Четверг , 5 Декабрь 2024
Домой / Язык – душа народа / Куда течёт время?

Куда течёт время?

Для современного европейского сознания естественной представляется картина мира, в которой будущее находится впереди, а прошлое позади нас. Мы как бы идем из прошлого в будущее, и выражение назад в будущее воспринимается нами не иначе как оксюморон (греч. ὀξύς oksús «острый, зоркий, заостренный» и μωρός mōros «тупой, безмозглый«; «зоркий-тупой») — образное остроумное сопоставление противоречащих друг другу понятий; парадокс…

Известно, что некоторые народы представляют течение времени по-другому, но эти примеры для нас экзотика: вот ведь какие бывают странности!
В языке индейцев аймара выражение nayra mara, которое на русский дословно можно перевести как «год впереди» имеет ровно противоположное значение – «прошлый год».
У одного из австралийских племен будущее всегда на западе, а прошлое на востоке, а у некоторых народов, обитающих в гористых районах Новой Гвинеи, будущее находится наверху, а прошлое — внизу. Когда им надо подкрепить жестом слово «завтра», они показывают рукой вверх, в сторону ближайшей вершины. Видимо, потому, что будущее за горами, как подъём в гору, требует усилий. Прошлое же — это место, куда можно просто сползти или скатиться незаметно для себя.
У племени Пираха в Бразилии эти понятия просто отсутствуют, нет ни прошлого, ни будущего.
Сегодня мы будем говорить о том мировосприятии, в котором время есть, но течёт время в разных направлениях.

Возможно вы удивитесь, но следы того, что и наши предки считали, что прошлое находится впереди, а будущее позади, до сих пор обнаруживаются в русском языке. Возьмите хотя бы слово предок от пръдъ — «перед», цслав. прѣдъкъ – «тот, кто впереди» (в прошлом), праотец, пра́дед, пра́матери, прародитель; родоначальник. Один предок у всех. Древнейшие, далёкие предки. Память о предках.

Пра́щур, *praskjurъ. Общеславянское слово, образованное посредством приставки пра-,прадед, прабабка, и существительного щуръ, исчезнувшего из языка.
Любопытно, что по такому же принципу «предок» от слова «потом» образовано слово потомок – «тот, кто будет потом, то есть после».
Взгляд на прошлое как на то, что находится перед нами отражается также в наречии «прежде»,цслав. прѣжде, ст.-слав. прѣжде *perdъ (> перед) — *perdje с суф. -j- (dj > жд, ср. жажда). Прежде буквально — «переднее, перед кем-л. или чем-л., раньше».
Прилагательное прежний, однокоренных словам перед, впереди, передний.

Пе́рвый. Общеславянское, имеющее соответствия в других индоевропейских яз. (ср. др.-инд. pūrvas «прежний, первый», др.-англ. forwost «первый, главарь».)
Первый 1) Первоначальный, самый ранний; происходящий, действующий раньше других. 2) Лучший из всех; отличный. Пе́рвый ученик в классе. Пе́рвый сорт сорт товара, следующий за высшим;
Последние будут первыми, у Бога. Первый в совете, первый и в ответе. Первый звон чертям разгон. Кто первее, тот и правее.
Пе́рва, пе́рво, перва́ нареч. сперва, на́перво, прежде, наперед, вперед. Ты перво-на́перво помолись Богу.
Предшествовать «быть раньше». Тот же взгляд на вещи обнаруживается в выражении за нами придут новые поколения.

Получается, что в таком мироздании мы ведем отсчёт времени не от настоящего, а от какой-то начальной точки – от сотворения мира.

Подобная пространственная ориентация основывается на представлении, что человечество движется из будущего в прошлое: потомки приходят в этот мир и уходят в прошлое – к предкам. Именно такое мировоззрение характерно для традиционных обществ, ориентированных на «золотой век».

В традиционных культурах именно прошлое, а не будущее является центром притяжения, воспринимается как нечто «надежное», «благополучное», «счастливое», оно, естественно, должно находиться «впереди» по направлению движения человечества. Именно в прошлое был направлен «взгляд» человека, прошлое служило ориентиром и эталоном, по которому нужно было поверять свои поступки в настоящем.

Такой взгляд отнюдь не лишен логики, ведь прошлое всегда перед глазами, мы его знаем, помним, «видим». Будущее же совершенно неизвестно, скрыто от нашего мысленного взора. Человек, идя по жизни, стареет и приближается к прошлому, к предкам, а затем и уходит к ним. Предки, основатели родов, в традиционных обществах почитаются как боги. Ещё раз обратим внимание: предки – «те, что впереди».

В этой связи представляет интерес слово правый.
Пра́вый. Общеславянское, древнерусское — правый (прямой), образованное суффиксальным способом от исчезнувшего пра- (прадед), др.-инд. prabhúṣ «выдающийся (по силе и изобилию), превосходящий», от той же основы, что и предлог про-  1) О ком-, чём-л., «про новых друзей. Про меня забыли. Фильм про любовь. Про всё и про вся». 2) разг. Для, ради, кого-то, чего-либо. «Эта вещь не про тебя. Не про нас»
Родственное латинское probus — «хороший, добрый», Изначально смысл этого слова — «первый».

Сегодня мы считаем, что это прилагательное характеризует то, что находится сбоку от нас, по правую руку.

На санскрите: дакшина – dakshina — правый, честный (родственные слова в Др. рус. яз.: десный, десть — правый. ДЕСНИЦА – правая рука, сторона, ОДЕСНУЮ – справа, ОШУЮЮ – слева). Дакша – dakśa – бог в др. инд. мифологии. Дакша, Прадакшина — dakşa, pradakşina — 1) на право;  2) на юг; (лат.- dexter — право.)

Совсем не так это слово представляли наши предки.
Давайте подумаем, с этим корнем связаны такие важнейшие понятия как «правда», «право» (законы), «правило», «управление» и пр. Правый в древности – «правильный, истинный, справедливый».

Так вот, прилагательное правый в глубокой древности с помощью суффикса –в образовалось от не сохранившегося корня *pra (ср. приставку пра— в словах прадед, пращур, праотец прародитель). Первичное значение этого корня – «первый, исходный». Он родственен приставкам pro и pre. Первоначально правый «тот, что впереди, прямо перед тобой», поэтому слово развило также значение «прямой» (ср. направление).

«Истина»противоположность лжи; ныне слову «истина» отвечает и «правда, правдивость, справедливость, правосудие, правота, правое дело» отразилось представление о том, что первое – настоящее, как подлинник, а все, что потом, – уже не то, не подлинное, не относящееся к традициям.
И́стовик — истый или истовый предмет, вещь: подлинный, настоящий, «истинный». «Это камешек и́стовик, без порчи, без подделки.»

Значение правый как «противоположный левому» связано с нашим предпочтением к выполнению всех работ именно правой рукой, поэтому именно её мы и воспринимаем как «правильную».

Истина др.-русск., ст.-слав. истина 1) то, что соответствует действительности; правда. Сказать истину. Его слова близки к истине. Познать истину. Горькая и́стина. (неприятное, но справедливое замечание, суждение и т. п.) Святая и́стина. (нерушимая, незыблемая правда).

2) Правдивость, подлинность. Во истину (церк.-книжн., ритор.) — действительно, в самом деле, истинно.
3) Нравственный идеал. Искать истину. Верить в истину.
4) Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старая и́стина. Жизненная и́стина. Избитые истины (опошленные частым повторением) Азбучная, прописная и́стина. (то, что всем хорошо известно). На путь истины направить (наставить) кого-либо — на правильный путь, к правильным действиям.
Встарь истина означала также «наличность, наличные деньги, ныне и́стиник — капитал чистоган; не мнимое, оборотное или долговое богатство, а истинное, наличность. Сведи его на истиник, так и ло́пнул, на чистый капитал.

И́стый, и́стный, истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий; верный; неложный, истинный; прямой, правдивый.
Он истый отчи́зник. Не ври, говори истое дело. Кто за правду горой, тот истый герой.
Исто́таестество, сущность, самая суть предмета. Исто́та человеческая не в плоте, а в духе его. И́стовый истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий. Сын-то истовый отец, очень схож. Говорю тебе истовое слово. Он истово мо́лится. Истово что так, правда. Человек истовый, правдивый, хороший

Таким образом, язык хранит память о мировосприятии наших предков, о том, что они считали «добрым», «святым», как представляли течение времени.

Принято считать, что изменение направление движения в горизонтальном времени-пространстве на противоположное (из прошлого в будущее) в европейской культуре возникло благодаря христианству.
Произошло изменение аксиологических установок: эсхатологическое (от греч. «эсхатос» -«конечный«) будущее становится более значимым, чем прошлое.

Эсхатология изучает представления о том, как закончится история человечества и какие последствия будут для жизни в мире после конца времён. 

Затем возникла идея прогресса, в том числе и социального, и будущее стало ещё более притягательным. Так европейская культура изменила вектор своего движения во времени.

Наука до сих пор не может объяснить широко известные и многочисленные факты замедления времени или явное ускорение времени к старости.

С незапамятных времен на Земле люди отсчитывали время в соответствии с периодическими природными процессами, связанными с вращением Земли вокруг своей оси – полный оборот происходит за сутки — 24 часа — и с вращением Земли вокруг Солнца – полный оборот происходит за год.

С точки зрения физики эти периодические смены, идущие последовательно, создают поступательный ход событий, или время, в котором мы живём — рождаемся, взрослеем, стареем, умираем.

Считается, что мы живём во внешней последовательности событий, в однообразном, непрерывном, неизменном временном потоке, который представляет собой постоянный «ход» времени.

В наших – «домашних» — условиях это «внешнее» время действительно остаётся практически неизменным, то есть при сравнительно низких скоростях движения таких макроскопических объектов как человек на Земле заметить это движение невозможно. Мы не можем заметить скорости движения любой точки Земли на экваторе — наибольшая осевая скорость  составляет около 0,5 км/сек. Сидя дома на диване, мы не замечаем скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца – около 30 км/сек.

Теория Эйнштейн показала зависимость времени от скорости движения объекта: время для объекта, на котором находится наблюдатель, замедляется с ростом скорости объекта, что становится особенно заметным для него на скоростях, близких к скорости света (300000 км/сек).

Это означает, что время, и форма протекания тех или иных процессов, может меняться в зависимости от условий.

То есть общая концепция неизменности времени оказывается сомнительной, что подтверждается изменением времени не только для физических объектов, но и для живых существ с изменением условий, в которых они находятся.

Темп жизни и её продолжительность в астрономическом, календарном, или «внешнем» времени может изменяться для множества видов живых существ в десятки, сотни, тысячи и миллионы раз.

Если человек живёт около 70 лет, доживая иногда до 120 лет, то колибри или мышь – всего несколько лет, доживая в среднем соответственно до 4 и 8 лет; мадагаскарский таракан— черепашка живёт около 7 лет, а продолжительность жизни бабочки Соленобия из семейства Мешочницы составляет всего несколько минутМоллюск – европейская жемчужница живёт около 250 лет, до этого возраста доживают и крупные черепахи, антарктические губки и черешчатые дубы доживают до 1500 лет, секвойи – до 2000 лет. Считается, что продолжительность жизни зависит от скорости обмена веществ в организме.

Однако объяснить факты изменения скорости «хода» времени для различных видов живых существ и для человека в определенных обстоятельствах в виде его замедления или ускорения и есть факты подобного изменения. Приведём наиболее известные из них.

Известны и описаны редкие факты ускорения или замедления хода собственного времени человека, встречающиеся, как правило, в экстремальных случаях. Описаны военные эпизоды, в которых солдатам удалось уклониться от стрел, пуль, осколков снарядов, мин, летящих со скоростью 100 – 150 метров/сек. Пережившие этот феномен солдаты рассказывают о нем так: происходит кратковременное визуальное замедление движения стрел, пуль или осколков настолько, что за ними можно было следить и уклоняться от них.

Известно, что скорость распространения нервных импульсов колеблется в интервале от 1 м/сек до 120 м/сек.  Так что чуда тут нет, но есть необходимость мгновенного подключения всех «компьютерных» внутренних ресурсов организма, что случается крайне редко, поскольку зависит от индивидуальных особенностей организма человека и его реакции на стресс или опасность.

В обычных условиях жизни у каждого человека есть его собственное «внутреннее время», и каждый по-своему воспринимает скорость его течения, сверяясь с часовой стрелкой, движение солнца по небосводу и сменой сезонов.

Более быстрое «течение» времени явственно ощущает каждый человек в старости. Многие старики с удивлением замечают, что они за день (сутки) не успевают сделать то, что удавалось им в более ранние годы. Внешнее время для них бежит или летит, ускоряя ход, а внутренние процессы замедляются. Они чувствуют разницу в скорости течения  «внешнего времени» и ощущают изменившуюся скорость «внутреннего времени». Старики замечают, что их реакция на внешние сигналы часто запаздывает, хотя их интеллект не потерян, им становится трудно водить автомобиль, следить за смыслом дискуссии, содержанием быстрой речи собеседника или телекомментатора.

Многим людям известно, что насыщенные делами и заботами дни пролетают незаметно, а дни безделья иногда тянутся нескончаемо долго.

Время любого человека в действительности есть информационный процесс, в ходе которого материальные объекты распознаются всеми органами чувств и информация эта непрерывно обрабатывается сознанием.

Скорость течения времени для каждого человека зависит от объёма информации, поступающей в обрабатывающие центры организма человека, и от скорости обработки сознанием поступающей информации.

Собственное время человека есть информационный процесс,  сливающийся в сознании в картину непрестанно меняющегося окружающего мира.

Факт ускорения собственного времени человека можно объяснить снижением скорости обработки информации. Ускорение времени происходит также и при условии, если сильно увеличен поступающий объём новой информации, что ведёт к  уплотнению времени.

Существенные изменения информационных потоков для человека означают существенные жизненные перемены, ведущие и к изменению его сознания и его самого. Потеря основных каналов информации вследствие болезни, отставки,  безработицы и т. п. означает для каждого человека истинную катастрофу, часто практически равноценную потере жизни.

Таким образом, получение и обработка сознанием внешней информации составляет собственное время человека и является, по сути, содержанием его жизни.

По материалам журнала «Техника молодежи». 1980, № 3, с. 57.

Горе горькое
Ключ к русской душе

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*