Пятница , 23 Февраль 2024
Домой / Русский след в мире / Оружейный мастер Иван Бушуев — ‘Иванко — крылатко’

Оружейный мастер Иван Бушуев — ‘Иванко — крылатко’

Иван Николаевич Бушуев (1798 — 1835) один из лучших мастеров златоустовского украшенного холодного оружия, Золотой век длился с начала и до середины XIX века. Точная дата рождения Ивана Николаевича неизвестна, но уже в 1813 году упоминается Иван Бушуев, как обучающийся «живописному искусству». В 1815 году Иван Бушуев начал работать чертежником 3 класса с окладом 60 рублей в год.
И. Н. Бушуев по праву считается основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия. В 1823 году Бушуев был назначен ведущим художником Оружейной фабрики в Златоусте.

Именно его считают основателем школы художественного холодного оружия, шедевры которой были не только равны, но и часто превосходили изделия признанных лидеров — французской школы Николя-Ноэля Бутэ. Первые его художественные работы относятся к 1818 году.

С 1823 года И.Н. Бушуев числился старшим мастером «украшенного отделения». Много холодного оружия украсил Иван Бушуев вытравкой и позолотой, применяя синение с воронением стали. И сабли, и шпаги, и палаши довелось ему украшать своими рисунками.

Иван слыл ведущим мастером, но всё ещё считался учеником, получая 120 рублей жалованья в год. За мастерство и сообразительность фабричное начальство стало повышать денежное жалованье Ивану Бушуеву, возводить его в чины. После получения чина унтер-шихтмейстера первого класса, Бушуев стал получал жалованье 300 рублей в год.

С этого времени — с 1824 года Бушуев уже по праву ставил свою подпись на всех изделиях. Талантливый мастер оружейник работал в полную силу, создавая самые блестящие свои работы, на которых стояла подпись мастера, сотворившего это чудо.

Всего за годы своей короткой 36-летней жизни И.Н. Бушуев создал более 150 единиц украшенного холодного оружия.
Иван не только был художником, но и сам мог мастерски выковать, заточить и отполировать любой клинок.


Окрыленную, пылкую творческую душу имел Иван Бушуев, полностью отдавал себя работе, — таких редко встретишь в миру. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах идеалы русского воинства. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас как символ творческого горения.

Образ сказочного крылатого коня так запал в душу художника, что изображение быстрого, летящего на крыльях Пегаса стали часто стало появляться на его работах. За это Иван получил на Оружейной фабрике в Златоусте прозвище «крылатый», а среди заводских людей его стали называть просто – «Иванко-Крылатко».

На небольшой по размеру поверхности клинка он располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На клинках Ивана Бушуева оживали военные баталии периода Отечественной войны 1812 года.

Иван умудрялся умещать на клинке сабли целую баталию: летели войны на быстрых конях по полю боя, сражаясь со своими врагами. Бушуев в своих произведениях мастер воспевал героизм русского солдата, патриотизм война, славу русского оружия и гордость за Отечество.

Иван Николаевич довёл до совершенства миниатюру на стали,  изображая победные военные баталии из истории России. Он украшал оружие многофигурными батальными сценами и панорамами, передавая торжественность ситуации и сохраняя реалистичность фигур и изображений.

Сабля Ивана Бушуева 1824 года со сценами оружейного производства. Златоуст

Гравюра как основной элемент украшения оружия была доведена им до совершенства за счёт того, что мастер изумительно владел всеми техническим средствами того времени: травлением, синением, золочением и воронением.

Изобретение «ящурного» воронения стали открыло мастеру дополнительные возможности.

Любопытную оценку дал И.Н. Бушуеву русский искусствовед и коллекционер, редактор журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньин:

«Бушуев — молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую. Сверх того он любит словесность и пописывает стишки».

Сабля произвольного образца. Картины производства оружия И.Н. Бушуев,1824 г.

Расскажем об истории ещё одного памятника из Оружейной палаты музея Кремля — реликвии двух войн, сабле 1829 г. работы Ивана Бушуева.

Сабля парадная в ножнах. Россия, Златоуст, 1829. Мастер Иван Бушуев. Длина общая 100 см; длина клинка 84 см; длина ножен 87 см.

Изготовить эту незаурядную саблю повелел сам император Николай I в честь триумфа русского оружия в 1828 году в городе Варна, одной из самых укрепленных турецких крепостей. В качестве сюжета украшения сабли император повелел взять недавнюю победу «как такового события, которое доставило важные выгоды, к продолжению и блестящему окончанию войны с Портою».

За работу над роскошной парадной саблей взялся лучший мастер-художник украшенного оружия Златоустовской Оружейной фабрики Иван Бушуев.

На всю длину клинка мастер нанёс панораму осады крепости Варны в 1828 г. Со стороны моря стоящую на берегу турецкую крепость обстреливает русский флот. С суши к Варне двигаются русские войска и ведут артиллерийский огонь русские орудийные батареи. За ними развернулось сражение. На переднем фоне изображена русская кавалерия и пехота во главе с военачальником, держащим маршальский жезл в руке. На оборотной (внутренней) стороне клинка изображено триумфальное вхождение русских войск в капитулировавшую Варну. С моря им салютуют корабли русской эскадры.

Скульптурный эфес сабли также прославляет победу русского императора и русского оружия. Навершие рукояти выполнено в виде погрудной фигуры древнегреческой крылатой богини победы Ники, которая в правой руке держит пальмовую ветвь, образующую переднюю и две боковых защитных дужки гарды, а в левой – лавровый венок, внутри которого изображен вензель императора Николая I. На обухе клинка красуется подпись мастера – Иван Бушуев и дата – 1829 год.

Через некоторое время сабля покинула Россию. Исследователи предполагают, что император Николай I мог подарить её младшему брату своей супруги — прусскому принцу Альбрехту. Сабля хранилась в принадлежащем принцу и его супруге замке в Нижней Силезии, где в 1945 году её обнаружили советские солдаты 59-й армии. По решению офицеров и командующего армией саблю послали Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину в качестве символического военного трофея.

Таким образом сабля, созданная в честь победы русских войск над турками в 1828 году, вернулась на родину в знак ещё одной победы — Великой победы над фашистской Германией, одержанной в 1945 году. Сталин, получив дар, решил, что местом хранения этого выдающегося шедевра работы русских оружейников, будет Оружейная палата в Кремле.

Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое `Древнее вооружение` комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра II (1818 — 1881).

Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830 по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И. П. Бояршиновым, скульптором Л. К. Лукиным, резчиком М. Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д. Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства.

При украшении доспехов использовались все технические приёмы гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году делегацией Златоустовской оружейной фабрики доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола цесаревичу Александру Николаевичу.


Доспехи доставленные в Санкт – Петербург по достоинству оценили, как уникальное творение златоустовских оружейников. Все, кто был задействован в изготовлении, получили денежные награды от имени Государя Императора Николая I. Ивану Бушуеву пожаловали целых 700 рублей! Деньги приличные, если учесть, что Иван тогда получал жалованье 500 рублей в год. Долгое время доспехи хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся.

Мастер закончил в 1833 году работу над своим последним шедевром — комплектом вооружения для цесаревича Александра. Это была последняя большая работа «Ивана-Крылатки».

К сожалению, создаваемые мастером шедевры убивали своего создателя, потому что применявшиеся в те времена технологии требовали использования большого количества ртути, пары которой были смертельно опасны для человека. Мастер умер в возрасте 37 лет от чахоточной горячки в 1835 году.

Три младших брата Ивана Бушуева: Флавиан, Амплей и Алексей, обучались мастерству украшения оружия у своего старшего брата, Ивана. Обучил «Иванко-Крылатко» мастерству и своего единственного сына, Александра. Все они трудились на Оружейной фабрике в Златоусте и считались неплохими рисовальщиками, но слава «Иванки-Крылатки» из них никто не достиг.  Легендарными мастерами не рождаются, ими становятся.

Судьба отвела Ивану Бушуеву короткую жизни, однако его великие, уникальные творения оставил добрую память народу и славу великого русского мастера-оружейника. Сегодня оружие мастера украшает коллекции ведущих российских музеев, но ни одного его портрета не сохранилось…

В памятнике Ивану Бушуеву в Злотаусте, скульптор воплотил собирательный образ молодых мастеров Златоустовского оружейного искусства России.

Русские оружейные мастера XVII века

Леонид Гайдай гений эксцентрической комедии
Ломоносов о размножении и сохранении российского народа

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*