Четверг , 2 Февраль 2023
Домой / Античное Средиземноморье / Этрусские прорицатели

Этрусские прорицатели

дам-Etruscan, Cerveteri- 4 в. до н.э.

   Вегойя — нимфа-пророчица этрусской мифологии, стала злым гением этрусков. Она предрекла восемь веков их существования, что сказалось на сопротивляемости этрусков римской военной экспансии. Ожидание конца своей страны и народа не могло не влиять на боевой дух воинов, тем более что всеобщая гибель и поражение были давно предсказаны.

Считалось, что Вегойя (Бегойя)  обучила этрусков некоторым ритуальным правилам и сообщила людям принципы измерения и способ отмечать границы полей. Её откровения якобы хранились вместе с Сивиллиными книгами – таинственным кодексом, авторство которого приписывалось Кумской сивилле, – в храме Юпитера Капитолийского, а во времена правления Августа – в храме Аполлона на Палатине в Риме.
боги-авгуры-этруск см. на пролет. птиц-500-480 гг. До н.э.Этрусские жрецы были предсказателями и пророками. Они делились на авгуров и гаруспиков.

Авгуры гадали по полёту птиц, а гаруспики гадали по печени и внутренностям жертвенных животных. В этрусском Тарквинии проживала община авгуров и гаруспиков — 60 человек.

Авгуры появились ещё при первом римском царе Ромуле, а при втором царе Нуме Помпилии, должность авгура стала государственной, почётной и пожизненной. В их обязанности входило предсказывать исход важных событий в жизни.

Авгуры сформировали коллегию предсказателей в Риме. Авгуры делали предсказания по поведению и по полёту птиц (лат. avis — «птица» garrire -«говорить»). Отсюда появляется от Прото-ИЕ корня *aug- «увеличивать» ст.латин.: *augos (род. п. *augeris) «увеличение» и связано с augere «увеличение» от гл. augurari; латинское слово «augurium», а затем от augeo «умножаю, увеличиваю, наделяю богатством», итальянское «augurio», которое изначально означало сам процесс гадания, а потом и его результат, то есть само предсказание, а также предчувствие будущего.

Присциан (I.6 §36) утверждает, что более древние формы слов:  augur и auguratus, а более поздние слова auger и augeratus.

Как свидетельствуют надписи, этруски использовали несколько слов при предсказании: капен — capen, мару — maru, яснев — eisnev, хатренку — hatrencu .

Таким образом, слово авгур — провидец, имеет этрусское происхождение и было позаимствовано римлянами у этрусков, и введено в латинский язык вместе с этрусскими обрядами предсказаний.

Авгуры предсказывали добрые события: «di buono, lieto, felice augurio» — «добрым, счастливым предзнаменованием«, или же недобрые, зловещие предсказания: – «di cattivo, tristo, sinistro augurio» — «недобрый, зловещий знак».

В современном итальянском языке слово «Auguri!» = «Поздравляю!», стало универсальным поздравлением и добрым пожеланием, которым можно поздравить с любым праздником: «Auguri! Buon capodanno!»- «Поздравляю! С Новым Годом!»; «Tanti auguri a te!» —  «с днём рождения тебя»; «un augurio di felicità» (пожелание счастья), «un augurio di buona fortuna» (пожелание удачи), «il mio augurio più sincero» (моё самое искреннее пожелание).

Слово «augurarsi» выражает надежду на добрые события в своей жизни: «Mi auguro che quest’anno sia più tranquillo. – Я надеюсь, этот год будет спокойнее».

Часто одновременно с поздравлениями хотим выразить и наши добрые пожелания-предсказания «fare gli auguri (пожелание счастья), porgere gli auguri a qualcuno» (поздравления с днём рождения); мы можем их также послать или отправить — «mandare/inviare gli auguri a qualcuno» («передать добрые пожелания»).

Древние римляне заменили этрусское слово «augur« на латинское «auspex» , а самого предсказателя-наблюдателя за птицами стали называть — auspicium, отказавшись от этрусского термина augurium.

Ауспекс (Auspex) —  прорицатель, предсказывающий будущее по полёту и поведению птиц (шпак — воробей);
Аускекс (Auspex) от Прото-ИЕ корня: *awi-spek- «наблюдатель за птицами», от корня *awi— «птица» + корень *spek— «наблюдать за…»;  Прото-ИЕ корень *ави- *awi- , означающий «птица, летать», отсюда слово «авиация».

Со временем греческое οἰωνός — оноспредзнаменование, стало применяться в более широком смысле; в 1590-е годы,  латинское auspex — «толкователь предзнаменований, по полёту и поведению птиц, вестников богов», его искусство называлось augurium или auspicium.

Слово auspex для наблюдения — auspicium ауспициум — предсказание имело латинское или сабинское происхождение.

Плутарх сообщает, что предзнаменования изначально назывались ауспициями (auspices, от гл. auspicari). Плутарха утверждает, что с древних времён римляне перед вступлением в брак, советовались с прорицателем, который назывался ауспексами, а не с авгуром. Видимо, есть различие между словами auspicium и augurium, хотя они часто применяются к одним и тем же знакам, приметам, используемым для предсказания.

Все народы древности были твёрдо верили в то, что воля богов и грядущие события открываются людям с помощью определенных знамений, которые посылают боги в знак своей благосклонности. Среди аргументов стоиков есть мысль о том, что если есть боги, то они заботятся о людях, и должны посылать им знаки своей воли.
Все народы стремились познакомиться с волей богов различными способами, что породило бесчисленные виды гаданий.
Римляне научились у этрусков разгадывать значения необычных явлений природы — Prodigia; вместе с другими соседними народами римляне пытались узнать будущее, особенно во время войны, обращаясь к внутренностям жертв, а во времена опасности и трудностей они привыкли обращаться к Сивиллиным книгам, полученным ими от греков.

Цицерон, который сам был авгуром, в своей работе De Divinatione обращает внимание на разницу между auspicia и этрусской системой гадания, которые обращали внимание на полёт птиц как на знак божественной воли.
Римляне узнавали будущее от Юпитера, а птицы считались его вестниками.

Ауспеки не давали римлянам никакой информации относительно хода будущих событий, они не сообщали людям, что должно случиться, они просто объявили «да» или «нет».  Они не называли причину решения Юпитера, а просто учили их, что им делать или не делать.

Слова augurium и auspicium со временем стали использоваться для обозначения наблюдения за различными предсказывающими знаками, которые были разделены на пять видов: ex caelo — с неба, ex avibus — от птиц, ex tripudiis — от танцев, ex quadrupedibus — из клюквы, ex diris — от сказанного. Из них последних трёх не было у древних ауспеков — auspicia

1. Ex caelo — от неба — наблюдение за различными видами грома и молнии была первоначально этрусской, а не римской традицией. Плиний (Естественная история. II, 137—148), сообщает о том, что авгуры делят небо на шестнадцать секторов. Наблюдатель встает лицом к югу. Сектора слева от него, на востоке, благоприятные; те, что на западе, – неблагоприятные. Самое главное – заметить, из какой точки исходит молния и в какую точку она бьет. Право метать молнии имеют девять богов, но Юпитер может метать молнии трёх разных видов.

2. Ex avibus — от птиц. У римлян только несколько птиц могли предсказывать. Баснословные сказания о птицах. Птицы были разделены на два класса:
Oscines, те, которые давали предсказания пением или своим голосом, такие как ворон (corvus) давал благоприятное предзнаменование (auspicium ratum), когда появлялся справа и ворона (cornix), когда её видели на слева (Plaut.), а также сова (noctua) и курица (gallina).
Alites, те птицы, которые давали предсказания своим полётом — орёл (аквила — aquila) птица Юпитера (Jovis ales), и стервятник (vultur)

гаруспик-предсказатель-Калхас

Гаруспики — гадали по внутренностям, а искусство гадания по внутренностям животных называлось zich nethsrac.

Этимология слова «га-рус-пик» неясна и служила источником многих споров у античных авторов. Хотя первая часть слова явно представляет собой индоевропейский корень (санскрит: gava (go) – говорить на распев, go — торжественное песнопение). Первый элемент слова всегда считался чужеродным для латыни. Латиняне предполагали, что go —  связан с ассирийским «хар» – «печень», но такое толкование остается спорным.

Печень животного, принесенного в жертву богам, будучи вместилищем жизни, отражает состояние мира в момент жертвоприношения. Жрец находит на поверхности печени местоположение богов и в соответствии с конфигурацией частей, связанных с каждым богом, может предсказать будущее.

Религия этрусков была религией откровения, её знания были записаны в этрусских текстах — лат.«Etrusca Disciplina» — «Этрусские знания», на эти тексты ссылаются Валерий Максим и Марк Туллий Цицерон в эпоху поздней Римской республики. Pyrgi Таблицы Пирги

«Этрусские знания» — «Etrusca Disciplina» представляли собой свод правил гадания. Массимо Паллоттино разделил известные, но не сохранившиеся манускрипты «Этрусские знания»  на три группы:
1. «Книги Гаруспиков» — «Libri Haruspicini», формулирующие теорию и правила прорицания по внутренностям животных;
2. «Книга молний» — «Libri Fulgurales» — о прорицаниях по ударам молний;
3. «Книга ритуалов» — «Libri Rituales», в которые была включена «Книга судеб» — «Libri Fatales», описывающие правильные ритуалы основания городов и святилищ, осушения полей, формулирования законов и указов, измерения пространства и исчисления времени. «Libri Acherontici» касалась загробной жизни, и «Libri Ostentaria», правила для интерпретации предзнаменований.
 Откровения пророка Тагета были даны в «Книге Тагета» — «Libri Tagetici», которые включали «Libri Haruspicini» и «Libri Acherontici».

700 г. до Р. Х. Вульчи, Тоскана, чаша для косметики
Около 100 года до н.э. в Этрурии были написаны откровения нимфы-прорицательницы Вегойи — «Libri Vegoici» —«Книги Вегойи», которые включали «Libri Fulgurales» и часть «Libri Rituales» (Книга Ритуалов) — древние этрусские книги восьмого, седьмого и шестого веков до н. э. Эти книги известны от латинских авторов.

В «Libri Vegoici» -«Книге Вегойи» пророчица предсказала грядущий упадок этрусской нации в 8 веке до н.э. Это пророчество нимфы-прорицательницы Вегойи стало известно нам благодаря переводу этрусского текста пророчества на популярную латынь в 100 году до н.э.

Предсказательница Вегойя известна из преданий этрусского города Кьюзи (латинское: Clusium; этрусское: Clevsin; умбрийское: Camars) (ныне в провинции Сиена — Siena).

В «Книгах Вегойи» была разработана целая система дивинаций (от лат. divinatio — предсказываю, предчувствую), даны истолкования знаков, предсказание будущего на основании интуиции, наблюдений за поведением птиц, гаруспики гадали по печени и по расположению внутренних органов животных, принесённых в жертву.

По тайным знакам, которые боги посылают людям, этрусские книги откровений учили авгуров и гаруспиков узнавать желания богов. Этруски полностью принимали таинственность желаний богов, они не пытались объяснить ни их действия, ни смысл.

«Etrusca Disciplina»- «Этрусские знания» представляли собой свод правил гадания. М. Паллоттино называет «Etrusca Disciplina» религиозной и политической «конституцией», дающей возможность спрашивать об этом у богов и получать от них ответы.

С нимфой-пророчицей Вегойя — Vegoia связана богиня пророчестваЛаса Векувья — Lhasa Vecuvia (вековая — ведунья)

 Этрусское божество Ласа (во множественном числе Lasas — Ласас), иногда мужчины, но чаще женщины, формировали свиту и сопровождали богиню Туран.

Существует множество свидетельств того, что этрусская культура и религия проникла в менее развитые сообщества их латинских и сабинских соседей. Например, этрусский алфавит, произошедший от греческого, считается источником для латинского алфавита. Принципы и структурные правила этрусской десятичной системы счисления также признаны источником римских цифр, представляющих собой упрощенную версию этрусской системы счисления. Римляне позаимствовали у Этрусская цивилизация структуру и символы верховной власти и календарь. Этрусское слово Craeci является источником слова «греки», которые называли себя эллины.

Этимология имени Вегойя — Vegoia.

Имя нимфы-пророчицы Вегойя — Vegoia на этрусском языке Vecu (веку), Vecui (векуи), Vecuvia (Векувия), Vegoe (Вегойя) от слова санскрита: Vac — речь, говорить; vaca — слово, фраза; vakia —  сказать; Vacati — говорить (родственные слова в рус. яз.: вещать, вякать), vacana —  «говорение». Прото-ИЕ корень *weg-, * weg-yo — вещунья, ЯГА; др.верх.-нем. hag — Яга, корга, ведьма; * hægge — Яга, корга; ср.верх.-нем. hęcse — Яга, ведьма; др. верх.-нем. hāzus, hāzissa, hagzussa, hāzussa, hagazussa, hāzessa — Яга, Ягуся, ведьма; англо-сакс.: hœg — Яга, колдунья. В древнегреческом языке нет слова * hagga, современное английское ‘hag’ — большая загадка! Гот. weihs — священный;  англо-саксон. Wicce — колдун, волхв, wicca —  «волхва, колдунья, ясновидящая, предсказательница»; wiccian — колдовать; прото-герм.: wikken, wicken — колдовать; wikker, wicker — прорицатель; wikkjaz — «тот, кто будит мёртвых»,«некромант», др.англ. wigle — гадание, wig — идол; англ. witch — ведьма, от сербского вjештица —  вещунья.

На санскрите: вивека — viveka — истинное знание, правильное суждение, способность различать реальные свойства вещей; Веданта — Vedanta — способность отделять невидимый Дух от видимого мира, или дух от материи, истину от неправды, реальность от иллюзии.

 ВЕЩИЕ слова вещать и ведать (ведети) одного происхождения, от корня санскрита: vid (настоящ. вр. vedmi) —ведать, знать; vedajami —ведаю, знаю, учу вас; vida, vidya, veda, vitti — знание, vidita, vidvas, vettar — мудрый, готс. vitan, англос. witan, скан. vita, др.-нем. wizan, др.-прус. waist — знать. Если станем рассматривать слова, образовавшиеся у славян от корня вед (= -вет, -вит, -вещ), то увидим, что они заключают в себе понятия предвидения, прорицаний, сверхъестественного знания, волшебства, врачевания и суда— понятия, тесная связь которых объясняется из древнейших представлений арийского племени. Вече (вечать вместо вещать) — народное собрание, суд; вещба — не только «чарования и поэзия», но имело ещё юридический смысл, как это видно из чешской песни о Суде Любуши: vyucene vescbam vitiezovym” — edoctae scientias judiciales; vitiez, следовательно, — судья (в рус. витязь — сильный, могучий герой); сравни нем. vitzig — судья. Укажем юридические термины: ответчик, завещание, повет — область, подлежащая ведомству известного суда; ведаться — судиться (“ведаться судом”), а в Орловск. губ. — кидать жребий, который в старину имел религиозно-судебное значение.

Вешчбы — предсказания, а вештец ~ «вещающий по наитию свыше, по внушению богов»; у сербов вjештиназнание, вjeштaн и вjештица — вещун, вещунья, у нас: ведун (ведьмак) и ведьма, или синоним: знахарь и знахарка (знахарица, от знать); ведовство и ветьство — волшебство. Ведун и ведьма имеют ещё другую форму вещун и вещунья (вещица) — колдун и колдунья, и таким образом являются однозначительными с словами пророк и прорицатель (от реку, речь,); пред-вещать— предсказывать, вития (=ве-дий), вещий— мудрый, проницательный, хитрый, знающий чары.

Этрусская богиня Вейя
Этрусская мифология

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*