Четверг , 14 Декабрь 2017
Домой / Мир средневековья / Ладья из Осеберга

Ладья из Осеберга

Дубовый корабль викингов (драккар), обнаружен в 1904 году в Осеберге, близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Известно, что викинги хоронили своих вождей и знатных воинов в ладьях, со всей боевой амуницией, и на могиле насыпали большой холм, курган, как это делали скифы, но в ладье, найденной в Осеберге, были захоронены две знатные женщины.

История находки драккара.

Директор исторического музея в Осло профессор Г. Густавсон, читал лекции по доисторической эпохе в университете, и сдавал в аренду земли в Осеберге. В августе 1903 года арендатор одной из крестьянских усадеб в Осеберге рассказал Густавсону о случайной находке останков старого корабля, найденного им во время возделывания земли на большом кургане. В 1903 году на кургане были проведены первые пробные раскопки, а в июне 1904 году в Осеберге начались археологические раскопки, продолжавшиеся до поздней осени. После того, как 5 ноября 1904 года была откопана последняя доска древнего корабля, пошёл первый снег, и раскопки были прекращены.

Во время археологических раскопок профессор Густавсон выяснил, что через носовую часть корабля в гробницу, находившуюся в середине корабля,проникли грабители и, оставив 14 деревянных лопат и несколько носилок, они вынесли из курганного погребения все предметы, изготовленные из серебра и золота. Однако до кормы корабля грабители не добрались.

Судя по размерам и оснастке ладья из Осеберга не была приспособлена к  суровым условиям плавания в открытом море. Длина судна 21,44 метра, наибольшая ширина 5,1 метров, высота борта 1,58 метра. Изготовленный из дуба корпус корабля имел на каждом борту 12 поясов дубовой обшивки толщиной около 20 мм и шириной от 230 до 340 мм . В 12 поясе имелось 15 отверстий для вёсел — вёсельных портов, диаметром от 90 до 110 мм. В носовой части судна под толстым слоем камней команда Густавсона обнаружила такелаж, разбитые вёсла и якорь. Вёсла были изготовлены в разное время из ели, они были слишком короткими,  ими не возможно было грести.

Само судно было богато украшено резьбой по дереву. Высокие штевни судна были покрыты слоем земли, и истлели. Хорошо сохранились детали головы дракона на носу ладьи. Исследователи предполагают, что корма ладьи заканчивалась хвостом дракона, выполненным в той же манере искусной резьбы. Тонкая резьба на бортах корабля была покрыта яркими красками, но на открытом воздухе краски вскоре быстро поблекли.

Судно имело парус и высокую мачту, но крепления были очень слабыми, что указывает на применение всего такелажа исключительно для погребального обряда.

Хотя курган в Осеберге подвергся разграблению ещё в среднивековье, археологи обнаружили в ладье останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шёлковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу на колёсах и сани на полозьях, и даже кости павлина. Это свидетельствует об оживленной торговле викингов с Востоком по рекам — Волге и Днепру в 850 году.

Некоторые детали ладьи из Осеберга были изготовлены с высокой степенью мастерства в судостроительном искусстве, что свидетельствует о возможностях хождения ладьи не только по рекам, но и в открытом море. Торговые пути викингов.

На корме корабля команда Густавсона нашла оборудованный камбуз с двумя котлами для приготовления пищи, сосудами для воды, сковороды, ложки, ножи, топоры и неповрежденную ручную мельницу для размола зёрна. 

В курганном погребении были найдены предметы, предназначавшиеся для женщин — большой прядильный станок и два малых, пригодных для изготовления лент, обломки выдолбленных из дуба сундуков и деревянных ведёр, остатки ковра, шерстяной материи и шёлковых лент.

Скандинавские учёные долгое время пытались связать похороненных в ладье в 850 году знатных женщин из династии Инглингов, и даже называли одну из женщин королевой Асой — бабкой Харальда Прекрасноволосого.

Снорри Стурлусон в XIII веке описал в Инглинг-саге историю Осло-фиорда с районами Остфоллем и Вестфоллем.

О судьбе королевы Асы в Инглинг-саге, написанной через 400 лет, говорится: «Гудрёдом звали сына Хальфдана, который после него стал королем. Его жену звали Алфхильд. У них был сын Олаф. Когда Алфхильд умерла, Гудрёд послал своих гонцов в Агде (Юго-Западную Норвегию) к королю, который там правил. Его звали Харальд Ротлип. Гонцы должны были просить отдать его дочь Асу королю в супруги, но Харальд Ротлип им отказал. Гонцы вернулись обратно и сообщили королю Гудрёду об отказе. Вскоре после этого Гудрёд вышел в море с большим войском и прибыл в Агде. Войско пришло совершенно неожиданно и высадилось на берег. Ночью оно достигло усадьбы короля Харальда Ротлип. Когда последний обнаружил, что против него стоит враг, он вышел к неприятелю с теми людьми, которых имел при себе. Произошла битва, но слишком неравными были силы, и Харальд и его сын Гирд погибли. Король Гудрёд захватил большую добычу. Он увёз дочь короля Харальда Асу с собой и сыграл с ней свадьбу. Она имела от него сына по имени Хальфдан. Осенью, когда Хальфдану был один год, король Гудрёд отправился на «кормление» по стране. Он прибыл на своём судне в Штифтлезунд. Там был большой пир, и король сильно выпил. Вечером, как стемнело, он сошёл с судна. Когда король находился на конце сходни, к нему подбежал человек, пронзил его своим копьём, и Гудрёд умер. Человека сразу же убили. На следующее утро, когда рассвело, его узнали – это был слуга королевы Асы. Она не отрицала, что слуга действовал по её совету… После смерти отца королём стал Олаф. Он страдал болезнью ног и умер от этого. Олафа похоронили в холме в Гьёрстаде».

Далее сообщается, что внук королевы Асы Харальд Прекрасноволосый,  установил своё господство над всей Норвегией в 872 г., королева Аса умерла в возрасте 50 лет. Вполне вероятно, что в Осеберге похоронена королева Аса, а в Гьёрстаде – король Олаф, так как там при раскопках был найден скелет хромого мужчины, страдавшего подагрой.

Повозка
В гробнице на судне были найдены также остатки небольшой четырехколесной повозки и четверо саней на деревянных полозьях. Все они имели тонкую резьбу, покрытую красками, которые после раскопок быстро поблекли.

В носовой части судна сотрудники Густавсона под толстым слоем камней нашли разбитые сосуды для воды, весла и якорь. Рядом с судном были обнаружены скелеты 10 лошадей, запряженных по двое, и четырёх собак.

Осебергские башмаки неоднократно привлекали внимание исследователей, но самая полная и всесторонняя публикация принадлежит Шарлотте Блиндхейм. Благодаря чертежам деталей, реконструкциям и фотографиям обуви, помещённым в её статье, появилась возможность провести анализ этой важной находки.

По общим технологическим показателям все три пары башмаков, найденных на Осебергском корабле, относятся к мягкой кожаной обуви, состоящей из двух частей и подошвы. Каждая пара башмаков имеет свои конструктивные особенности.

Конечно, высокий статус королевы предполагает несколько пар обуви, но как же различить какие из них — домашние, а какие — парадные? Качество кожи определить почти невозможно, но исследователи предполагают, что кожа башмаков была высокого качества выделки, довольно тонкой, мягкой, «перчаточной».

«Общенорвежского типа» обуви в начале IX века не существовало, а Норвегия не была единым государством ни политически, ни экономически, ни этнически.

Дружинно-торговый социум «русов» начал складываться не ранее последних десятилетий VIII — первых десятилетий IX вв., примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) слово с исконно русским корнем «rup» — гребцы приобретало новое значение «морское войско». (родственные слова в рус. яз.: гРАБить, гРЕБти…; англ.: robber — гРАБитель)

Только внук королевы Асы, Херальд Прекрасноволосый, сделал попытку объединения под своей властью около 20 фолдов. Язык викингов сохранился в топонимике. 

В древненорвежских судебниках XIII века описывается обряд «введения в род». Этот обряд выражался в обязательном вступлении в род незаконного сына в специально изготовленных ритуальных башмак. Лишь после этого незаконный сын становился полноправным членом усыновившего его рода и имел право носить туже обувь, что и отцовский род. До этого он носил обувь, которая была присуща роду его матери.

Если же женщина владела 2 парами обуви, значит она переходила из рода в род, т.е. выходила замуж. Муж выкупал невесту у её родичей и увозил во владения своего рода. Традиция дарения невесте новых башмаков, для вступления в новый род (семью) сохранилась вплоть до настоящего времени у многих народов.

У Асы было найдено две пары разнотипных башмаков, причём те, что лежали в берестяной коробке представляли родовую форму башмаков Инглингов. Аса и Король Гудрёд происходили не только из разных родов, но и из разных племён, поэтому на ней были надеты родовой формы башмаки Хильдингов.

Анализ ДНК указывает на то, что младшая из женщин имела гаплогруппу U7,  происходящую из Юго-Восточной Азии, которая практически отсутствует среди европейцев, но нередко встречается на Ближнем Востоке, особенно среди персов (иранцев)

Папа Римский Климент I покровитель Херсонеса
Основатель Первого рейха Оттон 1.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*