Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Домонгольская кириллическая надпись из церкви Благовещения на Городище

Домонгольская кириллическая надпись из церкви Благовещения на Городище

Перед вами – фрагмент крупнейшей кириллической надписи домонгольской Руси, которая была найдена археологами Института археологии РАН в 2016 году во время раскопок храма Благовещения на Рюриковом Городище в Новгороде Великом. Храм Благовещения был построен в 1103 году на правом берегу Волхова, на территории, которое в XVIII веке получила название «Рюриково городище», храм стал вторым по древности каменным храмом после Софийского собора в Новгороде Великом.

Рюриково городище впервые упоминается в Новгородских летописях в 1103 году в связи с закладкой каменной церкви Благовещения князем Мстиславом Владимировичем. Но археологические раскопки свидетельствуют, что возникновение на холме укреплённого поселения — городища произошло на двести лет раньше, во второй половине IX века.

МСТИСЛАВ СЫН ВЛАДИМЕРА МОНОМАХА, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, ПО ОТЦЕ СВОЕМ НАСЛЕДОВА РОССИЙСКУЮ ДЕРЖАВУ, ПРЕЛОЖИСЯ КО ОТЦЕМ СВОИМ В ЛЕТО 1133.

В 1103 году князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, заложил церковь Благовещения на Рюриковом Городище.

В 1342-1343 годах на месте разрушенного храма построили новый храм, закрывший остатки памятника XII века.

Второй храм Благовещения несколько раз перестраивался, и в 1930 году храм был закрыт. Церковь Благовещения на Городище археологи исследовали в 30-х годах.

Сохранившийся до Великой Отечественной войны, второй храм Благовещения был почти полностью разрушен в 1941 году огнём фашистской артиллерии. От храма осталась часть стены, фундамент и груда камней, храм долгое время стоял в руинах.

В 1964-1972 годах архитектором Л.Е. Красноречьевым были проведены консервационные работы с укреплением остаточной кладки и устройством защитных покрытий.

Планомерные исследования Рюрикова городища начались лишь начиная с 1970 года, раскопки вели учёные Института истории материальной культуры РАН под руководством Евгения Носова. С 2000 по 2017 год храм исследовали специалисты Института археологии РАН под руководством Владимира Седова.

Археологи исследовали скрытые под землей остатки конструкций раннего храма, фундаменты и цокольных частей храма Благовещения 1340-х годов.

Когда археологи расчистили восточную часть храма, они обнаружили множество фрагментов первоначальной фресковой росписи начала XII века. Сначала был найден небольшой фрагмент фрески, к которому прибавился следующий, потом еще один, и скоро стала понятно, что кириллическая надпись занимает довольно большое пространство: как говорили учёные, расшифровывающие текст, «наша надпись росла, как Римская империя на картах», и, наконец, была найдена большая часть фрагментов, что позволило практически полностью прочитать текст. Полностью надпись была собрана в 2017 году, и впервые о её содержании было рассказано на конференции «Церковь Благовещения на Городище: исторический и культурный контекст» в 2018 году.

Печать русского князя Всеволода Мстиславича, найденная у поселка Привольное.

Князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха успел построить на Рюриковом городище Георгиевский собор (1119 г.) княжеского Юрьева монастыря,
храм Николы на Ярославовом Дворище (1113 г.), церковь Иоана на Опоках (1127 г.), храм Успения на Торгу (1135 г.).

В найденной надписи говорится о смерти князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха: сообщается, что он преставился, был похоронен, что по нему скорбел его брат Святополк, а дружина была как «стадо без пастуха». Как известно из летописных источников, в 1136 году новгородцы изгнали князя Всеволода из города.

Пятины Новгородской земли

Князя Всеволода позвал к себе Псков, куда он и уехал со своей дружиной, и там же умер в феврале 1136 года – в то самое время, когда новгородцы шли на непокорных псковичей, требуя изгнать Всеволода из новгородской земли.

До сих пор не известно, когда точно умер князь Всеволод: Ипатьевская летопись утверждает, что он умер 11 февраля, в четверг на масленой неделе, в день Св. Власия, и был похоронен в построенной им же церкви Святой Троицы во Пскове в воскресенье, то есть через три дня.

Однако, в новогородских летописях говорится, что Всеволод умер 13 февраля, и был похоронен в воскресенье, то есть через неделю. В найденной надписи также говорится, что он умер 13 февраля. С чем же связано это противоречие?

Сегодня есть две версии, объясняющие эту не стыковку. Первая предполагает, что новгородцы не знали точную дату смерти изгнанного князя: возможно, им было известно лишь то, что она как-то связана с 13 февраля, и они решили, что неделю смерть князя скрывали. Вторая версия говорит о том, что, наоборот, о смерти князя стало известно сразу, в день Св. Власия, который имеет «постпразднование», приходящееся на 13 февраля.

Рюриково городище

В начале XII века, когда Новгород Великий стал вечевой республикой и его боярство овладело всем государственным аппаратом, князь стал только военачальником и потерял реальное право управлять и решать дела в Новгородском Кремле. Настоящими хозяевами Кремля стали архиепископ и посадник, отстаивающие интересы новгородского боярства. Новгородскому князю пришлось переселиться на Городище и обустраивать это место в соответствии со своим статусом и финансовыми возможностями.

В двух километрах к югу от Новгорода, у села Городище, сохранились остатки торгово-ремесленного поселения IX-X веков, известное с XII века как постоянная княжеская резиденция – Рюриково городище. Если верить преданию, то призванный править Рюрик начинал своё княжение именно здесь, где он поселился.

Рюриково городище стало не только официальной княжеской резиденцией, но и символом, оплотом княжеской власти и сохраняло этот статус до падения Новгородской вечевой республики в 1478 году. Обустраивая свою резиденцию, новгородские князья особое внимание уделяли созданию храмов и монастырей.

В Новгородском Кремле Софийский собор к тому времени стал главным храмом вечевой республики и перестал быть княжеским храмом, в соборе распоряжался архиепископ.

Вокруг Городища постепенно стал формироваться новый влиятельный район расселения новгородцев и центр политической жизни. Князь и боярская верхушка не всегда жили в мире и согласии, что не способствовало сохранению величия и силы Новгородской земли. Князья не надеялись на алчных бояр, а уповали на помощь Божию и стремились возводить новые храмы.

Рюриково городище было «старым городом« по отношению к новому городу — Новгороду, возникшему ниже по течению Волхова. Одной из причин возвышения этого места до статуса резиденции русских князей являлось очень выгодное географическое положение Городища на пересечении водных торговых путей, соединяющих страны Балтийского региона и Русь с Византией и Арабским миром.

Главные торговых пути «Великий Волжский торговый путь» и «путь из варяг в греки».

В 1570 году, когда царь Иван Грозный провёл кровавую расправу с новгородцами, в Рюриковом Городище было пролито много слёз и крови. Из Новгорода и окрестных монастырей монахов и священников заковали в цепи и привезли в Городище, поставили на правёж и били их пять дней подряд.
Правёж – это практика в дальнем прошлом взыскания налогов и других платежей с применением истязаний. Неплательщиков «ставили на правёж»: били палками или батогами до тех пор, пока они сами или кто-либо за них заплатят требуемую сумму.
Царь Иван Грозный приехал в Городище 6 января 1470 года с войском из полутора тысяч московских стрельцов и на следующий день приказал убить всех игуменов и монахов, которые «стояли на правеже», и развезти их тела на погребение, каждого в свой монастырь. В результате следствия об измене бояр и приказных людей, многих из них вместе с семьями казнили в июле того же года или сослали жить на северные окраины Руси.

Отправка Марфы Посадницы и вечевого Новгородского колокола в Москву

Именно в Рюриковом Городище царь Иван Грозный начал «казнить Великий Новгород» . В 1478 году, после завоевания Новгорода, Московский царь Иван III Васильевич (1440 -1505)  приказал снять вечевой колокол с колокольни и вырвать ему язык. Церковный колокол считался полноправным жителем деревни или города, у них были имена, похожие на человеческие, а частям тела колокола были даны названия частей человеческого тела. У русского колокола были голова, поясница, губа, язык и уши. В русской православной вере считается, что у каждого колокола есть душа, похожая на человеческую. Вече было высшим законодательным и судебным органом Новгородской республики, а его колокол, созывавший народ на Вече — символом республиканского суверенитета и независимости. Взятие контроля над Новгородом Великим не было бы окончательным без захвата вечевого колокола.

Археологи выявили здесь остатки оборонительного рва и дубовых укреплений IX века, всё, что осталось от крепости времён Рюрика.

На Рюриковом Городище располагались княжеский дворец, гридница, хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, княжеские церкви. Здесь во множестве найдено свинцовых печатей, которыми скреплялись важные документы.

1574-1582- Рюриково Городище на иконе «Видение пономаря Тарасия

Древнюю резиденцию новгородских князей Рюриково Городище с плотной застройкой можно увидеть на иконе XVI века «Видение пономаря Тарасия» из собрания Новгородского музея-заповедника.

В древности на Рюриковом Городище кроме церкви Благовещения стояло ещё несколько храмов: каменная церковь Михаила Архангела; деревянная церковь Николая Чудотворца; церковь Козьмы и Дамиана; Аргамаков монастырь с церковью Святого Георгия. Все православные церкви Рюрикова Городища были сожжены и разрушены шведами и до нашего времени сохранились лишь в летописях.

церковь Спаса на Нередице 1198 г.

Частью княжеской резиденции была церковь Спаса на Нередице 1198 года. Этот шедевр древней архитектуры и фресковой живописи был восстановлен в 1950-х годах.

Фреска храма Спаса-на-Нередице. Отец Александра Невского, Ярослав Всеволодович, подносит храм

В храме Спаса на Нередице на Рюриковом городище близ Новгорода можно увидеть изображение князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, держащего в руках храм, подобно святителю Николаю Чудотворцу. Однако такая композиция не прижилась в русских землях.

Более 10 лет идёт восстановление церкви Благовещения, после ресторации она получит второе рождение и приобретёт свой первоначальный вид.

А пока, на Городище установлен памятный знак «Княжий камень», в ста метрах от церкви, с прекрасным видом на голубой Волхов и Юрьев монастырь.

Юрьев монастырь и камень на Рюриковом Городище

Княжий камень был найден в 2011 году в земле возле деревни Малый Удрай в Батецком районе Новгородской области. Вес валуна — 37 тонн.

В 2016–2017 годах в экспедиция ИА РАН проводила археологические работы для подготовки к музейному экспонированию церкви.

Лишь после завершения масштабной реставрации в 2019 году храм снова открыли для посещения.

 

Печати древнерусского Государства
Татарское нашествие

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*