Понедельник , 22 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Оружейная палата — сокровищница нашего государства

Оружейная палата — сокровищница нашего государства

Пять веков истории самой старой и ценной коллекции государственных символов России.

Среди музеев Московского Кремля особое место занимает Оружейная палата — и не только потому, что в ней хранятся уникальные, бесценные экспонаты. Если петербургскую Кунсткамеру называют первым музеем в России, поскольку годом ее основания считается 1714 год, то Оружейную палату с полным основанием можно назвать первым государственным музеем в Москве. Но не только это делает палату уникальной: в ней хранится колоссальное количество древних государственных регалий и парадных церемониальных атрибутов России, созданных начиная с XIII века.

Как возникла Оружейная палата

Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата».

В следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире.

Главой Оружейной палаты назначали оружничих, а с конца XVII века — бояр и окольничьих: князя Бориса Репнина, Григория Пушкина, Богдана Хитрово, Ивана Языкова, Петра Шереметева, Михаила Лихачёва, Фёдора Головина и других.

Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия, как холодного, так и огнестрельного, мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.

С начала XVII века Оружейная палата руководила приказами, впоследствии вошедшими в её состав: Бронным (с 1575 по 1610 год), Иконным (1621—1638), Соборного дела (1642—1643), Ствольным (1647—1695), Мушкетного дела (1653—1654), Серебряной (1613—1700) и Золотой палатами (1613—1700).

Существенная часть всего сделанного в Оружейной палате оставалась в ней же на хранение, так собирали ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным.

Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату».

В 1700 году кремлёвские мастерские стали сокращаться, а с началом Русско-шведской (Северной) войны (1700 — 1721) деятельность Оружейной палаты была организована на военный лад: мастера массово изготавливали амуниции для армии, а также ручное огнестрельное и холодное оружие.

В её коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя ещё восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.

Изменения в музее Оружейной палаты завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днём рождения музея.

Экспозиция зала второго этажа Оружейной палаты с воинскими доспехами. XIX век. Д.М. Струков

Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции.

Кстати, в советское время Оружейная палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930 годов немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР. Эта распродажа стала одним из тех катастрофических бедствий, которые выпали на долю Оружейной палаты за неполные пять веков своего существования.

Другими бедствием были несколько пожаров и переездов, как известно, один переезд эквивалентен пожару.

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

«Оружничая палата вся погоре»

Первоначально, судя по летописям XVI века, Оружейная палата располагалась в Набережных хоромах, к западу от Благовещенского собора. В этом здании Оружейная палата и пережила первый известный историкам московский пожар – в июле 1547 года, когда от огня катастрофически пострадали почти все постройки Московского Кремля.

Второй крупный пожар в Москве произошёл в Оружейной палате в 1737 году, во время так называемого Великого, или Троицкого, пожара. К этому времени Оружейная палата уже была в первую очередь хранилищем ценностей, в том числе и военных трофеев, захваченных в ходе Северной войны (1700-1721).

6 июля 1709 г. в Полтаве состоялся триумф победителей

Добычей пожара стали шведские знамена, захваченные после победы армии Петра Великого в Полтавском сражении 1709 г., при пожаре пострадала существенная часть коллекции оружия.

После этого пожара все сохранившиеся сокровища Оружейной палаты перенесли в Теремной дворец, откуда они в 1807 году переехали в специальное здание, построенное для палаты по указу Александра I архитектором Иваном Еготовым.

Это был настоящий дворец, занимавший южную сторону Сенатской площади Кремля, но коллекции Оружейной палаты в нём жилось не слишком уютно.

Во время Отечественной войны 1812 года сокровища Оружейной палаты пришлось эвакуировать в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, а по возвращении многие предметы нуждались в реставрации, поскольку хранились в неприспособленных помещениях. Впрочем, и само здание Оружейной палаты, несмотря на красоту и помпезность, тоже мало годилось для музея: построенное из дерева, оно не имело отопления и потому было холодным и сырым.

В 1838 году по распоряжению императора Николая I началось проектирование нового здания Оружейной палаты, которое архитектор Николай Тон вписал в единый ансамбль с Большим Кремлевским дворцом. За два года, с 1849-го по 1851 год, новое помещение было возведено, и с тех пор Оружейная палата не меняла места жительства до нынешнего времени.


Сокровища Оружейной палаты

Что сегодня хранится в Оружейной палате Московского Кремля, которая является объектом культурного наследия России федерального значения?

Прежде всего, это многочисленные атрибуты государственной власти, начиная с XIII века.Большую часть коллекции вооружения составляют доспехи и шлемы — представлены шлем Ярослава Всеволодовича — отца Александра Невского, византийский шлем с деисусом, а также редкий остроконечный шлем трёхлетнего сына Ивана Грозного — цесаревича Ивана. Рядом экспонируется кольчуга Петра Шуйского, которая, по легенде, после смерти князя во время Ливонской войны была подарена атаману Ермаку, исследовавшем в ней земли Сибири. После смерти Ермака кольчуга поступила в коллекцию Оружейной палаты.

Вход в Коронный зал осуществлялся через металлические врата с гербами всех земель и городов Российской империи. Врата уподоблены геральдическому древу российского государства.

В центре створок гербовая решетки установлен герб Российской империи — увенчанный императорской короной двуглавый орел, со скипетром и державой в лапах и гербом Москвы на груди. Решетка с литыми гербами губернских городов, областей и земель Российской империи,  входивших в царский титул, уподоблена геральдическому древу российского государства.

Проект гербовой решетки для дверей круглого зала верхнего этажа Оружейной палаты. Россия, 1850. Авторы проекта: Рихтер Федор Федорович, Чичагов Николай Иванович.

Герб Таврической губернии- 1784

Среди сокровищ Оружейной палаты «древние принадлежности наследственного царского сана и священного коронования Государей Российских» знаменитая шапка Мономаха, которая является самым древним предметом в этой коллекции, и «Большой наряд».

Мастерами Оружейной палаты изготовлены для коронации Михаила Романова скипетр, держава и царский венец.

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Экспозиция Коронного зала находилась в ротонде второго этажа и являлась смысловым и композиционном центре музея представлены российские государственные регалии и предметы придворного церемониала.

В центре установлена низкая круговая витрина с размещенными над ней государственным знаменем, щитом и мечом. Вокруг неё под стеклом, на высоких фигурных подставках отдельно располагались царские венцы и державы, императорские короны.

У стен, под коронационными балдахинами, обитыми малиновым бархатом, стояли царские и императорские троны.

В витринах также были выставлены государственные регалии, знаки царской власти, посохи и жезлы.

Под купольным сводом помещались тридцать пять портретов русских великих князей и царей из династии Рюриковичей и Романовых.

Важной частью коллекции Оружейной палаты являются коронационные одеяния и убранства русский царей, равно как и парадное светское одеяние XVI века, образцы тканей, предметы патриаршего и царского быта.

Отдельные витрины посвящены коронационным костюмам русских правителей, в том числе платью императрицы Екатерины I из пурпурной ткани. В витринах-шкафах были выставлены древнерусские костюмы и коронационные одежды.

В Оружейной палате исключительным экспонатом этой части экспозиции считают парадное платье царя Петра I, включая его знаменитый чёрный голландский костюм.

Экспозиция круглого зала второго этажа Оружейной палаты с государственными регалиями

На акварелях русского художника-археолога Д.М. Струкова представлена первая экспозиция «Коронного» зала Оружейной палаты, расположенная в новом музейном здании, сооруженном в Кремле архитектором К.А. Тоном в 1844-1851 годах.

«Коронный» зал, ныне зал русского вооружения XII — начала XIX века, был смысловым центром императорской Оружейной палаты.

В нём «зрелище Славы Российской» достигало своей кульминации. Оформление зала, созданное в период правления императора Николая I, было пронизано многообразной символикой власти.

Экспонаты «Бронного», «Оружейного», «Трофейного», «Коронного» и «Серебряного» залов Оружейной палаты отражали блеск, величие и могущество правящей династии Романовых, раскрывали политическую, военную, дипломатическую историю России.

В состав Оружейной палаты входит собрание древнерусских золотых и серебряных изделий XII—XVII веков. В XII—XIII веке на Руси были популярны украшения, выполненные в техниках филигрань и перегородчатая эмаль. Примерами таких ценностей являются предметы из Старорязанского клада, обнаруженного на территории Старой Рязани в 1822 году. В состав клада входят бармы, подвески и колты.

В музее хранится крупнейшая в мире коллекция западноевропейских сребреников XVI—XVII веков. Большую часть изделий составляют фигурные сосуды: кувшины, кубки, кружки для пива и сосуды для вина. В экспозицию входят золотые и серебряные предметы посуды, украшенные драгоценными камнями: чаши, чары, братины, ковши и самовары.

Одним из самых необычных предметов является кубок «Рог Изобилия», подаренный шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу по случаю его коронации в 1647 году. До XVIII века предметы посуды использовались царскими семьей для организации государственных празднеств.

Немалую часть коллекции Оружейной палаты составляют драгоценные предметы быта: посуда, украшения, одежда, старинные книги и иконы.
Одним из самых ценных экспонатов музея является церковная чаша основателя Москвы Юрия Долгорукого, заложенная князем в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском. Работы владимиро-суздальских мастеров представлены ковчегом Дионисия конца XIV века и иконой мастера Лукиана начала XV века, изображающей библейские сюжеты на чеканном серебре.

Рядом хранится Морозовское евангелие Успенского собора, выполненное в начале XV века, а также предметы церковных украшений.

В коллекцию Оружейной палаты входит и разнообразное оружие – как русское (начиная с XII века), так и иностранное, вплоть до образцов позапрошлого столетия.

Бронный зал был первым в анфиладе залов второго этажа. В нем были представлены предметы вооружения русской, восточной и западноевропейской работы.

Экспозиция зала второго этажа Оружейной палаты с воинскими доспехами

Воинские доспехи экспонировались открыто на манекенах, установленных на тумбах в устроенных у окон многоярусных «пирамидах», составленных из ружейных стволов и на «арматурах» у стен зала, которые были украшены портретами.

В числе оружейных экспонатов есть, например, байдана (длинная кольчуга) Бориса Годунова и рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича (XV век).

Экспонаты первого этажа были менее значимы с точки зрения официальной идеологии. «Модельный», «Портретный», «Бытовой», «Каретный» залы включали личные вещи государей, трофеи, добытые после подавления польского восстания 1831 года, предметы быта, парадного выезда, экипажи.

Экспозиция зала первого этажа Оружейной палаты с каретами и предметами конюшенной казны

В экспозиции Каретного зала, находящегося на первом этаже Оружейной палаты, были выставлены предметы, связанные с парадным царским и императорским выездом в России.

Два зала Оружейной палаты отведены под конское убранство и коллекцию экипажей XVI-XVIII веков. Как и в других частях коллекции, в этой собраны работы не только русских мастеров, но и их коллег изо всей Западной Европы, включая Берлин, Лондон и Париж.

Все эти экипажи использовались в качестве парадных, участвовали в коронациях, встречах послов и в царских походах XVI-XVIII веков. По стенам висели металлические медальоны с  изображениями императора Петра I и императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. 

Зимний возок. 1732

Зимний возок, выполненный в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в 1733 году. В 1742 году в этом же возке приехала в Москву на коронацию императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I.

По состоянию на 2024 год в экспозиции музея представлено более 4 000 экспонатов XII — начала XX века.

Знамя Дмитрия Михайловича Пожарского. Россия, начало XVII век

Грохочет гром… нависли тучи…
Но ты взыграл, победный стяг
И встали витязи могучи,
И слезы высохли горючи,
И побежал строптивый враг
Перед хоругвию священной
Пади, коленопреклоненный,
В горячей, искренней мольбе:
Здесь всё, что дорого тебе:
Здесь Русь твоя, держав держава,
Здесь русской речи торжество;
Здесь православие и слава
Всего народа твоего:
Здесь Пётр; здесь батюшка Суворов;
Здесь Пушкина бессмертный стих…
Не отводи же долго взоров
От доблестных лоскутьев сих,
И их омыв слезою гордой,
Иди вперёд стопою твёрдой
Без страха, скорби и тревог,
И знай: велик наш Русский Бог!

 

Не отправленное письмо
День памяти Александра Сергеевича Пушкина

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*