Среди тысячи бытовых предметов, служащих человеку верой и правдой, ключи имеют не только практическое применение, но и несут особое символическое значение. Ценность представляет не только сам ключ, но и его уникальная функция — право открывать и закрывать дверь. Ключ способен устранить материальную или духовную преграду на нашем пути, и символизирует власть, доступ к входу и выходу, свободу и доступ к ценностям, сокровищам, знаниям.
Общепризнанную символику ключа и его значение для обладателя ключа мы находим в культурах всего мира.
Слово ключ, как ключ от дома реконструируется не только для праславянского *kľučь, (см. ЭССЯ, вып. 10, с. 50-52), но и — диалектно — для праиндоевропейского, ср. *klēu̯is на базе лат. clavis и греч. κληΐς со значением «ключ», хотя речь могла идти только об очень примитивном ключе, который был сродни клюке и форму которого лучше всяких реконструкций можно восстановить с помощью выражения: журавли ключом летят. (Лингвистические исследования. О.Н. Трубачев. Этногенез и культура древнейших славян.)
KEY — КЛЮЧ, от санскрит: корня kunc — «кольцо, сделать кривым», kuncika — кольчуга, сделанная из колец. В Британском словаре отмечено: слово KEY неизвестного происхождения, ненормальная эволюция и нет никаких достоверных родственников. Либерман пишет: «Первоначальное значение * kaig-jo— (КОГОТЬ), видимо, было «* булавка с закрученным концом». Слова с корнем * kai-, за которым следует согласный, означающий «искривленный, изогнутый», распространены только в северогерманских языках CLUE — КЛЮЧ, от др.нем. clewe, cleue — КЛЮКА, КРЮК.
Во многих религиях ключ рассматривается как символ перехода из земного мира в потусторонний мир или в иное состояние бытия. Ключи держал в руках древнеримский двуликий бог дверей Янус, открывающий вход в будущее и закрывающий дверь в прошлое.
Божественный привратник Янус открывал двери в новый день, и закрывал ночную тьму, открывал переходы от одного времени года к другому.
Боги Древнего Египта несли на себе знак анк — особого вида креста с большим ушком, игравшего роль ключа и символизировавшего переход к загробной жизни.
В христианстве ключи — символ могущества и власти, дающие силу отпускать грехи и отлучать от церкви. В иконографии традиционно изображают Святого Петра, держащего в руках два ключа, золотой и серебряный, от ворот Рая и Ада.
На богатом острове Готданд найдено около 700 кладов Х века. В окрестностях и на территории Висбю (швед. Visby), главного города шведского острова Готланд, который позднее стал важным центром Ганзейского союза, открыты следы деятельности торговых общин эпохи викингов, представлявших собою исходную стадию развития этого средневекового центра. Вместе с многочисленными находками в пределах городских стен Висбю археологические памятники свидетельствуют о торговле, как основном занятии уже в эпоху викингов. Торговля Х века требовала надежного хранения товаров — под ключ.
С 1059 года важную роль в католической церкви стал играть конклав (ит. cum clavi — «под ключом»), коллегия кардиналов, в обязанности которой входили выборы нового римского папы.
До XI века выборы папы римского иногда растягивались на несколько лет, поскольку иерархи церкви яростно боролись между собой за титул великого понтифика, дававшего его обладателю почти неограниченную власть над всеми христианами-католиками. Склоки кардиналов и архиепископов, доходившие подчас до вооруженных столкновений, сильно подрывали авторитет «святой католической церкви», поэтому папа Николай II (1059—1061) и ввел новый порядок выборов, получивший наименование конклава.
Реформа Николая II оказалась чрезвычайно эффективной, так как коллегию кардиналов-выборщиков стали запирать в конклав (ит. cum clavi — «под ключом») в зале и держать их там взаперти до тех пор, пока они не провозгласят имя вновь избранного папы. Проголодавшиеся и измученные духотой кардиналы гораздо скорее, нежели прежде, приходили к согласию.
Главная эмблема папской власти Римской католической церкви — диагонально перекрещенные золотой и серебряный ключи, те самые, что были переданы Христом Святому апостолу Петру. Римский папа считается наместником Святого Петра на земле. В гербе папского государства Ватикан изображены ключи апостола Петра, увенчанные папской тиарой. Два скрещенных ключа можно видеть и в гербе римского папы Николая V (1447-1455 г.г.).
В византийской православной церкви экклезиарх (ключарь) распоряжался всей драгоценной церковной утварью.
Связка ключей в руках воина является атрибутом Святого Ипполита, бывшего тюремщиком Святого Лаврентия.
В Апокалипсисе ангел, вооруженный ключами от ада («бездны»), сковал чудовищного дракона («Змия древнего») и низверг его в адову бездну на тысячу лет.
В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса связкой ключей наделена Святая Марфа Вифанская, сестра Марии и Лазаря, ставшая собирательным образом рачительной домохозяйки. Святая Марфа заботилась о большом угощении, когда «приняла Господа в дом свой».
Большое количество декоративных ключей с эпохи викингов ( 800-1066 гг. н.э.) было обнаружено в женских могилах. Бронзовые ключи, выполненные с превосходным мастерством, использовались в качестве символа статуса женщинами и часто были настоящими произведениями искусства, которые хозяйка дома носила на поясе вокруг талии.
Древнескандинавский ключ найден в кургане Хеггум (Хегггеймар) размером 9,5 сантиметров в длину и украшен переплетенными фигурами животных в «скифском зверином стиле», возможно, ключ служил оберегом-дома, как «змеевик«, оберег князя Владимира Мономаха. Выйдя замуж новая хозяйка дома получила ключи от дверей и сундуков с сокровищами, как видимый знак её нового статуса, положения в доме и власти. Бронзовый ключ от фермы Хеггум в Рёйкене в Осло-фьорде.
Ключ в качестве атрибута принадлежал фригийской Великой Матери, богине Кибеле (Сибилла, Сибира), и аллегорической фигуре Верности.
В средние века ключ был достаточно широко представлен, как символ познания всех тайн бытия. Ключ являлся эмблемой европейских коммун (вольных городов). Депутация средневекового города, сдававшегося на милость победителя, торжественно подносила захватчику на бархатной подушке ключи от городских ворот. Этот обычай сделал ключ знаком покорности и капитуляции.
Эмблема ключа связана с целым рядом церковных и светских должностей высокого ранга.
Великий ключник Тевтонского ордена, заведовавший его имуществом, входил в состав орденского капитула (высшего совета). Золоченый ключ, подвешенный сзади на ленте к поясу, составлял первоначально отличительную эмблему французского придворного камергера. Впоследствии должность камергера была введена и в других европейских государствах.
Ключ в Российской империи.
Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова «Kammerherr». Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили.
Изначально история камергерской должности начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от неё. При дворах европейских императоров и царей служили «камериры» или «камерариусы», позже переименованные в «камергеров» и ставшие «комнатными дворянами», получающими символические ключи.
Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов.Ключник при дворе русских царей заведовал столовыми припасами, напитками и прислугой. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской. Реформирование придворного штата по европейскому образцу, привело к замене обычных стряпчих и ключников, комнатных спальников и стольников, на должность камергера, главным символом его должности был при дворе Петра Великого был камергерский ключ.
Вступив на российский престол в 1762 году императрица Екатерина II, сразу определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.
Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.
Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.
С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.
Российский камергерский ключ в XVIII веке изготавливался из золота и крепился на золотом шнуре, а в XIX веке — из позолоченной бронзы и подвешивался на голубой ленте, подвязанной бантом. Головке ключа придавалась форма государственного герба, а бородке — форма креста.
При различных российских императорах изменялся и вид камергерского ключа. В эпоху Александра I (1801 — 1825 г.г.) на головке ключа, на груди двуглавого орла красовался польский герб с вензелем императора Александра I. Трубку ключа обвивала лента из лавровых листьев. В период царствования Александра III (1881 — 1894) на щитке, украшающем грудь геральдического орла, помещался вензель Александра III, а трубку ключа теперь перевивала лента из дубовых листьев. С начала века немного изменилась и длина камергерского ключа — он «подрос» со 145 до 153 мм.
В геральдике эмблема ключа является показателем исключительно важного, ключевого в стратегическом отношении положения города или государства. По описанию знаменитого герольдмейстера Ф. Санти, в гербе «ключ-города» Шлиссельбурга находился «ключ золотой под короною императорскою золотою… внизу крепость белая, поле синее».
Ключи в гербах островных государств, Кубы и Маврикия, отражают их важную стратегическую роль в своем регионе. Для Кубы таковым является бассейн Карибского моря, а для Маврикия, лежащего неподалеку от Мадагаскара, — западная часть Индийского океана.
В гербах российских дворян золотые и серебряные ключи могут свидетельствовать о занимаемом высоком положении (Васильчиковы, Толстые, Черкасовы и др.), а могут быть всего лишь «говорящей» эмблемой (два ключа в гербе Ключаревых). Мировой истории известны и другие символические значения эмблемы ключа.
В военном деле символическое значение ключа наиболее близко разведке и контрразведке, поскольку ключом называется передающее устройство портативной рации, а де шифровальщики вынуждены подолгу ломать голову в поисках ключа к мудреному шифру перехваченной у противника радиограммы.
Среди самых надежных оберегов, бытовавших среди солдат в годы Великой Отечественной войны, был ключ от родного дома или от квартиры. Боец носил его всюду с собой, свято убежденный, что после окончания войны он вернётся домой, к родным дверям и откроет их этим ключом. Об этом важном значении ключа вспоминают многие фронтовики, а сам образ ключа от родного дома, хранимого солдатом, вошёл в литературу и кинематограф.