Понедельник , 25 Май 2020
Домой / Мир средневековья / Загадка готов-трапезитов Тавриды.

Загадка готов-трапезитов Тавриды.

М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба».

Кем же были упомянутые Прокопием готы-тетракситы, иначе называемые трапезитами? По этому вопросу ведётся горячая дискуссия, истоки которой связаны с трудами учёных начала XIX века.
Обсудим наиболее вероятные и интересные теории.

В историографии существует несколько версий происхождения этого названия. Первым, кто предложил интерпретировать это название как производное от греческого числительного тетраксис («четыре»), был митрополит Станислав Ян Сестренцевич-Богуш, о котором мы расскажем подробнее в 3 главе нашей книги1. Дело в том, что тот же Прокопий упоминал, что готы-тетракситы посылали к византийскому императору Юстиниану I именно четырёх послов. В связи с этим некоторые учёные пришли к выводу о том, что представительство четырёх послов, трактуемое в контексте происхождения этнонима тетракситы, могло свидетельствовать о разделении этой части готов на четыре общины или подразделения. У крымских (и в особенности симферопольских) читателей не может не вызвать интерес тот факт, что проблемой происхождения этнонима тетракситы занимался также и выдающийся русский и американский историк Г.И. Вернадский (1888—1973), сын прославленного ректора Таврического университета, академика В.И. Вернадского (1863—1945). Исходя из того, что основой данного этнонима является числительное «четыре», Вернадский обратил внимание на то, что этноним «черкесы» может происходить от искаженного Чахар-Кас (т.е. «четыре [общины] касов»). Это, по мнению учёного, позволяет предположить, что поселившиеся на территории черкесов готы также были вынуждены влиться в состав четырехклановой черкесской общности и разделиться на четыре общины. Поэтому их и стали называть тетракситами2.

Другие исследователи, не удовлетворенные данной гипотезой, усматривали в этом понятии или искаженное тетрархиты (от палестинских правителей-тетрархов), или прилагательное тетраксоос, которое относилось к какому-то особому виду деревьев, или существительное тетракс, родственное слову «тетерев» и пр3.

Однако более правдоподобной нам представляется иная теория происхождения этнонима тетракситы (трапезиты). Как известно, античный историк и географ Страбон писал о том, что в горной части Крыма находится гора Трапезус (греч. «Столовая гора»). Этот топоним он присвоил горе в южной части Крымского полуострова, действительно напоминающей по своей форме стол и известной ныне под татарским названием Чатыр-Даг (тат. «Шатровая гора» или «Шатер-гора»). Традиционно считается, что первым, кто предложил толковать этноним трапезиты как «готы, проживавшие у горы Трапезус», был дрезденский библиотекарь и архивариус Карл Адольф Хершель (1800—1876)4.

Давайте внимательно проанализируем показания Сестренцевич-Богуша, писавшего в начале XIX века о том, что готы-трапезиты жили «на вершине горы Синап-Даг, плоской как стол, оканчивающейся острыми углами, и почти параллельной южному берегу Тавриды»5. Нетрудно заметить, что именно митрополит был первым, кто предположил связать готов-трапезитов если не с самим Чатыр-Дагом, то, как минимум, с его окрестностями (Сестренцевич-Богуш всё же полагал, что Трапезус Страбона следует отождествлять с имевшей форму стола горой Синап-Даг, а не с Чатыр-Дагом). Таким образом, если принять эту гипотезу, то единственно верным окажется вариант значения слова трапезиты, указывающий на проживание готов-трапезитов у горы Трапезус (Чатыр-Даг).

Панорама горы Чатыр-Даг со стороны Алушты (почтовая открытка начала XX века)

Этой интересной гипотезой не исчерпывается весь спектр теорий относительно этнонима тетракситы (трапезиты). Дело в том, что ряд античных и раннесредневековых авторов (Иордан, Равеннский Аноним, ал-Идриси, Стефан Византийский, Менипп Пергамский, карта из Дура Европос и др.) упоминали о том, что в Северном Причерноморье находится город под названием Трапезунт6. При этом Иордан и Равеннский Аноним локализовали его на восточном побережье Крымского полуострова, в то время как Стефан Византийский и Менипп Пергамский полагали, что Трапезунтой [sic] называли город Гермонассу (Таматарху, современную Тамань). Исходя из этих свидетельств, два современных историка, В.Ю. Юрочкин и А.Е. Катюшин, предложили свою интерпретацию этнонима.

По мнению В.Ю. Юрочкина, готский город Трапезус изначально находился на горе Опук в восточном Крыму, чей контур также условно напоминает «плоский стол». Позднее, после упомянутого Иорданом конфликта с гуннами, готы стали называть так свою военную базу на восточном берегу Керченского пролива; вероятнее всего, это было Ильичевское городище на Тамани7.

Ещё более любопытную реконструкцию гуннско-готского конфликта представил А.Е. Катюшин, опиравшийся преимущественно на сведения Мениппа Пергамского в изложении Стефана Византийского. Исследователь обратил внимание на исключительную срочность переговоров между гуннами и готами, приведшую к скоропалительному решению переселиться на другой берег Керченского пролива. Чем был вызван такой дефицит времени? По мнению Катюшина, гуннов-утигуров могли преследовать родственные им, но при этом враждебные, гунны-кутригуры. Именно по этой причине теснимые утигуры попросту не имели времени на борьбу с готами. Заключив с теми мирное соглашение, они совместно переправились на азиатскую сторону Боспора, поселившись на территории Трапезунты-Гермонассы (греч. Ερμώνασσα) — древний греко—синдский город на Таманском полуострове (Тмутаракань). Осевшие там в результате описанных перемещений готы вскоре стали именоваться «трапезитами» благодаря названию этого города8.

Здесь мы проанализировали лишь наиболее интересные предположения, полная же историография данного вопроса гораздо шире9. М.Б. Щукин, к примеру, предложил датировать столкновение утигуров с готами-тетракситами (трапезитами) периодом, предшествующим разгрому гуннов на реке Недао в 454 году; Э.А. Николаева локализовала Трапезунту на городище у посёлка Ильич в основании косы Чушка10. В.Г. Васильевский услышал отголосок имени тетракситов в названии города Таматарха (современная Тамань)11.

готские фибулы

Хотелось бы также добавить наше собственное наблюдение. Как известно, готы-тетракситы вновь упоминаются Прокопием при описании событий 553 года; в то время утигуры вкупе с двухтысячным войском тетракситов напали на войско кутригуров12. По мнению М.Б. Щукина, именно с готами-тетракситами следует отождествлять могильники с двухпластинчатыми фибулами типа Дюрсо на Кавказском побережье и в глубине материка13. Название реки Дюрсо, возле которой было найдено несколько могильников подобного рода, можно перевести как тюркское «четыре источника». И тут вновь напрашивается параллель с этнонимом «тетракситы», происходящим, как уже было сказано, от греческого числительного «четыре». Нам неизвестно Раннее средневековое название реки Дюрсо. Тем не менее, вполне возможно, что оно могло иметь сходное значение, в основе которого стояло то же самое числительное*. Не могли ли поэтому готы-тетракситы быть названными в честь реки (местности), у которой они поселились?

Рихард Лёве предположил, что потомки готов-тетракситов проживали и использовали германскую речь на Кавказе до XV и даже до XVI—XVIII веков. Нам же данная теория кажется слишком смелой и не подтвержденной достоверными источниками14. Остается лишь отметить, что все предположения об идентификации готов-тетракситов (трапезитов), к сожалению, остаются только рабочими гипотезами, и ни одна из них не может претендовать на истину в конечной инстанции. Однозначного ответа на эту историческую загадку, увы, не предвидится до тех пор, пока не будут найдены дополнительные письменные или эпиграфические памятники, которые помогут нам её решить. О предполагаемом пребывании готов-тетракситов на Кавказе в средние века мы порассуждаем ещё во 2 главе нашей книги.

Рисунок горы Чатыр-Даг в книге Э. Кларка (1800 г.). Английская подпись гласит: «Чатырдаг, гора Трапезус Страбона, вид при появлении южного гребня горы из степей»/

Примечания

*. Иногда топонимия переносилась (переводилась) с одного языка на другой, сохраняя прежнее значение. К примеру, протекающая в Приазовье река Сют (тюрк. «молоко») в российское время стала «Молочной», татарская деревня Беш-Эвли превратилась в «Пятихатку», в то время как Белгороду-Днестровскому удалось пронести свой белый цвет сквозь разные языки и эпохи (ср. ит. Алби-Кастри, венг. Фехервар, тур. Ак-Керман, рум. Четатя-Альбэ, слав. Белгород).

1. Сестренцевич-Богуш Ст. История царства Херсонеса Таврийского (История о Таврии) / Пер. с франц. СПб., 1806. Т. I. С. 270—271; Siestrzeńcewicz de Bohusz St. Histoire du royaume de la Chersonese Taurique (Histoire de la Tauride). Sec. éd. revue. St. Pétersbourg, 1824. P. 154—155.

2. Vernadsky G. The Riddle of the Gothi Tetraxitae // Südost-Forschungen. 1946—1952. № 11. S. 283.

3. См. обзор историографии в Васильев. 1921. С. 336—338.

4. Herschel [C.A. или K.A.]. Die tetraxitischen Goten // Anzeiger für Kunde der deutschen Vorzeit NF. 1859. № 6. Col. 13—16, 93—95.

5. Мой перевод с Siestrzeńcewicz de Bohusz. Histoire… P. 157. Русский перевод, в котором говорится о том, что гора Синап-Даг была «гладкой как доска» (вместо франц. plate comme une table — «плоской как стол») неверен (Сестренцевич-Богуш. История… С. 276).

6. Подосинов А.В. Восточная Европа в римской картографической традиции. М., 2002. С. 261, прим. 327.

7. Юрочкин В.Ю. Готы-трапезиты на пограничье Боспора // Пантикапей. Боспор. Керчь. Материалы международной конференции. 2000.

8. Катюшин А.Е. Ещё раз об этнониме «трапезиты» // МАИЭТ. 2005. Вып. XI. С. 453—454.

9. См. краткий обзор в: Заморяхин А.В. Готы-тетракситы в дореволюционной отечественной историографии // Новый Гиперборей. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 2004. С. 71—73.

10. Щукин. С. 453—457; см. также. Зубарев В.Г., Ярцев С.В. К вопросу о расселении приазовских германцев в Крыму // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 17. С. 329—338.

11. Брун Ф.К. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в Южной России // Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России Ф. Бруна. Ч. II. Одесса, 1880. С. 226.

12. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Пер. С.П. Кондратьев. М., 1996. С. 75.

13. Щукин. С. 454.

14. Loewe. S. 103—105.

Далее… Готы в Крыму в ранневизантийский период

Готы в Крыму в ранневизантийский период
Готы во время гуннского вторжения

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*