Понедельник , 22 Апрель 2019
Домой / Язык – душа народа / Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995.

Русский литературовед, представитель «мифологической школы» в фольклористике, историк Александр Николаевич Афанасьев (1826 – 1871 гг.) весьма широко известен как издатель “Народных русских сказок”. Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. Итогом его многолетнего исследовательского опыта явились “Поэтические воззрения славян на природу” – фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Его труд до сих пор не превзойдён в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас “Золотая ветвь” Дж. Фрэзера и “Первобытная культура” Э. Тэйлора.

Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, и воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом всякого рода, замусорены иностранными словами.

«Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869).

Уже в статье «Языческие предания об острове-Буяне» (1851) Афанасьев предложил собственное оригинальное понимание славянской мифологии. Эту статью можно рассматривать как зерно, из которого впоследствии вырос основной научный труд Афанасьева, его трёхтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде всё то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе учёный труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы. Хотя мифологическая концепция Афанасьева имела достаточно искусственный характер и была скептически воспринята уже его современниками (К. Д. Кавелин, А. А. Котляревский, А. Н. Пыпин, Ф. И. Буслаев), отдельные реконструкции Афанасьева признаются современными исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения» (Вяч. Вс. Иванов).

Как и другие представители мифологической школы, Афанасьев рассматривал фольклор как воплощение древних языческих мифов; соответственно задача исследователя усматривалась в том, чтобы восстановить эти мифы, извлечь их из-под покрова позднейших наслоений и искажений. Сама же мифология, по мнению Афанасьева, представляла собой, «поэтические воззрения на природу». Религию славян при её зарождении Афанасьев характеризует как пантеизм; объектом религиозного культа была природа, воспринимаемая как единое, органическое целое. В изображении учёного мифология возникает удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она чужда всего иррационального, сверхчувственного и сближается с народной мудростью. Внимание древнего человека сначала привлекали главным образом небесные явления, такие как восход солнца или гроза; только впоследствии мифы об этих явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Большое значение в происхождении мифов Афанасьев приписывает также языку и языковым метафорам; он солидарен с М. Мюллером, определившим мифологию как своеобразную «болезнь языка». По утверждению Афанасьева, «богатый и можно сказать — единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями».

Книга Афанасьева оказала существенное влияние на последующее изучение славянского фольклора и мифологии. Из неё черпали материалы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский и А. Н. Островский, А К. Толстой,  Горький, А. М. Ремизов и другие писатели. К ней обращались великие поэты:  А. А. Блок и В. Хлебников, С. А. Есенин.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Том 1:

I. Происхождение мифов и средства его изучения
II. Свет и тьма
III. Небо и земля
IV. Стихия света в её поэтических представлениях
V. Солнце и богиня весенних гроз
VI. Гроза, ветры и радуга
VII. Живая вода и вещее слово
VIII. Ярило
IX. Илья-громовник и огненная Мария
X. Баснословные сказания о птицах
XI. Облако
XII. Баснословные сказания о зверях
XIII. Небесные стада
XIV. Собака, волк и свинья

Происхождение мифов и средства его изучения
Откуда произошли слова Леди и Лорд?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*