвёртым папой римским, и пребывал в должности 9 лет (с 88/90 по 97/99 год). О святости Климента впервые говорит Руфин Аквилейский в конце IV века, но мучеником его не называет. Впервые Климент назван мучеником в 417 г. в послании папы Зосима. Григорий Турский (538 — 594 гг.), автор «Книги во славу мучеников» пишет, что гонения на христиан проводил император Траян, и при нём пострадал христианский епископ Рима Климент.

Мощи Святого Петра в Ватикане

Перым епископом Рима был святой Пётр, вторым — св. Лин, третий — св. Клет, четвёртый — св. Климент.

Ракка с останками апостола Петра, святого и первого папы римского.

Григорий Турский впервые пересказывает легенду об утоплении святого Климента, четвёртого епископа римской церкви, но без географической привязки.

Документ «Слово на перенесение мощей св. Климента», принадлежащий перу самого христианского проповедника Кирилла, в миру Константина по прозвищу Философ, (827—869 г.г.) подтверждает, что святой Климент принял мученическую смерть в Херсонесе, на месте нынешнего Севастополя.

В Житие Константина Философа сказано, что «когда же услышал, что святой Климент ещё лежит в море, помолившись, сказал: «Верую в Бога и надеюсь на святого Климента, что найду [останки его] и вынесу (их) из моря».  Просветители славянских народов Кирилл и Мефодий хотели получить от Папы Римского Адриана II (ум. 872 г.) благословение своих переводов Библии и Евангелия на славянский язык, и разрешение  Папы Римского народам вести христианское богослужение на родном славянском  языке.

В Риме собрано великое множество святынь, захоронены останки святых апостолов, святителей, и останки всех Римских Пап, но среди почитаемых христианской церковью святых реликвий не было останков четвёртого Папы Римского Климента.

Константин Философ, отправился в Херсонес и убедил епископа Георгия и священнослужителей Херсонесского духовенства,  и всего клира из Константинопольского собора святой Софии о совместном молебне в день поминовения святого Климента. «Они сели на корабли и отправились на (то) место. И когда море утихло, а (они туда) дошли, то начали с пением копать. Тогда же стал (слышен) сильный запах, как от многих кадил, и затем объявились святые мощи, которые взяли с великою честью и славой, и все горожане внесли их в город, как написано в Обретении его (останков)».

Анастасий Библиотекарь (810 — 879 гг.) в письме к велетрийскому епископу Гаудерику сообщает подробности, как Константин узнал, где искать мощи святого Климента: «узнали сущую правду от Митрофана, предстоятеля Смирнской митрополии, мужа, славящегося святотью и мудростью, который проживал не далеко от Херсона», куда был сослан вместе с другим патриархом Фотием.

Далее в письме Анастасий Библиотекарь продолжает: «Константин выдал в честь торжественного открытия святых мощей (Климента) гимнологий Богу Всемогущему. Но существуют также два его небольших сочинения, именно коротенькая повесть в одно торжественное слово, переведенная (разумеется, на латинский язык) мною языком неуклюжим и далеко отступающим от блистательного красноречия его… Свиток же гимна, который тот же философ издал во славу Божию и блаженного Климента, я не решился перевести, потому что в латинском переводе если бы вышло, то слишком мало, то слишком много слогов, не было бы складной, ладящей с напевом гармонии. Но если ты, муж желаний, и это возложишь на меня, то приступлю к тому, что востребуешь, с помощью Божией».Анастасий Библиотекарь, а возможно, и его адресат — епископ Гаудерих, сделали перевод на латинский язык «Слова на перенесение» Константина Философа.  Лев Марсикан в XI веке написал сочинение «Итальянская легенда», которое представляет собой переработку утраченного труда епископа Гаудериха — латинского перевода «Слова на перенесение» Константина Философа.

История вторая.

Главной целью французского посольства, отправленного в Киев в 1048 году  было желание французский король Генрих I взять в жены дочь князя Ярослава Мудрого — Анну.

Хроника аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе сообщает, что французский король Генрих I направил в «землю руссов», находившуюся где-то «у греческих границ» посольство в 1048 году во главе с Готье, епископом Мо, и одним из своих вассалов Гасленом де Шони.

«В год от Воплощения Господня 1048-й, когда Генрих (Henricus), король французский (Franci), послал в Рабастию (Rabastia) шалонского (Catalaunensis) епископа Р[оже] (R.) за дочерью короля той страны, по имени Анна (Anna, Анна Ярославна — дочь Ярослава Мудрого), на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик (Odalricus) просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес (Cersona), в котором, как пишут, покоится святой Климент (Clemens), и до сих пор ли отступает море в день его рождения и [к мощам] можно пройти пешком? Епископ исполнил это

Пользуясь случаем, настоятель Реймского собора Одальрик, автор труда «Реймсская псалтирь», попросил киевского епископа, не соизволит ли тот 
узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как 
пишут, покоится святой Климент, и до сих пор ли отступает море в день его рождения и [к мощам] можно пройти пешком? 

Епископ исполнил эту просьбу и настоятель Реймского собора Одальрик узнал, что папа Юлий I, епископ Рима (с 337 по 352 гг.) прибыл [некогда] в ту область, где покоился святой Климент, для борьбы с ересью, которая процветала в
 тех краях. После проповеди папа Юлий I хотел отправиться
 назад, но ему явился ангел Господень и сказал: «Не уходи, ибо от Господа велено тебе вернуться и перенести тело святого Климента,
которое до сих пор лежит в море». Юлий [отвечал] ему: «Как я
 сделаю это, если море отступает только в день его рождения?» Ангел
сказал ему: «Знаком того, что Господь приказал тебе вернуться, и
 будет отступившее перед тобой море». Папа Юлий I отправился туда и перенёс тело святого Климента, положил его на берегу и построил там 
церковь; затем, взяв от тела [часть] мощей, увез с собой в Рим. И случилось так, что в тот же день, в какой римский народ встречал с
 высочайшими почестями принесённые им мощи, могила, оставленная 
в море, поднялась вместе с дном 
над водами, и сделался остров, на
 котором жители той земли построили церковь и монастырь. С тех
 пор к той церкви плавают на кораблях. Названный князь Ярослав рассказывал также епископу,
что в своё время он побывал [там]
и привёз оттуда с собой главы святых Климента и Фива,
 ученика его, и положил их в городе Киеве, где они чтимы и поклоняемы. И даже показывал эти главы упомянутому епископу».

В 1253 году Вильгельм Де Рубрук по поручению французского короля Людовика был в Таврии (Крыму). В своём «Путешествии в Восточные страны» он пишет следующее: «Мы прибыли в область Газарию, которая имеет с запада город, именуемый Херсона, в котором был замучен святой Климент. И, плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находится знаменитый храм, сооруженный, как говорят, руками ангельскими».

В русской летописи по Лаврентиевскому списку (1377 г.) сказано: «В лето 6496 (988 г.) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе». По этому преданию, князь Владимир, завоевав византийский Херсон и крестившись в 988 году, перевёз в Киев мощи святого Климента и его ученика святого Фива, и положил их в Десятинной церкви.

Доминиканец Эмиддио Доттелли Д’Асколи, префект Каффы, составил описание Чёрного моря и Татарии в 1634 г. В описании Чёрного моря он сообщает, что мощи святого Климента были перевезены в Рим, по повелению римского папы Николая I (с 858 по 867 гг.), то есть в то время, когда мощи святого Климента обрёл Константин Философ.

Итак, в четырёх исторических источниках об обретении мощей святого Климента в Херсонесе, неоспоримо утверждается, что святой Климент принял мученическую смерть в Таврии (Крыму), в византийском Херсоне, и мощи его были перенесены. Но кем и куда?

В первой половине IV века епископ Рима Юлий I побывал в Херсоне, там он нашел мощи св. Климента на дне моря, которое чудесным образом расступилось, воздвиг на берегу моря церковь и перенес туда тело святого, а часть мощей увез с собой в Рим. Кроме того в море, на месте обретения мощей святого, образовался остров, на котором были построены церковь и монастырь. Путешественник Вильгельм Де Рубрук подтверждает это, говоря, что рядом с Херсоном видел тот самый скальный остров в 1253 году.

В 860 году Константин Философ был направлен с миссионерскими целями в Хазарию, и посетил Херсонес Таврический. С момента обретения мощей святого Климента прошло более пятисот лет, но херсонеситы не забыли своего покровителя Климента. Живший в ссылке в Таврии Митрофан помог Константину Философу отыскал подводный склеп, руины церкви на скале, и обрести мощи святого Клемента.

По указанию папы Николая I, через несколько лет после их вторичного обретения, часть мощей святого Клемента была перевезена в Рим.

Через 128 лет после описываемых событий, в 988 году князь Владимир завоевал Херсон, а мощи святого Климента перенёс в Киев.

Проходит ещё лет двадцать, и Херсон посещает Ярослав Мудрый, который обретает там главу святого Климента, и также привозит её в Киев. Собрав воедино мозаику разных историй об обретении мощей святого Климента, мы с уверенностью можем сказать, что часть его мощей всё же и сегодня осталась лежать в Херсонесе.

Григорианский календарь.
Ладья из Осеберга

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*