Среда , 8 Февраль 2023
Домой / Античное Средиземноморье / Римская мозаика ‘Неприбранный пол’

Римская мозаика ‘Неприбранный пол’

В музее Ватикана есть один артефакт, который выглядит неуместным среди богато украшенных саркофагов и мраморных статуй — это мозаичный пол, который покрыт остатками еды после богатого пира. Когда вы впервые смотрите на мозаику, она выглядит так, как будто кухонный мусор нарочно разбросали по полу вдоль стен трапезной — здесь и ореховые скорлупки, оливковые косточки, кожура фруктов, виноградные стебли, куски камня и осколках стекла. Это очень искусно сделанная мозаичная обманка (лат. trompe l’oeil).

Неприбранный пол — отдельный жанр античных мозаик. Эти изображения разбросанных объедков и остатков еды предназначались для украшения залов, где проходили пиры. Как сообщает древнеримский писатель Плиний Старший, этот жанр создал мастер по имени Сосий, живший во II веке до н. э. в Пергаме. Работы самого Сосия не сохранились — в отличие от множества копий подобных полов, украшавших дома в самых разных уголках античного мира.

Один из образцов мозаики «неприбранный пол» украшал   виллу на Авентинском холме в Риме и был выпол­нен греческим мастером Гераклитом (его подпись выложена в нижней части мозаики). Мастер использовал мелкие мраморные и стеклянные тессеры.

На мозаике представлен богатый ассортимент римской кулинарии, объедки выглядят реалистичными, все предметы объёмны, они отбрасывают тени, и возникает впечатление, будто в зале только что закончился пир  — блестящие раковины, кажутся мокрыми, шелуха каштанов ощетинивается шипами, а виноград покрыт мягким бархатистым налётом, ку­риные ножки, косточки, ракушки, клешни лобстеров, рыбьи головы, скорлупы морских ежей.

Гераклит изобразил даже мышь, которая прибежала попробо­вать упавший на пол и расколотый грецкий орех.

Интересно, что неприбранный пол, как правило, образовывал лишь бордюр или край общей композиции, дополняя другие сюжеты.

Согласно сохранившемуся описанию Плиния Старшего, в мозаику «неприбранный пол» входило центральное изображение голубя, пьющего воду и затемняющего её тенью от головы, стоящего рядом человека. Другие голуби греются на солнце и чистят перья, усевшись на краю чаши.

Можно предположить, что на оригинальной мозаике Сосия сцена с голубями тоже составляла центральную эмблему, окруженную «неприбранным полом». Среди сокровищ виллы Адриана найдена хорошо сохранившаяся мозаичная эмблема, изображающая чашу с голубями, созданная в первой четверти II века н. э. Считается, что композиция Чаша с голубями из виллы Адриана восходит к знаменитому произведению мастера Сосия из Пергама, работы которого не сохранились, но его идеи и сюжеты сохранились в работах художников следующих поколений.

Помимо объедков, в мозаике с «неприбранным полом» хорошо сохранились театральные маски на входе в зал и пейзаж с рекой Нил — распространенный мотив римских мозаик, вдохновленный искусством Древнего Египта.

Мозаики, подобные этой, украшали полы триклиниума (лат. triclinium ← др.-греч. τρί-κλῑνον — столовая с тремя застольными ложами от др.-греч. τρεῖς, τρία — три + κλίνη — ложе, кровать) — зал для пиршеств в древней Греции и Риме, где гости отдыхали на диванах, угощаясь дорогими деликатесы. Мозаичный пол даже сейчас он излучает атмосферу одного из тех длинных римских банкетов, когда опьяневшие гости начинали разбрасывать объедки по краям комнаты.

Неосвещенная комната

Этот мотив ‘неприбранного пола’ в мозаике был удивительно популярен и достаточно распространен во 2 веке до н.э., чтобы  иметь своё собственное название по-гречески: asarotos oikos”неосвещенная комната».

Объедки на мозаике, действительно, отбрасывают длинные беспорядочные тени в разные стороны, словно освещенные пляшущим мерцанием масляных ламп, и даже в глазу маленькой мышки, грызущей орех в углу, виден белый отблеск отраженного света лампы.

Откуда появилась традиция разбрасывать объедки?

Древнегреческие мастера и художники придумали первые мозаики с сюжетом ‘неприбранного пола’, как иллюстрацию древнегреческой традиции, запечатлённой на вазах. Популярное развлечение для гостей на пиру  — игра «коттаб» = «катапульта» (греч. καταπέλτης, лат. catapulta) — греческий термин, обозначающий любую метательную машину. Игра «коттаб» носила довольно игривый и непринуждённый характер развлечений знатных эллинов на дружеских мужских пирушках — «симпосиях» (др.-греч. συμπόσιον), сопровождавшихся буйным весельем с музыкой и пением.

Исследователи считают, что название и игра «коттаб» или «còttabo» первоначально возникла у этрусков, а затем, как и азартная игра в кости, получила широкое распространение во всём древнегреческом мире.

Килих из кургана этрусской гробницы Тарквиния (tarquinia), 470-460 гг. до н.э.

Цель игры «còttabo» заключалась в том, чтобы с помощью меткого броска винного осадка, оставшегося на дне килиха, попасть  в выбранную цель в центре комнаты или «андрона». Естественно, в конце пирушки весь пол был залит остатками вина и, видимо, развеселившиеся подвыпившие гости бросали друг в друга и объедки пищи, которые и запечатлел художник в мозаике на полу.

В музеях сохранились только более поздние римские копии мозаики ‘неприбранного пола’, которые были созданы во время увлечения римлян древнегреческой культурой.

Мозаика ‘неприбранный пол’ — символ высокого статуса

Видимо, богатый хозяин дома заказывал мастерам «неприбранный пол«, как своего рода хитроумно поданный символ своего высокого статуса, которым можно похвастаться перед гостями. Рассмотрим мусор, представленный в коллекции Профанского музея — это мусор и объедки самого роскошного пира —  свежие морепродукты, прибывшие сюда с побережья, шелковица из Азии, имбирь из Индии, инжир с Ближнего Востока, омары, устрицы и даже колючая раковина Murex Brandaris, которая была источником знаменитого Тирского пурпура. А пурпурную одежду разрешалось носить только царям античности и элите римского общества. Фактически здесь изображены, разбросанные по полу, трофеи богатой Римской империи.

Нарушение римских законов

Мозаика ‘неприбранный пол’, как свидетельство роскошного пира, нарушающего римские законы о роскоши, которые ограничивали возможности римской аристократии, в затратах на любой банкет. Lex Orchia, принятый в 182 году до н. э., ограничивал число гостей, которые могли быть приглашены на один пир, а позже римские законы запретили употребление откормленной птицы, моллюсков и свиного вымени, любимого римского лакомства. Судя по сохранившимся рассказам о римских праздниках, эти законы и правила часто нарушались римской аристократией.

Реалистичными объедками, изображёнными в мозаике, римляне создавали историю своих застолий, хозяин дома хотел удивить гостей похвастаться и произвести впечатление на гостей богатством и разнообразием еды на пирушках.

Мозаика ‘неприбранный пол’, как напоминание о быстротечности жизни.

Историки искусства связывают этот интересный древнегреческий обычай с другой римской столовой традицией: memento mori — «помни о смерти». На званых обедах в Древнем Риме гостям дарили миниатюрные танцующие скелеты из бронзы, называемые larva convivalis (гусиная личинка), также известная как «банкетный призрак», .

Это было частью веселья на Римской пирушке и появилось в Сатириконе, когда гость исполнял танец на столе, а хозяин декламировал:

“Увы мы смертны, там все будем,
когда мир вниз нас заберёт.
Так давайте же жить,
пока всё идёт хорошо.”

Мозаика‘неприбранный пол’ была демонстрацией философской мысли о бренности нашей жизни, о том, что даже самый прекрасный пир скоро заканчивается, а дорогостоящие деликатесы превратятся в объедки и мусор под ногами, точно так же, как весело пирующие гости со временем превратятся в кости, пыль и тлен. Другими словами, веселитесь пока живы и наслаждайтесь вкусной едой на жизненном пиру потому, что он может быть последним в вашей жизни.

Цивилизация европейская тожественна ли с общечеловеческою?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*