М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба». Глава 1. Готы, страна Дорн и княжество Феодоро (Мангуп).
Готы в Крыму в ранневизантийский период
Оставшиеся в юго-западном Крыму и не переселившиеся на Таманский полуостров готы к середине VI века практически полностью переходят в православное христианство византийского образца. Об этом свидетельствует, прежде всего, факт изменения погребального обряда. К примеру, готы, хоронившие в могильнике у Чёрной речки, перестают кремировать умерших и перенимают у алан обряд трупоположения1. Отдельные находки, указывающие на обращение местного варварского населения в христианство, датируются V веком2.
Исследования материалов погребений показывают, что в V—VI веках у варварского населения юго-западного и восточного Крыма получает распространение характерный для готов женский костюм, в гарнитур которого входила пара фибул, скреплявших на плечах верхнюю одежду, и пояс с большой пряжкой. Подобная мода существовала и в других регионах Европы, где проживали готы: на Кавказе, в Паннонии, в Потисье, в Испании у визиготов и в Италии у остроготов. По мнению ученых, женский костюм в древних обществах являлся одним из наиболее показательных этнических признаков. Этот костюм от готов восприняли и крымские аланы. Тем не менее тот факт, что сами захоронения совершались в типичных для алан склепах и подбойных могилах, склонил большинство учёных к мысли, что в проживавших в горном Крыму смешанных алано-готских общинах численное большинство принадлежало аланам3. По мнению С.Г. Колтухова и В.Ю. Юрочкина, в данной ситуации всё же следовало бы говорить скорее о готской «культурной мимикрии», нежели об ассимиляции и утрате готами этнического самосознания. По их мнению, именно готы, чьё присутствие столь хорошо зафиксировано многочисленными средневековыми источниками, были этнической доминантой в горном Крыму в средневековый период4.
Чем же можно тогда объяснить сходство многочисленных находок, обнаруженных в могильниках V—VI веков возле Мангупа, Чуфут-Кале, Лучистого, Артека, Суук-Су, Эски-Кермена, Пантикапея и др., с предметами, найденными в некрополях того же времени в Среднем Подунавье, Италии и Испании? Межгосударственными торговыми контактами? Изыском средневековой моды? На наш взгляд, обилие данных находок всё же стоит объяснять прежде всего физическим попаданием в Крым носителей этого «готского» стиля.
Чтобы понять, какими путями готы могли проникнуть в Крым, необходимо взглянуть на этнополитическую ситуацию V—VI веков в бассейне Чёрного моря. В Раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попали в сферу военных интересов Византии. Наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить своё влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (в первую очередь готов и алан) на военную службу в качестве федератов (союзников) и возводили в стратегически важных районах укрепления.
Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления византийского императора Юстиниана I Великого (527—565). Видимо, именно в его правление город Боспор, которым в течение какого-то времени владели гунны, стал собственностью Византии. Из сочинений византийских авторов известно, что в 527/528 или 533/534 годах гунны вновь захватили Боспор и уничтожили византийский гарнизон. Узнав об этом, Юстиниан послал в Крым карательный отряд из подунайских готов, возглавляемый некими Годилой и стратигом Бадуарием (Бадурием). По мнению Н.А. Ганиной, оба имени также являются готскими и указывают на готское происхождение их обладателей5.
В результате этой карательной экспедиции гунны были окончательно изгнаны из Боспора, а приехавшие туда готы, скорее всего, осели в городе6. Причём осели не сами по себе, а, по-видимому, вместе со своими семьями. Дело в том, что согласно договору с Константином и Феодосием, готам было запрещено вступать в брак с гражданками империи. Поэтому в ходе своих перемещений готы были вынуждены перевозить также и своих жён7.
М.Б. Щукин обратил внимание на возможные последствия сокрушительного поражения готов в 552 году в горах Монс-Лактарус под Неаполем. По договору с византийцами они получили возможность мирно уйти из Италии. Куда после этого могли отправиться готские изгнанники? Часть из них, по всей видимости, отправилась на прародину в Скандинавию; остальные же вполне могли направить стопы к родичам в Крым. Такое развитие событий действительно возможно и могло бы многое объяснить8.
С именем Юстиниана связывают укрепление оборонительной системы Херсонеса, Боспора, а также строительство крепостей в Алустоне (Алуште) и Горзубитах (Гурзуфе). Службу в гарнизонах этих крепостей, по всей видимости, несли вышеуказанные варвары-федераты. Чрезвычайно интересное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в области Дори оставил выдающийся византийский историк VI века н. э. Прокопий Кесарийский:
Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в моё ещё время были в союзе с римлянами, отправлялись вместе с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов… Они достигают численностью до трёх тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды. В этой стране император [Юстиниан I] не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов9.
Среди учёных нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит точка зрения А.И. Айбабина, считавшего, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Чёрной и Балаклавы10. Помимо страны Дори готы могли проживать и на территории византийских городов — Боспора и Херсонеса (Херсона). К примеру, в некоторых редакциях «Жития апостола Андрея Первозванного» сообщается о том, что апостол посетил «город готфов Херсон, где обитали люди грубые и неверные»11. О том, что Херсон располагался в «стране Готии», упоминал в 1333 году и папа Иоанн XXII12.
Не менее сложным выглядит вопрос о том, где же находились и как выглядели построенные Юстинианом в стране Дори «длинные стены». В разное время различными учеными выдвигались всевозможные гипотезы по этому поводу. Практически все теории сводились к тому, что под «длинными стенами» следовало понимать цепь укрепленных пунктов или крепостей, и, в особенности, т.н. «пещерных городов», построенных предположительно во время правления Юстиниана для защиты византийских колоний от нападения варваров.
Наиболее убедительной, на наш взгляд, выглядит точка зрения В.А. Сидоренко, предположившего, что «длинные стены» есть не что иное, как комплекс прерывистой цепи укреплений, расположенных для перекрытия прохода в балках и ущельях юго-западного Крыма13. В 1984 году учёным был исследован участок одной из таких стен, находившейся в балке Каралез у подножия Мангупа. Мощная, длиной более 150 метров стена, построенная не позднее середины VI века н. э., надежно преграждала подступы к столице области Дори, под которой мы понимаем Мангупское городище.
Средневековый Алус-тон (Алуста / Луста / Алушта). Здесь по указанию византийского императора Юстиниана в VI веке была построена крепость
Чрезвычайно интересен ещё один аспект, связанный с деятельностью Юстиниана в Крыму. Предполагалось, что Мангуп, Эски-Кермен, Инкерман и некоторые другие пещерные города были основаны во время правления этого императора. Однако в тексте Прокопия недвусмысленно говорится о том, что в стране Дори Юстиниан I «не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди [т. е. готы и другие федераты] не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах».
Это утверждение некоторым образом противоречит предположению о строительстве Мангупа и других пещерных городов в эпоху Юстиниана. Исходя из этого свидетельства, а также на основании археологических данных, А.И. Айбабин датировал строительство византийских крепостей в Чуфут-Кале, Мангупе, Эски-Кермене, Бакле и Тепе-Кермене постюстиниановским временем, т. е. концом VI века или даже VII веком14.
Возникает вопрос: как же тогда быть с обнаруженной Р.Х. Лёпером при раскопках мангупской базилики Константина и Елены надписью, в которой упоминается имя Юстиниана I? Как считает В.А. Сидоренко, изначально она могла находиться в привратной башне участка «длинных стен» в балке Каралез. И лишь позднее эта надпись вместе с другими камнями из «длинной стены» была перенесена наверх, на территорию города Дороса-Мангупа, где была использована в строительстве и ремонтных работах15. Другие авторы не соглашаются с этой гипотезой и продолжают датировать строительство крепостей в юго-западном Крыму последним десятилетием правления Юстиниана16.
Если доверять данным Прокопия, то, исходя из того, что готское ополчение насчитывало три тысячи бойцов, общая численность готского населения области Дори могла составлять около 30 тысяч человек (боеспособные мужчины, как правило, составляют не более 10% от общего населения). На наш взгляд, данная цифра несколько преувеличена. К примеру, согласно османским податным данным 1529 года, во всем Мангупском округе-кадылыке, приблизительно совпадавшим с областью Дори, было всего около 10 тысяч жителей17. Едва ли в VI веке, т. е. тысячу лет ранее, население могло быть в три раза многочисленнее.
Мозаичный портрет византийского императора Юстиниана в церкви Сан Виталь в Равенне (ок. 547 г.). Во время его правления в Таврике строится несколько крепостей, а также «длинные стены» в заселенной готами «стране Дори»
После строительства крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство. На Мангупе, Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. Несмотря на то, что погребальный обряд в то время мало чем отличался от прежнего, сами захоронения стали осуществляться не только в склепах, но и в типичных для византийских христиан плитовых могилах. Да и в склепной архитектуре часто можно найти подражание устройству интерьера наземных христианских храмов18.
В VII веке в источниках впервые упоминается топоним «Дорас». Среди духовных лиц, присутствовавших в 691—692 годах на Трулльском соборе в Константинополе, был Георгий, «епископ Херсона и Дораса». Расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают позднее и византийские хронисты Никифор и Феофан Исповедник19. Проблема локализации этого средневекового города неоднократно обсуждалась различными учеными. Среди возможных кандидатов был и Эски-Кермен, и Инкерман, и некоторые другие местности. Тем не менее в настоящее время подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро, с городищем на плато горы Баба-Кая, ныне известным под названием Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро) на справедливость этого предположения указывают также и археологические, и эпиграфические источники.
Привозные германские (остроготские и гепидские) пряжки из Керчи (по А.И. Айбабину)
Этнополитическая ситуация в Крыму резко изменяется после вторжения в Крым в конце VII века очередной волны тюркоязычных кочевников — хазар. Об этом наш следующий раздел.
Примечания.
1. Айбабин. С. 83. См. также Юрочкин В.Ю. Боспор и православное начало у готов // Боспорский феномен. СПб., 1999. С. 326—332; Беликов Д. Христианство у готов. Казань, 1887.
2. Герцен А.Г. Новые раннехристианские памятники из некрополей Мангупа // Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе: история и современность. Тезисы докладов. Севастополь, 2001. С. 12.
3. Айбабин. С. 230.
4. Колтухов С.Г., Юрочкин В.Ю. От Скифии к Готии: Очерки истории изучения варварского населения Степного и Предгорного Крыма (VII в. до н. э. — VII в. н. э.). Симферополь, 2004. С. 184—186, 199—202.
5. Ганина. С. 249. Подробнее см. раздел «Ученые в поисках готской антропонимики» в 4-й главе данной книги.
6. Айбабин. С. 100.
7. Щукин. С. 461.
8. Щукин. С. 465.
9. Прокопий Кесарийский. Война с готами…
10. Айбабин. С. 111. Ср. другие интерпретации: Зубарев В.Г., Ярцев С.В. К вопросу о расселении приазовских германцев в Крыму // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 17. С. 329—338. Э.И. Соломоник и О.И. Домбровский локализовали страну Дори на южном и юго-восточном берегах Крыма (Соломоник Э.И., Домбровский О.И. О локализации страны Дори // АИСК. С. 11—44; ср. Веймарн Е.В. От кого могли защищать готов в Крыму «длинные стены» Прокопия? // АДСВ. 1980. С. 19—33).
11. Васильев. 1927. С. 190.
12. Vasiliev. P. 174—175.
13. Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму // МАИЭТ. 1991. Вып. II. С. 114—115.
14. Айбабин. С. 111—119; ср. Герцен А.Г. Ранневизантийские крепости Юго-Западной Таврики // Международная конференция «Византия и Крым» (Севастополь, 6—11 июня 1997 г.). Тезисы докладов. Симферополь, 1997. С. 33.
15. Сидоренко. «Готы»… С. 115.
16. Герцен А.Г. Дорос — Феодоро (Мангуп): от ранневизантийской крепости к феодальному городу // АДСВ. 2003. Вып. 34. С. 98, 100.
17. Fisher A. The Ottoman Crimea in the Sixteenth Century // HUS. 1981. Vol. 5. № 2. P. 169. О проблематичности датировки османских податных книг см. ниже.
18. Айбабин. С. 161; Герцен. Дорос-Феодоро… С. 99—100.
19. Васильев. 1927. С. 189—194.