За шесть тысяч лет в легендарной истории Черного моря известно несколько его названий. Море называли Понт Аксинский ((др.-греч. Πόντος Ἄξενος -«Негостеприимное море»), Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинский (др.-греч. Εὔξενος Πόντος, лат. Pontos Euxinus -«Гостеприимное море»), Русское море, Синее, Святое море, а теперь оно известно, как Чёрное море. Пожалуй, на всей земле нет другого моря с таким количеством названий и легенд. Все древние названия Чёрного моря имели особое значение и смысл, запечатлённый в истории народов, заселявших морские побережья. Из древних эллинских мифов и легенд дошло до нас название первое название моря, которым нарекли его древние эллины — Понт Аксинский — Негостеприимное море.
Существуют разные предположения о происхождении этого названия. Одни учёные связывают древнее название моря с его бурным характером, не раз губившим небольшие парусно-весельные суда греческих мореплавателей, направлявшихся к берегам Тавриды. Морская стихия вызывала у мореходов большой страх и они населяли Негостеприимное море своими страхами, сказочными чудовищами и опасностями, нашедшими отражение в древнегреческих мифах и легендах. Не гостеприимство морской стихии породило у древних греков название — Понт Аксинский.
Второе предположение о названии моря Аксинским многие учёные связывают со значением — Скифское море. Этимология названия Понта Аксинский созвучно со словом αφιλόξενος — «афило-ксейноз» — «не гостеприимные», так греки называли скифов в античные времена. А Скифское море эллины стали называть «аксейнос» – негостеприимным, оба слова сходные по произношению и по смыслу. Древние греки вели длительную борьбу за установление своих торговых колоний в Северном Причерноморье.
Скифским морем называли Понт Аксинский и генуэзцы, совершавшие длительные плавания вдоль берегов Европы и Африки в поисках торговых городов.
А еще возможно, что название «Скифское» море получило из сочетания двух признаков: «аксейнос» – «негостеприимность» и «аксейназ» – «недружелюбные» — так греки называли скифов. Оба слова сходны по произношению и смыслу. При враждебных отношениях со скифами греки могли дать морю именно такое недоброе имя.
Особенно интересны расшифровки названий Чёрного моря и Азовского моря, осуществленные Олегом Николаевичем Трубачёвым. Плиний старший в «Естественной истории» приводит его местное название Чёрного моря, которое звучало как «Темарунда» или «Темеринда». Сопоставление этого древнего названия моря с древнеиндийскими корнями дало замечательный результат: в переводе это означает «Тёмная пучина» — явный аналог «Чёрного моря»! Не менее интересно, что иранские народы перевели «Чёрное» на свой язык и оно стало называться «Ахшайна». В свою очередь, греки, грешившие склонностью местные названия объяснять через собственный язык, осмысливали его как «Аксинский», то есть «Негостеприимный» Понт; позднее же, после основания и расцвета греческих колоний, они стали называть его «Эвксинский» — «Гостеприимный». И, наконец, последний, русский перевод — «Чёрное море» вновь вернул ему исконный древний смысл индоарийского «Темарунда».
Азовское море называлось у древних «Майотис», «Меотида»; Плиний передает смысл этого названия — оказывается, окрестные племена — меоты — считали его «матерью» Чёрного моря, питавшей его своими водами. Это вполне соответствует значению соответствующего древнеиндийского корня: меоты, в свою очередь, могут быть переведены как «материнские» (вспомним, что по аналогии образовано слово патриции — «отцовские»), что опять-таки согласуется с древнегреческими сообщениями о «женоуправляемых» племенах Приазовья — Амазонках.
Убедительным аргументом может послужить описание «Понта», сделанное римским географом Помпонием Мела ( I в. н.э.). Используя материалы древнегреческих исследований, он писал: «Очертания Понта напоминают сильно изогнутый скифский лук. Море отличается малой глубиной, суровым нравом, туманами, крутыми непесчаными берегами. Заливы редко встречаются. Понт омывает страны, от которых дует северный ветер, и от ветра море волнуется и кипит».
Сравнение моря, отличающегося «суровым нравом», со «скифским луком», даёт версию происхождения «моря негостеприимного». Понт Аксинский является самым древним названием Чёрного моря.
С древних времён эллинов неудержимо тянуло в страны Причерноморья, подтверждением этому служат находки археологов, открывших миру многочисленные эллинские поселения на берегах Чёрного моря.
«…Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю… Взбунтовалось море, заштормило, поднялись огромные волны. Такие огромные, что солнечные брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. Над морем стоял сплошной стон и грохот. В страхе повернули эллины свои фелюги обратно, но мало кто возвратился к своим берегам.
С тех пор греки стали называть море Понтом Аксинским – Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтоб никогда не поднимали оружия против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.»
Известная древнегреческая легенда об аргонавтах относится к 13 веку до н. э., рассказывает о плавании Ясона через Понт Аксинский к берегам скифской Колхиды за Золотым руном барана, спасшего Фрикса.
Римский историк Помпей Трог (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), автор всемирной истории в 44 томах, «История Филиппа» пишет: «Скифия, расстилается по восточному направлению, с одной стороны ограничивается Понтом, с другой — Рипейскими горами, с тылу — Азией и рекой Фасисом».
В IV веке. н.э. латинский поэт Руфий Фест Авиен , в своём «Описание морского побережья» (от Бретани до Понта Эвксинского), пишет: «На севере, через открытое устье залива, прорываются в Понт глубокие воды Меотийского болота (Азовского моря). Варвар-скиф на широком пространстве заселяет побережье и называет это море матерью Понта. Это единственная родительница Понта, единственная производительница моря; из этого источника текут зыбучие воды глубокого Понта, прорываясь Киммерийским проливом; ибо там открывает свои устья Киммерийский Боспор (Керченский пролив)… Здесь Тавр поднимается крутыми хребтами, подпирает вершиной небо и широко вдвигает свою голову в высокие звёзды. Сюда некогда прибыл, на удивление морю, фессалийский корабль «Арго», и морские воды изумились плывущей по ним ладье».
Валерий Флакк в поэме «Аргонавтики» пишет: «Мы поём моря, впервые пройденные великими сынами богов, и вещий корабль, который осмелился проследовать к берегам скифского Фасиса».
Древнеримский политик, консул 100 до н. э Луций Валерий Флакк, прямо именует царя Ээта, правителем «Скифии и холодного Фасиса».
До сих пор поход аргонавтов Колхиду, южную часть Скифии, является предметом исследования учёных, писателей и путешественников.
Золотого Овна, спасшего Фрикса, принесли в жертву богу Зевсу. Золотое руно Овна Ээт повесил в священной роще бога войны Ареса. Сторожить золотое руно должен был ужасный, извергающий пламя дракон, никогда не смыкавший своих глаз (Аримаспы – «не смыкающие глаз» по описанию Геродота).
Потомки царя Афаманта, отца Фрикса, знали, что благоденствие их рода зависят от обладания золотым руном, и хотели добыть его любой ценой.
Из легенды известно, что Фрикс попал в Колхиду, следуя не вдоль северного побережья Малой Азии, а вдоль берегов Фракии, направляясь в Тавриду (Крым), к мысу под названием Бараний Лоб (современное название мыс Сарыч). Далее Фрикс продолжил свой путь на север, в устье реки Фазис. На берегах реки Фазис , и находилась столица легендарной Колхиды, город Эю, где правил скифский царь Ээт, сын бога Гелиоса.
Предсказатель Финей, обращаясь к Ясону, говорит: «Так ты прибудешь, наконец, к быстрой реке Фасису. Там уже скифский стан и поднимается братская Эриния».
По свидетельству псевдо – Плутарха: «Фазис — река в Скифии, …прежде она называлась Арктуром, получив это название от того, что течёт по холодным местностям».
Практически все античные историки, географы и поэты, рассказывая о путешествии аргонавтов, говорили о том, что колхи, согласно своему древнему обычаю, убивали всех иноземцев прибывающих в их страну. Этот обычай был характерен для очень многих скифских племён, названных древними греками одним именем — скифы, с эпитетом «не гостеприимные». Греки называли негостеприимными колхов, тавров, киммерийцев, сарматов — для них все они «варвары» — Скифы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι) известны в истории под именами: Scyth, Saka, Sakae, Sacae.
Из Истории Геродота известно, что Самоназвание скифов — СКОЛОТ (skolot, или skolt), («С коло ит» — «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий»), и в названии земли Колхида, ясно слышится скифское слово «коло» и «иду», они поклонялись солнцу. Возможно, от самоназвания скифов СКОЛТ произошло слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валл. y Celtiaid, ирл. na
Древнегреческий поэт и филолог Аполлоний Родосский (295 — 247 г.г. до н.э.), более известный эпической поэмой «Аргонавтика», повествующей о приключениях аргонавтов, помещает Колхиду в стране Киммерийцев.
«4. Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная числа больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в легком и тяжелом вооружении подобно армянам
5. Войско они выставляют более многочисленное, чем иберийцы. Именно они вооружают 60 000 пехотинцев и 22 000 всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея.
6. Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде каждое разноязычное племя управлялось собственным царем. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом.» (Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. КНИГА XI.)
Древнегреческий историк, автор сочинения «Историческая библиотека» (в 40 книгах) Диодор Сицилийский, живший в 90 — 30 гг. до н. э., пишет: «Отправившись из Фракии и переплыв Понт, они (аргонавты) пристали к Таврической земле, не зная о суровости её жителей. У варваров этой страны был обычай приносить в жертву Артемиде Таврополе чужестранцев, которые приставали к их берегам».
Диодор Сицилийский сообщает, что зятем колхидского царя Ээта был его сосед — скифский царь.
О том, что после скал Симплегад, аргонавты взяли курс на север и причалили у берегов Тавриды, упоминается у большинства античных историков.
Самая южная точка Крыма мыс Сарыч, в древности назывался Криуметопон — «Бараний Лоб», к которому и причаливал и легендарный Фрикс, и Геракл, и аргонавты. Брега Тавриды принадлежали «холодной Скифии», через Тавриду лежал путь в Колхиду и Приазовье.
Гомер, рассказывая о путешествии древнегреческого героя Одиссея в I веке до н. э., даёт описание гавани и крепости, напоминающее Балаклавскую гавань и город, названный Гомером «высокий город» Ламос, город Великанов лестригонов, которые защищались от непрошеных гостей, бросая со скал огромные камни-Валуны, пытаясь потопить корабли Одессея. (Одиссея, X, 80-132).