Понедельник , 12 Ноябрь 2018
Домой / Античный Русский мир. / Самая древняя кириллическая надпись Руси

Самая древняя кириллическая надпись Руси

Житие Константина -Кирилла-философа о русских письменах -Паннонские жития

Как известно, письменность распространилась на Руси после крещения, то есть примерно после 988 года. Однако первая зафиксированная наукой надпись на кириллице, найденная на территории Древней Руси, относится к более раннему времени.

В житии святого Кирилла, в списке, хранящемся в Рыльском монастыре, сказано, что Кирилл прежде, чем отправиться в Моравию был в Херсоне (Херсонес Таврический) и: «Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся емоу Бога хваляще», — из этого явствует, что Руссы имели не только письмена до Кирилла и Мефодия, но были уже и христиане до пришествия Кирилла в Моравию; ибо имели уже на своем языке святое Евангелие.

Это обстоятельство согласно и с церковной историей, говорящей, что Руссы Черноморские имели уже свою церковь в 4-м веке. Азовско-Черноморская Русь.

В Херсонесе Таврическом проповедовал четвёртый Папа римский Климента I, сосланный в 98 году римским императором Трояном в каменоломни Инкермана. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным, имеющие своё «Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано…». Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии.

Гнёздовская надпись датируется 925 – 950 годами. То есть за несколько десятилетий до крещения Князя Владимира в Херсонесе Таврическом и прихода христианства на Русь и распространения письменности.

Гнёздовская надпись выполнена кирилицей на глиняном корчаге (кувшине), обнаруженом археологической экспедицией под руководством выдающегося археолога Д.А. Авдусина в 1949 году в ходе раскопок кургана, расположенного возле знаменитого селения Гнёздово под Смоленском.

На глиняной корчаге из Гнездовского кургана было вычерчено всего лишь одно слово: «Гороухша». Лингвисты до сих пор затрудняются ответить, что именно означает эта надпись. Существует две самые распространённые версии толкования этой надписи. Одни ленгвисты считают, что в этом кувшине хранилась горчица («гороушна»), тогда надпись на корчаге означает название приправы, хранившейся в нём. Другие ленгвисты считают, что на корчаге написано имя владельца кувшина (Гороххша, Гороухша, Горох).

Скорее всего на кувшине написано имя владельца, на это указывают косвенные факты. Дело в том, что на многих других глиняных амфорах-корчагах в древности писали либо имя владельца, либо буквы имени гончара, или тамга,  обозначающие принадлежность сосуда определённому лицу.

Сама Гнёздовская надпись является доказательством того, что ещё до крещения Руси существовала русская письменность, и были грамотные люди, умеющие читать и писать, используя до-кирилическое письмо, как христиане, так и язычники. 

Невозможно оспорить свидетельства немецкого хрониста Титмаpа Мерзебургского (нем. Thietmar von Merseburg; 975—1018 г.г.), описавшего надписи на языческих идолах, выполненные «особыми», не геpманскими pyнами в славянском языческом хpаме Ретpы, расположенном в землях Лютичей (Редарей). Внутри храма Ретры стояли идолы и на каждом из них было написано его имя. 

«Наружные стены храма Ридигоста (Riedigost — Ретра)  украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь; внутри же храма стояли истуканы богов, страшные на вид, так как они были снабжены полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На подножии каждого истукана было написано его имя. Главнейший из богов, по имени Сварожич (Zuarasici), пользовался, по словам летописца, между всеми язычниками особенным обожанием и уважением. Здесь же находились и знамена, которые выносились из храма только в крайнем случае, когда народ отправлялся в битву, — несли их пешие воины. На этих знаменах, по крайней мере в некоторых случаях, были написаны изображения богов. Так, по словам Титмара, на знаменах лютичей была изображена какая-то богиня(Chron. Vil, 47). В другом месте тот же автор говорит, что лютичи, идя войной, следовали за богами, им предшествовавшими (Chron. VI, 16.). Это, разумеется, следует понимать в том смысле, что впереди войска несли военные знамёна или значки с изображениями на них богов.»

В отдельных же славянских землях особо почитались местные божества, например, Радигаст у редерян (лютичей) и бодричей, в земле Староградской (Aldenburg), Сива у полабских славян; но самым большим почётом пользовался Святовит в Арконе, на острове Руяне, славившийся своим оракулом. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Святовит же считался богом богов. В честь его ежегодно закапывался христианин; в пользу храма Святовита в Арконе на острове Руяне, ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских (балтийских) земель.

В 6-м веке Византийцы говорят уже о северных Славянах как о народе образованном, имеющем свои собственные письмена, называющиеся буквицею. Корень этого слова сохранился и сегодня в словах: буква, букварь, азбука, и даже во второй букве алфавита (буки — происходящей из санскрита bhU — bhUr — земля); отсюда и английское слово book -книга; (нем. Buch; голланд. boek; дат. bog; исланд. bók; норв. bok; швед. boken — книгапроисходит от славянских корней слов — буки, буква, буквица.

В скандинавских сагах славян — Винетов называют образованными людьми.  Славянские жрецы и мудрецы писали народные законы на деревянных дощечкаху славян для предсказаний употреблялись руны.

Сведения о наличии у славян в до-«кирилловскую» эпоху своего письма содержатся во многих работах арабских авторов Ибн Фодлана и Эль Массуди, персидского историка Фахр ад Дина и других учёных и путешественников рассказывающих о том, что уже в 40-х годах IX века среди восточных славян были крещёные люди, именно для них священные книги, и были изложены русскими буквами. Известен диплом папы Льва IV (папа Римский с 847 по 855 гг.), написанный кириллицей ещё до миссии Кирилла и Мефодия.

Разведение домашних животных
Загадки истории. Синдика

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*