Среда , 25 Май 2022
Домой / Новое время в истории / Как русские государи праздновали Пасху?

Как русские государи праздновали Пасху?

Адрес «чинов государева ратного стана» наследнику Алексею Николаевичу в день Святого Христова Воскресения, Россия, 1916. Музеи Московского Кремля

В допетровское время праздничные дни в России определял церковный календарь. Светлое Христово Воскресение отмечали торжественно и радостно и в царском дворце, и в народе. Пасхе предшествовал сорока восьми дневный Великий пост. На страстной неделе — самой строгой — замирала городская жизнь: не работали приказы, закрывались торговые лавки, затихал шум на улицах.

Белокаменный Кремль Дмитрия Донского

В царской резиденции — Московском Кремле — царь и патриарх всю неделю присутствовали на богослужениях в соборах. В четверг царь обычно бывал на службе в одном из своих домовых храмов, со второй половины 1630-х годов — чаще всего в Верхоспасском соборе Кремля:

«В Великий четверг слушал государь обедни у Спаса Нерукотворенного Образа, что у него на Сенех, и причащался святых пречистых христовых таин Тела и Крови Господни».

В этот же день в Успенском соборе Московского Кремля русский государь и глава Русской православной церкви принимали участие в церковных обрядах, которые, согласно Евангелию, были связаны с событиями Тайной вечери, — освящении воды и омовении ног. Их совершали в алтаре патриарх и митрополит с архимандритами, игуменами и другими церковными властями.

Государь, покинув царское моленное место Мономахов трон в южной части собора, стоял в центре напротив открытых царских врат иконостаса, чтобы видеть происходящее в алтаре.

В Великую пятницу происходил вынос почитаемых реликвий — мощей святых — из ризницы Благовещенского собора в Успенский собор для действа омовения мощей. В Успенском соборе совершали вынос плащаницы, напоминавшей о евангельском событии этого дня — погребении Спасителя. В Великую субботу крестный ход «за плащаницей» завершался обедней в главном храме Кремля — Успенском соборе, где вечером начиналась пасхальная всенощная — самая великолепная и длительная церковная служба.

Царь Алексей Михайлович Романов (Тишайший) — 1645-1676

После всенощной в царском дворце наступало время церемонии, предназначенной для узкого круга лиц, — «лицезрение царских очей». При царе Алексее Михайловиче она устраивалась в Престольной палате Теремного дворца. «Видеть его государевы пресветлые очи» в качестве награды за хорошую службу допускались придворные чины, чьи имена заранее заносили в списки. Избранных удостаивали права лицезреть государя в его хоромах. Ритуал становился запоминающимся событием, с трепетом и почтением подходили к царю служилые люди — «ударяли челом», то есть кланялись, и покидали комнату, уступая место другим. В покои монарха допускали около ста человек из числа тех, кого желали почтить знаком исключительной милости.

Череда христосования царя с подданными начиналась ранним утром после заутрени в Успенском соборе. Патриарх выходил в центр собора христосоваться с монархом: они троекратно целовали друг друга в уста. Потом царь поздравлял духовные власти — архиереев и священников жаловал к руке и вручал каждому красное пасхальное яйцо. Одарив духовенство, царь шёл к Мономахову трону, где начиналось христосование со знатными и служилыми людьми. Они подходили к монарху строго по чину, и, в зависимости от знатности, положения и личного отношения, царь одаривал их крашеным пасхальным яйцом.

Христосование монарха с людьми всех чинов и рангов происходило в его резиденции всю Светлую неделю, принимали представителей знатных фамилий, а также служилые чины.

В Теремном дворце царь жаловал «стольников, дворян и всяких чинов людей» целованием руки и «яичком червленым».

В иную Пасху царю требовались тысячи крашеных яиц, а их раздача занимала многие часы. Обычай христосования с подданными стал особенностью празднования Пасхи в России и сохранялся при дворе русских государей до 1917 года.

Русские государи принимали мастеров кремлевских палат — иконописцев, златокузнецов, оружейников.

Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриная яиц на Пасху зачастую подносили домочадцам золотые или позолоченные яйца, символизировавшие приход весеннего солнца. 

Карла Фаберже между 1885 — 1917 г.г. создал великолепную серию миниатюрных ювелирных изделий для российской императорской семьи и частных покупателей. Изготовление каждого пасхального яйца занимало почти год работы целой команды ювелиров. Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году для императрицы Марии Фёдоровны.

Главным украшением пасхального яйца «Трёхсотлетие дома Романовых» 1913 года служат 18 миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых. Они написаны акварелью по кости и находятся под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов. На пасхальном яйце изображения государей помещены в хронологическом порядке, мастера отступили от него только один раз: портрет Николая II находится между портретами своего отца Александра III и Петра I.
Автором этих миниатюр был Василий Зуев, известный петербургский художник-миниатюрист, сотрудничавший с фирмой Фаберже.
Перечислим их всех:
1. Царь Михаил Федорович
2. Царь Алексей Михайлович
3. Царь Федор Алексеевич
4. Царевна Софья Алексеевна
5. Царь Иван Алексеевич
6. Император Петр I
7. Императрица Екатерина I
8. Император Петр II
9. Императрица Анна Иоанновна.
10. Императрица Елизавета Петровна
11. Император Петр III
12. Императрица Екатерина II
13. Император Павел I
14. Император Александр I
15. Император Николай I
16. Император Александр II
17. Император Александр III
18. Император Николай II
Миниатюрные портреты на пасхальном яйце «Трехсотлетие дома Романовых», 1913 г. Мастер — Хенрик Вигстрём, портреты выполнены художником Василием Зуевым.

Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Символика яйца в дохристианской эпохе.

Ленский расстрел 1912 года

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*