Пятница , 8 Ноябрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Терминалии 23 февраля

Терминалии 23 февраля

Древнеримский бог Терминус (лат. Terminus)  считался покровителем границ, хранителем межевых знаков. Терминус часто изображается в виде бюста на пограничном камне, здесь надпись: concedo nvlli или concedo nulli означает «я никому не уступлю».

Считалось, что храм Юпитера Оптимуса Максимуса на Капитолийском холме в Риме был построен на месте святилища Терминуса. Иногда Терминуса идентифицировали под именем «Юпитер Терминалис». Скульптура Терминуса осталась в храме Юпитера на Капитолийский храме, что символизировало нерушимость границ Рима.

Ежегодно 23 февраля в Древнем Риме отмечался праздник священных границ, нерушимых рубежей – терминалии, посвященный богу Терминусу.

Античные писатели сообщают, что поклонение Терминусу появилось в Риме во время правления первого царя Ромула (традиционно 753–717 до н.э.) или его преемника Нумы (717–673 до н.э.). Современные учёные по-разному рассматривают это как пережиток раннего анимистического почитания силы, присущей пограничному знаку, божеству, занимающемуся разделением собственности.

Терминус (англ. terminus) — «цель, конец, конечная точка», от латинского terminus (мн. ч. termini) «конец, пограничная линия, предел, пограничный камень» (1610-е годы). Слово происходит от Прото-ИЕ корня *ter-men— «колышек, столб», от корня *ter-, основы слов, означающих «колышек, столб; граница, маркер, цель»; санскрит: tarati «проходит, пересекает «над»tarantah — «море», хеттское tarma— «колышек, гвоздь», tarmaizzi — «он ограничивает», греческое terma «граница, конечная точка, предел», termon «граница», от др. греческого horos — «границы»,  готское þairh, англо-саксон. þurh «сквозь»; др.англ. þyrel «дыра»; др.сканд. þrömr «край, скол, осколок».

Границы империи и частных владений были обозначены специальными столбами, межевыми знаками, которые тоже назывались – термины (от глагола terminаre – «размежевать, отделять, разграничивать, заканчивать»).

Гермес. 480 г. до н.э.

Древнегреческий бог Гермес (др.греч. Ἑρμῆς; (h)er — родственно слову harṣa — «возбуждение, подъём, сила»; микен. e-ma-a — Ἑρμάhας — «хер+мас») считался вестником богов, богом торговли и границ.

Если Гермес древнее, до-греческое божество некогда было фетишем, грудой камней, каменным столбом (герма), которыми отмечались места погребения, границы владения, ворота дома, охранительные знаки на дорогах, то олимпийская мифология знает другого Гермеса, сына Зевса и нимфы Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета.

Этрусский бог Турмс был эквивалентом греческого Гермеса и римского Меркурия — бога торговли и вестника богов, сообщающего людям волю богов. На санскрите Тур — tur — гнать, турить, то есть быстро перемещаться, спешить; Турья — turyA — «не преодолимая сила». Турана —  turANa — «быстрая». Турмс изображался с теми же отличительными атрибутами, что и Гермес и Меркурий: «золотой жезл глашатая» — кадуцей, птеротос (др.греч.φτερωτός крылатый) — крылатые сандалии, позволяющие ему быстро летать, и охранять границы и владения. Турмс был посланником верховного этрусского бога Тина (День), так же, как греческий Гермес был посланником Зевса, а римский Меркурий был посланником Юпитера.

Поклонение богу Терминусу.

Имя бога Терминус было латинским словом, обозначающим пограничный камень, и его поклонение в поздней римской Республике и Империи, было сосредоточено на этом пограничном камне, с которым отождествлялся бог границ.
Писатель Сицилий Флакк описывает ритуал освящения пограничного камня: кости, пепел и кровь жертвенной жертвы, а также урожай, соты и вино помещались в яму в месте, где сходились поместья, и камень был вбит сверху.

Ежегодно 23 февраля в честь Терминуса отмечался фестиваль под названием Терминалии, включающий практики «ежегодное обновление» этого основополагающего ритуала.
Соседи сходились семьями к пограничному камню возлагали гирлянды цветов на своей стороне знака и приносили жертву на алтарь Терминусу, как говорит Овидий, — урожай, мёд в пчелиных сотах и вино. Сам алтарь пропитывался кровью принесённого в жертву ягнёнка или свиньи. Затем последовал общий пир и гимны в честь Терминуса.

Эти обряды праздника практиковали собственники земли — землевладельцы, но в Риме существовали и связанные с ними публичные церемонии. Овидий упоминает о принесении в жертву овцы в день Терминалий на шестой миле от Рима по Виа Лаурентина. О терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия «Фасты» («Календарь»), где излагаются предания, связанные с календарем римских празднеств:

Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который
Обозначает своим знаком границы полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,
Обожествлен ты давно предками нашими был.

Знаменательно, что 23 февраля праздновалось и как последний день старого римского года, тем самым отмечая и рубеж во времени. Римляне совершали над межевыми знаками обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, мог быть оштрафован и считался проклятым богом.
Терминалии праздновались для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями. Удачно проведенная нерушимая граница – залог добрососедства.

Вот тут и обнаруживается параллель с армией – защитницей государственного суверенитета, хранительницей нерушимости границ и мирного сосуществования. День защитника отечества в России – это, по сути, и праздник независимости сопредельных территорий, защищённых друг от друга общей границей. Конечно, можно сказать, что связи между античными терминалиями и Днем защитника Отечества нет никакой и обнаруженные совпадения случайны.

Вероятно, считалось, что Терминус отмечало границу между ранними римлянами и их соседями в Лаврентуме. Камень или алтарь Термина находился в храме Юпитера Оптимуса Максимуса на Капитолийском холме в Риме. Из-за поверья, что пограничный камень Терминуса должен быть обращён к небу — к Юпитеру, прямо над ним в потолке храма было сделано небольшое отверстие.
Иногда связь Терминуса с Юпитером доходила до рассмотрения Терминуса как аспекта этого бога; Дионисий Галикарнасский относится к «Юпитеру Терминалис», а в одной из надписей бога называют «Юпитер Тер».

Есть некоторые свидетельства того, что ассоциации Терминуса могут простираться от границ частной собственности до государственных границ Римской республики и империи. В республиканском календаре, когда к году добавлялся вставной месяц Мерседоний, он помещался после 23 или 24 февраля, и некоторые древние писатели считали, что Терминалия 23 февраля когда-то была концом года.

Срок (term) (1200 г.), terme, «ограничение во времени, установленный или назначенный период; продолжительность жизни, продолжительность жизни»; от др.франц. terme «предел времени или места, даты, назначенного времени» (11 в.), от латинского terminus «конец, пограничная линия», на средневековой латыни «определение», связанное с termen «граница, конец». (см. terminus — конечная точка). В др.англ. termen от латин. termen

Смысл terme «периода времени, в течение которого что-то происходит» (1300 г.), «конец жизни», (начало 14 в.), в отношении срока суда (начало 15 века), срок обучения в школе или университете (середина 15 века). использовалось первоначально в логике и математике (границы линии — её точки). (1743 г.)

Решение Диоклетиана в 303 году нашей эры выбрал дату начала преследования христиан 23 февраля было расценено как попытка привлечь на свою сторону бога Терминуса, «чтобы положить предел прогрессу христианства».

Античная история

Римляне заимствовали всех этрусских богов. Древние авторы писали, что поклонение богу Термину имело сабинское происхождение, и приписывали его появление в Риме Титу Татию, сабинскому царю из этрусского города Цэре, соправителю царя-основателя Рима Ромула (753–717 гг. до н.э.) Сабинские племена и славянские народы.  Многие богатые жители Рима вели свой род от Тита Татия Сабина, нередко называли детей Татианами, причём в ходу были как мужской (Татиан), так и женский варианты имени (Таня, Татьяна).

Плутарх утверждает, что раннее поклонение богу Терминусу, как гаранту мира и соблюдения границ государств и собственников земель, не включало кровавых жертвоприношений.

Считалось, что пограничный камень бога Терминуса находился среди других языческих алтарей, расположенных на Капитолийском холме до того, как был построен новый Храм  при Тарквинии Приске (Tarquinius Priscus; 616–579 до н.э.) или Тарквинии Супербусе (Tarquinius Superbus; 535–510 до н.э.).

Когда предсказатели авгуры взяли на себя миссию выяснить, согласны ли бог или богиня каждого алтаря на его перемещение, бог Терминус не разрешил авгурам премещать камень-алтарь, поэтому камень Терминуса остался в новом храме на Капитолийском храме, и его неподвижность считалась хорошим предзнаменованием постоянства границ города Рима.

Один из авгуров-предсказателей заявил, что камень Терменуса можно переместить только вместе с алтарём древнеримской богини юности Ювентас (латин. Juventas), дочери Юпитера и Юноны (этрусская богиня Уни (Юна), имевшей своё небольшое святилище в пределах храма Юпитера Капитолийского, где она олицетворяла вечную молодость города Рима.

Жертвоприношение в честь победы на агоне с наградами в виде треножника и тении. Краснофигурный стамнос. V в. до н. э.

Современные взгляды учёных

Согласно преобладающему мнению учёных конца XIX и большей части XX века, римская религия изначально была анимистической (от лат. anima, animus — «душа, дух») — термин, обозначающий одушевления природы и предметов, и явлений материального мира, включая человека. Позже духи воспринимались как боги. Терминус, с его отсутствием мифологии и тесной связью с физическим объектом — пограничный камень — яркий пример анималистического божества.

Учёные утверждают, что персонализированные боги римской религии, видимо, были индоевропейскими и предшествовали основанию города Рима.
Жорж Дюмезиль считал Юпитер, Ювента и Терминус римской формой прото-индоевропейской триады богов, сравнивая римских божеств соответственно с ведическими богами: Митра (Mitra), Арья (Arya, Aryaman) и Бхага (Bhaga). С этой точки зрения верховный бог (Юпитер/Митра) ассоциировался с двумя второстепенными божествами, одно из которых заботилось о вступлении людей в общество (Ювентас/Арьяман), а другое – о справедливом разделе их благ (Терминус/Бхага).

Ключ к русской душе
Кого древние греки называли «паразитами»?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*